АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Р Е Ш Е Н И Е
ПО ДЕЛУ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНГО ОРГАНА
О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
г.Воронеж Дело № А14-1332-2007/
48/19
«_06 »_марта_2007 г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Поповой Л.В. ________
при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитиной Ю.А._______
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ООО «Воронежвторчермет», г.Воронеж ___________
к Управлению по экологии и природопользованию Воронежской области ______
о признании незаконным и отмене постановления__ _________________________
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – директора (решение участника от 29.08.2006 ), паспорт <...> выдан ОВД Кайтагского района Республики Дагестан 28.12.2002, ФИО2 – представителя по доверенности от 01.03.2007 № 1 (постоянная, полная), паспорт <...> выдан Северным ОВД Коминтерновского района г.Воронеж 25.11.2002 ______________________
от Управления по экологии и природопользованию Воронежской области: ФИО3 - консультанта по доверенности от 18.10.2006 № 01-09-27 (постоянная, полная), удостоверение № 753_________________________________
установил:
ООО «Воронежвторчермет» заявлены требования об отмене постановления Управления по экологии и природопользованию Воронежской области от 29.01.2007 № 12.
В заседании арбитражного суда ООО «Воронежвторчермет» уточнены заявленные требования.
Управление по экологии и природопользованию Воронежской области не возражает.
Рассмотрев заявленное ходатайство, заслушав мнение другой стороны и руководствуясь ст.ст.41,49,159 АПК РФ, суд ходатайство заявителя удовлетворил.
Таким образом, рассмотрению подлежат требования о признании незаконным и отмене постановления Управления по экологии и природопользованию Воронежской области от 29.01.2007 № 12.
Управление по экологии и природопользованию Воронежской области заявленные требования не признает, ссылаясь на правомерность своих действий.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судом установлено:
17.01.2007 главным специалистом Управления по экологии и природопользованию Воронежской области ФИО4 были проведены мероприятия по контролю деятельности ООО «Воронежвторчермет» (заявитель по делу), в ходе которых выявлено осуществление выброса загрязняющих веществ в атмосферу без специального разрешения, отсутствие проекта нормативов образования лимитов размещения отходов, отсутствие платы за загрязнение окружающей среды. Результаты мероприятий по контролю были оформлены актом № 2 по результатам проверки природоохранной деятельности от 17.01.2007.
17.01.2007 был составлен и протокол об административной ответственности за № 6 в отношении ООО «Воронежвторчермет» в соответствии со ст.8.2, ч.1 ст.8.21, 8.41 КоАП РФ.
Материалы административного дела были рассмотрены Управлением по экологии и природопользованию Воронежской области 29.01.2007 и вынесено постановление № 12 о признании ООО «Воронежвторчермет» виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст.8.2, ч.1 ст.8.21, ст.8.41 КоАП РФ и наложении административного штрафа в пределах 1 санкции ст.8.41 КоАП РФ в размере 1000 МРОТ, 100000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Воронежвторчермет» обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При этом общество ссылается на отсутствие доказательств образования сора металлолома, люминесцентных ламп, выброса вредных веществ в атмосферу; отсутствие состава правонарушения по ст.8.2,8.21 КоАП РФ; на отсутствие уведомления общества о сроках уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с ч.1 ст. 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ явился выявленный факт отсутствия проекта нормативов образования лимитов размещения отходов, лимитов на размещение отходов производства и потребления со ссылкой на нарушение ст.11,18 Закона РФ « Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (с изменениями, дополнениями).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования(ст.11 Закона РФ «Об отходах производства и потребления»).
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся: …установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду (ст.14 Закона РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ)
В соответствии со ст.22 Закона РФ « Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 N 461 в редакции от 14.12.2006.
ООО «Воронежвторчермет» не оспаривает факт отсутствия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, но указывает на то, что это не образует состава административного правонарушения по ст.8.2 КоАП РФ.
Данный довод несостоятелен и суд, с учетом производственной деятельности заявителя, договора от 28.09.2006 № 19/2-бн на оказание услуг по вывозу, сдаче на захоронение твердых бытовых (коммунальных) отходов приходит к выводу о правомерности привлечения общества к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.
Часть первая ст. 8.21 КоАП РФ предусматривает, что выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Часть 1 ст. 8.21 КоАП РФ содержит два состава правонарушения: выброс вредных веществ в атмосферный воздух, под которым понимается выброс химических или биологических веществ либо смеси таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; а также вредное воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения.
При квалификации действий правонарушителя в соответствии со ст. 8.21 КоАП РФ требуется специальная ссылка на нарушение соответствующих требований и положений природоохранного законодательства.
Согласно оспариваемому постановлению применение ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ повлек выброс загрязненных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения (нарушение ч.1 ст.14 Закона РФ «Об охране окружающего воздуха»). Согласно акта № 2 от 17.01.2007 .
В соответствии с ч.1 ст.14 Закона РФ «Об охране окружающего воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Административный орган, принявший оспариваемое постановление, полагает, что источниками выброса загрязненных веществ в атмосферный воздух резка металлолома, автотранспорт: резка металлолома осуществляется ручным резаком, работающим на смеси пропан-бутана с кислородом.
Заявитель утверждает, что на балансе предприятия отсутствует ручной резак, работающий на смеси пропан-бутана с кислородом и ссылается на приказ от 23.01.2006 № 06 о прекращении обработки поступающего на предприятие металлолома ручным способом и обработке металлолома пакетировочным прессом.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч.4 ст.210 АПК РФ)
Однако ни протокол об административном правонарушении, ни постановление Управления не содержат сведений, подтверждающих осуществление выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, их источник, превышения заявителем каких-либо конкретных предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух. Кроме того, Управлением не доказан сам факт выброса, т.е. не установлено конкретное событие правонарушения, не доказан факт резки металлолома в момент проверки.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до шестидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда (ст.8.41 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и Постановлением Правительства от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
В пункте 1 постановления Правительства N 632 указано, что утвержденный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов.
В приложении N 1 к постановлению Правительства N 344 определены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления и коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям экономических районов Российской Федерации.
Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.01.2006 N 49 рекомендованы природопользователям конкретные сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам IV квартала 2005 г., а также по итогам I - IV кварталов 2006 г, а на руководителей управлений по технологическому и экологическому надзору возложена обязанность установить и довести до сведения природопользователей рекомендованные сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Материалы дела не содержат бесспорных доказательств установления сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, и состава правонарушения, ответственность за которое установлена ст.8.41 КоАП РФ.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч.1 ст.1.5 КоАП РФ). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4 ст.1.5 КоАП РФ).
С учетом изложенного, суд считает правомерным привлечение заявителя к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и необоснованным – по ч.1 ст.8.21 и ст.8.41 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, требования заявителя являются правомерными и подлежащими удовлетворению в части признания незаконным постановления о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 и ст.8.41 КоАП РФ и изменении постановления в части назначения наказания. С учетом санкции ст.8.2 КоАП РФ, положений ст.4.1 КоАП РФ, обоснованно назначение административного штрафа в размере 10000 руб.
В остальной части оставить требования без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 2.1,8.2,8.21,25.1,25.11,28.2,28.4,29.11 КоАП РФ, ст.ст.6-10, 41,47,49,65,207-211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное Управлением по экологии и природопользованию Воронежской области 29.01.2007 № 12 в части признания ООО «Воронежвторчермет» виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.8.21, ст.8.41 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 90000 руб.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Воронежской области.
Судья Л.В. ПОПОВА