АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Воронеж_ Дело № А14-15972/2008
526/10
«04 »_февраля 2009 г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе:________________________________________
судьи Есаковой М.С. единолично_______________________________________________________
при ведении протокола судебного заседания судьей Есаковой М.С.__________________________
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Промжилстрой № 1», г.Воронеж___________________________________________________________________________
к администрации городского округа город Воронеж, г.Воронеж_____________________________
о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <...> и обязании устранить допущенные нарушения________________________________________
при участии в заседании:
от заявителя:ФИО1 – представителя по доверенности от 10.12.2008 б/н, паспорт <...>, выдан Северным ОВД Коминтерновского района г.Воронежа 27.08.2002 ________________________________________________________________
от администрации городского округа город Воронеж:ФИО2 – ведущего специалиста отдела правовой работы в сфере градостроительства по доверенности от 31.12.2008 № 366 (постоянная, полная), паспорт <...>, выдан Северным ОВД г.Воронежа 20.09.2001___________________________________________________________________________
Установил:
Обществом с ограниченной ответственностью «Промжилстрой № 1» (далее по тексту – ООО «Промжилстрой № 1», заявитель по делу) заявлены требования о признании незаконным бездействия администрации городского округа город Воронеж (далее по тексту – Администрация), выраженного в невыдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <...>, как не соответствующее статье 55 Градостроительного кодекса РФ, и обязании Администрации устранить допущенные указанным бездействием нарушения прав и законных интересов ООО «Промжилстрой № 1» в десятидневный срок путем выдачи ООО «Промжилстрой № 1» разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
Администрация городского округа город Воронеж требования заявителя не признает, ссылаясь на правомерность своих действий.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд установил:
ООО «Промжилстрой № 1» осуществлено строительство жилого дома по адресу: <...>.
26.08.2008 в связи с завершением строительно-монтажных работ ООО «Промжилстрой № 1» обратилось в Администрацию (обращение на имя заместителя Главы администрации городского округа город Воронеж по градостроительству Ю.Ф.Гайдая) с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного жилого дома.
До настоящего времени разрешение на ввод жилого дома не выдано.
ООО «Промжилстрой № 1» не согласилось с данным бездействием Администрации, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
В обоснование заявленных требований общество указывает на представление для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию всех предусмотренных Градостроительным кодексом документов, отсутствие оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию и нарушение оспариваемым бездействием его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Письмо Управления градостроительной политики от 01.12.2008 № 726 УГП, заявитель не рассматривает в качестве отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по смыслу пункта 7 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, в силу того, что оно совершено неуполномоченным органом.
При этом заявитель ссылается на положения статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, Положение об управлении градостроительной политики администрации городского округа город Воронеж, Положение об управлении главного архитектора администрации городского округа город Воронеж, распоряжение главы городского округа город Воронеж от 12.02.2007 № 93-р «Об органах и должностных лицах, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию».
ООО «Промжилстрой № 1» считает, что указанные в письме Управления градостроительной политики от 01.12.2008 № 726 УГП причины для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (невыполнение условий предоставления земельного участка в аренду, определенных постановлением Администрации города Воронежа от 07.07.2003 № 1489, а также аналогичных условий договоров купли-продажи права на заключение договора аренды земельных участков от 18.09.2003 № 214-ПАЗ-09, от 24.10.2003 № 2678-03-09/мз, договора об условиях строительства жилого дома от 24.06.2004 № 164) не предусмотрены действующим законодательством в области градостроительных отношений.
Кроме того, ООО «Промжилстрой № 1» указывает, что соответствующие пункты постановления Воронежской городской Думы № 98-1 от 23.05.2002 года, регулирующие установление «градостроительных обременений» участка застройки решением арбитражного суда Воронежской области от 13.10.2004 по делу № А14-8645/2004/212/23 признаны не действующими, как не соответствующие статьям 56, 68 Градостроительного кодекса РФ.
В обоснование правомерности своих действий администрация городского округа город Воронеж ссылается на то, что ООО «Промжилстрой № 1» не определено место размещения контейнерной площадки для вывоза ТБО, что является нарушением пунктов 3,4 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, а также на совершение отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома № 44-а по ул.Летчика ФИО3 г.Воронежа с соответствующим обоснованием 04.09.2008 (№1588/и-2) уполномоченным органом – Управлением главного архитектора администрации городского округа город Воронеж.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).
Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ № RU-36302000-58 было выдано ООО «Промжилстрой № 1» 07.04.2008 уполномоченным на данную дату органом – отделом выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию Департамента градостроительства и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж.
Согласно статье 45 Устава городского округа город Воронеж (утвержден постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-1 /с изменениями/) в структуру администрации городского округа входят глава городского округа, заместители главы администрации городского округа, отраслевые (функциональные) и территориальные структурные подразделения администрации городского округа.
Структурные подразделения администрации городского округа - департаменты, комитеты, управления, отделы, комиссии, территориальные подразделения администрации городского округа (районные управы) и иные структурные подразделения являются органами администрации городского округа.
Правовой статус органов администрации городского округа определяется положениями, утверждаемыми главой городского округа.
Органы администрации городского округа могут наделяться правами юридического лица решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о департаменте градостроительства и земельных отношений (утверждено распоряжением главы городского округа город Воронеж от 19.09.2006 № 529-р), Департамент наделен правами юридического лица, помимо прочих, реализует следующие исполнительно-распорядительные полномочия администрации городского округа город Воронеж:
- выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт на территории города всех объектов производственного и жилищно-гражданского назначения (пункт 2.1.8);
- выдача разрешений на ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов (пункт 2.1.9).
Распоряжение главы городского округа город Воронеж от 12.02.2007 № 93-р «Об органах и должностных лицах, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию» содержит аналогичные положения с уточнением о том, что подписание разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, осуществляет заместитель главы администрации городского округа по градостроительству, в его отсутствие - руководитель управления главного архитектора администрации городского округа.
Таким образом, ООО «Промжилстрой № 1» обратилось с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в уполномоченный орган на имя уполномоченного должностного лица.
Постановлением Главы администрации городского округа город Воронеж от 13.11.2008 № 1526 Департамент градостроительства и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, как структурное подразделение Администрации города ликвидирован.
11.01.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за номером 2093668003031 о государственной регистрации Департамента в связи с его ликвидацией.
Установленные Уставом городского округа город Воронеж полномочия администрации городского округа город Воронеж по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства (статья 48 Устава), не были переданы какому либо иному структурному подразделению Администрации города.
Подготовка же разрешений на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа город Воронеж в соответствии с пунктом 2.12 Положения об Управлении главного архитектора администрации городского округа город Воронеж (утверждено распоряжением главы городского округа город Воронеж от 26.09.2008 № 624-р) отнесена к компетенции данного Управления, как структурного подразделения Администрации города, выполняющего исполнительно-распорядительный полномочия в области градостроительства и архитектуры.
Установленные распоряжением главы городского округа город Воронеж от 12.02.2007 № 93-р «Об органах и должностных лицах, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию» полномочия на подписание разрешения сохранены.
С учетом указанных положений ответ Управления градостроительной политики администрации городского округа город Воронеж от 01.12.2008 № 726 УГП, подписанный руководителем Управления ФИО4, не может быть оценен как выданный уполномоченным органом и подписанный уполномоченным должностным лицом лицом отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом судом учтено следующее.
Пунктом 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ установлен перечень документов, приложение которых необходимо к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с указанием в пункте 4.1 статьи о возможности истребования у застройщика только указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи документов.
Согласно пункту 6 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи;несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме указанных в части 6 настоящей статьи оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ).
Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспорено Администрацией Департаментом градостроительства и земельных отношений представление ООО «Промжилстрой № 1» всех предусмотренных статьей 55 Градостроительного кодекса документов, необходимых для разрешения вопроса о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома № 44-а по ул.Летчика ФИО3 г.Воронежа.
Невыполнение застройщиком условий предоставления земельного участка в аренду, определенных постановлением Администрации города Воронежа, а также условий договора аренды земельного участка, предоставленного под строительство указанного жилого дома, не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, как не предусмотренное действующим законодательством вне зависимости от того, в чьих интересах действует Администрация.
В данной ситуации администрации городского округа город Воронеж следует избрать иной способ защиты гражданских прав в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ.
Доказательства несоответствия объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство либо несоответствия параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации отсутствуют. Неопределение места размещения контейнерной площадки для вывоза ТБО документально не подтверждено и не может быть отнесено к указанным «несоответствиям».
Кроме того, доказательства направления в адрес заявителя отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, подготовленного Управлением главного архитектора администрации городского округа город Воронеж от 26.08.2008 № 421/08, на который ссылается Администрация, отсутствуют.
Постановление Воронежской городской Думы «О регулировании субъектов отношений градостроительной деятельности» № 98-1 от 23.05.2002 решением Воронежской городской Думы от 25.10.2006 № 206-II, признано утратившим силу.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) – часть 5 статьи 200 АПК РФ.
Администрация городского округа город Воронеж не представлены доказательства правомерности оспариваемого бездействия, безусловно нарушившего права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, требования заявителя являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на администрацию городского округа город Воронеж.
С учетом того, что указание в заявлении ООО «Промжилстрой № 1» на обязаниеАдминистрации устранить допущенные оспариваемым бездействием нарушения прав и законных интересов ООО «Промжилстрой № 1» в десятидневный срок путем выдачи ООО «Промжилстрой № 1» разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <...>, является не самостоятельным требованием общества, а способом устранения нарушенных, по мнению заявителя прав, в случае признания судом незаконным бездействия Администрации, а также положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, государственной пошлинав сумме 2000 руб. подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 55 Градостроительного кодекса РФ, статьей 45 Устава городского округа город Воронеж (утвержден постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-1 /с изменениями/), Положением о департаменте градостроительства и земельных отношений (утверждено распоряжением главы городского округа город Воронеж от 19.09.2006 № 529-р), Положением об Управлении главного архитектора администрации городского округа город Воронеж (утверждено распоряжением главы городского округа город Воронеж от 26.09.2008 № 624-р), распоряжением главы городского округа город Воронеж от 12.02.2007 № 93-р «Об органах и должностных лицах, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию», статьями 7-11,65,110,167-170,180,198,201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие администрации городского округа город Воронеж, выразившиеся в невыдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <...>, как не соответствующее статье 55 Градостроительного кодекса РФ.
Обязать администрацию городского округа город Воронеж устранить допущенные указанным бездействием нарушения прав и законных общества с ограниченной ответственностью «Промжилстрой № 1» в десятидневный срок путем выдачи ООО «Промжилстрой № 1» разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Промжилстрой № 1», расположенному по адресу: <...> (зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 09.10.2002 за основным государственным регистрационным номером 1023601540731), справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 2000 руб., уплаченной согласно платежному поручению № 044 от 02.12.2008.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Судья М.С.Есакова