ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-14749/19 от 20.02.2020 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж                                                                                          Дело №А14-14749/2019

"20" февраля 2020 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Т.Н. Максимович

при ведении протокола судебного заседания секретарем О.В.Кувшиновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

АО "Почта России" (ОГРН 1197746000000 ИНН 7724490000) (правопреемник ФГУП "Почта России", г.Москва (ОГРН 1037724007276 ИНН 7724261610)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области, г. Воронеж(ОГРН 1053600124676, ИНН 3665049192)

о признании незаконным и отмене постановления №19001208 от 23.07.2019 об административном правонарушении

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Визильтер Д.Г. по доверенности от 01.10.2019 № 36 АВ 3001111 сроком по 30.09.2022,

от ответчика – Голикова Ю.А. по доверенности от 29.11.2019 № 421/05 сроком до 01.03.2020, 

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее – Управление Роспотребнадзора) №19001208 от 23.07.2019 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.

Определением арбитражного суда от 14.08.2019 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

От Управления Роспотребнадзора поступил отзыв на заявление и материалы дела об административном правонарушении. Заявитель направил в адрес суда возражения на отзыв.

Определением арбитражного суда от 14.10.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала требования.

Представитель Управления Роспотребнадзора требования не признала, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.

В судебном заседании 13.02.2020 объявлялся перерыв по 20.02.2020

Из материалов дела следует.

В связи с поступившим в Управление Роспотребнадзора обращением гражданина проведена проверка соблюдения действующего законодательства в отношении ФГУП "Почта России".

Административным органом установлено, что гражданка З.О.К. 15.02.2019 направила почтовое отправление EMS- №EF010098389RU, что подтверждается кассовым чеком. Указанное отправление не было доставлено адресату и возвращено отправителю в связи с неправильным указанием оператором индекса и пункта назначения.

Обнаружив достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения за некачественно оказанную услугу,  Управление Роспотребнадзора повесткой б/д б/н вызвало представителя ФГУП "Почта России" для составления протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.14.4. КоАП РФ на 24.06.2019.

Доказательств фактического направления указанной повестки административном органом не представлено. О направлении, по мнению административного органа, свидетельствует опись документов, вложенных для отправки заказным письмом без проставления штампа почтового органа о принятии и отчет об отслеживании почтового отправления 39400935955376, распечатанный с официального сайта ФГУП "Почта России".

24.06.2019 в отсутствие представителя ФГУП "Почта России" должностным лицом Управления Роспотребнадзора составлен протокол №010147 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.

Согласно протоколу ФГУП "Почта России" вменяется следующее нарушение: "при отправлении почтового отправления оператором была взята за услугу сумма в размере 2500 руб., но в электронном виде занесла другой индекс и пункт назначения в США. Данные нарушения произошли из-за отсутствия контроля со стороны юридического лица за действиями должностных лиц".

Указанный протокол содержит отметку о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Доказательств фактического направления указанного протокола административном органом не представлено. О направлении, по мнению административного органа, свидетельствует опись документов, вложенных для отправки заказным письмом без проставления штампа почтового органа о принятии и отчет об отслеживании почтового отправления 39400937820429.

23.07.2019 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора в отсутствие представителя ФГУП "Почта России" принято постановление по делу об административном правонарушении №19001208 о назначении административного наказания (с учетом повторности) в виде административного штрафа в размере 20 500 руб.

Определением от 24.07.2019 исправлена опечатка, содержащаяся в постановлении от 23.07.2019 в части указания неправильной даты составления протокола об административном правонарушении.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФГУП "Почта России" обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене, ссылаясь на недоказанность правонарушения, в.т. его повторности, а также не извещение о составлении протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.

В ходе судебного разбирательства ФГУП "Почта России" заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве - замене на АО "Почта России" в связи с реорганизацией.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ФГУП "Почта России", оно  прекратило деятельность в качестве юридического лица, о чем 01.10.2019 внесена соответствующая запись, правопреемником ФГУП "Почта России" является АО "Почта России".

АО "Почта России" создано 01.10.2019 путем реорганизации в форме преобразования.

В силу ч.5 ст.58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.

Исходя из вышеизложенного, суд считает возможным провести процессуальное правопреемство, заменив ФГУП "Почта России" (далее – предприятие) на правопреемника – АО "Почта России" (ОГРН 1197746000000 ИНН 7724490000) (далее – общество).

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, заслушав представителей сторон, суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статье 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе: сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (часть 1); сообщения, заявления, указанные в части 1, подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2); дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 3); в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5).

В соответствии со ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Полномочия данного органа определены пунктом 5 указанного Положения.

Частью 1 ст.14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказанию населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказанию населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.

В статье 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 1 Закона о защите прав потребителей установлено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и оказании услуг).

Вместе с тем той же правовой нормой предусмотрено, что Правительство РФ не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Согласно ч. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

 В соответствии с абзацем 3 статьи 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи) порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 5.2.25.1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 418, Минкомсвязи России наделено полномочиями по принятию правил оказания услуг почтовой связи.

Согласно ст. 4 Закона о почтовой связи Правилами оказания услуг почтовой связи устанавливается порядок реализации прав и обязанностей операторов и пользователей услуг почтовой связи по договору об оказании услуг почтовой связи, определенных не только Законом о почтовой связи, но и другими федеральными законами.

Правила оказания услуг почтовой связи утверждены Минкомсвязи РФ не в соответствии с Законом о защите прав потребителей, а в соответствии с Законом о почтовой связи (абз. 1 приказа Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 N 234) и не содержат положений, направленных на реализацию прав граждан, установленных Законом о защите прав потребителей.

Как установлено судом, на момент совершения правонарушения и привлечения предприятия к административной ответственности ФГУП "Почта России"  осуществляло деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии от 11.04.2013 N 108074, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Порядок оказания услуг почтовой связи определяется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи от 31.07.2014 N 234.

ФГУП "Почта России" обеспечивает пересылку (доставку) почтовых отправлений с соблюдением соответствующих правил, норм, нормативов и лицензионных условий в соответствии с п. 5 лицензионных требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) N 162571 от 11.04.2018, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи.

Деятельность ФГУП "Почта России" по доставке почтовых отправлений регулируется не законодательством о защите прав потребителей, а законодательством в области почтовой связи и связана с осуществлением предпринимательской деятельности с соблюдением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Судом установлено, что вменяемое обществу правонарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, а именно осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Таким образом, административным органом неправильно квалифицировано совершенное предприятием правонарушение по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.

Согласно ст. 23.49 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях по  ст. 14.1 КоАП РФ в компетенцию должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не входит.

При таких обстоятельствах, нарушение прав потребителей не могло быть установлено административным органом, равно как и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.4 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Исходя из вышеизложенного, требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области №19001208 от 23.07.2019 об административном правонарушении подлежат удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку на основании статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 65, 71, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

    РЕШИЛ:

Произвести замену федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", г.Москва на его правопреемника – акционерное общество "Почта России", г.Москва (ОГРН 1197746000000 ИНН 7724490000).

Удовлетворить требования акционерного общества "Почта России", г.Москва (ОГРН 1197746000000 ИНН 7724490000).

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области №19001208 от 23.07.2019 об административном правонарушении о привлечении ФГУП "Почта России", г.Москва (ОГРН 1037724007276 ИНН 7724261610) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области в порядке части 2 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                        Т.Н.Максимович