Арбитражный суд Воронежской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Воронеж Дело №А14-13404/2012
«16» октября 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 09.10.2012г.
Решение изготовлено в полном объеме 16.10.2012г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Гладневой Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Стряпчих Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
ООО «Тайдон», г.Семилуки Воронежской области (ОГРН <***> ИНН <***>),
к ООО «Управляющее ремонтно-эксплуатационное предприятие», г.Семилуки Воронежской области (ОГРН <***> ИНН <***>),
третье лицо: ООО «Производственно-технический центр», г.Семилуки Воронежской области (ОГРН <***>),
об обязании передать техническую документацию
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 – представитель, доверенность от 15.08.2012;
от ответчика: ФИО2 – директор, протокол №3 от 27.06.2008;
от третьего лица: явка представителя не обеспечена, извещено надлежащим образом;
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Тайдон» (далее – истец, ООО «Тайдон») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющее ремонтно-эксплуатационное предприятие» (далее – ответчик, ООО «УРЭП») об обязании передать техническую документацию на многоквартирные жилые дома №4 и №36, находящиеся по адресу: <...> а именно: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иные обременения, относящиеся к части земельного участка (при наличии сервитута): проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлялось строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии), бухгалтерскую документацию (лицевые счета) и документы паспортного стола (карточки регистрации, правоустанавливающие документы на жилые помещения).
В судебное заседание третье лицо не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено, в том числе путем публичного размещения информации на сайте Арбитражного суда Воронежской области.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное разбирательство проводилось в отсутствие третьего лица.
Истец поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо письменные пояснения не представило.
В судебном заседании 02.10.2012 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 09.10.2012.
Из материалов дела следует, что истец, считая себя вновь выбранной управляющей компанией на основании протоколов общего собрания собственников жилья, обратился к ответчику, как к предыдущей управляющей компании, с просьбой передать техническую документацию и картотеку регистрационного учета.
В связи с отказом ответчика передать запрашиваемые документы истец обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей сторон, оценив все в совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Собственниками помещений спорных многоквартирных домов №4 и №36, находящиеся по адресу: <...> были проведены общие собрания, с постановкой в повестке дня вопросов, в том числе: об отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом с ООО «Управляющее ремонтно-эксплуатационное предприятие» в соответствии с частью 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ); о выборе организации, оказывающей услуги по управлению, ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирном доме; об утверждении условий договора управления многоквартирным домом; о поручении вновь избранной организации уведомить ООО «Управляющее ремонтно-эксплуатационное предприятие» об отказе собственников помещений в многоквартирном доме от исполнения договора управления.
По итогам проведения собраний, собственниками были приняты решения, в том числе: отказать от исполнения договора управления многоквартирным домом с ООО «Управляющее ремонтно-эксплуатационное предприятие» в соответствии с частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ; выбрать организацию, оказывающую услуги по управлению, ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирном доме – ООО «Тайдон»; утвердить предложенные условия договора управления многоквартирным домом; поручить ООО «Тайдон» уведомить ООО «Управляющее ремонтно-эксплуатационное предприятие» об отказе собственников помещений в многоквартирном доме от исполнения договора управления. Принятые решения собственников оформлены протоколами общих собраний.
Статья 161 ЖК РФ предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией, и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону.
Часть 8 статьи 162 ЖК РФ предусматривает возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации – далее ГК РФ).
Статья 162 ЖК РФ содержит два специальных правила (части 8.1 и 8.2), позволяющих собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом при соблюдении соответствующих условий.
Часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ, измененная Федеральным законом от 04.06.2011 №123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Указанное правовое толкование отражено в Постановлении ВАС РФ №7677/11 от 22.11.2011.
Таким образом, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
Правовая конструкция указанного договора не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом.
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).
Как следует из представленных в материалы дела протоколов внеочередных собраний собственников помещений в спорных многоквартирных жилых домах, собрания проведены в соответствии с порядком, предусмотренным частью 2 статьи 45 ЖК РФ, кворум соответствовал требованиям части 3 статьи 45 ЖК РФ. Итоги голосования отражены в порядке и в соответствии положениями статьей 46, 47 ЖК РФ. Выхода за пределы повестки дня судом не установлено. Протокол общего собрания собственников помещений в спорном многоквартирном доме не оспаривался, иной информации в материалы дела не представлено.
На момент проведения общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, указанные многоквартирные дома обслуживались ООО «Управляющее ремонтно-эксплуатационное предприятие». Договоры управления спорными многоквартирными домами с ООО «Управляющее ремонтно-эксплуатационное предприятие» отсутствовали. Вместе с тем, в ООО «Управляющее ремонтно-эксплуатационное предприятие» техническая документация на спорные многоквартирные дома хранилась у ответчика, что подтверждается письмами последнего от 15.05.2012 (исх.№№143, 144). Доказательств иного не представлено.
Ответчик был извещен об отказе от договора управления, что подтверждается письмами от 15.05.2012 (исх.№№143, 144) на имя директора ООО «Тайдон». Кроме того, истец также обращался к ООО «Управляющее ремонтно-эксплуатационное предприятие» с требованием передать ему техническую и бухгалтерскую документацию на спорные многоквартирные дома, а именно: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иные обременения, относящиеся к части земельного участка (при наличии сервитута): проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлялось строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии), бухгалтерскую документацию (лицевые счета) и документы паспортного стола (карточки регистрации, правоустанавливающие документы на жилые помещения).
Управляющая организация за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации (пункт 10 статьи 162 ЖК РФ).
Из анализа положений статьи 162 ЖК РФ и пункта 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме следует, что ответственные лица (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив и др.) обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом. Эксплуатация многоквартирного дома без указанной документации затруднительна, поэтому вновь назначенная управляющая организация вправе потребовать техническую документацию для осуществления своих задач от прежней управляющей компании, а последняя ответственна за сохранность технической документации и должна передать ее своему последователю в силу прямого указания закона.
Обязанность ответчика передать истцу техническую документацию на многоквартирный дом регламентирована пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Отсутствие указанных документов у обязанной стороны не освобождает ее от исполнения предусмотренной законом обязанности при отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих факт передачи истребуемого комплекта документов. Неисполнение данной обязанности влечет возникновение у истца права на возмещение убытков в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе и в виде расходов по восстановлению документации в случае ее утраты.
Данные положения подтверждаются также Постановлением Президиума ВАС РФ №17074/09 от 30 марта 2010 года.
Пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», предусмотрен определенный перечень документов, связанных с управлением многоквартирным домом.
В соответствии с указанными нормами сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с пунктом 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила), утвержденный Постановления Правительства РФ №170 от 27.09.2003, в состав технической документации длительного хранения входит:
план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
акты приемки жилых домов от строительных организаций;
акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
паспорта лифтового хозяйства;
паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
Согласно пункту 1.5.2. Правил техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
В состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят:
сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
акты технических осмотров;
журналы заявок жителей;
протоколы измерения сопротивления электросетей;
протоколы измерения вентиляции (пункт 1.5.3 Правил).
Министерство регионального развития РФ, которое в силу пункта 8 Постановления Правительства РФ №491 обязано давать разъяснения по вопросу применения Правил, своим письмом от 20.12.2006 №14313-РМ/07 разъясняет, что техническая документация принадлежит собственникам домов и должна быть передана новой управляющей организации безвозмездно и в месячный срок со дня возникновения у новой управляющей организации обязанности управлять многоквартирным домом.
На основании вышеприведенных норм права, исходя из материалов дела, а так же учитывая, что ответчик был уведомлен об избрании новой управляющей компании, суд пришел к выводу о том, что требование истца о передаче необходимой для управления имуществом домов документации, подлежит удовлетворению.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил №491).
В соответствии со статьей 3 закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Во исполнение указанного закона Правительством РФ были утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию (Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 №713 (далее - Правила регистрации (с учетом изменений, действующих в период возникновения спорных отношений).
Исходя из пункта 1 Правил регистрации, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. В силу пункта 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Правилами регистрации установлен Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию (далее – Перечень), к числу которых относятся: должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Приказом Федеральной миграционной службы РФ от 20.09.2007 №208 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Регламент).
В силу указанного Регламента предоставление государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ осуществляется в форме административных процедур.
Согласно пункту 6 Регламента должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются, в том числе собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами регистрации документами к названным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации).
Согласно пунктов 56, 58 Регламента административная процедура «Регистрация граждан по месту жительства» состоит, в том числе из оформления карточек регистрации по форме №9 и поквартирных карточек по форме №10, которые оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме №9 (приложение №9 к Регламенту), поквартирную карточку по форме №10 (приложение №10 к Регламенту) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме №11 (приложение №11 к Регламенту).
Исходя из указанных положений законодательства, государственная услуга по регистрационному учету граждан осуществляется уполномоченными государством органами и организациями, предназначена исключительно для граждан. Сторонами оказания государственной услуги являются государство и гражданин. При этом государство передало часть своих функций по регистрации граждан уполномоченным организациям и должностным лицам (пункт 4 Правил регистрации и пункт 6 Регламента).
Таким образом, управляющая компания наряду с другими лицами, поименованными в Перечне к Правилам регистрации, выполняющими функции управления многоквартирным домом, в соответствии с приведенными нормами права осуществляет полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан, и оказывает государственную услугу.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 8 ГК РФ и частью 10 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что соответствующие права и обязанности действовать от имени и в интересах собственников помещений многоквартирного дома, в том числе, по ведению соответствующей документации, возникают у управляющей компании, в частности, при наличии такого юридического факта, как выбор способа управления путем заключения договора с управляющей компанией.
В соответствии с частью 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Управляющая компания, утратив полномочия по управлению многоквартирным домом и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан, обязана с переходом этих обязанностей вновь выбранной управляющей компании передать по ее требованию все документы по ведению регистрационного учета для последующего исполнения возложенных на нее законом функций.
Статус ООО «Тайдон» как управляющей компании подтверждается протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и заключенными договорами управления, условия которых были утверждены теми же протоколами общих собраний.
Выбор гражданами способа управления путем заключения договора с управляющей компанией, в силу пункта 4 Правил регистрации и пунктов 56, 58 Регламента возлагает на последнюю публично-правовое обязательство по оформлению и хранению карточек регистрации по форме №9 и поквартирных карточек по форме №10, при этом указанные карточки хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию, и являются элементом административно-правового порядка регистрации граждан.
Правовая позиция относительно применения указанных норм изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.09.2011 №1089/11 в качестве общеобязательной и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Нахождение у лица, не имеющего права хранить документы регистрационного учета, которые содержат сведения о собственниках помещений многоквартирных домов, в том числе их персональные данные, а также сведения о документах, удостоверяющих личность, о правах на помещения, создает возможность их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
Как уже указывалось судом, регистрационный учет устанавливается не только в целях обеспечения необходимых условий реализации гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими своих обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (пункт 1 Правил регистрации). Невозможность ввиду отсутствия запрашиваемых документов выполнения указанных функций вновь выбранной управляющей организацией не только нарушает права граждан – собственников помещений многоквартирных домов, но и создает условия для нарушения публичного порядка совершения процедур регистрационного учета, а, следовательно, и требований закона.
Исходя из указанного, карточки регистрационного учета подлежат передаче организации обязанной вести формирование и хранение указанных документов, в штате которой находится лицо, ответственное за проведение административной процедуры. К указанной организации относится истец.
Судом учитывается, что при отсутствии в нормах административного законодательства порядка передачи карточек регистрационного учета и способов защиты правового интереса по осуществлению обязанности по оформлению, ведению и хранению указанных карточек, истцы вправе использовать гражданско-правовые способы защиты, в том числе истребование индивидуально-определенной вещи у предыдущей управляющей организации.
Избранный истцом способ защиты права соответствует его полному восстановлению и реализации государственной услуги по регистрации граждан уполномоченными организациями (ответственными лицами) в соответствии с требованиями Правил регистрации и Регламента. Указанный подход восполняет отсутствие в законодательстве порядка передачи регистрационной документации от одних уполномоченных организаций (ответственных лиц) к другим.
Исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, требования истца подлежат удовлетворению.
Довод ответчика об отсутствии у него истребуемых документов отклоняется по следующим основаниям.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил №491).
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать 4 000 руб. 00 коп. расходов по государственной пошлине, уплаченной истцом по платежному поручению №37 от 06.07.2012.
Руководствуясь статьями 65, 102, 110, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Тайдон» (ОГРН <***> ИНН <***>) удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющее ремонтно-эксплуатационное предприятие» (ОГРН <***> ИНН <***>) передать обществу с ограниченной ответственностью «Тайдон» (ОГРН <***> ИНН <***>) техническую документацию, связанную с управлением многоквартирными домами №4 и №36, находящиеся по адресу: <...> а именно:
-документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
-документы (акты) о приемке результатов работ;
-акты осмотра, проверки состояния (испытания инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих констркуций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
-копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
-выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
-документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
-проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирные дома, в соответствии с которой осуществлялось строительство (реконструкция) многоквартирных домов (при наличии);
-бухгалтерскую документацию (лицевые счета);
-документы паспортного стола (карточки регистрации, правоустанавливающие документы на жилые помещения).
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющее ремонтно-эксплуатационное предприятие» (ОГРН <***> ИНН <***>) Воронежская область, г.Семилуки, ул.25 лет Октября, д.104а в пользу общества с ограниченной ответственностью «Тайдон» (ОГРН <***> ИНН <***>) Воронежская область, г.Семилуки, ул.25 лет Октября, д.104а, 4 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья Е.П. Гладнева