ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-15089/15 от 17.11.2015 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Воронеж                                                                                         Дело № А14-15089/2015

 «20» ноября 2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2015 г.

Решение в  полном объеме изготовлено 20 ноября 2015 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе: судьи Ловчиковой Н.В. единолично при ведении протокола судебного заседания секретарем Ткачевой Е.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ОТС», г. Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными действий по проведению электронного аукциона,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 представитель по доверенности от 19.10.2015, паспорт,

от Администрации городского округа город Воронеж – ФИО2 заместитель начальника отдела правовой работы по доверенности № 52/2015-с от 01.04.2015, служебное удостоверение; ФИО3 начальник отдела закупок по доверенности № 1867 от 26.11.2014, служебное удостоверение,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ОТС» (далее – заявитель, ООО «ОТС») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж (далее - ответчик) о признании незаконными действий по проведению электронного аукциона «Выполнение работ по демонтажу рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, на территории городского округа город Воронеж», проводимого на электронной площадке в сети Интернет: https://www.rts-tender.ru (извещение о проведении электронного аукциона № 0131300000615001385).

Представители администрации  требования заявителя не признают, по основаниям, изложенным в отзыве.

Из материалов дела следует, 14.10.2015 г. Администрацией городского округ г. Воронеж объявлено о проведении электронного аукциона на электронной площадке в сети Интернет на «Выполнение работ по демонтажу рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, на территории городского округа город Воронеж» (номер извещения: 0131300000615001385).

Как указывает заявитель, при размещении заказа Администрация городского округ г. Воронеж допустила нарушения порядка размещения информации о проведении торгов, а именно:

- в  нарушении ст.ст. 42 и 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту Закон N 44-ФЗ) в извещении о проведении электронного аукциона (для закупки №0131300000615001385) на «Выполнение работ по демонтажу рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, на территории городского округа город Воронеж» не содержатся  сведения о месте выполнения работ. Как указывает заявитель, с точки зрения понятия слова «место», в извещении должен быть определен конкретный участок земли, на котором располагается подлежащая демонтажу рекламная конструкция в целях её надлежащей идентификации. Однако в извещении не указано конкретного места либо адреса, по которому будут проводиться работы по демонтажу. Указание на то, что работы будут проводиться в пределах границ городского округа город Воронеж не раскрывает конкретного места проведения работ, отсылка к приложению № 3 документации об электронном аукционе не является надлежащим указанием информации, с точки зрения Закона № 44-ФЗ, поскольку ст. ст. 42 и 63 № 44-ФЗ указывают, что данная информация должна содержаться именно в извещении и не предусматривают вариант содержания в извещении отсылки к иному источнику информации. Отсутствие конкретизации мест проведения работ, лишает заявителя возможности, произвести расчет затрат на транспортировку демонтированных конструкция, т.к. согласно Техническому заданию, складирование демонтированных конструкций производится по адресу: <...>. Учитывая отсутствие адресной программы демонтажа, условие закупки: «В пределах г. Воронеж», существенно расширяет вариацию расстояний доставки.

- в нарушение ст. 42 Зна N 44-ФЗ, извещение о проведении электронного аукциона не содержит описание порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и описание порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта. Ни один документ, являющийся приложением к аукциону, не содержит порядка и сроков возврата задатка, проигравшим участникам.

- в нарушение ст. 42 Закона N 44-ФЗ, в извещении не содержится краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки. Техническое задание (Приложение 3), содержит фразу «Конструкция может быть оборудована электрическими приборами для динамической смены информации, освещения». Ни извещение, ни аукционная документация, не содержит положений, которые каким-либо образом, как с технической, так и юридической стороны, регулировали отношения с поставщиком электроэнергии. В документации отсутствует информация о собственниках демонтируемых конструкций, не установлен порядок производства работ на земельных участках (нарушение целостности земельного покрова, возможная опилка деревьев, т.к. работы предстоит выполнить краном), процесс взаимодействия с органами, обеспечивающими безопасность дорожного движения (Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Воронежской области) в случае необходимости приостановки движения в месте демонтажа, выставление предупреждающих знаков, регулировка движения, маршруты путей объезда.

- в нарушение  ст. 42 Закона N 44-ФЗ, в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует информация, раскрывающая сроки завершения работ либо график работ.

- в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе не содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта. В нарушение данной нормы, п. 2.8 документации об электронном аукционе «обоснование формирования начальной (максимальной) цены контракта» содержит отсылку к Приложению №2. Однако Приложение №2 не содержит как такового обоснования, не содержит расчета начальной (максимальной) цены контракта, а фактически лишь констатирует цену контракта 2 614 661 руб.

Как указывает заявитель, в связи с указанными нарушениями, ООО «ОТС» не имеет возможности в установленном законом порядке оформить и подать заявку на участие в аукционе, лишается права на участие в аукционе. Организатором торгов создаются препятствия для осуществления ООО «ОТС» предпринимательской деятельности, чем нарушаются права и интересы в данной сфере. ООО «ОТС» считает цену контракта заниженной, однако в связи с тем, что не раскрыто обоснование начальной (максимальной) цены контракта и отсутствует расчет начальной (максимальной) цены контракта, не может проверить обоснованность цены. Данные обстоятельства послужили основанием ООО «ОТС» для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В своем заявлении ООО «ОТС» также указало, что заинтересованность обращения Заявителя в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением обусловлена не только лишением возможности принять участие в аукционе ввиду размытости условий закупки, но и тем, что Заявитель является рекламораспространителем. В собственности Заявителя находится рекламная конструкция, расположенная по адресу: Воронеж, Ленинский район, ул. Пирогова, радом с домом № 6 - ул. Свободы. Данную конструкцию Истец приобрел у Общества с ограниченной ответственностью Агентство Рекламных Технологий «Премьер-Медиа» по договору № 13-09-2011 от 13.09.2012 г. Срок действия разрешения на данную конструкцию истек. Следовательно, по его мнению, не исключен вариант того, что конструкция, принадлежащая заявителю будет также демонтирована подрядчиком после проведения аукциона. ООО «ОТС» же в свою очередь, утратит право на обжалование предписания о демонтаже рекламной конструкции.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может осуществляться, в том числе путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона (в том числе аукциона в электронной форме), относящихся к конкурентным способам определения поставщиков.

Порядок размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме установлен §2 главы 3 Закона N 44-ФЗ.

На основании статьи 42 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 49 Закона N 44-ФЗ закреплено, что извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года N 913 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию" устанавливает порядок размещения информации на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт), подлежащей размещению в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию (далее - информация).

Согласно п. п. 2 - 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года N 913 информация размещается на официальном сайте в случаях и лицами, которые предусмотрены Федеральным законом, а также в сроки, устанавливаемые Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами. Информация размещается в общедоступной части официального сайта после подписания документа, содержащего информацию, электронной подписью лица, уполномоченного на размещение информации на официальном сайте, а также в закрытой части официального сайта, доступ к которой осуществляется с помощью электронной подписи, после прохождения регистрации на официальном сайте. Изменение размещенной на официальном сайте информации осуществляется в соответствии с настоящим Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений. При изменении размещенной на официальном сайте информации сохраняются и остаются доступными для свободного ознакомления всеми пользователями официального сайта предыдущие редакции измененных документов, содержащих информацию. Удаление размещенной на официальном сайте информации допускается на основании предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, или по решению суда.

Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона (описание качественных характеристик объекта закупок - часть 1 пункт 1), информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Основаниями для признания торгов недействительными в соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации являются такие нарушения правил их проведения, которые имеют существенное влияние на результат торгов, и находящиеся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов истца.

При этом для признания торгов недействительными по иску лица, заинтересованного в надлежащем проведении торгов вследствие нарушения порядка их проведения, суд должен оценить, насколько допущенное нарушение является существенным, и могли ли нарушения, на которые ссылается заявитель, повлиять на результаты торгов. В случае если нарушения, на которые ссылается заявитель, не повлияли и не могли повлиять на результаты торгов, то отсутствуют основания для удовлетворения заявленного требования.

Кроме того, лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Как усматривается из материалов дела, наименование и описание объекта закупки спорного аукциона содержится в разделах «Общая информация» и «Объект закупки» извещения о проведении аукциона.

В извещении о проведении аукциона содержится информация о месте выполнения работы - в пределах границ городского округа город Воронеж в соответствии с приложением № 3 к документации об электронном аукционе. Адреса расположения конкретных рекламных конструкций, подлежащих демонтажу, указываются в Заказ-нарядах на демонтаж рекламных конструкций (приложение № 1 к техническому заданию), передаваемых Заказчиком Подрядчику. Местом складирования демонтированных рекламных конструкций является территория по адресу: <...>.

В извещении также содержится информация о сроках завершения работы -45 календарных дней с момента заключения контракта в соответствии с приложением № 3 к документации об электронном аукционе, в котором указано, что заказчик передаст подрядчику Заказ-наряд на демонтаж рекламных конструкций в течение 5 календарных дней с момента заключения Контракта. Срок выполнения работ рассчитывается исходя из демонтажа до 6 рекламных конструкций в сутки и исчисляется со дня получения подрядчиком соответствующего Заказ-наряда. Подрядчик обязан приступить к выполнению работ в течение 24 (двадцати четырех) часов с момента получения от Заказчика Заказ-наряда на демонтаж рекламных конструкций.

Таким образом, с учетом вышеперечисленной информации, содержащейся в извещении, суд приходит к выводу, что извещение содержит и информацию в части краткого изложения условий контракта.

В соответствии с пунктами 7,8 статьи 42 Закона о закупках в извещении содержится размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок па участие в закупке, платежные реквизиты для перечисления денежных средств при уклонении участника закупки от заключения контракта, а также содержится размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.

В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о закупках извещение должно содержать информацию о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о закупках. Статьей 35 Закона о закупках предусмотрено, что порядок осуществления банковского сопровождения контрактов установлен постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов». Случаи банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд городского округа город Воронеж, установлены постановлением администрации городского округа город Воронеж от 19.11.2014 №1680 «О случаях осуществления банковского сопровождения контрактов для обеспечения муниципальных нужд городского округа город Воронеж». Контракт на выполнение работ по демонтажу рекламных конструкций на сумму не более 2 614 661 рублей не входит в перечень случаев согласно Постановлению №1680. В связи с изложенным, в извещении правомерно не предусмотрена информация о банковском сопровождении контракта.

В Приложении №2 к документации об электронном аукционе содержится обоснование начальной (максимальной) цены контракта с использованием затратного метода в соответствии с частью 10 статьи 22 Закона о закупках, в том числе расчет суммы контракта согласно локальной смете, локальные сметные расчеты. Как поясняет представитель администрации, расчет НМЦК составлен с учетом количества и стоимости за единицу демонтируемой рекламной конструкции на основании локальных сметных расчетов. Локальные сметные расчеты составлены базисно-индексным методом в соответствии с утвержденной сметно-нормативной базой сборников ТЕР в редакции 2014 года согласно приказу Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 03.03.2015 № 61-02-03/30. Перевод в текущие цены произведен с использованием индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, материалов, заработной платы, эксплуатации машин и механизмов по видам строительства для Воронежской области на 2 квартал 2015 года, разработанные филиалом ФАУ «ФЦЦС» по Воронежской области и утвержденные Департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области (письмо от 27.03.2015 № 61-11/581).

Указание в извещении информации в виде ссылок на положения документации об электронном аукционе не противоречит требованиям Закона о закупках, не является препятствием для участника закупки в оформлении и подаче заявки на участие в аукционе и не лишает права на участие в аукционе.

Таким образом, следует признать, что извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на выполнение работ по демонтажу рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, на территории городского округа город Воронеж полностью соответствуют заданию заказчика и требованиям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом суд учитывает, что ООО «ОТС» не воспользовалось своим правом на обращение в Управление муниципальных закупок с целью разъяснений положений аукционной документации.

Довод заявителя о наличие у него интереса в признании спорного аукциона недействительным в виду того, что в его  собственности находится рекламная конструкция, срок установки которой уже истек и которая в ходе исполнения контракта может быть демонтирована, суд во внимание не принимает, поскольку данное обстоятельство не связано с предметом спора и оспариваемым заявителем правом на участие в данном аукционе. При этом данный довод ничем не обоснован и документально не подтвержден.

С учетом изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Расходы по госпошлине в порядке ст. 102,110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.ст.65,110,156,167,170,198-201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Обеспечительные меры, наложенные определением от 06.11.2015 в виде запрета Администрации городского округа город Воронеж заключать муниципальный контракт на выполнение работ по демонтажу рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, на территории городского округа город Воронеж по результатам электронного аукциона, проводимого на электронной площадке в сети Интернет: https://www.rts-tender.ru (извещение о проведении электронного аукциона № 0131300000615001385) до вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу, отменить.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                                    Н.В.Ловчикова