ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-15211/15 от 23.12.2015 АС Воронежской области

Арбитражный суд Воронежской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж Дело № А14-15211/2015

«23» декабря 2015г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи В.В. Домаревой,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Прокуратуры города Воронежа, г. Воронеж

к обществу с ограниченной ответственностью инженерно-производственная фирма «АртНет» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж

о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,

без вызова сторон,

установил:

Прокуратура города Воронежа (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении инженерно-производственной фирмы «АртНет» (далее - заинтересованное лицо, Общество, ООО ИПФ «АртНет», лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 указанной статьи.

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены согласно ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

ООО ИПФ «АртНет» имеет лицензию на осуществление деятельности на осуществление телематических услуг связи (лицензия №84845 сроком действия с 25.05.2011 по 25.05.2016).

Прокуратурой г. Воронеж на основании обращения ФИО1 была проведена проверка исполнения операторами связи, представляющими услуги по доступу пользователей к сети Интернет, законодательства, регулирующего ограничение доступа пользователей к Интернет ресурсам – сайтам, содержащим информационные материалы с призывами к осуществлению экстремистской деятельности.

В ходе проверки было установлено, что в нарушение ст. 29 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 1, ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон №114-ФЗ), ст.ст. 9, 15, п. 3 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон №149-ФЗ), пп. 36 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ООО ИПФ «АртНет» предоставляются услуги доступа клиентов к Интернет-сайту, содержащему информационные материалы с призывами к осуществлению экстремистской деятельности.

Прокуратурой г. Воронежа 15.10.2015 в период времени с 15 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. со стационарного компьютера ООО ИПФ «АртНет» по адресу: <...>, осуществлен осмотр Интернет-ресурса с указателем страницы сайта: http://youtube.com/watch?v=FP1OEUfCI2k.

По данной ссылке осуществлен доступ к информационному материалу экстремистской направленности.

Аналогичным образом осуществлен свободный доступ к Интернет-ресурсам на сайте, содержащем информационные материалы экстремистского характера (с призывами к осуществлению экстремистской деятельности) с указателями страниц: http://youtube.com/watch?v=9n9E28Fawtw, http://youtube.com/channel1/UCnO0tz1z2E5ubNdTknIUY-w, http://youtube.com/watch?v=jUfoU53CpNM.

Данные указатели страниц сайта включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «интернет», и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (реестровые номера 6509-НВ, 6556-НВ, 6433-НВ, 3270-НВ).

Результаты проверки были зафиксированы в акте проверки от 15.10.2015 с приложением сведений о результатах систематического наблюдения в отношении Общества.

Согласно статье 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63, 7.24, частью 2 статьи 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, 13.27, 13.28, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 14.35, частью 1 статьи 15.10, частью 5 статьи 15.27, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении (п. 1 ст. 25.11 КоАП РФ).

Полагая, что в действиях ООО ИПФ «АртНет» имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), 21.10.2015 прокурором г. Воронежа в присутствии генерального директора Общества ФИО2 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Представителю разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, а также вручена копия указанного выше постановления, что подтверждается его распиской.

Общество с выявленными нарушениями согласно, вину признает, о чем свидетельствуют объяснения представителя лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении от 21.10.2015.

Материалы об административном правонарушении ООО ИПФ «АртНет» в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.

Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральным законом об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

В соответствии с п. 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией, выданной ООО ИПФ «АртНет» установлено, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 №575 (далее - Правила).

Как следует из подпункта «а» пункта 26 Правил оператор связи оказан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Правилами, лицензией и договором.

Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещено издание и распространение печатных, аудио, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков экстремизма, а также запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремисткой деятельности.

Пунктом 1 ст. 1 Закона №114-ФЗ даны определения понятию экстремистской деятельности (экстремизм) – возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

В соответствии со ст. 13 Закона №114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

Пунктом 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» установлено, что оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.

Статьей 9 Закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст. 15 Закона №149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Пунктом 3 ст. 15.3 Закона №149-ФЗ определено, что после получения по системе взаимодействия требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона №149-ФЗ в случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

При этом, освобождение законом провайдеров от гражданско-правовой ответственности как одной из форм государственного принуждения, состоящей во взыскании судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, и направленной на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего, не исключает возможность применения к ответчику иных мер государственного принуждения.

Согласно подпункту 36 п. 1 ст. 12 Закона №99-ФЗ к перечню видов деятельности, на которые не требуется лицензии, относится оказание услуг связи. Осуществление лицензируемого вида деятельности предполагает соблюдение лицензионных требований.

Предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, Общество фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц. Имея техническую возможность, ООО ИПФ «АртНет» должно в силу закона принять меры по ограничению доступа к Интернет-сайту Данная позиция также изложена в определение Верховного Суда РФ от 10.05.2011 N 58-Впр11-2 Дело об ограничении доступа к Интернет-сайту направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как суд не учел, что предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, ответчик фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц, имея техническую возможность, он должен в силу закона принять меры по ограничению доступа к Интернет-сайту.

Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждены материалами дела, в том числе, актом проверки в отношении ООО ИПФ «АртНет» от 15.10.2015 с приложением сведений о результатах проверки Общества, объяснениями технического директора ООО ИПФ «АртНет» от 21.10.2015, генерального директора ООО ИПФ «АртНет» от 21.10.2015, в которых Общество не оспаривает факт совершения им выявленного административным органом правонарушения и выразило намерение устранить допущенные нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения условий лицензирования, Обществом не представлено.

Таким образом, арбитражный суд считает, что ООО ИПФ «АртНет» имело возможность обеспечить соблюдение правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензией на осуществление телевизионного вещания.

Судом установлено, что нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении Общества к административной ответственности заявителем не допущено, срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушен.

Процедура привлечения Общества к административной ответственности соблюдена, в связи с чем, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, не нарушены.

Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

Санкция части 3 статьи 14.1. КоАП РФ предусматривает такие виды административного наказания как предупреждение, наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявление Прокуратуры г. Воронежа о привлечении ООО ИПФ «АртНет» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, подлежит удовлетворению.

При назначении административного наказания арбитражный суд, руководствуясь ч.2 ст.3.4, ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, оценивая фактические обстоятельства дела и представленные доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, учитывает, что указанное административное правонарушение посягает на общественный порядок и общественную безопасность, а также то, что обеспечение свободного доступа неограниченного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к запрещенной законом информации негативно сказывается на обеспечении безопасности Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает невозможным установить лицу, привлекаемому к административной ответственности, наказание в виде предупреждения, и считает необходимым назначить ему наказание в пределах минимальной санкции по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ для юридических лиц, в виде административного штрафа в размере 30000,00руб.

В соответствии со ст. 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 202, 205-206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Прокуратуры города Воронежа от 21.10.2015 №3-3-2015 удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью инженерно-производственная фирма «АртНет» (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрированное 09.02.2003 Администрацией г. Воронежа, адрес – Никитинская ул., д.23, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде взыскания административного штрафа в сумме 30000,00руб.

Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:

Получатель УФК по Воронежской области (Прокуратура Воронежской области, л/с <***>);

ИНН <***>;

КПП 366401001;

Банк получателя – отделение Воронеж;

БИК 042007001;

Расчетный счет: <***>;

ОКТМО 20701000;

КБК 415 1 16 90040 04 6000 140 «поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов»;

ИНН <***>.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: 394006, <...>, через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья В.В. Домарева.