ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-14470/2021 от 31.03.2022 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Воронеж                                                                                                 Дело №А14-14470/2021

«31» марта 2022г.                                                                                            

Резолютивная часть решения изготовлена 31 марта 2022г.

Решение в  полном объеме изготовлено 31 марта 2022 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Федосовой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Курсаковой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Воронеж» (ОГРН 1023601560036, ИНН 3664000885), г.Воронеж,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568), г. Воронеж

о признании незаконными и об отмене пунктов 2 и 4 решения  по делу №036/07/18.1-717/2021 от  07.07.2021,

третьи лица:

- индивидуальный предприниматель Логинова Вера Александровна (ОГРНИП 315345300003370, ИНН 343605573863)

- общество с ограниченной ответственностью «Ресурс М» (ОГРН 1216300005954, ИНН 6318062056), г. Самара.

при участии в заседании:

от заявителя – Федорова О.В., представитель по доверенности от 10.01.2022 №17, диплом, удостоверение личности – паспорт;

от Воронежского УФАС России – Субботин С.Г. представитель по доверенности от 08.07.2021 №03-16/4375, диплом, удостоверение личности – паспорт;

третьи лица извещены  надлежащим образом, явку представителей не обеспечили;

установил:

Открытое акционерное общество «Газпром газораспределение Воронеж» (далее – заявитель, ОАО «Газпром газораспределение Воронеж») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – антимонопольный орган, Воронежское УФАС России) о признании незаконными и об отмене пунктов 2 и 4 решения от 07.07.2021 №036/07/18.1-717/2021.

Определением суда от 20.09.2021 заявление принято судом к производству. Одновременно указанным определением суда, а также на основании определения от 08.02.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены соответственно  индивидуальный предприниматель Логинова В.А. и общество с ограниченной ответственностью «Ресурс М».

На основании определения суда  от 08.02.2022 судебное разбирательство по делу отложено до 17.03.2022.

Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещались судом о времени судебного разбирательства, отложенного на 17.03.2022. ИП Логинова В.А. и ООО «Ресурс М» явку не обеспечили. На основании ст. 156 АПК РФ судебное разбирательство проводилось в отсутствие неявившихся, но извещенных надлежащим образом третьих лиц.

В судебном заседании 17.03.2022 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 24.03.2022, затем до 31.03.2022 для предоставления дополнительных пояснений и доказательств.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддерживала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Представитель Воронежского УФАС России возражал относительно удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему.

Как установлено судом  и  следует из материалов дела, ОАО «Газпром газораспределение  Воронеж» является лицом, которое в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» обязано осуществлять закупку товаров, работ и услуг преимущественно по итогам проведенных конкурентных процедур.

03.04.2020 решением Совета директоров ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг, которое  20.04.2020 было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ruв сети Интернет. Указанное Положение регламентирует закупочную деятельность заявителя, содержит требования к закупочной процедуре, в том числе к  порядку ее подготовки и проведения (включая способы закупки и условия их применения), к порядку заключения и исполнения договоров, а также содержит иные связанные с обеспечением закупочной деятельности положения.

16.06.2021г. ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» (заказчик) на официальном сайте www.zakupki.gov.ruразместило извещение № 32110384444 о проведении запроса  предложений в электронной форме №03-188-2021 по отбору организаций на поставку масел для бензоинструмента, участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Согласно извещению о проведении запроса предложений дата и время начала приема заявок на участие в закупке с момента публикации документации и извещения на сайте электронной площадки.

Дата окончания приема заявок на участие в закупке - 23 июня 2021.

Рассмотрение заявок не позднее 29 июня 2021 г.  Подведение итогов не позднее 30 июня 2021 г. 17:00.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок для участия в процедуре запроса предложений  №03-188-2021 от 23.06.2021 были допущены  три участника.

На основании протокола №2 от 25.06.2021 о рассмотрении вторых частей заявок допущены к участию  в запросе предложений  два участника (ИП Логинова В.А. и ООО Ресурс М»)  из трех.

В соответствии с результатами рассмотрения заявок на участие в  запросе предложений, закупка признана несостоявшейся ввиду отклонения всех заявок на участие, что подтверждается итоговым протоколом запроса предложений в электронной форме № 03-188-2021 от 25.06.2021.

Заявки участников с порядковыми номерами №2 (ООО «Ресурс М») и №3 (ИП Логинова В.А.) отклонены соответственно с формулировкой: 

- «В форме коммерческого предложения (Форма 3) в поле «Технические характеристики и комплектация, гарантийный срок» участник указал «В соответствии с техническим заданием»»;

 - «В форме коммерческого предложения (Форма 3) в поле «Наименование товара» участник указал «В соответствии с техническим заданием»».

Итоговый протокол запроса предложений в электронной форме № 03-188-2021 от 25.06.2021 был размещен в Единой информационной системе в сфере закупок 25.06.2021 в 16 час.11 мин.

В течение срока проведения процедуры закупки, до этапа заключения контракта, заказчик 01.07.2021г. в 18 час. 11 мин. в Единой информационной системе в сфере закупок опубликовал извещение о внесении изменений от 30.06.2021  в итоговый  протокол.

Согласно итоговому протоколу запроса предложений в электронной форме № 03-188-2021 от 25.06.2021 с внесенными изменениями от 30.06.2021 допущены по результатам рассмотрения первых и вторых частей заявок два участника ИП Логинова В.А. (заявка №3) и ООО «Ресурс М» (заявка №2). Заявка участника №2 (ООО «Ресурс М») признана наилучшей, заказчиком принято решение заключить договор с данным участником.

Итоговый протокол с внесенными изменениями от 30.06.2021 размещен в Единой информационной системе в сфере закупок 01.07.2021.

Вместе с тем,  28.06.2021 (до внесения изменения в итоговый протокол спорного запроса предложений – 30.06.2021)  в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ИП Логиновой В.А. на действия ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», в которой выражалось несогласие с итогами закупки, выраженными в итоговом протоколе от 25.06.2021 (решение об отказе в допуске к участию в запросе предложений).

  Указанная жалоба ИП  Логиновой В.А. была признана антимонопольным органом соответствующей требованиям,  предусмотренным статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции»,  и принята к рассмотрению комиссией Воронежского УФАС России.

07.07.2021 решением комиссии Воронежского УФАС России   по делу №036/07/18.1-717/2021  жалоба ИП Логиновой В.А. на действия заказчика - ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» при проведении закупки в форме запроса предложений № 03-188-2021 в электронной форме по отбору организаций на поставку масел для бензоинструмента (идентификационный номер закупки 321103384444) признана несостоятельной (пункт 1 решения).

Пунктом 2 решения действия ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ признаны как нарушение статьи 3 Федерального закона от № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В  пункте 3 решения антимонопольный орган по результатам рассмотрения жалобы  определил предписание не выдавать.

Пунктом 4 решения предписано передать материалы настоящего дела соответствующему должностному лицу Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административных производств, в связи с выявлением в действиях должностных лиц ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» признаков составов административных нарушений, предусмотренных ст.7.32.3 КоАП РФ.

При вынесении оспариваемого решения антимонопольный орган установил, что заявка ИП Логиновой В.А. в спорной закупке не соответствовала требованиям Инструкции по заполнению заявки и правомерно была отклонена организатором торгов пункт (1 решения).

Вместе с тем, комиссия Воронежского УФАС России при рассмотрении жалобы ИП Логиновой В.А. в порядке части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции также установила факт нарушения ОАО «Газпром газораспределение Воронеж»  сроков размещения в ЕИС в сфере закупок информации о закупке. А именно нарушение сроков размещения итогового протокола запроса предложений в электронной форме 32110384444 №03-188-2021 от 25.06.2021 с изменениями от 30.06.2021, что нашло свое отражение в пунктах 2 и 4 оспариваемого  решения.

При этом комиссия Воронежского УФАС России, исходя из утвержденного Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», а также исходя из содержания  документации о спорной закупке, пришла к выводу, что у заказчика отсутствует право по внесению изменений в результаты оценки и сопоставления заявок участников закупочной процедуры.

Кроме того, поскольку  подведение итогов процедуры спорной закупки должно быть осуществлено не позднее 30.06.2021, антимонопольный орган посчитал, что крайним сроком размещения итогового протокола является 30.06.2021, тогда как согласно сведениям из ЕИС протокол (протокол м изменениями) был размещён 01.07.2021.

ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», полагая, что решение антимонопольного органа в части пункта 2 (нарушение сроков размещения)  и пункта  4  (наличие признаков состава административного правонарушения) является незаконным нарушающим права и законные интересы заявителя,  обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования   подлежащими удовлетворению  по следующим основаниям.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном  Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон № 135-ФЗ), антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен статьей 18.1 Закон № 135-ФЗ, которая регламентирует порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в силу Закона №223-ФЗ, но не определяет основания обращения в антимонопольный орган.

В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 3 1 Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, в том числе в случаях неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.

В силу части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон №223-ФЗ) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В силу статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

На основании части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ основным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика является положение о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны обеспечить соблюдение принципа информационной открытости закупки.

В соответствии с частями 1, 2, пунктом 4 части 5, частью 7.2  и 27 статьи 3.4 Закона №223-ФЗ конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

 Конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

Запрос предложений в электронной форме проводится в порядке, установленном настоящей статьей для проведения конкурса в электронной форме, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При включении в конкурс в электронной форме этапов, указанных в части 4 настоящей статьи, то по результатам каждого этапа конкурса в электронной форме составляется отдельный протокол. При этом протокол по результатам последнего этапа конкурса в электронной форме не составляется. По окончании последнего этапа конкурса в электронной форме, по итогам которого определяется победитель, составляется итоговый протокол.

Заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 настоящего Федерального закона и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе.

Согласно части 4 статья 4 Закона №223-ФЗ протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона №223-ФЗ  порядок размещения в единой информационной системе информации о закупке устанавливается Правительством Российской Федерации.

На основании данного требования размещение информации о закупке на официальном сайте осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке" (далее - Положение №908), согласно п. 2 которого размещение информации осуществляется с учетом функциональных требований к ЕИС в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 4 и 5 Положения № 908 информация о закупке размещается в единой информационной системе только после подписания документа, содержащего указанную информацию, усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного на размещение в единой информационной системе информации от имени заказчика (представитель заказчика). Изменение размещенной в единой информационной системе информации о закупке осуществляется в соответствии с настоящим Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.

В силу пунктов 37 и 38 Положения № 908 для размещения информации о внесении изменений в протокол, составленный в ходе закупки, представитель заказчика в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения вносит изменения в протокол, составленный в ходе закупки, и размещает измененные электронные виды документов, предусмотренных пунктом 35 настоящего Положения, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 настоящего Положения. Измененный протокол, составленный в ходе закупки, считается размещенным в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктом 37 настоящего Положения.

При этом положения Закона № 223-ФЗ и Постановления №908 не содержат специальных требований или  запретов в отношении предмета изменений, вносимых в протокол, составленный в ходе закупки, а также не устанавливает специальные сроки  (предельные), предусмотренные для внесения изменений в протокол.

Согласно части 5 статья 39 Закона о защите конкуренцииесли в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ответственность за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц предусмотрена статьей 7.32.3 КоАП РФ.

В соответствии с  извещением о проведении спорного запроса предложений, подведение итогов закупки должно быть осуществлено до 17 час. 30.06.2021  путем составления в порядке части 27 статьи 3.4 Закона №223-ФЗ итогового протокола.

При этом в силу  части 4 статья 4 Закона №223-ФЗ, а также пункта 6.9.4 Положения о закупках ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Вместе с тем пунктами 37 и 38 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 определен порядок внесения изменений в протокол, составленный в ходе закупки. Предельных сроков для внесения изменений в итоговый протокол Положение №908 не содержит. При этом само по себе отсутствие  в Положении о закупке, утвержденном ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», а также в извещении о спорной закупке правил внесения изменений, не отменяет  порядок внесения изменения в протокол, утвержденный Положением №908 от 10.09.2012. 

 Таким образом,  ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» имело право до 30.06.2021 (до 17 час.) включительно (срок подведения итогов) вносить изменения в итоговый протокол закупки от 25.06.2021, путем составления, подписания и  размещения в единой информационной системе измененного электронного виды документа, а именно итогового протокола закупки от 25.06.2021 с внесенными в него изменениями 30.06.2021, поскольку ограничений сроков по внесению изменений отсутствуют.

При этом, заказчик воспользовался предоставленным ему правом на внесение изменений в протокол, составленный в ходе закупки, и устранил допущенное им нарушение до рассмотрении жалобы ИП Логиновой В.А. Воронежским УФАС России, с соблюдением порядка, закрепленного в пунктах 37, 38 Положения N 908.

Вместе с тем измененный протокол, составленный в ходе закупки, считается размещенным в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктом 37 настоящего Положения пункты (37,38 Положения №908).

Следовательно, итоговый протокол от 25.06.2021, с внесенными изменениями от 30.06.2021 с учетом сроков (три дня), установленных частью 12 статьи 4 Закона №223-ФЗ, необходимо было разместить в Единой информационной системе не позднее 3.07.2021.

Вместе с тем, итоговый протокол закупки от 25.06.2021 с внесенными в него изменениями  от 30.06.2021 был размещен в Единой информационной системе закупок 01.07.2021, то есть в пределах установленного трехдневного срока.

Таким образом, суд не может согласиться с выводами  антимонопольного органа  о наличии факта нарушения сроков размещения в Единой информационной системе в сфере закупок итогового протокола с учетом внесенных в него   изменений.

В соответствии с установленными обстоятельствами,  в действиях ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» отсутствуют признаки нарушений сроков размещения в единой информационной системе соответствующих документов,  установленных статьей 3 Закона 223-ФЗ (пункт 2 оспариваемого решения), а также статьей 7.32.3 КоАП РФ (пункт 4 оспариваемого решения).

На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку оспариваемые пункты решения антимонопольного органа, безусловно, нарушают права заявителя.

С учетом результатов рассмотрения дела расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. относятся на антимонопольный орган.

            Руководствуясь статьями 65, 71, 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными пункты 2 и 4  решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 07.07.2021 по делу №036/07/18.1-717/2021.

Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области устранить допущенные решением от 07.07.2021 по делу №036/07/18.1-717/2021 нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Воронеж» (ОГРН 1023601560036, ИНН 3664000885).

Решение подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в пользу открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Воронеж» (ОГРН 1023601560036, ИНН 3664000885) 3 000 руб. расходов по уплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано месячный срок со дня его вынесения в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                                   С.С. Федосова