ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-13071/20 от 21.10.2020 АС Воронежской области

Арбитражный суд Воронежской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж

«21» октября 2020 года                                                               Дело №А14-13071/2020

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Ю.А. Соколовой

при ведении протокола судебного заседания секретарем Литвиновой Н.А. с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>, ИНН <***>),           г. Воронеж

о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ Общества с ограниченной ответственностью «МУП ПО УБОРКЕ ГОРОДА»  (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Лиски Воронежской области,

при участии в судебном  заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 16.01.2020 №14/307/04/КК, с предоставлением документа о высшем юридическом образовании и паспорта;

от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО2, представителя по доверенности от 02.07.2020, с предоставлением документа о высшем юридическом образовании и паспорта,

установил:

Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление Росприроднадзора, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением от 20.08.2020 №11/9196/02/ЖМ о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ Общества с ограниченной ответственностью «МУП ПО УБОРКЕ ГОРОДА»  (далее - лицо, привлекаемое к административной ответственности, ООО «МУП ПО УБОРКЕ ГОРОДА», заинтересованное лицо Общество).

Определением Арбитражного суда Воронежской области от 14.09.2020 заявление принято судом к производству, назначено предварительное и судебное заседания по указанному делу на 14.10.2020.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, ходатайствовал о приобщении к материалам  дела отзыва на заявление, согласно которому признает вину в совершении выявленных административным органом нарушений, а также прикладывает документы по устранению выявленных нарушений в полном объеме, ходатайствует о снижении административного наказания, предусмотренного санкцией вменяемой статьи ниже низшего предела в соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Суд в порядке ст. 159 АПК РФ приобщил указанные документы к материалам дела, при отсутствии возражений со стороны представителя заявителя.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление о привлечении его к административной ответственности.

Представитель Управления поддержал заявление о привлечении ООО «МУП ПО УБОРКЕ ГОРОДА» к административной ответственности в полном объеме, подтвердил факт устранения Обществом выявленных административным органом нарушений. По вопросу снижения размера суммы штрафа ниже низшего предела, предусмотренной санкцией вменяемой статьи полагался на усмотрение суда.

На основании части 4 статьи 137 АПК РФ, при отсутствии возражений со стороны представителей лиц, участвующих в деле, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание.

Представители участников процесса в судебном заседании 14.10.2020 поддержали позиции, изложенные в предварительном судебном заседании.

Руководствуясь ст. 163 АПК РФ, суд определил: объявить в судебном заседании 14.10.2020 перерыв до 21.10.2020 до 14 час. 30 мин. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в сети «Интернет».

Из материалов дела следует, что Центрально-Черноземным межрегиональным         управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в ходе проведения плановой, выездной проверки исполнения лицензионных требований, проведенной с 09.07.2020 по 05.08.2020, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «МУП по уборке города» (далее - Общество, ООО «МУП по уборке города») установлены грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по обращению с отходами IV класса опасности.

Проверка ООО «МУП по уборке города» осуществлялась по адресу: 396900, <...>.

ООО «МУП по уборке города» является лицензиатом. Лицензиат осуществляет деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности, в том числе отходов ТКО на основании переоформленной лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности (на работы по сбору, транспортированию, размещению отходов IV класса опасности) серии 036 № 00382 от 14.08.2017.

При проведении проверки установлено, что Лицензиат осуществлял деятельность по сбору, транспортированию, размещению отходов на эксплуатируемом полигоне ТБО.

Факт осуществления деятельности подтвержден справкой, подписанной генеральным директором ООО «МУП по уборке города» ФИО3 о размещении на полигоне ТБО за май-июнь 2020 года 36 411,7 куб.м отходов, а так же актами выполненных работ (оказанных услуг) №162/ТЛН от 29.05.2020; №165/ТЛН от 29.05.2020; №171/ТЛН от 29.05.2020; №173/ТЛН от 29.05.2020; №174/ТЛН от 29.05.2020; №179/ТЛН от 29.05.2020; №181/ТЛН от 29.05.2020; №193/ТЛН от 29.05.2020; №211/ТЛН от 25.06.2020; №204/ТЛН от 30.06.2020; №212/ТЛН от 30.06.2020 №227/ТЛН от 30.06.2020; №233/ТЛН от 30.06.2020; №238/ТЛН от 30.06.2020.

Также в ходе проверки административным органом было установлено, что водители транспортных средств (мусоровозов):

- ФИО4, допущенный приказом ООО " МУП по уборке города " от 09.01.2017 № 7 к обращению с отходами производства и потребления (транспортированию), не имеет профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности;

-ФИО5, заключивший с ООО " МУП по уборке города" трудовой договор от 16.10.2017 №8, прошедший профессиональную подготовку в ФГБОУ ВПО «ВГУ» по курсу «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I - IV класса опасности» в объеме 112 часов, подтвержденную свидетельством от 15.10.2012 регистрационный №01-47, осуществляет транспортирование отходов, не имея допуска к обращению с опасными отходами.

Водители транспортных средств:

-ФИО6, заключивший с ООО " МУП по уборке города " трудовой договор от 10.12.2013 №16, не включен в приказ №7 от 09.01.2017 по допуску к обращению с опасными отходами и не имеет профессиональной подготовки, при этом выполняет работы по транспортированию твердых коммунальных отходов;

-ФИО7, заключивший с ООО " МУП по уборке города " трудовой договор от 10.12.2013 №17, не включен в приказ №7 от 09.01.2017 по допуску к обращению с опасными отходами и не имеет профессиональной подготовки, при этом выполняет работы по транспортированию твердых коммунальных отходов;

-ФИО8, заключивший с ООО " МУП по уборке города " трудовой договор от 10.10.2016 №12, не включен в приказ №7 от 09.01.2017 по допуску к обращению с опасными отходами и не имеет профессиональной подготовки, при этом выполняет работы по транспортированию твердых коммунальных отходов;

- ФИО9 заключивший с ООО " МУП по уборке города " трудовой договор от 20.01.2016 №1а, не включен в приказ №7 от 09.01.2017 по допуску к обращению с опасными отходами и не имеет профессиональной подготовки, при этом выполняет работы по транспортированию твердых коммунальных отходов;

- ФИО10, заключивший с ООО " МУП по уборке города " трудовой договор от 12.04.2016 №6, не включен в приказ №7 от 09.01.2017 по допуску к обращению с опасными отходами и не имеет профессиональной подготовки, при этом выполняет работы по транспортированию твердых коммунальных отходов;

-ФИО11 заключивший с ООО " МУП по уборке города " трудовой договор от 25.31.2018 №8, не имеющий допуска к обращению с опасными отходами и не имеющий профессиональной подготовки, при этом выполняет работы по транспортированию твердых коммунальных отходов;

-ФИО12, заключивший с ООО " МУП по уборке города " трудовой договор от 20.05.2019 №4, не имеющий допуска к обращению с опасными отходами и не имеющий профессиональной подготовки, при этом выполняет работы по транспортированию твердых коммунальных отходов;

-ФИО13, заключивший с ООО " МУП по уборке города " трудовой договор от 15.04.2019 №2, не имеющий допуска к обращению с опасными отходами и не имеющий профессиональной подготовки, при этом выполняет работы по транспортированию твердых коммунальных отходов;

-ФИО14, заключивший с ООО " МУП по уборке города " трудовой договор от 22.10.2019 №9, не имеющий допуска к обращению с опасными отходами и не имеющий профессиональной подготовки, при этом выполняет работы по транспортированию твердых коммунальных отходов;

-ФИО15, заключивший с ООО " МУП по уборке города " трудовой договор от 29.05.2018 №3, не имеющий допуска к обращению с опасными отходами и не имеющий профессиональной подготовки, при этом выполняет работы по транспортированию твердых коммунальных отходов;

- ФИО16 заключивший с ООО " МУП по уборке города " трудовой договор от 26.07.2018 №4, не имеющий допуска к обращению с опасными отходами и не имеющий профессиональной подготовки, при этом выполняет работы по транспортированию твердых коммунальных отходов;

Рабочие по благоустройству населенных мест (полигон): ФИО17.; ФИО18, фактически осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (размещение отходов на полигоне ТБО) и при этом не включенные в приказ о допуске работников к обращению с опасными отходами, так же не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.

Рабочий полигона ТКО ФИО18, заключивший с ООО "МУП по уборке города " трудовой договор от 10.07.2015 №12, не включен в приказом №7 от 09.01.2017 к обращению с опасными отходами и не имеет профессиональной подготовки, выполняет работы по размещению твердых бытовых отходов.

Кроме того, при визуальном осмотре ложа полигона
ТКО и выборочном отборе проб отходов специалистами филиала ПЛАТИ
по Воронежской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» 14.07.2020 установлено,
что на полигоне ТБО ООО " МУП по уборке города " допускается
размещение отходов, не включенных в перечень отходов утвержденных
Приложением к приказу от 14.08.2017 №50 - ЛП "О предоставлении
лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов
I-IV класса
опасности ООО " МУП по уборке города ".

На рабочей карте обнаружены отходы «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные», включенные в ФККО с кодом 9 21 130 02 50 4; отходы «покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные, включенные в ФККО с кодом 921 13001 504.

Согласно заключению к протоколу результатов анализов проб отходов                  № 8/233 от 14.07.2020, выданного филиалом «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГУП «ЦЛАТИ по ЦФО» на полигоне установлено размещение отходов «тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более), включенных в ФККО с кодом 4 68 112 01 51 3.

Также административным органом было выявлено, что учет рекуперированных озоноразрушающих веществ ООО «МУП по уборке города» не ведется, при этом, при осуществлении работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности специально оборудованный, принадлежащий ООО «МУП по уборке города» на праве собственности специализированный автотранспорт, необходимый для выполнения заявленных работ, не снабжен специальными знаками.

Указанные факты были зафиксированы, в том числе, в протоколе результатов отбора проб №8/233 от 17.07.2020.

На основании изложенного, 05.08.2020 заместителем начальника отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности по Воронежской области, старшим государственным инспектором РФ по ВО ФИО19 в отношении ООО «МУП по уборке города» был составлен протокол об административном правонарушении №06-л, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в присутствии законного представителя Общества – генерального директора ФИО3

Материалы об административном правонарушении ООО «МУП по уборке города» были направлены в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.

Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральным законом об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).

Материалы об административном правонарушении в отношении лица, привлекаемого к ответственности, направлены в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения. 

В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу пп.7 ст. 3 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

П. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

П. 3 Положения "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение), установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами.

Пп. г) п.3 Положения установлено, что для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности лицензионным требованием является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.

Пп. в) п.3 Положения определено, что для работ по транспортированию отходов I -IV классов опасности лицензионным
требованием является наличие у соискателя лицензии (лицензиата)
специально оборудованных и снабженных специальными знаками
транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на
ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ
и соответствующих установленным требованиям.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к транспортированию отходов I - IV класса опасности, в частности, наличие паспорта отходов I - IV класса опасности, удостоверяющего принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, а также содержащего сведения об их составе.

В зависимости от результатов проведенных испытаний и проверок отходы могут быть отнесены к классу, подклассу и категории ДОЛОГ в зависимости от вида и степени опасности.

Пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272, установлено, что перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОЛОГ).

Перечень опасных грузов представлен в таблице А главы 3.2. приложения А ДОЛОГ и предусматривает по каждому веществу указание класса опасности, группы упаковки, знаков опасности, необходимой тары, ограниченных и освобожденных количеств.

В частности, опасные отходы могут быть отнесены к следующим опасным веществам:

- № ООН 3082 «вещество жидкое, опасное для окружающей среды, н.у.к.», 9 класс ДОЛОГ;

- № ООН 3077 «вещество твердое, опасное для окружающей среды, н.у.к.», 9 класс ДОЛОГ.

Если опасное вещество может быть включено в более чем один класс, то данное вещество стоит относить к классу, соответствующему наибольшей опасности согласно приоритетам (пункт 2.1.3.5.3. приложения А ДОЛОГ).

Если определить свойства перевозимого вещества невозможно без несоразмерных затрат или усилий, то данное вещество должно быть отнесено к классу того компонента, который представляет наибольшую опасность (пункт 2.1.3.5.2. приложения А ДОЛОГ).

Соотнесение классов опасности ДОЛОГ и классов опасности, указанных в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не предусмотрено. При перевозке опасных отходов, отнесенных к опасным грузам согласно ДОПОГ, следует руководствоваться положениями ДОПОГ.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 76 Российская Федерация официально присоединилась к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) с 28.04.1994, соответственно, правила, предусмотренные ДОПОГ, применяются на территории Российской Федерации и являются обязательными.

П.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272 «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом».

 Ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установлены требования при обращении с отходами производства и потреблении.

Пп. 2 ст. 51 Закона об охране окружающей среды запрещает захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

Пп. д) п. 3 Положения определено для работ по размещению отходов I -IV классов опасности - проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I - IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с п. 2 ст. 51 Закона об охране окружающей среды.

При этом в соответствии с пп. а) п. 6 Постановления Правительства РФ от 24.03.2014 №228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» в целях государственного учета обращения озоноразрушающих веществ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, использование, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециркулирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ на территории Российской Федерации ведут учет произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществ.

Тогда как Общество допускало вышеперечисленные положения законодательства о лицензировании, а именно: п. 1, пп. 2 п.3 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; п.1 ст. 15, п. 1 ст. 16 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; пп. а), в), г), д) п.3 Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности"; п.27 разд. II Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641"; пп. а) п. 6 Постановления Правительства РФ от 24.03.2014 №228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой».

Административная ответственность за указанные нарушения предусмотрена в соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Таким образом, судом установлено, на основании материалов административного дела, отзыва заинтересованного лица и пояснений лиц, участвующих в деле в судебном заседании, что в действиях юридического лица ООО «МУП по уборке города» содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица за которое предусмотрена административная ответственность.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указал, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Пунктом 16.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении юридическим лицом предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

С учетом изложенного, арбитражный суд считает, что Общество имело возможность обеспечить соблюдение правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности (на работы по сбору, транспортированию, размещению отходов IV класса опасности) серии 036 № 00382 от 14.08.2017.

На основании изложенного, арбитражный суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 АПК РФ, признаёт наличие состава административного правонарушения установленным и доказанным материалами дела, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, вменяемого ООО «МУП по уборке города» и вину Общества в его совершении.

Судом установлено, что нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении Учреждения к административной ответственности заявителем не допущено, срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушен.

Процедура привлечения Общества к административной ответственности соблюдена, в связи с чем, права и законные интересы заинтересованного лица не нарушены.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли  правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Однако, в настоящем случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает, поскольку нарушения, допущенные Обществом, свидетельствуют о пренебрежительном отношении заинтересованного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных соответствующим законодательством в области лицензионных требований по обращению с отходами IV класса опасности, при этом характер совершенного Обществом правонарушения и конкретные обстоятельства рассматриваемого дела не свидетельствуют о его исключительности.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

При этом согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 АПК РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 АПК РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Однако, в настоящем случае суд приходит к выводу о том, что ООО «МУП по уборке города» не включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, кроме того, грубые нарушения Обществом лицензионных требований к осуществлению деятельности в области обращения с опасными отходами может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде,   следовательно, замена административного наказания, установленного санкцией ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, на предупреждение не подлежит применению.

Вместе с тем, согласно ч.ч. 3.1, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

На основании изложенного, учитывая то, что правонарушение совершено заинтересованным лицом впервые (доказательств противного административным органом представлено не было), признание им своей вины в совершении выявленных административным органом нарушений в полном объеме,  осуществление социально значимой деятельности и полное устранение выявленных административным органом правонарушений (административный орган признал указанный факт в судебном заседании), суд приходит к выводу о том, что применение к ООО «МУП по уборке города» минимально возможного административного штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в размере 100 000 рублей, не будет отвечать целям административной ответственности, поскольку повлечет избыточное ограничение прав юридического лица, которое не будет являться справедливым и соразмерным содеянному.

Таким образом, суд считает возможным привлечь ООО «МУП по уборке города»   к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб., то есть со снижением минимального размера административного штрафа, установленного соответствующей административной санкцией, ниже низшего предела.

Руководствуясь статьями 2.1, 4.1, частью 4 статьи 14.1, статьей 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 202, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.08.2020 №11/9196/02/ЖМ удовлетворить.

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «МУП ПО УБОРКЕ ГОРОДА»  (ОГРН <***>, ИНН <***>), зарегистрированное 31.12.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области, по адресу: 397909, <...> к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель - УФК по Воронежской области (Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Росприроднадзора); расчетный счет – <***>; банк получателя – Отделение по Воронежской области главного управления ЦБ РФ по ЦФО (Отделение Воронеж); ИНН – <***>; КПП - 366601001; БИК – 042007001; ОКТМО – 20701000; КБК 04811607000016000140.

В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет исполнено в принудительном порядке.

Решение   может   быть   обжаловано   в   течение десяти дней со дня его принятия  в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: 394006, <...>, через Арбитражный суд Воронежской области.

                    Судья                                                               Ю.А. Соколова