АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
ПО ДЕЛУ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНГО ОРГАНА
О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
г.Воронеж Дело № А14-13167/2011
«22» марта 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено 22 марта 2012 г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Сорокиной Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ливенцевой Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ООО «Автоуслуги и К», г.Воронеж
к Управлению по экологии и природопользованию Воронежской области, г.Воронеж
о признании незаконным и отмене постановления № 284-в от 12.12.2011 г.
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 представитель по доверенности от 23.08.2011г.
от Управления по экологии и природопользованию Воронежской области: ФИО2 представитель по доверенности от 29.06.2011 № 06-41-33_
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Автоуслуги и К» (далее по тексту – заявитель) заявлены требования о признании незаконным и отмене постановления Управления по экологии и природопользованию Воронежской области № 284-в от 12.12.2011г.
Управление по экологии и природопользованию Воронежской области требования заявителя не признает, ссылаясь на правомерность своих действий и законность оспариваемого постановления.
Как следует из материалов дела, на основании поступившей информации 17.11.2011 г. прокуратурой Советского района г.Воронежа и Управлением по экологии и природопользования Воронежской области в присутствии генерального директора ФИО3 проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Автоуслуги и К», в результате которой установлены следующие обстоятельства.
ООО «Автоуслуги и К» осуществляет деятельность по эксплуатации автобусов – маршрутных такси.
Согласно договору аренды от 01.09.2011, заключенному между МКП городского округа город Воронеж Муниципальная транспортная компания «Воронежпассажиртранс» и ООО «Автоуслуги и К», последнему переданы в аренду нежилые встроенные помещения, расположенные по адресу: <...>, общей площадью 853,4 кв. м (помещения гаража). Общее количество эксплуатируемых автобусов, работающих на дизельном топливе 36 единиц. С января по сентябрь 2011 г. предприятием израсходовано 141 тонна дизельного топлива. Общее количество сотрудников - 50 человек.
В процессе эксплуатации автобусов, принадлежащих ООО «Автоуслуги и К» происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферу (оксиды азота, оксиды углерода, диоксид серы, керосин, сажа и др.), при этом разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух у общества ненормированы.
Постановлением от 21.11.2011 г. прокуратурой Советского района возбуждено дело об административном правонарушении по основаниям ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, материалы дела отправлены в Управление по экологии и природопользованию по Воронежской области для рассмотрения по существу и принятия решения.
В результате нарушения обществом ст.22,23 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.14 ФЗ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» «Автоуслуги и К» признано виновным в совершении правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ и обществу назначен штраф в сумме 40000 руб.
Не согласившись с данным постановлением ООО «Автоуслуги и К» обратилось в суд с настоящими требованиями. В своих пояснениях общество указывает на устранение нарушения и малозначительность правонарушения.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (статья 11 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (часть 2 статьи 39 Закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Необходимость получения разрешения на выброс химических веществ предусмотрена пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу пункта 3 Порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 19.02.2007 N 84 и пунктом 4.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Министерства природы Российской Федерации от 31.10.2008 N 288 (далее также - Регламент), разрешение на выбросы выдается хозяйствующему субъекту в целом или по его отдельным производственным территориям.
В рассматриваемом случае у общества отсутствует разрешение на выбросы, что образует состав административного правонарушения ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Вместе с тем в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
В пункте 18 названного постановления также указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства).
Оценив с учетом фактических обстоятельств дела степень социальной опасности деяния Общества, учитывая устранения нарушения в кратчайший срок, отсутствие значительного ущерба атмосферному воздуху в результате эксплуатации автобусов, суд приходит к выводу, что несвоевременное получение разрешения на выбросы не создал существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и признает совершенное им правонарушение малозначительным.
При указанных обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 6-10,65,167-170,207,210,211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить постановление Управления по экологии и природопользованию Воронежской области № 284-в от 12.12.2011 г.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через суд принявший решение.
Судья Н.В.Сорокина