ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-13880/15 от 25.05.2016 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

     ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 25.05.2016

Полный текст решения изготовлен 31.05.2016

г. Воронеж                                                                    Дело № А14-13880/2015

«31» мая 2016 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Поповой Л.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Водолазской А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

гаражно-строительного потребительского кооператива «Реверс» (ОГРН <***> ИНН<***>), 394068, <...>,

к Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН  <***> ИНН <***>), 394018, <...>,

о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство многоквартирного 18-ти этажного дома со встроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом на земельном участке, расположенном по адресу: <...> «б», выраженный в письме заместителя главы администрации по градостроительству Администрации городского округа город Воронеж от 23.09.2015 № 4384724; обязании устранить допущенные оспариваемым отказом на строительство многоквартирного 18-ти этажного дома со встроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом на земельном участке, расположенном по адресу: <...> «б», выраженный в письме заместителя главы администрации по градостроительству Администрации городского округа город Воронеж от 23.09.2015 № 4384724, нарушения прав и законных интересов,

при участии в заседании:

от ГСПК «Реверс»:  ФИО1 - представителя по доверенности от 04.12.2015 № 36АВ1781533, паспорт;

от Администрации городского округа город Воронеж: ФИО2 -консультанта отдела правовой работы в сфере градостроительства и имущественных отношений правового управления по доверенности от 25.02.2016 № 73/2016-с, служебное удостоверение АВ № 370, выдано 28.02.2016;

у с т а н о в и л:

гаражно-строительный потребительский кооператив «Реверс» (заявитель, ГСПК «Реверс») обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к  Администрации городского округа город Воронеж (администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство многоквартирного 18-ти этажного дома со встроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом на земельном участке, расположенном по адресу: <...> «б», выраженный в письме заместителя главы администрации по градостроительству Администрации городского округа город Воронеж от 23.09.2015 № 4384724; обязании устранить допущенные оспариваемым отказом на строительство многоквартирного 18-ти этажного дома со встроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом на земельном участке, расположенном по адресу: <...> «б», выраженный в письме заместителя главы администрации по градостроительству Администрации городского округа город Воронеж от 23.09.2015 № 4384724, нарушения прав и законных интересов.

Определением от 02.10.2015 суд принял заявление к производству, возбудил производство по делу № А14-13880/2015.

Рассмотрение дела откладывалось для представления дополнительных доказательств в подтверждение заявленных требований и возражений на них. 

В судебном заседании 18.05.2016 в порядке ст.163 АПК РФ был объявлен перерыв до 25.05.2016 (21-22.05.2016 выходные дни).

ГСПК «Реверс» поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях.

Администрация городского округа город Воронеж возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, полагая оспариваемый отказ обоснованным.

Из материалов дела следует:

ГСПК «Реверс» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 36:34:0205001:6, расположенный по адресу: <...> «б», что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.02.2015 № 36-36/001-36/001/080/2015-513/1 (свидетельство о государственной регистрации права от 27.04.2015 серия 36-АД 871033).

ГСПК «Реверс» 18.09.2015 обратился в Администрацию городского округа город Воронеж с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства многоквартирного 18-ти этажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом на указанном земельном участке по адресу: <...> «б», сроком на 26,5 месяцев.

К заявлению от 18.09.2015 ГСПК  «Реверс» прилагались документы (копии, оригиналы), переданные по акту приема-передачи документов от 25.08.2015, в соответствии с требованиями действующего законодательства (ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ), что подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Администрация городского округа город Воронеж, рассмотрев обращение  ГСПК «Реверс» от 18.09.2015  о выдаче разрешения на строительство многоквартирного 18-ти этажного жилого дома по адресу: <...> «б», приняла решение об отказе в выдаче разрешения на строительство многоквартирного 18-ти этажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом по адресу: ул.ФИО3, 99 «б», о чем заявителю было сообщено письмом от 23.09.2015 № 4384724.

Согласно письму Администрации от 23.09.2015 № 4384724 в выдаче разрешения на строительство было отказано по причине несоответствия проектной документации заявителя требованиям градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 36:34:0205001:6, а именно: – в соответствии с представленным проектом  коэффициент застроенности  составляет 0,625, коэффициент плотности застройки – 4,61, что превышает параметры, установленные региональным нормативом градостроительного проектирования; - не соблюдается требования градостроительного плана земельного участка о необходимости предусмотреть автопарковки, решить вопрос со 100% обеспечением машино-местами в границах земельного участка.

ГСПК «Реверс» не согласился с данным отказом в выдаче разрешения на строительство, что и явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При этом ГСПК «Реверс» сослался на соответствие проектной документации на строительство многоквартирного 18-ти этажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом по ул.ФИО3, 99 «б» в г.Воронеже, разработанной ООО «ПроектГенстрой», требованиям градостроительного плана земельного участка № RU -363020000000000000006546; на отсутствие оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство; на то, что проектная документация не содержит отклонений от предельных параметров разрешенного строительства, установленных Градостроительными регламентами городского округа город Воронеж.

По утверждению ГСПК «Реверс», соответствие представленной проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка подтверждено: - положительным заключением негосударственной экспертизы от 22.05.2015 № 4-1-1-0055-15 («проектная документация без сметы и результаты инженерных изысканий для объекта капитального строительства «Многоквартирный 18-ти этажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом по ул. ФИО3, 99 «б» в г. Воронеже» соответствует требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий»); - заключением судебной экспертизы от 29.03.2016 № 2150/6-3, выполненной в рамках арбитражного дела № А14-13880/2015; - постановлениями Администрации городского округа город Воронеж Воронежской области от 17.02.2014 № 93 «О подготовке проекта планировки территории, ограниченной улицами ФИО3, Солнечная, Беговая, ФИО5 в городском округе город Воронеж» и от 26.06.2014 № 543 «О назначении публичных слушаний по проекту планировки территории квартала, ограниченного  улицами: ФИО3, Солнечная, Беговая, ФИО5 и переулком Верещагина в городском округе город Воронеж»; представленными расчетами коэффициентов застроенности, плотности застройки и обеспечения машино-местами в границах земельного участка.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов  капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

Кроме того, в силу части 12 указанной статьи, уполномоченные  на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Подпунктом 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Аналогичные полномочия органа местного самоуправления закреплены в пункте 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2007 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу пункта 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

В части 7 статьи 51 ГрК РФ закреплен перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство. Часть 10 статьи 51 ГрК РФ запрещает требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с ч.7 ст.51  ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка,  схемы, отображающие архитектурные решения;  сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации).

ГСПК «Реверс» были соблюдены требования ч.7 ст.51  ГрК РФ, что подтверждено материалами дела и не оспорено лицами, участвующими в деле.

В соответствии с п. 2 ч. 11 ст.51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Частью 13 той же статьи установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

С учетом изложенного, оспариваемое решение об отказе в выдачи разрешения на строительство было принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий. 

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (ч. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном  Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 4 АПК РФ).

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в ст. 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.2 ст.65 АПК РФ).

В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Основанием для оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство послужило несоответствие, по мнению Администрации, представленных ГСПК «Реверс» проектных документов требованиям градостроительного плана земельного участка от 30.04.2015 № RU -363020000000000000006546.

В соответствии с пунктом 11 статьи 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика, результатов инженерных изысканий и градостроительного плана земельного участка.

В соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Имеющееся в материалах дела положительное заключение негосударственной экспертизы от 22.05.2015 № 4-1-1-0055-15  проектной документации «Многоквартирный 18-ти этажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом по ул. ФИО3, 99 «б» в г. Воронеже», выполненное ООО УК «Жилпроект» Центр негосударственной экспертизы, содержит вывод о том, что проектная документация соответствует требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации.

Положительное заключение негосударственной экспертизы от 22.05.2015 № 4-1-1-0055-15  в установленном порядке не оспаривалось, не признано недействительным. Доказательств иного суду не представлено.

При принятии оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство Администрацией не выявлено каких-либо неустранимых пороков Положительного заключения негосударственной экспертизы от 22.05.2015 № 4-1-1-0055-15; не указано на них в письме от  23.09.2015 № 4384724.

Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований для подготовки проектной документации объектов капитального строительства.

Исходя из вышеназванных положений нормативно-правовых актов, градостроительный план земельного участка определяет параметры возможного размещения объекта капитального строительства на конкретном земельном участке без указания параметров объекта, без ситуационного размещения объекта и является документом, служащим основанием для подготовки проектной документации объекта капитального строительства.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Форма градостроительного плана земельного участка разработана и утверждена приказом Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка».

Исходя из вышеназванных положений нормативно-правовых актов, градостроительный план земельного участка определяет параметры возможного размещения объекта капитального строительства на конкретном земельном участке без указания параметров объекта, без ситуационного размещения объекта и является документом, служащим основанием для подготовки проектной документации объекта капитального строительства.

Подпункты 2.2.1 – 2.2.4 формы градостроительного плана земельного участка, воспроизводя положения статей 30 и 38 Градостроительного кодекса РФ, фактически закрепляют необходимость отражения в градостроительном плане земельного участка сведений градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки индивидуально для каждой территориальной зоны, с учетом особенностей ее расположения и развития. Указанные сведения градостроительного регламента являются способом установления одинаковых требований к совокупности земельных участков, образующих однородную территориальную зону с единым правовым режимом, а также к объектам капитального строительства, для размещения которых они предоставлены.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, в состав которых входят Градостроительные регламенты территории городского округа город Воронеж.

Согласно пункту 2 Градостроительного плана земельного участка № RU-363020000000000000006546 земельный участок расположен в зоне О2 – «Зона обслуживания местного значения».

Статья 19 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж содержит характеристику территориальных зон, перечень мероприятий и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии со следующими основными требованиями: - архитектурно-строительные требования; - санитарно-гигиенические и экологические требования и защита от опасных природных процессов; - охрана объектов культурного наследия.

Согласно данной статье Правил землепользования зона обслуживания местного значения (О2) выделена для обеспечения условий формирования местных (локальных) центров городских районов и полосных (линейных) центров вдоль улиц с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения. Параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленные для зоны О2, не содержат указания на показатели интенсивности использования территории (коэффициенты застройки и плотности застройки), а также на нормы обеспеченности парковками.

Доказательств обратного суду не представлено.

Согласно приказу Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» п.2.2.3 градостроительного плана земельного участка должен содержать требования к максимальному проценту застройки в границах земельного участка. Параметры разрешенного строительства необходимо уточнять в соответствии с табл. 2 местного норматива градостроительного проектирования «Планировка жилых, общественно-деловых и рекреационных зон городского округа город Воронеж», утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 26.07.2010 № 650, при разработке и утверждения в установленном порядке проекта планировки территории, с учетом действующих технических градостроительных регламентов.

В пункте 2.2.3 Градостроительного плана земельного участка № RU-363020000000000000006546 предписано максимальный процент застройки в границах земельного участка определить в соответствии с действующими градостроительными и техническими регламентами.

Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 26.07.2010 № 650 утвержден  Местный норматив градостроительного проектирования «Планировка жилых, общественно-деловых и рекреационных зон городского округа город Воронеж» (далее по тексту – Местный норматив градостроительного проектирования).

Согласно пункту 1.2.1 Местного норматива градостроительного проектирования общая организация территории городского округа город Воронеж должна осуществляться с учетом возможности ее рационального использования на основе сравнения нескольких вариантов планировочных решений, принятых на основании анализа технико-экономических показателей, наличия топливно-энергетических, водных, территориальных, трудовых и рекреационных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза их изменения на перспективу, развития экономической базы, изменения социально-демографической ситуации и развития сферы обслуживания с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, максимального сохранения естественных экологических систем.

При этом необходимо учитывать, в том числе, возможности развития за счет имеющихся территориальных (резервных территорий) и других ресурсов с учетом выполнения требований природоохранного законодательства; возможность повышения интенсивности использования территорий (за счет увеличения плотности застройки) в границах городского округа, в том числе за счет реконструкции и реорганизации сложившейся застройки.

Согласно пункту 2.2.1 Местного норматива градостроительного проектирования нормируемыми уровнями структурной организации территории жилой застройки являются: квартал - территория застройки в границах красных линий улично-дорожной сети площадью от 1 до 10 гектаров; микрорайон - территория застройки в границах красных линий улично-дорожной сети площадью до 40 гектаров в увязке с планировочной структурой города; жилой район - группа кварталов (микрорайонов), ограниченная автомобильными магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами или другими линиями градостроительного регулирования. Площадь территории жилого района, как правило, от 80 до 120 гектаров, но не более 250 гектаров.

При разработке документов по планировке территории на отдельный участок территории, занимающий часть территории квартала или микрорайона, необходимо обеспечить совместимость размещаемых объектов с окружающей застройкой и требуемый уровень социального и культурно-бытового обслуживания населения для квартала (микрорайона) в целом.

При проектировании жилой застройки на территории жилых районов, микрорайонов, кварталов обосновывается тип застройки, отвечающий предпочтительным условиям развития данной территории (п. 2.2.5 Местного норматива градостроительного проектирования).

В конкретных градостроительных условиях, особенно при реконструкции, допускается смешанная по типам застройка.

При размещении жилой застройки на свободных территориях тип застройки определяется с учетом генерального плана городского округа, существующей градостроительной ситуации, общей структуры жилищного строительства на прилегающей территории при соблюдении архитектурно-планировочных, санитарно-гигиенических и экологических требований (п. 2.2.7 Местного норматива градостроительного проектирования).

Генеральным планом городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008 № 422-II «Об утверждении генерального плана городского округа город Воронеж», планируемая территория в основном определена как реконструируемая многоэтажная застройка этажностью 7 этажей и выше (Приложение к Постановлению Администрации городского округа город Воронеж от 26.05.2014 № 543).

Согласно пункту 2.3.2 Местного норматива градостроительного проектирования интенсивность использования территории характеризуется плотностью жилой застройки и процентом застроенности территории.

Согласно Приложению 1 к Местному нормативу градостроительного проектирования установлены следующие основные термины и определения:

- Интенсивность использования территории (интенсивность застройки) населенного пункта характеризуется показателями плотности застройки, коэффициентом (в процентах) застройки территории;

- Плотность застройки - суммарная поэтажная площадь застройки наземной части зданий и сооружений в габаритах наружных стен, приходящаяся на единицу территории участка (квартала) (тыс. кв. м/га);

- Суммарная поэтажная площадь - суммарная площадь всех надземных этажей здания, включая площади всех помещений этажа (в том числе лоджий, лестничных клеток, лифтовых шахт и др.);

- Коэффициент застройки (Кз) - отношение территории земельного участка, которая может быть занята зданиями, ко всей площади участка (в процентах);

- Коэффициент плотности застройки (Кпз) - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка.

Плотность застройки и процент застроенности территорий жилых зон необходимо принимать в соответствии с градостроительным регламентом, учитывая градостроительную ценность территории, состояние окружающей среды, другие особенности градостроительных условий.

Показатели плотности жилой застройки, процент застроенности территории и средней (расчетной) этажности приведены в таблице 2.

Согласно пункту 2.3.3 Местного норматива градостроительного проектирования предельные значения коэффициентов застройки и коэффициентов плотности застройки территории кварталов (микрорайонов) приведены в приложении 2 и составляют для жилых зон: коэффициент застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами – 0,4 (для реконструируемой застройки – 0,6), коэффициент плотности  застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами – 1,2 (для реконструируемой застройки – 1,6).

В примечании 1 к Приложению 2 указано, что для жилых, общественно-деловых зон коэффициенты застройки и коэффициенты плотности застройки приведены для территории квартала (брутто) с учетом необходимых по расчету учреждений и предприятий обслуживания, гаражей; стоянок для автомобилей, зеленых насаждений, площадок и других объектов благоустройства.

Приказом Департамента АСП Воронежской области от 29.12.2014 № 61-02-03/374 утверждены Региональные нормативы градостроительного проектирования Воронежской области (Региональные нормативы градостроительного проектирования).

Указанные Региональные нормативы градостроительного проектирования Воронежской области утратили силу с 31.03.2016 в связи с изданием приказа Управления АиГ Воронежской области от 29.03.2016 № 45-01-04/41.

Согласно пункту 3.1.2 Региональных нормативов градостроительного проектирования в жилых зонах выделяются следующие структурные элементы:

- квартал (микрорайон) - основной планировочный элемент застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, от 5 до 60 га. В квартале (микрорайоне) могут выделяться земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории;

- район - формируется как группа кварталов (микрорайонов), как правило, в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами (река, лес и др.). Площадь территории района не должна превышать 250 га.

Согласно пунктам 3.2.1 и 12.2.2 Региональных нормативов градостроительного проектирования показатели интенсивности использования жилых зон населенных пунктов Воронежской области (коэффициент застройки, коэффициент плотности застройки) принимаются согласно таблице 31, раздел 12.2 и составляют для жилых зон: коэффициент застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами – 0,4 (для реконструируемой застройки – 0,6), коэффициент плотности  застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами – 1,2 (для реконструируемой застройки – 1,6).

В примечании 1 к таблице 31 указано, что для жилых, общественно-деловых зон коэффициенты застройки и коэффициенты плотности застройки приведены для территории квартала (брутто) с учетом необходимых по расчету учреждений и предприятий обслуживания, гаражей; стоянок для автомобилей, зеленых насаждений, площадок и других объектов благоустройства.

Из содержания Региональных нормативов градостроительного проектирования следует, что расчет показателей интенсивности использования жилых зон населенных пунктов (коэффициенты застройки и плотности застройки) может производиться как для отдельных земельных участков, так и для кварталов. При этом при расчете показателей плотности застройки участков территориальных зон (коэффициенты застройки и плотности застройки) в соответствии с Местными нормативами градостроительного проектирования нормируемым уровнем организации жилой застройки будет являться квартал (пункт 2.2.1 норматива).

Определением суда от 01.03.2016 по ходатайству Администрации городского округа город Воронеж по делу № А14-13880/2015 была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ФБУ Воронежскому региональному центру судебной экспертизы Минюста России (<...>), старшему государственному судебному эксперту ФБУ Воронежского регионального центра судебной экспертизы Минюста России ФИО4.

На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:

- соответствует ли проектная документация на строительство многоквартирного 18-ти этажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом по ул.ФИО3,99 «б» в г. Воронеже, разработанная ООО «ПроектГенстрой», требованиям регионального норматива градостроительного проектирования и требованиям градостроительного плана земельного участка № RU -363020000000000000006546, утвержденного приказом заместителя главы администрации по градостроительству от 19.05.2015 № 356, в т.ч п.2.2.3-параметрам разрешенного строительства (расчетным показателям интенсивности использования указанного земельного участка для застройки проектируемым жилым домом - коэффициент застройки, коэффициент плотности застройки), процент застроенности земельного участка, предельное количество этажей, предельная этажность?

- соответствует ли проектная документация на строительство многоквартирного 18-ти этажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом по ул.ФИО3, 99 «б» в г.Воронеже, разработанная ООО «ПроектГенстрой», требованиям градостроительного плана земельного участка № RU -363020000000000000006546, утвержденного приказом заместителя главы администрации по градостроительству от 19.05.2015 № 356, в т.ч п.2.2.4- требование 100% обеспеченности машиноместами и требованиям регионального норматива градостроительного проектирования?

В материалы дела поступило заключение эксперта от 29.03.2016 № 2150/6-3 на поставленные судом вопросы, согласно которому:

1 – указанные параметры (коэффициент застройки, коэффициент плотности застройки) при строительстве дома согласно проектной документации  ООО «ПроектГенстрой», в случае если данные коэффициенты будут применяться  для конкретного участка, будут превышены. При этом эксперт отметил, что данные коэффициенты могут применяться, в том числе, и к кварталам.

В связи с тем, что данные коэффициенты не указаны в градостроительном плане, провести сравнение коэффициентов для квартала, в котором расположен земельный участок заявителя, экспертом не представилось возможным.

Этажность жилого дома согласно представленному проекту составит – 19 этажей (1-18 этажи, тех. этаж). В представленном градостроительном плане предельное количество этажей для данного дома не указано, в связи с чем произвести его сравнение с проектным невозможно.

2 – в случае использования подземного паркинга данного жилого дома как гостевой стоянки для временного пребывания (парковки) автотранспорта, обеспеченность 100% машино-местами исходя из расчетных показателей по Приказу Департамента АСП Воронежской области от 29.12.2014 N 61-02-03/374 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области» будет выполняться, так как предусматриваемое по проекту количество машино-мест превышает нормативное, требуемое.

Заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу (абзац 1 части 3 статьи 86 АПК РФ).

В силу статьи 64 АПК РФ заключения экспертов являются доказательствами, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Бесспорных пороков представленного в материалы дела заключения эксперта от 29.03.2016 № 2150/6-3, не позволяющих принять выводы эксперта в качестве надлежащего доказательства по данному делу, суду не представлено

Указанные выводы эксперта, в том числе вывод о возможности применения коэффициентов застройки и плотности застройки к кварталам лицами, участвующими в деле не оспариваются.

Администрацией был приведен довод о том, что расчет показателей плотности жилой застройки, процента застроенности территории и средней этажности экспертом неправомерно произведен применительно к площади жилого квартала, а не применительно к подлежащему застройке земельному участку.

Однако согласно части 2 статьи 38 Градостроительного кодекса РФ, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне, а не к земельному участку. Кроме того, из положений Региональных нормативов градостроительного проектирования и Местного норматива градостроительного проектирования усматривается, что содержащиеся в них параметры подлежат учету применительно к элементам планировочной структуры, отличным от отдельных земельных участков, а именно — к кварталам, жилым районам, микрорайонам и т. п.

Параметры разрешенного строительства необходимо уточнять в соответствии с табл. 2 местного норматива градостроительного проектирования «Планировка жилых, общественно-деловых и рекреационных зон городского округа город Воронеж», при разработке и утверждении в установленном порядке проекта планировки территории, с учетом действующих технических градостроительных регламентов.

На основании заявления ГСПК «Реверс» Администрацией городского округа город Воронеж вынесено постановление от 17.02.2014 № 93 «О подготовке проекта планировки территории, ограниченной улицами ФИО3, Солнечная, ФИО5 в городском округе город Воронеж», которым было утверждено задание на подготовку документации по планировке территории, ограниченной улицами ФИО3, Солнечная, Беговая, ФИО5 в городском округе город Воронеж (далее по тексту – Квартал).

В настоящее время в границах данной территории расположены земельные участки, фактически занимаемые малоэтажными многоквартирными и индивидуальными жилыми домами, гаражами, хозяйственными постройками, АЗС (стр. 3 Приложения № 1 к Постановлению от 26.05.2014 № 543, стр. 2-3 Заключения № 8 от 28.05.2014).

Генеральным планом городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008 № 422-II «Об утверждении генерального плана городского округа город Воронеж», планируемая территория, в основном, определена как реконструируемая многоэтажная застройка этажностью 7 этажей и выше.

Следовательно, строительство заявителем жилого дома на указанной территории согласуется с генеральным планом городского округа город Воронеж.

Заключением № 8 о согласовании проекта планировки территории от 28.05.2014, подготовленным Управлением главного архитектора городского округа Администрации городского округа город Воронеж, согласован и рекомендован для обсуждения на публичных слушаниях, и дальнейшего утверждения в установленном порядке проект планировки территории квартала, ограниченного улицами: ФИО3, Солнечная, Беговая, ФИО5 в городском округе город Воронеж.

26.06.2014 Администрацией городского округа город Воронеж вынесено постановление № 543 «О назначении публичных слушаний по проекту планировки территории квартала, ограниченного улицами ФИО3, Солнечная, ФИО5 и переулком Верещагина в городском округе город Воронеж».

Из Приложения к Постановлению Администрации городского округа город Воронеж от 17.02.2014 № 93 и Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 26.06.2014 № 543 следует, что принадлежащий заявителю земельный участок кадастровый номер 36:34:0205001:6, расположенный по адресу: <...> «б», входит в состав квартала, ограниченного улицами ФИО3, Солнечная, Беговая, ФИО5 и переулком Верещагина в городском округе город Воронеж.

В разделе II «Современное использование проектируемой территории» Положения о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории квартала, ограниченного улицами: Беговая, Солнечная, ФИО3, ФИО5 и переулком Верещагина в городском округе город Воронеж (Приложение к постановлению Администрации от 26.06.2014 № 543) указано, что планируемая территория квартала площадью 6,0 га расположена в Коминтерновском районе городского округа город Воронеж, ограничена улицами: Беговая, Солнечная, ФИО3, ФИО5 и пер. Верещагина. В настоящее время в границах территории расположены земельные участки, фактически занимаемые малоэтажными многоквартирными и индивидуальными жилыми домами, гаражами, хозяйственными постройками, АЗС.

На момент подготовки Проекта планировки интенсивность использования территории следующая: - процент застроенности территории составляет 21,05%, в том числе: - жилая и общественная застройка – 10 000 кв.м. (79,2%); - АЗС – 270 кв.м. (2,1%); - инженерное сооружение (ТП) – 54 кв.м. (0,4%); - хозяйственные постройки, гаражи – 2 306 кв.м. (18,3 %) (фактически процент застроенности территории завышен из-за хозяйственных построек и временных гаражей, на которые в основном не оформлены права собственности); - существующий жилой фонд – 8 870 кв.м.; - плотность жилой застройки – 1,85 тыс. кв.м./га; - население (ориентировочно) – 386 человек, плотность населения 64 чел/га.

С учетом вышеизложенного, заявителем произведен и представлен в материалы дела расчет показателей интенсивности использования территории в результате строительства жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <...> «б». В результате строительства заявителем  жилого дома на территории квартала площадью 6,0 га, ограниченного улицами: ФИО3, Солнечная, Беговая, связистов и переулком Верещагина: коэффициент застройки квартала составит 0,27; коэффициент плотности застройки квартала составит 0,66.

Данный расчет Администрацией не оспорен.

Информация о современном использовании территории квартала Администрацией также не оспаривается и содержится в Постановлении Администрации городского округа город Воронеж от 26.06.2014 № 543, которое не оспорено, не признано недействительным.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о правомерности расчета коэффициента застройки, коэффициента плотности застройки с учетом Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 17.02.2014 № 93 и Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 26.06.2014 № 543.

Расчетные значения коэффициентов застройки и плотности застройки не превышают установленные Приложением 2 к Местному нормативу градостроительного проектирования и таблицей 31 Региональных нормативов градостроительного проектирования предельные значения коэффициентов застройки и коэффициентов плотности застройки территории кварталов. Земельные участки, предназначенные для строительства одного объекта капитального строительства, в числе нормируемых уровней структурной организации территории жилой застройки в Местном нормативе градостроительного проектирования не указаны, Региональные нормативы градостроительного проектирования допускают расчет коэффициентов применительно к кварталу. Данный вывод подтверждается и заключением эксперта.

Принимая во внимание п. 2.2.3 градостроительного плана земельного участка № RU-363020000000000000006546 (необходимость определения параметров разрешенного строительства в соответствии с Местным нормативом градостроительного проектирования), вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что проектная документация по объекту «Многоквартирный 18-ти этажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом» в части размера коэффициентов застройки и плотности застройки соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка № RU-363020000000000000006546, утвержденного приказом заместителя главы администрации по градостроительству от 19.05.2015 № 356 и действующим градостроительным и техническим регламентам.

Доказательства иного в материалы дела не представлены.

В пункте 2.2.4 Градостроительного плана земельного участка № RU-363020000000000000006546 содержится указание на необходимость предусмотреть в границах земельного участка все необходимые площадки и проезды для обслуживания объектов недвижимости, в том числе автопарковки. Решить вопрос со 100% обеспечением машино-местами. Допускается 100% освоение подземного пространства в пределах границ земельного участка, при соблюдении технических и градостроительных регламентов.

В соответствии с представленной проектной документацией предусмотрено размещение 25 машино-мест для гостевой стоянки автомобилей и размещение 91 машино-места (подземный паркинг), что, по мнению Администрации, не соответствует установленным требованиям и явилось одним из оснований для оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство.

В заключении эксперта от 29.03.2016 № 2150/6-3 эксперт пришел к выводу, что потребуется общее количество парковочных мест согласно нормативным требованиям (Приказ Департамента АСП Воронежской области от 29.12.2014 № 61-0203/374 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области») в количестве 66 шт., в то время как согласно проектным данным предусматривается устройство 91 м/м парковочного места - подземный паркинг, и 25 м/м - надземный паркинг, что превышает нормативно требуемое.

Выводы эксперта, содержащиеся в заключении от 29.03.2016 № 2150/6-3, лицами, участвующим в деле, не оспорены; ходатайства о назначении дополнительной, повторной экспертизы, вызове эксперта лицами, участвующими в деле, не заявлялись.

Следовательно, доводы Администрации в части требований к обеспеченности машино-местами материалами дела не подтверждены.

Таким образом, Администрация, в нарушение положений ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ не представила бесспорных доказательств несоответствия проектной документации заявителя требованиям градостроительного плана земельного участка № RU-363020000000000000006546, обоснованности отказа в выдаче разрешения на строительство указанного объекта.

Поскольку оспариваемый отказне соответствует статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, имеются основания для признания его незаконным.

С учетом изложенного, материалов дела, требования ГСПК «Реверс» следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться… указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (ст.101 АПК РФ).

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (ст.106 АПК РФ).

Материалами дела подтверждаются судебные издержки, понесенные Администрацией в размере 22386 руб. в связи с проведением экспертизы в рамках настоящего дела для разрешения вопросов, требующих специальных знаний.

С учетом результатов рассмотрения настоящего дела, судебные издержки в размере 22386 руб. в связи с проведением экспертизы относятся на Администрацию.

В силу ст.ст.101,106,110 АПК РФ расходы заявителя на оплату госпошлины в размере 3000 руб. подлежат возмещению за счет Администрации.

Излишне уплаченная ГСПК «Реверс» госпошлина в размере 5000 руб. подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета в силу ч.1 ст.333.40 НК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 106, 110, 167-170, 176, 177, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                   РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Администрации городского округа город Воронеж  в выдаче разрешения гаражно-строительному потребительскому кооперативу «Реверс» (ОГРН <***> ИНН<***>), 394068, <...>, на строительство многоквартирного 18-ти этажного дома со встроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом на земельном участке, расположенном по адресу: <...> «б», выраженного в письме заместителя главы администрации по градостроительству Администрации городского округа город Воронеж от 23.09.2015 № 4384724.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать Администрацию городского округа город Воронеж (ИНН <***>, ОГРН <***>), 394018, <...> устранить допущенные оспариваемым отказом на строительство многоквартирного 18-ти этажного дома со встроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом на земельном участке, расположенном по адресу: <...> «б», выраженного в письме заместителя главы администрации по градостроительству Администрации городского округа город Воронеж от 23.09.2015 № 4384724, нарушения прав и законных интересов гаражно-строительного потребительского кооператива «Реверс» (ОГРН <***> ИНН<***>), 394068, <...>.

Взыскать с Администрации городского округа город Воронеж (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу гаражно-строительного потребительского кооператива «Реверс» (ОГРН <***> ИНН<***>), 394068, <...>, расходы по уплате госпошлины в размере 3000 руб.

Возвратить гаражно-строительному потребительскому кооперативу «Реверс» (ОГРН <***> ИНН<***>), 394068, <...>. из доходов федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 5000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                   Л.В. Попова