ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-17722/2021 от 01.06.2022 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  ВОРОНЕЖСКОЙ  ОБЛАСТИ 

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Воронеж                                                                                          Дело № А14-17722/2021                                                                                                                                   

«30» июня 2022г.

Резолютивная часть решения объявлена 1 июня 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 30 июня 2022 года

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Есаковой М.С.,

при ведении протокола открытого судебного заседания секретарем судебного заседания Резниковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью предприятие «Эко-Интекс» (ОГРН 1063667245267, ИНН 366413271592), г.Воронеж

к Управлению лесного хозяйства Воронежской области (ОГРН 1073667000021, ИНН 3664078987), г.Воронеж

об обязании заключить договор аренды лесного участка площадью 1773 га

при участии в судебном заседании:

от истца: Аникеева Александра Александровича – представителя по доверенности от 02.0.2021 №1, диплом, паспорт,

от ответчика: Самохваловой Ирины Валериевы – представителя по доверенности №64-11/у от 10.01.2022, диплом, паспорт,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью предприятие «Эко-Интекс» (далее по тексту – ООО предприятие «Эко-Интекс», истец по делу) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Управлению лесного хозяйства Воронежской области (далее по тексту – ответчик по делу) об обязании в течение 20 дней с момента вступления решения в законную силу заключить с ООО предприятие «Эко-Интекс» договор аренды лесного участка площадью 1773 га, местоположение: Воронежская область, Терновский район, Савальское лесничество, Савальское участковое лесничество, кварталы №102-106, 110-113, 114-115, 119-124, 128-132, 139-159, 165-176, 179-181, квартал 195, номер государственного учета в лесном реестре: 87-2011-07, кадастровые номера: 36:30:4500007:3, 36:30:4500020:68 и 36:30:4500008:89  с целью заготовки древесины на условиях проекта договора аренды лесного участка, предоставленного Управлением лесного хозяйства Воронежской области в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 20.12.2017 года № 963 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков» сроком на 20 лет.

Истец поддерживает заявленные требования.

Ответчик возражает против удовлетворения иска.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялись перерывы: с 18.05.2022 до 25.05.2022 и с 25.05.2022 до 01.06.2022.

Из материалов дела следует, что 03.10.2011 между Управлением лесного хозяйства Воронежской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью предприятие «Эко-Интекс» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины №52, согласно которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование на срок по 02.10.2021 лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2  настоящего договора (пункты 1.,24. договора).

Лесной участок площадью 1773 га, предоставляемый в аренду по договору имеет:

- местоположение:   Воронежская область, Терновский район, Савальское лесничество, Савальское участковое лесничество, кварталы кварталы №102-106, 110-113, 114-115, 119-124, 128-132, 139-159, 165-176, 179-181, квартал 195;

- номер государственного учета в лесном реестре: 87-2011-07;

- кадастровые номера: 36:30:4500007:3, 36:30:4500020:68 и 36:30:4500008:89;

- категория земель - земли лесного фонда (пункт 2 договора).

Схема расположения лесного участка и его характеристика  приводятся в Приложениях №1 и №2 (границы лесного участка определены на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора, Приложение №7) – пункт 3. договора.

 Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно Приложению №3 (пункт 4 договора).

В соответствии с пунктом 6. договора размер арендной платы по нему составляет 254 414 руб. 39 коп. в год. Арендная плата установлена сроком на 1 год и подлежит ежегодному пересмотру. Размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с изменением законодательства в отношении лесных участков. Изменение размера арендной платы производится арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением арендатора в письменной форме и без внесения изменений и (или) дополнений в настоящий договор (пункт 8. договора).

Пунктом 7. договора установлено, что арендатор вносит арендную плату согласно Приложению №4 и предоставляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.

По акту приема – передачи от 03.10.2011 лесной участок передан арендатору в пользование.

Договор зарегистрирован в установленном порядке, о чем 20.04.2012 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.

Согласно пункту 28. договора арендатор надлежащим образом исполняющий данный договор, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение такого договора на новый срок.

Руководствуясь приведенным пунктом договора ООО предприятие «Эко-Интекс» обратилось в Управление лесного хозяйства Воронежской области с заявлением от 30.07.2021 о  заключении договора с 03.10.2021 на новый срок без проведения торгов.

По результатам рассмотрения заявления Управление лесного хозяйства Воронежской области направило в адрес ООО «Эко-Интекс» письмо от 24.08.2021 №64-11/1185 об отказе в заключении договора на новый срок, мотивируя отказ тем, что в период действия договора Общество привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ (в 2014 и в 2020 году), по части 4 статьи  8.25  КоАП РФ  (в 2014, 2015 и 2016 годах) и по части 1 статьи 8.31 КоАП РФ

2014 году).

При этом Управлением также было отмечено, что Обществом рубки ухода прореживания и проходные с 2015 по 2020 годы не планировались и не проводились.

Не согласившись с приведенными в отказе основаниями, ООО «Эко-Интекс»  обратилось в суд с настоящими требованиями.

В обоснование иска Общество ссылается на то, что приведенные Управлением случаи административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования не относятся к нарушению гражданско-правовых обязательств, которые имеются ввиду в пункте 3 части 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ, что неоднократно поддержано судебной практикой.

Кроме того, Общество полагает неправомерной ссылку Управления на привлечение его к административной ответственности, так как к моменту отказа в заключении договора аренды лесного участка на новый срок, тот срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию истек.

Более того, ежегодно Обществом с Управлением лесного хозяйства Воронежской области согласовывался план санитарно-оздоровительных мероприятий, лесовосстановления и ухода за лесом на лесном участке, объем и сроки данных мероприятий.  За 10 лет договора аренды лесного участка каких-либо претензий со стороны арендодателя в адрес арендатора по поводу ненадлежащего исполнения договора аренды лесного участка, не поступало.

Как уже указывалось ранее, согласно пункту 28. договора договор аренды лесного участка для заготовки древесины №52 от 03.10.2011 арендатор надлежащим образом исполняющий данный договор, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение такого договора на новый срок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ  арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:

1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;

2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.

В силу пункта 2 указанной статьи Лесного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;

2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;

3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;

4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;

5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества;

6) лесной   участок   предоставляется  для тех же видов использования лесов, для

которых был предоставлен ранее;

7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 4.6. КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 4.6 предусмотрено, что лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.

Поскольку с момента привлечения к административной ответственности истекли сроки,  в течение которых лицо считается подвергнутым административному наказанию, суд соглашается с доводом истца о необоснованности указания Управлением лесного хозяйства Воронежской области в 2021 году в качестве основания для отказа в заключении договора аренды лесного участка на новый срок наличия постановлений о привлечении ООО предприятие «Эко-Интекс» к административной ответственности в 2014-2016 годах.

При этом судом учтено, что к ответственности привлекалось не само Общество, а его руководители и производственный охотничий инспектор, нарушения были устранены в разумные сроки и не повлекли за собой каких-либо негативных последствий, факты возникновения на используемом Обществом лесном участке пожаров не зафиксированы, а с учетом длительности использования участка (более 10 лет) нарушения нельзя признать многочисленными, а нарушителя – злостным.

В качестве второго основания для отказа в заключении договора аренды лесного участка на новый срок Управление указало, что Обществом рубки ухода прореживания и проходные с 2015 по 2020 годы не планировались и не проводились.

Согласно подпункту «и» пункта 13 договора аренды лесного участка для заготовки древесины №52 от 03.10.2011,  арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом  на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов  и Приложении №6 к договору.

Статьей 88 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в аренду  составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ, а состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу статьи 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а такая экспертиза проводится  уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с приказами Минприроды России от 26.09.2016 №496 и от 30.07.2020 № 513 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» для проведения такой экспертизы органами государственной власти и органами местного самоуправления образовываются соответствующие экспертные комиссии, на которые возложена обязанность производства анализа представленного проекта освоения лесов и определения его соответствия  нормам законодательства Российской Федерации, а также соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка,  лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 7.1. приказов).

При выявлении в ходе экспертизы замечаний по оформлению проекта освоения лесов он возвращается лесопользователю для устранения замечаний (пункт 7.2. приказов).

Поскольку соответствующим уполномоченным органом  давались положительные заключения ко всем предоставлявшимся Обществом проектам освоения лесов, в которых отсутствовали мероприятия  по проведению рубок ухода прореживания и проходных рубок, непроведение таких мероприятий не может ставиться в вину Обществу и являться основанием для вывода о неисполнении им условий договора аренды лесного участка для заготовки древесины №52 от 03.10.2011 и, соответственно, для отказа в заключении  договора аренды лесного участка на новый срок.

При этом Общество обращает внимание на то, что рубки ухода прореживания и проходные рубки не были включены в Проекты освоения лесов по той причине, что параметры насаждений спорного лесного участка не соответствовали критериям введения указанных рубок, что Управлением лесного хозяйства Воронежской области не опровергнуто.

Ссылка Управления на то, что такие рубки были предусмотрены Приложением №3 «Цели и объемы использования лесов» к договору аренды лесного участка для заготовки древесины №52 от 03.10.2011 является необоснованной, поскольку данным Приложением установлены Цели и объемы использования лесов, из которых следует, что заготовка древесины осуществляется арендатором не сплошными рубками, а выборочными, включая уход за лесами, что не является теми же работами по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, которые  исходя из буквального прочтения подпункта «и» пункта 13 договора, должны были быть отдельно оговорены в Приложении №6 к договору, и которые там отсутствуют.

При этом из материалов дела, в том числе отзыва Управления лесного хозяйства Воронежской области, следует, что санитарные рубки, хоть и не в полном объеме, но выполняются ООО «Эко-Интекс», какие-либо предписания в данной части Управлением в адрес Общества не выносились, претензии о привлечении к договорной ответственности по данному основанию не направлялись.

Арендная плата за пользование лесным участком по договору аренды лесного участка для заготовки древесины №52 от 03.10.2011 вносится ООО «Эко-Интекс» регулярно, что ответчиком не оспаривается.

Исходя из совокупности изложенного у Управления лесного хозяйства Воронежской области отсутствовали основания для отказа ООО «Эко-Интекс» в заключении договора аренды испрашиваемого лесного участка на новый срок.

В соответствии с пунктом 3 статьи 72 Лесного кодекса РФ по общему правилу договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет.

Согласно пункту 4 указанной статьи Лесного кодекса РФ срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.

Лесохозяйственный регламент Савальского лесничества утвержден приказом Управления лесного хозяйства Воронежской области от 03.09.2018 №855 и предусматривает при использовании лесов те же сроки, что и Лесной кодекс РФ.

Поскольку приказ Минприроды России от 20.12.2017 №693 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков», в соответствии с которым истец требует заключить новый договор, утратил силу с 01.01.2021 и необходимость предоставления лесного участка именно на 20 лет ООО «Эко-Интекс» никак не обосновало, а предыдущий договор с учетом целей использования участка был заключен на 10 лет, суд считает обоснованным и целесообразным удовлетворить требования ООО «Эко-Интекс» об обязании Управления лесного хозяйства Воронежской области в течение 20 дней с момента вступления решения в законную силу заключить с ООО предприятие «Эко-Интекс» договор аренды лесного участка площадью 1773 га, местоположение: Воронежская область, Терновский район, Савальское лесничество, Савальское участковое лесничество, кварталы №102-106, 110-113, 114-115, 119-124, 128-132, 139-159, 165-176, 179-181, квартал 195, номер государственного учета в лесном реестре: 87-2011-07, кадастровые номера: 36:30:4500007:3, 36:30:4500020:68 и 36:30:4500008:89 с целью заготовки древесины на условиях проекта договора аренды лесного участка, предоставленного Управлением лесного хозяйства Воронежской области в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.07.2020 года №542 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков» сроком, не менее чем на 10 лет.

В силу части статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом положений статьи 110 АПК РФ, положений статьи 333.37 Налогового кодекса РФ и результатов рассмотрения дела, расходы по государственной пошлине в размере 6 000 руб. относятся на Управление лесного хозяйства Воронежской области и подлежат взысканию в пользу ООО «Эко-Интекс».

На основании материалов дела, руководствуясь статьями 8,309,310 Гражданского кодекса РФ, статьями 4,7-11,13,16,65,110,156,167-170 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Управление лесного хозяйства Воронежской области (ИНН 3664078987) в течение 20 дней с момента вступления решения в законную силу заключить с обществом с ограниченной ответственностью предприятие «Эко-Интекс» (ИНН 366413271592) договор аренды лесного участка площадью 1773 га, местоположение: Воронежская область, Терновский район, Савальское лесничество, Савальское участковое лесничество, кварталы №102-106, 110-113, 114-115, 119-124, 128-132, 139-159, 165-176, 179-181, квартал 195, номер государственного учета в лесном реестре: 87-2011-07, кадастровые номера: 36:30:4500007:3, 36:30:4500020:68 и 36:30:4500008:89  с целью заготовки древесины на условиях проекта договора аренды лесного участка, предоставленного Управлением лесного хозяйства Воронежской области в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.07.2020 года №542 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков» сроком, не менее чем на 10 лет.

Взыскать с Управления лесного хозяйства Воронежской области (г.Воронеж, запись в ЕГРЮЛ внесена МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области 09.01.2007 за ОГРН 107366700021, ИНН 3664078987) в пользу с обществом с ограниченной ответственностью предприятие «Эко-Интекс»(г.Воронеж, запись в ЕГРИП внесена МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области 18.07.2006 за ОГРН 1063667245267, ИНН 366413271592) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                                    М.С.Есакова