ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-16513/16 от 28.02.2017 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения оглашена 28.02.2017

Полный текст решения изготовлен 01.03.2017

г. Воронеж Дело № А14-16513/2016

«01» марта 2017 г.

Судья Арбитражного суда Воронежской области Попова Л.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гнеушевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление

товарищества собственников жилья «УЮТ-ДОМ 2005» (ОГРН <***> ИНН <***>), <...>,

к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН <***> ИНН <***>), <...>,

о признании недействительным предписания от 01.09.2016 № 3-29/152 в части предписывающей ТСЖ в срок до 01.11.2016: при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, применять норматив, установленный приказом УРТ Воронежской области от 30.08.2012 № 39/1, в порядке, установленном п. 44 Правил № 354; произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, собственникам помещений многоквартирного дома 23А по ул. Тимирязева г.Воронежа по платежным документам за период с декабря 2015 года по июнь 2016 года с учетом норматива, установленного приказом УРТ Воронежской области от 30.08.2012 № 39/1, в порядке, установленном п. 44 Правил № 354,

при участии в заседании:

от ТСЖ «УЮТ-ДОМ 2005»: ФИО1 – представителя по доверенности от 15.11.2016 б/н, паспорт;

от ГЖИ Воронежской области: ФИО2 – инспектора по доверенности от 01.07.2016 б/н, паспорт;

установил:

товарищество собственников жилья «УЮТ-ДОМ 2005» (ТСЖ «УЮТ-ДОМ 2005», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ГЖИ Воронежской области, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 01.09.2016 № 3-29/152 в части, предписывающей ТСЖ в срок до 01.11.2016: при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, применять норматив, установленный приказом УРТ Воронежской области от 30.08.2012 № 39/1, в порядке, установленном п. 44 Правил № 354; произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, собственникам помещений многоквартирного дома 23А по ул. Тимирязева г.Воронежа по платежным документам за период с декабря 2015 года по июнь 2016 года с учетом норматива, установленного приказом УРТ Воронежской области от 30.08.2012 № 39/1.

Определением суда от 16.11.2016 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу № А14-16513/2016.

Определением от 18.01.2017 суд, удовлетворив ходатайство заявителя в соответствии со ст.ст. 41, 49, 159 АПК РФ, принял к рассмотрению требования ТСЖ «УЮТ-ДОМ 2005» о признании недействительным предписания ГЖИ Воронежской области от 01.09.2016 № 3-29/152 в части по следующему основанию: оспариваемое предписание выдано не должностным лицом ГЖИ Воронежской области, не уполномоченным лицом.

В судебном заседании 20.02.2017 представитель ТСЖ «УЮТ-ДОМ 2005» поддержал заявленные требования, сославшись как на невозможность применения приказа УРТ Воронежской области от 30.08.2012 № 39/1, так и на выдачу предписания неуполномоченным лицом.

ГЖИ Воронежской области с заявленными требованиями не согласилось, ссылаясь на законность оспариваемого предписания от 01.09.2016 № 3-29/152 по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительном отзыве.

Из материалов дела следует:

Общим собранием собственников помещений жилого многоквартирного дома № 23а по ул.Тимирязева г.Воронежа от 19.11.2005 было принято решение о создании товарищества собственников жилья «УЮТ-ДОМ 2005».

Таким образом, собственники МКД № 23а по ул.Тимирязева г.Воронежа реализовали в соответствии со ст.161 ЖК РФ свое право на выбор одного из способов управления многоквартирным домом: управление товариществом собственников жилья.

На основании приказа ГЖИ Воронежской области от 26.07.2016 № 3002 в отношении ТСЖ «УЮТ-ДОМ 2005» была проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки обращения жильца дома № 23а по ул.Тимирязева г.Воронежа ФИО3 входящий № 3817н от 13.07.2016 (п.5 приказа).

О проведении указанной внеплановой документарной проверки 01.09.2016 ТСЖ «УЮТ-ДОМ 2005» было сообщено своевременно, что подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Результаты внеплановой документарной проверки отражены в акте проверки от 01.09.2016 № 03-27/463: нарушение требований абзаца 2 п.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (Правила N 354) – при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, по платежным документам за период с декабря 2015 года по июнь 2016 года собственниками помещений МКД № 23а по ул.Тимирязева г.Воронежа ТСЖ «УЮТ-ДОМ 2005» не применяет норматив потребления коммунальной услуги, утвержденный приказом УРТ Воронежской области от 30.08.2012 № 39/1, в порядке установленном п.44 Правил N 354; объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного прибора учета над объемом, рассчитанным их нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды исполнитель не оплачивает за счет собственных средств.

Кроме того, 01.09.2016 ГЖИ Воронежской области в отношении ТСЖ «УЮТ-ДОМ 2005» было выдано предписание регистрационный № 03-29/152.

В соответствии с предписанием от 01.09.2016 регистрационный № 03-29/152 ТСЖ «УЮТ-ДОМ 2005» необходимо в срок до 01.11.2016: при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, применять норматив, установленный приказом УРТ Воронежской области от 30.08.2012 № 39/1, в порядке, установленном п. 44 Правил № 354; произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, собственникам помещений многоквартирного дома 23А по ул. Тимирязева г.Воронежа по платежным документам за период с декабря 2015 года по июнь 2016 года с учетом норматива, установленного приказом УРТ Воронежской области.

ТСЖ «УЮТ-ДОМ 2005» не согласилось с предписанием от 01.09.2016 регистрационный № 03-29/152 в указанной части, что и явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При этом заявитель указывает на то, что приказ УРТ Воронежской области от 30.08.2012 № 39/1 неприменим, так как определяет учитывать при расчетах не общую площадь всех помещений, входящих в состав общедомового имущества, а только площадь тех помещений, которая применяется при расчетах нормативов на холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды; спорная проверка проведена и оспариваемое предписание выдано консультантом отдела организационной и кадровой работы, который, по утверждению товарищества со ссылкой на Приказ Госжилинспекции Воронежской области от 22.07.2015 N 20 «Об утверждении перечня должностных лиц», не является должностным лицом госжилинспекции, не уполномочен на выдачу предписаний.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.4 ст.200 АПК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства Воронежской области от 09.09.2013 № 799 «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области» Государственная жилищная инспекция Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора (п.1.1). Инспекция вправе… выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (п. 4.2.4).

С учетом изложенного, оспариваемое предписание выдано полномочным должностным лицом и в пределах компетенции Государственной жилищной инспекции.

Законом при регулировании вопросов оплаты жилья установлен приоритет норм жилищного законодательства.

В силу положений ч. 1 ст. 153, ч. 4 ст. 154, п. 1 ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, п. п. 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, на основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг N 354 (п. п. 1, 36) в зависимости от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.

В соответствии с п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, за исключением коммунальной услуги по отоплению.

В соответствии с п.44. «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В силу абзаца 2 пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема, определяемого исходя из норматива потребления. Если имеет место превышение расчетного объема над нормативным, исполнитель коммунальных услуг (кроме тех случаев, когда таковым является РСО) оплачивает образовавшуюся разницу за счет собственных средств.

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) – п.3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», постановлением правительства Воронежской области от 18.05.2009 N 397 «Об утверждении Положения об управлении по государственному регулированию тарифов Воронежской области» и на основании решения Правления УРТ от 30 августа 2012 года N 39/1 приказом УРТ Воронежской области от 30.08.2012 N 39/1 были утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением Воронежской области.

Данный приказ (с учетом изменений на дату спорных правоотношений) был издан уполномоченным органом, в пределах предоставленных полномочий, опубликован в газете "Воронежский курьер", N 98, 01.09.2012, Информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" http://www.govvrn.ru, 03.08.2016 и подлежит применению.

Доказательств признания приказа в установленном порядке недействующим, не подлежащим применению в материалы дела не представлено.

Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 «О государственном жилищном надзоре».

На основании п. 4 названного Положения государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных этим же Положением.

Согласно пп. "г" п. 5 Положения порядок осуществления государственного жилищного надзора, в том числе, включает перечень должностных лиц органа государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, и их полномочия.

В силу п. 7 Положения жилищные инспекторы при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные ст. 15 - 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

Таким образом, на федеральном уровне закреплено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществляют полномочия по региональному государственному жилищному надзору, определяя перечень должностных лиц органов государственного жилищного надзора и круг обязанностей этих лиц в соответствии с административным регламентом и должностными инструкциями.

Согласно п.1.5 Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области государственным жилищным инспектором является государственный гражданский служащий инспекции, на которого возложены полномочия по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Воронежской области в соответствии с должностным регламентом.

Приказом Госжилинспекции Воронежской области от 19.09.2014 N 27 утвержден Административный регламент государственной жилищной инспекции Воронежской области по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (Административный регламент № 27).

В соответствии с п.27 Административного регламента № 27 проверка проводится должностными лицами инспекции - государственными жилищными инспекторами, а также привлекаемыми к проведению проверки экспертами, указанными в приказе о проведении проверки.

В приказе руководителя, заместителя руководителя инспекции о проведении проверки указываются: 1) наименование инспекции; 2) фамилия, имя, отчество, должность должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций (п.28 Административного регламента № 27).

В случае выявления должностными лицами по проверке в результате проведения проверки нарушений лицензионных требований проверяемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований (далее - предписание) с указанием срока устранения выявленных нарушений (п.54 регламента).

Согласно п.2 Административного регламента № 27 должностные лица инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, вправе: …п. 4.2.3. выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Контроль подготовки, проведения и оформления результатов проверок должностными лицами инспекции осуществляют: 1) руководитель государственной жилищной инспекции Воронежской области; 2) заместитель руководителя государственной жилищной инспекции Воронежской области; 3) начальник отдела инспекции, непосредственно отвечающего за организацию, обеспечение и проведение проверок (п.72 Административного регламента).

В соответствии с Приказом ГЖИ Воронежской области от 08.08.2016 N 54 «Об утверждении перечня должностных лиц, уполномоченных на составление протокола об административном правонарушении» консультант отдела организационной и кадровой работы является должностным лицом государственной жилищной инспекции, имеющим право на составление протокола об административном правонарушении (п.13 Перечня).

Приказ ГЖИ Воронежской области от 08.08.2016 N 54 действует с 19.08.2016, а приказ Госжилинспекции Воронежской области от 22.07.2015 N 20, на который сослался заявитель, признан утратившим силу в связи с изданием приказа Госжилинспекции Воронежской области от 08.08.2016 N 54.

Согласно Должностному регламенту на должность государственной гражданской службы Воронежской области консультанта отдела организационной и кадровой работы государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденному руководителем ГЖИ Воронежской области 17.03.2016, в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы Воронежской области, утвержденным Законом Воронежской области от 30.05.2005 № 29-03 «О государственной гражданской службе Воронежской области», должность консультанта отдела организационной и кадровой работы государственной жилищной инспекции Воронежской области относится к ведущей группе должностей государственной гражданской службы Воронежской области категории «специалисты» (п. 1.1).

Должностные обязанности по должности консультанта отдела
 организационной и кадровой работы государственной жилищной инспекции Воронежской области: п.3.1 - исполняет обязанности, предусмотренные федеральным и областным законодательством о государственной гражданской службе; п.3.4 - осуществляет подготовку приказов о проведении проверок в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля; п.3.5 - участвует в организации и проведении документарных проверок по лицензионному контролю и региональному государственному жилищному надзору за соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных законодательством; п.3.6 - составляет по результатам проверок акты, выдает обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, проверяет исполнение выданных предписаний, составляет протоколы об административных правонарушениях, подготавливает дела об административных правонарушениях к рассмотрению руководителем инспекции и его заместителем.

Приказом ГЖИ Воронежской области от 26.07.2016 № 3002 лицом, уполномоченным на проведение в отношении ТСЖ «УЮТ-ДОМ 2005» внеплановой документарной проверки была назначена ФИО4 - консультант отдела организационной и кадровой работы государственной жилищной инспекции Воронежской области (п.3 приказа).

С учетом изложенного, доводы заявителя об отсутствии полномочий на выдачу оспариваемого предписания консультантом отдела
 организационной и кадровой работы государственной жилищной инспекции Воронежской области ФИО4 судом отклоняются за несостоятельностью.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).

Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться:… 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (ч.4 ст.201 АПК РФ).

В силу ч.5 ст.96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

Принимая во внимание положения указанной нормы, обеспечительные меры, принятые определением суда от 16.11.2016 по настоящему делу, сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта; подлежат отмене после вступления решения в законную силу.

Расходы по госпошлине относятся на основании ст. 110 АПК РФ на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 9, 65, 110, 167-170, 198-201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Обеспечительные меры, принятые определением суда от 16.11.2016 по делу № А14-16513/2016, отменить после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья Л.В. Попова