ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-13701/13 от 25.02.2014 АС Воронежской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Воронеж Дело №А14-13701/2013

«25» февраля 2014 года

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Соболевой Е.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белявцевой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» (ОГРН 1023601560036; ИНН 3664000885), г.Воронеж

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (ОГРН 1073667025728; ИНН 3666145300), г.Воронеж

о признании недействительным (в части) решения от 20.11.2013 №046 033 13 РВ 0001036 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах

при участии в заседании:

от заявителя: Лацыгина О.Г. – представитель по доверенности от 17.10.2013 №225

от ответчика: Саввина Э.В. – главный специалист-эксперт (юрисконсульт) юридического отдела, представитель по доверенности от 09.01.2014 №01-36/4; Баранова В.Ю. – ведущий специалист-эксперт отдела выездных проверок, представитель по доверенности от 10.01.2014 №01-36-128

установил:

Открытое акционерное общество «Газпром газораспределение Воронеж» (ОГРН 1023601560036; ИНН 3664000885) (заявитель по делу, Общество) первоначально обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (ОГРН 1073667025728; ИНН 3666145300) (ответчик по делу, Пенсионный фонд, Фонд) от 20.11.2013 №046 033 13 РВ 0001036 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части: привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС» в виде штрафа в сумме 10 859 руб. 14 коп.; привлечения к ответственности за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС» в виде штрафа в сумме 182 134 руб. 45 коп.; начисления пени в сумме 13 493 руб. 17 коп. за несвоевременную уплату страховых взносов; доначисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 48 933 руб. 49 коп.; подпунктов 6.2, 6.3 пункта 6, пунктов 7, 8 решения.

В судебном заседании 18.02.2014 представитель заявителя уточнил требования и просил суд признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже от 20.11.2013 №046 033 13 РВ 0001036 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части: привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС» в виде штрафа в сумме 10 859 руб. 14 коп., в том числе: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии – 7 845,39 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 1 399,98 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 819,51 руб., в ТФОМС – 794,26 руб.; привлечения к ответственности за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС» в виде штрафа в сумме 182 134 руб. 45 коп.; начисления пени в сумме 13 422 руб. 31 коп. за несвоевременную уплату страховых взносов, в том числе: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии – 9 992,80 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 1 752 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 603,02 руб., в ТФОМС – 1 074,49 руб.; доначисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 48 933 руб. 50 коп., в том числе: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии – 35 749 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 5 985 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 3 580,50 руб., в ТФОМС – 3 619 руб.; подпунктов 6.2, 6.3 пункта 6, пунктов 7, 8 решения.

На основании статей 49, 184 АПК РФ судом приняты к рассмотрению требования заявителя с учетом их уточнений.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, с учетом уточнений.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и оспариваемом решении.

В обоснование заявленных требований Общество указывает, что в силу прямого указания части 2 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем выплаченные работникам Общества в соответствии с пунктами 3.11 Положений о порядке и условиях командирования работников ОАО «Воронежоблгаз» по направлению работников в служебные командировки, утвержденных приказами генерального директора от 26.06.2009 №242 и от 21.07.2011 №333, расходы по найму жилого помещения из расчета 350 руб. в сутки при отсутствии подтверждающих документов не подлежат обложению страховыми взносами.

По мнению Пенсионного фонда, поскольку в отношении коммерческих организаций нормы возмещения расходов по найму жилого помещения при непредставлении подтверждающих документов, действующим законодательством не установлены, коммерческая организация не облагает страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды только фактически произведенные расходы по найму жилого помещения работнику организации при его командировании.

На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 18.02.2014 объявлялся перерыв до 25.02.2013.

Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов, полноты и достоверности представленных страхователем в Пенсионный фонд сведений индивидуального (персонифицированного) учета ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» филиал ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» - «Автотранс» за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.

Результаты проверки отражены в акте от 15.10.2013 №046 033 13 АВ 0003548 (т.1, л.д. 137 – 142).

Рассмотрев акт от 15.10.2013 №046 033 13 АВ 0003548 и другие материалы проверки, заместитель начальника управления Пенсионного фонда принял решение от 20.11.2013 №046 033 13 РВ 0001036 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах (т.1, л.д. 11 – 16), которым Филиал ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» - «Автотранс» привлечен к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 №212-ФЗ (далее по тексту – Закон №212-ФЗ) в виде штрафа в размере 10 922,92 руб. и статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту – Закон №27-ФЗ) в виде штрафа в размере 188 434,78 руб.; также Обществу начислены пени по состоянию на 23.10.2013 в размере 13 493,17 руб., и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в общей сумме 49 252,41 руб.

Заявителем в рамках настоящего дела оспариваются произведенные органом контроля за уплатой страховых взносов доначисления, связанные с занижением Обществом, по мнению проверяющих, базы для начисления страховых взносов в результате невключения в нее сумм выплаченной денежной компенсации расходов по найму жилья командированным сотрудникам при отсутствии подтверждающих документов.

Оспариваемые заявителем в рамках настоящего дела суммы доначисленных страховых взносов и приходящихся на них пени и штрафа согласуются с представленным в материалы дела расчетом доначисленных сумм страховых взносов и приходящихся на них пени и штрафов.

Определяя обязанности Общества в качестве страхователя по исчислению и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, фонд квалифицировал произведенные Обществом в проверенном периоде выплаты компенсаций оплаты расходов по найму жилого помещения своим работникам при направлении их в служебные командировки при отсутствии подтверждающих документов, как не относящиеся к компенсационным выплатам, установленным законодательством Российской Федерации и, следовательно, не относящиеся к числу сумм, к которым применимы положения статьи 9 Федерального закона №212-ФЗ.

Не согласившись с данными выводами, Общество обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании указанного решения недействительным в соответствующей части.

Изучив доводы, изложенные в заявлении и отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом суд исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

На основании части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 №6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее по тексту – Закон №165-ФЗ) страхователи (работодатели), к которым относятся организации любой организационно-правовой формы, а также в предусмотренных законодательством случаях граждане, обязаны в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Закона №165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

В силу статьи 20 Закона №165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона №167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Законом №212-ФЗ, если иное не предусмотрено Законом №167-ФЗ.

В соответствии со статьей 3 и главой 5 Закона №212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Согласно части 4 статьи 11 Закона №165-ФЗ право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством РФ, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Законом №212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования предоставляется страховщику, в рассматриваемом случае – Пенсионному фонду РФ.

На основании подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.

Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона №212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона №212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных – для плательщиков страховых взносов – физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона №212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными – первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Статьей 7 Закона №212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В силу части 1 указанной статьи Федерального закона №212-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2011, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

С 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 №339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в названную норму внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона №212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона №212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов-организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.

При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) – исходя из государственных регулируемых розничных цен (часть 6 статьи 8 Федерального закона №212-ФЗ).

Частью 2 статьи 9 Закона №212-ФЗ установлено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между тем, законодательством о социальном страховании не определены ни нормы расходов по найму жилого помещения, ни порядок их установления применительно к страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Общий порядок установления таких норм и ограничения их размера предусмотрен трудовым законодательством.

В статье 168 Трудового кодекса закреплено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 №749 утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, пунктом 11 которого также установлено, что размеры расходов, связанных с командировкой, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Из анализа приведенных норм права следует, что при непредставлении работником документов, подтверждающих произведенные в командировке расходы по найму жилого помещения, суммы таких расходов подлежат освобождению от обложения страховыми взносами в размере, определенном в коллективном договоре или в локальном нормативном акте.

Из материалов рассматриваемого дела следует, что в 2010 – 2012 годах Общество направляло своих сотрудников в командировки. Размер выплаченных Обществом компенсаций расходов сотрудникам по найму жилого помещения при отсутствии подтверждающих документов, как это установлено Фондом, составил: в июне 2010 года – 98 700 руб., в октябре 2010 года – 33 950 руб., в феврале 2011 года – 17 150 руб., в сентябре 2011 года – 49 700 руб., в феврале 2012 года – 1 050 руб., в сентябре 2012 года – 10 500 руб.

Приказом Генерального директора ОАО «Воронежоблгаз» от 26.06.2009 №242 утверждено Положение о порядке и условиях командирования работников ОАО «Воронежоблгаз» (т.1, л.д.50 – 62) (далее по тексту – Положение), в соответствии с пунктом 3.11 которого при отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются водителям автотранспорта, машинистам строительной и землеройной техники, командируемым на объекты строительства. Другим работниками Общества при отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются только по соответствующему распоряжению (приказу) генерального директора. По решению директора филиала или уполномоченного ими лица Общества водителям и машинистам строительной и землеройной техники, а так же по распоряжению генерального директора другим работникам Общества может выплачиваться компенсация расходов по найму жилого помещения в сумме 350 руб. в сутки, при отсутствии подтверждающих документов в случае командирования в такую местность, откуда нет возможности (или экономически, или в силу производственной необходимости нецелесообразно) добираться до гостиницы (и т.п.) или ежедневно возвращаться к постоянному месту жительства, в том числе на закрепленной единице автотранспортной или строительной (землеройной) техники, а Общество не обеспечило работников помещением для проживания. Такое решение оформляется в приказе о направлении работника в командировку формулировкой: «Произвести компенсацию расходов на проживание при отсутствии подтверждающих документов, в соответствии с Положением о порядке и условиях командирования работников (в редакции Приказа от 17.11.2009 №457 – т.1, л.д.64).

В связи с изданием Приказа Генерального директора ОАО «Воронежоблгаз» от 27.05.2011 №236 редакция пункта 3.11 Положения изменена на следующую: «При отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются работникам Общества, командируемым на объекты строительства. По решению директора филиала или уполномоченного им лица работникам, задействованным в строительстве и командированным для выполнения работ, может выплачиваться компенсация расходов по найму жилого помещения в сумме 350 руб. в сутки при отсутствии подтверждающих документов в случае командирования в такую местность, откуда нет возможности (или экономически, или в силу производственной необходимости нецелесообразно) добираться до гостиницы (и т.п.) или ежедневно возвращаться к постоянному месту жительства, а Общество не обеспечило работников помещением для проживания. Такое решение оформляется в приказе о направлении работника в командировку формулировкой: «Произвести компенсацию расходов на проживание при отсутствии подтверждающих документов, в соответствии с Положением о порядке и условиях командирования работников. Другим работникам Общества при отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются только по соответствующему распоряжению (приказу) генерального директора» (т.1, л.д. 65 – 66).

Пункт 3.11. нового Положения о порядке и условиях командирования работников, утвержденного приказом Генерального директора ОАО «Воронежоблгаз» от 21.07.2011 №333, полностью повторил пункт 3.11 ранее действовавшего Положения (в редакции от 27.05.2011).

Таким образом, компенсация Обществом расходов по найму жилого помещения при отсутствии подтверждающих документов производились работникам Общества, направляемым в командировки, на основании локального нормативного акта – Положения о порядке и условиях командирования работников ОАО «Воронежоблгаз», утвержденного Приказом Генерального директора ОАО «Воронежоблгаз» от 26.06.2009 №242 (в редакции Приказов от 17.11.2009 №457 и от 27.05.2011 №236), а с 21.07.2011 – Приказом Генерального директора ОАО «Воронежоблгаз» от 21.07.2011 №333.

В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из названного Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 168 Трудового кодекса РФ прямо предусматривает, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом

Следовательно, произведенная Обществом компенсация расходов командированных работников по найму жилого помещения при отсутствии подтверждающих документов в размере 350 руб. в сутки, определенная в локальном нормативном акте в соответствии с нормами действующего законодательства, является законно установленной.

Доводы Пенсионного фонда о том, что действующим законодательством нормы расходов по найму жилого помещения установлены только в отношении указанных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, со ссылкой на письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.11.2010 №3416-19 – подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства, при этом суд исходил из следующего.

Нормы расходов командированных работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, при непредставлении документов, подтверждающих расходы по найму жилого помещения установлены Указом Президента РФ от 18.07.2005 №813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» и Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

Случаи возмещения расходов работников коммерческих организаций, направляемых в служебные командировки, подпадают под действие статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 №749, которые содержат бланкетные нормы права, отсылая к иным его источникам (в рассматриваемом случае – к коллективному договору или локальному нормативному акту).

Таким образом, исходя из анализа действующего трудового законодательства установление конкретных размеров норм расходов командированных работников коммерческих организаций при непредставлении документов, подтверждающих расходы по найму жилого помещения, как на законодательном уровне, так и на уровне иного нормативно-правового акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации приведет к коллизии таких норм права с нормой статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются исключительно коллективным договором или локальным нормативным актом.

При этом ссылка Управления Пенсионного фонда на Письмо Минздавсоцразвития России от 11.11.2010 №3416-19 в любом случае подлежит отклонению, поскольку указанное Письмо не является законом или нормативным правовым актом, не зарегистрировано и не опубликовано для всеобщего сведения, следовательно, не может применяться в силу положений части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, а при разрешении спора применение данного документа невозможно в силу прямого указания на это в пункте 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 №763.

Поскольку материалами дела доказано, что расходы Общества в размере 211 050 руб. на выплату командированным работникам компенсаций по найму жилого помещения при отсутствии подтверждающих документов не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников в качестве платы за выполнение обусловленной трудовым договором трудовой функции, а носили в рассматриваемой ситуации компенсационный характер в связи с необходимостью выполнения трудовых функций вне места постоянной работы и жительства, а размер указанных расходов не превысил установленных локальными нормативными актами норм, они не могут являться объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в силу положения части 2 статьи 9 Федерального закона №212-ФЗ.

При этом Обществом, как это отражено в акте от 15.06.2013 №046 033 13 АВ 0003548, были представлены все необходимые документы, подтверждающие выплату спорных сумм в качестве компенсаций расходов по найму жилого помещения командированным работникам при отсутствии подтверждающих документов.

Так, в материалах дела имеются копии командировочных удостоверений, служебных заданий и авансовых отчетов (т.2, л.д. 1 – 213). Фондом данное обстоятельство не оспаривается, факт представления документов, необходимых и достаточных для подтверждения размера выплаченных сумм и обоснованности их выплат, также не опровергнут.

В указанной связи довод управления Пенсионного фонда о том, что спорные выплаты подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов, отклоняется судом как необоснованный.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии у Пенсионного фонда оснований для включения 211 050 руб. расходов Общества на выплату компенсаций расходов по найму жилого помещения командированным работникам при отсутствии подтверждающих документов в базу для начисления страховых взносов и, соответственно, для доначисления ОАО «Гапром газораспределение Воронеж» Филиал ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» - «Автотранс» страховых взносов в общей сумме 48 933 руб. 50 коп., в том числе: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии – 35 749 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 5 985 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 3 580,50 руб., в ТФОМС – 3 619 руб.; начисления пени в сумме 13 422 руб. 31 коп. за несвоевременную уплату страховых взносов, в том числе: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии – 9 992,80 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 1 752 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 603,02 руб., в ТФОМС – 1 074,49 руб.; привлечения Общества к ответственности по части 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ в виде штрафа в размере 10 859 руб. 14 коп. и по статье 17 Закона №27-ФЗ в виде штрафа в размере 182 134 руб. 45 коп.

При этом привлечение Общества к ответственности по статье 17 Закона №27-ФЗ за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС, в виде штрафа в размере 182 134 руб. 45 коп. является неправомерным, в том числе, в связи со следующим:

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона №212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов – физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (часть 4 статьи 15 Закона №212-ФЗ).

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 5 статьи 15 Закона №212-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона №212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Закона №212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 №339-ФЗ) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Пунктами 1, 2 части 2 статьи 28 Закона №212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны: правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.

Статьей 11 Закона №27-ФЗ предусмотрен перечень сведений о страховых взносах и страховом стаже, подлежащих представлению в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 17 Закона №27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в виде финансовых санкций в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 названного закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.

К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.

Другими словами, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.

Информации о том, что страхователь не представил эти сведения или представил недостоверные, не имеется.

В то же время обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон №27-ФЗ не предусматривает.

При указанных обстоятельствах оснований для привлечения ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» Филиал ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» - «Автотранс» к ответственности по части 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ у Пенсионного фонда не имелось.

Указанные выводы суда согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 №17744/12.

При таких обстоятельствах, требования заявителя являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, в связи с чем следует признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже от 20.11.2013 №046 033 13 РВ 0001036 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части: привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС» в виде штрафа в сумме 10 859 руб. 14 коп., в том числе: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии – 7 845,39 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 1 399,98 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 819,51 руб., в ТФОМС – 794,26 руб.; привлечения к ответственности за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС» в виде штрафа в сумме 182 134 руб. 45 коп.; начисления пени в сумме 13 422 руб. 31 коп. за несвоевременную уплату страховых взносов, в том числе: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии – 9 992,80 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 1 752 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 603,02 руб., в ТФОМС – 1 074,49 руб.; доначисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 48 933 руб. 50 коп., в том числе: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии – 35 749 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 5 985 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 3 580,50 руб., в ТФОМС – 3 619 руб.; а также подпунктов 6.2, 6.3 пункта 6, пунктов 7, 8 решения, в части предложения уплатить штрафы, пени, внести исправления в документы бухгалтерского учета, представить корректирующие формы отчетности в отношении вышеуказанных сумм.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные Обществом в сумме 4 000 руб. (платежные поручения от 22.11.2013 №7274 и от 22.11.2013 №7273), относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в пользу ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» на основании части 1 статьи 110 АПК РФ.

Обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда от 04.12.2013 по делу №А14-13701/2013 по заявлению ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» о приостановлении действия решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже от 20.11.2013 №046 033 13 РВ 0001036 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления и предложения уплатить пени в сумме 13 422,31 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в сумме 48 933,49 руб. – сохраняют свою силу до фактического исполнения решения суда в порядке части 4 статьи 96 АПК РФ, а в остальной части подлежат отмене с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу №А14-13701/2013 в порядке части 5 статьи 96 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже от 20.11.2013 №046 033 13 РВ 0001036 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части: привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в сумме 10 859 руб. 14 коп., в том числе: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии – 7 845,39 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 1 399,98 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 819,51 руб., в ТФОМС – 794,26 руб.; привлечения к ответственности за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в сумме 182 134 руб. 45 коп. (пункт 4 решения); начисления пени в сумме 13 422 руб. 31 коп. за несвоевременную уплату страховых взносов, в том числе: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии – 9 992,80 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 1 752 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 603,02 руб., в ТФОМС – 1 074,49 руб. (пункт 5 решения); доначисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 48 933 руб. 50 коп., в том числе: на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии – 35 749 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 5 985 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 3 580,50 руб., в ТФОМС – 3 619 руб. (пункт 6 решения); а также подпунктов 6.2, 6.3 пункта 6, пунктов 7, 8 решения, в части предложения уплатить штрафы, пени, внести исправления в документы бухгалтерского учета, представить корректирующие формы отчетности в отношении вышеуказанных сумм, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Федеральному закону от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Воронеж» (ОГРН 1023601560036; ИНН 3664000885).

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300), зарегистрированного в качестве юридического лица 02.04.2007, адрес: г.Воронеж, ул. Пушкинская, д.5А, в пользу открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Воронеж» (ОГРН 1023601560036; ИНН 3664000885), зарегистрированного в качестве юридического лица 19.11.2002, адрес: г.Воронеж, ул. Никитинская, д.50А, судебные расходы в размере 4 000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда от 04.12.2013 по делу №А14-13701/2013 по заявлению ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» о приостановлении действия решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже от 20.11.2013 №046 033 13 РВ 0001036 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части предложения уплатить пени в сумме 70,86 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов подлежат отмене с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу №А14-13701/2013 в порядке части 5 статьи 96 АПК РФ.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца с даты его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья Е.П. Соболева