ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 23.04.2018
Полный текст решения изготовлен 26.04.2018
г. Воронеж Дело № А14-1374/2017
26 апреля 2018 г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Поповой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кристо Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН <***>), <...>,
к Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН <***> ИНН <***>), <...>,
о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Воронеж в выдаче разрешения на строительство от 09.02.2017 № 7070129; об обязании Администрации городского округа город Воронеж выдать по заявлению от 31.01.2017 разрешение на строительство на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, кадастровый номер 36:34:0505053:32 (с учетом уточнения);
при участии в судебном заседании:
от заявителя: индивидуального предпринимателя ФИО1, паспорт;
от Администрации городского округа город Воронеж: ФИО2 – главного специалиста отдела правовой работы в сфере градостроительства и имущественных отношений правового управления по доверенности от 01.12.2017 № 71/2017-с, служебное удостоверение от 28.02.2016 АВ № 376;
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИП ФИО1, заявитель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж (Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа, (уклонения) Администрации городского округа город Воронеж в выдаче разрешения на строительство на заявление от 31.01.2017 на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, кадастровый номер 36:34:0505053:32; об обязании Администрации городского округа город Воронеж выдать разрешение на строительство по заявлению от 31.01.2017 на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, кадастровый номер 36:34:0505053:32.
Определением от 02.02.2017 суд принял заявление к производству, возбудил производство по делу № А14-1374/2017.
Суд, рассмотрев ходатайство ИП ФИО1, с учетом мнения лица, участвующего в деле, руководствуясь ст.ст. 41, 49, 159 АПК РФ, принял к рассмотрению уточненные требования ИП ФИО1 признать незаконным отказ Администрации городского округа город Воронеж в выдаче разрешения на строительство от 09.02.2017 № 7070129, обязать Администрацию городского округа город Воронеж по заявлению от 31.01.2017 выдать разрешение на строительство на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, кадастровый номер 36:34:0505053:32.
Рассмотрение дела откладывалось для представления дополнительных доказательств в подтверждение заявленных требований и возражений на них.
ИП ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях.
Администрация городского округа город Воронеж возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, полагая оспариваемый отказ обоснованным.
Из материалов дела следует:
ИП ФИО1 является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на основании договора аренды земельного участка от 16.10.2015, заключенного между индивидуальным предпринимателем и ДИЗО Воронежской области.
Арендованный ИП ФИО1 земельный участок сформирован, определены границы и площадь земельного участка, поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 36:34:0505053 с разрешенным использованием «строительство магазина».
На указанный земельный участок 07.09.2010 был утвержден градостроительный план № RU36302000-0000000000000782.
ООО «Интерстрой плюс» была разработана проектная документация магазина, расположенного по адресу: <...>.
ИП ФИО1 31.01.2017 обратился в Администрацию городского округа город Воронеж с заявлением о выдаче разрешения на строительство на указанном земельном участке по адресу: <...>, магазина (сооружения розничной торговли) сроком на 12 месяцев. К заявлению от 31.01.2017 индивидуальным предпринимателем были приложены все необходимые приложения в соответствии с требованиями действующего законодательства (ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ).
Администрация городского округа город Воронеж, рассмотрев обращение ИП ФИО1 от 31.01.2017 о выдаче разрешения на строительство, приняла решение об отказе в выдаче разрешения на строительство магазина (сооружения розничной торговли) по адресу: <...>, о чем заявителю было сообщено письмом от 09.02.2017 № 7070129.
В письме от 09.02.2017 № 7070129 «Об отказе в выдаче разрешения на строительство» Администрация указала, что представленная заявителем проектная документация по объекту «магазин» по адресу: <...>, не соответствует Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»; что заявителем не представлены технические условия на примыкание к существующей дорожной сети и на устройство дороги, технические условия на организацию ливневой канализации; что не обеспечены условия для доступа маломобильных групп населения; что в проектной документации не отражены сведения о подсобных, бытовых и других помещениях, необходимых для функционирования магазина; что в комплекте документации отсутствует решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта строительства; что на указанном земельном участке возводится объект, имеющий признаки самовольной постройки.
Учитывая изложенное, Администрация отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство «по причине отсутствия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка».
ИП ФИО1 не согласился с данным отказом в выдаче разрешения на строительство, что и явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При этом заявитель указывает на то, что ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) устанавливает закрытый перечень оснований отказа в выдаче разрешения на строительство, который не содержит такого основания как несоответствие проектной документации Положению о составе разделов проектной документации, утвержденному Правительством РФ от 16.12.2008 № 87, СНиПам и другим техническим регламентам; что проверка проектной документации Положению № 87, СНиПам и другим техническим регламентам фактически является предметом экспертизы и не является компетенцией Администрации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Подпунктом 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Аналогичные полномочия органа местного самоуправления закреплены в пункте 26 части 1 статьи 16 Закона РФ от 06.10.2007 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу пункта 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В части 7 статьи 51 ГрК РФ закреплен перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство. Часть 10 статьи 51 ГрК РФ запрещает требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с ч.7 ст.51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации).
ИП ФИО1 были соблюдены требования ч.7 ст.51 ГрК РФ, что подтверждено материалами дела и не оспорено лицами, участвующими в деле.
В соответствии с п. 2 ч. 11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 той же статьи установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 30.07.2012 N 624 был утвержден Административный регламент администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» (Административный регламент № 624).
Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги при обращении за разрешением на строительство объекта капитального строительства, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, определены п.8.1 Административного регламента № 624: - непредставление указанных в подпункте 2.6.1.1 пункта 2.6.1 настоящего Административного регламента документов; - несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; - поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, в случае, предусмотренном частью 11.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, оспариваемое решение об отказе в выдачи разрешения на строительство было принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (ч. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.2.8.5 Административного регламента № 624).
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 4 АПК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в ст. 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.2 ст.65 АПК РФ).
В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Одним из оснований оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство Администрация указала на несоответствие проектной документации Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Однако в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ отказ в выдаче разрешения на строительство возможен в законодательно определенных случаях: при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 ст.51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
При этом судом принимается во внимание и положения ст.49, ч.11 ст.51 ГрК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Кроме того, проверка несоответствия разделов проектной документации требованиям к их содержанию осуществляется при проведении экспертизы проектной документации в соответствии с п./п. «б» п. 24 Положения о Порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145.
Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований для подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Исходя из вышеназванных положений нормативно-правовых актов, градостроительный план земельного участка определяет параметры возможного размещения объекта капитального строительства на конкретном земельном участке без указания параметров объекта, без ситуационного размещения объекта и является документом, служащим основанием для подготовки проектной документации объекта капитального строительства.
Согласно градостроительному плану от 07.09.2010 № RU36302000-0000000000000782 указанный земельный участок относится к зоне Ж-7; необходимо создать единый архитектурный ансамбль в увязке с прилегающей застройкой; архитектурный облик проектируемого объекта должен соответствовать статусу городской магистрали; санитарно-гигиенические и экологические требования зоны Ж-7 - …организация ливневой канализации.
По утверждению Администрации, оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство был дан в связи с несоответствием представленных ИП ФИО1 документов требованиям градостроительного плана земельного участка от 07.09.2010 № RU36302000-0000000000000782.
Принимая во внимание положения ч.1 ст.3, ч.16 ст.48, ч.10 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, п.«д» раздела 10 представленной заявителем проектной документации, суд приходит к выводу об отсутствии надлежащих доказательств несоответствия представленной проектной документации требованиям градостроительного кодекса, что указано как основание для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле (ч.3 ст.69 АПК РФ).
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Воронежа от 29.09.2017 по делу № 2-1001/17 за ФИО1 признано право собственности на объект незавершенного строительства общей площадью 64,5 кв.м., расположенный по адресу: <...>; утверждается, что по указанному адресу (<...>), на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0505053 с разрешенным использованием «строительство магазина» построено здание (магазин) в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО «Интерстрой плюс», которое возведено в соответствии со строительными и градостроительными нормами и правилами и не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
С учетом изложенного, материалов дела, требования ИП ФИО1 следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться… указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу ст.ст.101,106,110 АПК РФ расходы заявителя на оплату госпошлины и проведение экспертизы подлежат возмещению за счет Администрации.
Руководствуясь статьями 101, 106, 110, 167-170, 176, 177, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Администрации городского округа город Воронеж в выдаче разрешения на строительство от 09.02.2017 № 7070129.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Обязать Администрацию городского округа город Воронеж (ИНН <***>, ОГРН <***>), 394018, <...>, устранить допущенные оспариваемым отказом в выдаче разрешения на строительство от 09.02.2017 № 7070129 нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН <***>), <...>.
Взыскать с Администрации городского округа город Воронеж (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***> ИНН <***>), <...>, расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья Л.В. Попова