ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-17838/20 от 28.06.2021 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж                                                                                           Дело № А14-17838/2020

«30» июня 2021 г.

Резолютивная часть решения оглашена «28» июня 2021 г.

Решение в полном объеме изготовлено «30» июня 2021г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Ливенцевой Д.В.,

при ведении протокола судебного заседанияпомощником судьи Илларионовой  Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Вега», г. Воронеж (ОГРН 1173668042646, ИНН 3664230247)

к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1093668032402, ИНН 3666159906)                                                                                               

о признании незаконными действий, связанных с подписанием соглашений с ГУП ВО «Облкоммунсервис» от 29.11.2019,

третьи лица: 1. Государственное унитарное предприятие Воронежской области «Облкоммунсервис», г.Воронеж

                2. Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области, г. Воронеж

при участии в заседании:

от заявителя – Демченко О.И. представитель по доверенности № 01-Ч от 11.01.2021, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт РФ,

от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области – Лобачева Н.Д. представитель по доверенности № 65-11/1732 от 23.03.2021, диплом о высшем юридическом образовании, служебное удостоверение,

от третьего лица (1) – Ивлева Л.В. представитель по доверенности от 17.07.2021, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт РФ,

от третьего лица (2) – Снопова И.М. представитель по доверенности № 55-11/618 от 12.04.2021, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт РФ,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Вега» (далее – заявитель, ООО «Вега») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее – заинтересованное лицо, ДЖКХ и Э ВО) о признании незаконными действий, связанных с подписанием соглашений с ГУП ВО «Облкоммунсервис» от 29.11.2019 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49, 159 АПК РФ).

Определением суда от 26.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное предприятие Воронежской области «Облкоммунсервис» (далее - третье лицо (1), ГУП ВО «Облкоммунсервис»).

Определением суда от 11.05.2021 была произведена замена судьи Аришонковой Е.А на судью Ливенцеву Д.В.

Определением суда от 12.05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее - третье лицо (2)).

Рассмотрение дела откладывалось.

В судебное заседание 28.06.2021 представитель заявителя требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь, в том числе, на пропуск ООО «Вега» процессуального срока для обращения в суд.

Представитель третьего лица (1) возражал против удовлетворения заявления по изложенным в отзыве основаниям.

Представитель третьего лица (2) представил письменное пояснение по делу.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее – Постановление Правительства № 881) на основании заключенных с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области Соглашений об организации деятельности по обращению с твердым коммунальным отходами на территории Воронежской области (зоны действия – Панинский межмуниципальный кластер, Бутурлиновский межмуниципальный кластер) от 22.10.2018 ООО «Вега» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Соглашения от 22.10.2018 заключены на срок 10-ий срок со дня начала обращения с твердыми коммунальными отходами.

По мнению заявителя, ДЖКХ и Э ВО заключил соглашения от 29.11.2019 с ГУП ВО «Облкоммунсервис» (Богучарский, Борисоглебский, Калачеевский, Лискинский, Россошанский кластеры)на срок с 01.01.2020 по 31.12.2020 с нарушением положений части 6 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ), минуя действующего регионального оператора – ООО «Вега». Кроме того, как указывает заявитель, лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IV классов опасности была выдана ГУП ВО «Облкоммунсервис» уже после заключения соглашений – 19.12.2019.

ООО «Вега» указало, что не наделено специальным статусом, в соответствии с которым имеется возможность получения специальных документов, подписанныхДЖКХ и Э ВО, в частности Приказа № 219 от 22.11.2019, поэтому о нарушенном праве узнало лишь 28.10.2020, в день поступления информации из Воронежской межрайонной природоохранной прокуратуры.

Заявитель направил 30.10.2020 в адрес ДЖКХ и Э ВО письмо № 3688 о необходимости в рамках действующего законодательства заключить соглашения с региональным оператором ООО «Вега» на территории Воронежской области (зона деятельности - Богучарский, Борисоглебский, Калачеевский, Лискинский, Россошанский межмуниципальные экологические кластеры), между тем соответствующего ответа от заинтересованного лица не поступило.

Полагая, что соглашения между ДЖКХ и Э ВО и ГУП ВО «Облкоммунсервис» от 29.11.2019 были заключены незаконно, заявитель в суд с настоящими требованиями.

Возражая против удовлетворения заявленных требований заинтересованное лицо, указывает на следующие обстоятельства.

Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 22.11.2019 № 219 ГУП ВО «Облкоммунсервис»был присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зонам деятельности - Богучарский, Борисоглебский, Калачеевский, Лискинский, Россошанский межмуниципальные экологические кластеры на период с 01.01.2020 по 31.12.2020. Пунктом 3 данного приказа ГУП ВО «Облкоммунсервис» было дано поручение завершить проведение всех мероприятий, предусмотренных действующим законодательством, необходимых для начала осуществления деятельности с 01.01.2020 в качестве оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в срок до 25.12.2019. На момент подписания данного приказа ГУП ВО «Облкоммунсервис» были поданы все необходимые документы в Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Росприроднадзора для получения лицензии по обращению с отходами I-IV классов опасности. Соответствующая лицензия была получена ГУП ВО «Облкоммунсервис» 19.12.2019. Таким образом, ГУП ВО «Облкоммунсервис» начало свою деятельность в качестве регионального оператора по обращению с ТВО с 01.01.2020, имея в наличии соответствующую лицензию (№ (36)-8563-Т от 19.12.2019).

Кроме того, ДЖКХ и Э ВО указал, что поскольку Приказы Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области, устанавливающие тарифы для ГУП ВО «Облкоммунсервис» на 2020 год №№ 56/25, 56/26, 56/27, 56/28, 56/29 были опубликованы в сети Интернет на официальном сайте Правительства Воронежской области 21.12.2019, публичная оферта о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на официальном сайте ГУП ВО «Облкоммунсервис» (http: oblcomservice.ru), а также в газете «Воронежский курьер» (выпуск № 7, 18-25 февраля 2020 года), и находятся в режиме общего доступа, заявителем пропущен срок на обращения в суд с настоящим заявлением.

Управление по регулированию тарифов пояснило, что на основании представленных ООО «Вега» заявлений и приложенных к ним документов, установлены следующие тарифы:

- Приказ от 20.12.2019 № 56/24 установлен предельный единый тариф на услугу по обращению с твердыми отходами для ООО «Вега» на территории Аннинского, Верхнехавского, Панинского, Эртильского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности – Панинский межмуниципальный кластер) на 2020 год;

- Приказ от 20.12.2019 № 56/23 установлен предельный единый тариф на услугу по обращению с твердыми отходами для ООО «Вега» на территории Бутурлиновского, Павловского, Таловского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности – Бутурлиновский межмуниципальный кластер) на 2020 год;

- Приказ от 20.12.2019 № 58/335 установлен предельный единый тариф на услугу по обращению с твердыми отходами для ООО «Вега» на территории Аннинского, Верхнехавского, Панинского, Эртильского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности – Панинский межмуниципальный кластер) на 2021 -2023 годы;

- Приказ от 18.12.2019 № 58/336 установлен предельный единый тариф на услугу по обращению с твердыми отходами для ООО «Вега» на территории Бутурлиновского, Павловского, Таловского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности – Бутурлиновский межмуниципальный кластер) на 2021-2023 годы.

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, арбитражный суд приходит к следующему.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

В статье 1 Закона № 89-ФЗ определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ).

Согласно статье 5 и пункту 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе установлены Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила № 881).

Согласно пункту 8 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

Пунктом 9 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.

Региональный оператор осуществляет свою деятельность только в тех зонах, на которых он выбран путем конкурсного отбора.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 9 Закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) с учетом положений Закона № 89-ФЗ.

На основании подпункта 30 пункта 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности также подлежит лицензированию.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, перечисленных в статье 6 Закона № 89-ФЗ, относится принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением.

В силу пункта 2 Правил № 881 «соглашение» - соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с победителем конкурсного отбора, устанавливающее права и обязанности сторон по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами.

Как указано в разделе IV Правил № 881 участник конкурсного отбора должен соответствовать следующим обязательным требованиям:

а) наличие государственной регистрации на территории Российской Федерации;

б) наличие действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обращение с которыми предусмотрено документацией об отборе, с одним или несколькими разрешенными видами деятельности, осуществляемыми участником конкурсного отбора;

в) в отношении участника конкурсного отбора не проводится процедура ликвидации и отсутствует решение арбитражного суда о признании участника конкурсного отбора несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

г) деятельность участника конкурсного отбора не приостановлена в качестве административного наказания, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

д) у участника конкурсного отбора отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника конкурсного отбора, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник конкурсного отбора считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимок, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки не принято;

е) у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа (при наличии такого органа) и главного бухгалтера участника конкурсного отбора отсутствует неснятая и непогашенная судимость за преступления в сфере экономической деятельности.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в соответствии с Постановление Правительства Воронежской области от 26.11.2014 № 1056 «Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области» наделен, в том числе, полномочиями по:

- утверждению инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

- установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

- установлению содержания и порядка заключения соглашения между уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов и региональным оператором, а также условий проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов.

- установление правил осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением.

Таким образом, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области наделен полномочиями заключать соглашения об организации деятельности с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области.

Как следует из материалов дела, в соответствии с сообщениями                                  № 130818/201109509/01 от 13.08.2018, № 170818/2109509/01 от 17.08.2018,                             № 2200818/21109509/01 от 22.08.2018, № 220818/2109509/02 от 22.08.2018,                            № 220818/21109509/03 от 22.08.2018 о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Борисоглебский, Калачеевский, Россошанский, Лискинский, Богучарский межмуниципальные экологические отходоперерабатывающие кластеры были проведены конкурсы и определены региональные операторы, по каждому из перечисленных кластеров. По результатам торгов заключены соглашения от 24.09.2018, 28.09.2018, 01.10.2020 сроком на 10 лет между ДЖКХ и Э ВО и ООО «Экоцентр», ООО «Экотранс», ООО «Экоресурс», зона деятельности - Борисоглебский, Калачеевский, Россошанский, Лискинский, Богучарский межмуниципальные экологические отходоперерабатывающие кластеры. Дополнительными соглашениями от 10.10.2019 ДЖКХ и Э ВО расторг соглашения с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Экоресурс», ООО «Экотранс» и ООО «Экоцентр» об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области (зоны деятельности – Богучарский, Калачеевский, Россошанский, Лискинский, Борисоглебский межмуниципальные кластеры).

Учитывая, что на территории перечисленных районов на конец 2019 года не было региональных операторов по обращению с ТКО, ДЖКХ и Э ВО в адрес оператора ОАО «Экотехнологии» направлено письмо № 65-11/6187 от 20.11.2019 с предложением о заключении соглашений без проведения конкурсного отбора в перечисленных кластерах с присвоением статуса регионального оператора. В письме № 3759 от 21.11.2019 ОАО «Экотехнологии» сообщило о невозможности оказания услуг ввиду отсутствия достаточной материально-технической базы. Указанные основания послужили ДЖКХ и Э ВО основанием для заключения 29.11.2019 соглашений сГУП ВО «Облкоммунсервис».

В силу части 6 статьи 29.1 Закона № 89-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе в случае его отказа от осуществления деятельности, вправе на срок, не превышающий одного года, присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора и заключить соответствующее соглашение с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории данного субъекта Российской Федерации, либо с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории другого субъекта Российской Федерации, граничащего с данным субъектом Российской Федерации, а при отказе соответствующего юридического лица от заключения соглашения - с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Между тем рассматриваемая норма не содержит обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить соответствующее соглашение с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории данного субъекта Российской Федерации, положения статьи указывают лишь на возможность воспользоваться правом.

То есть применительно к рассматриваемому спору Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области мог по своему выбору предложить заключить соглашение с юридическому лицу, которому присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории данного субъекта Российской Федерации, либо юридическому лицу, которому в присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории другого субъекта. При этом, получив отказ от регионального оператора ОАО «Экотехнологии», ДЖКХ и Э ВО воспользовался правом на заключение соглашений с ГУП ВО «Облкоммунсервис».

На основании изложенного суд приходит к выводу, что действия ДЖКХ и Э ВО по заключению соглашений об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Богучарского, Борисоглебского, Калачеевского, Лискинского, Россошанского межмуниципальных экологических кластеров от 29.11.2019 произведены в полном соответствии с указанными требованиями № 89-ФЗ.

Данные соглашения были заключены ввиду досрочного прекращения ООО «Экоресурс», ООО «Экотранс» и ООО «Экоцентр» деятельности, что подтверждается дополнительными соглашениями от 10.10.2019 о расторжении соглашений с региональными операторами.

Таким образом, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований ДЖКХ и Э ВО к заключению спорных соглашений ввиду досрочного прекращения деятельности ООО «Экоресурс», ООО «Экотранс» и ООО «Экоцентр» в целях недопущения приостановки на территории Воронежской области деятельности по обращению с отходами, что в могло бы привести к нарушению прав и законных интересов широкого круга лиц.

Кроме того заявитель указывает, что ДЖКХ и Э ВО заключил соглашения от 29.11.2019 с ГУП ВО «Облкоммунсервис» (Богучарский, Борисоглебский, Калачеевский, Лискинский, Россошанский кластеры) при отсутствии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IV классов опасности, данная лицензия была выдана ГУП ВО «Облкоммунсервис» уже после заключения соглашений.

Данный довод отклоняется судом ввиду следующего. Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 22.11.2019 № 219 ГУП ВО «Облкоммунсервис» был присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зонам деятельности - Богучарский, Борисоглебский, Калачеевский, Лискинский, Россошанский межмуниципальные экологические кластеры на период с 01.01.2020 по 31.12.2020. Пунктом 3 данного приказа ГУП ВО «Облкоммунсервис» было дано поручение завершить проведение всех мероприятий, предусмотренных действующим законодательством, необходимых для начала осуществления деятельности с 01.01.2020 в качестве оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в срок до 25.12.2019. Соответствующая лицензия была получена ГУП ВО «Облкоммунсервис» 19.12.2019. Таким образом, ГУП ВО «Облкоммунсервис» начало свою деятельность в качестве регионального оператора по обращению с ТКО с 01.01.2020, имея в наличии лицензию № (36)-8563-Т от 19.12.2019. Таким образом, сторонами соглашений соблюдены требования статьи 9 Закона № 89-ФЗ, а также Закона № 99-ФЗ.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявитель в нарушении статьи 65 АПК РФ не доказал наличие со стороны ДЖКХ и Э ВО нарушение закона и прав ООО «Вега».

Судом также учитывается, что в силу положений статьи 198 АПК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При этом обязательным условием для возникновения права на судебную защиту является факт нарушения прав и законных интересов заявителя.

Частью 1 статьи 4 АПК РФ предусмотрено право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заявитель не обосновал нарушение своих прав и законных интересов, не привел доводы, свидетельствующие, каким образом признание действий по заключению соглашений приведет к возможности восстановления его прав, с учетом того, что срок оспариваемых соглашений истек 31.12.2020.

При этом суд также учитывает то обстоятельство, что заявителем пропущен трехмесячный срок обжалования действий ДЖКХ и Э ВО по заключению соглашений от 29.11.2019.

В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Учитывая, что Приказы об установлении тарифов на 2020 год были публично размещены Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области21.12.2019, в том числе в сети Интернет (http: pravo.gov.ru) одновременно для ООО «Вега» и для ГУП ВО «Облкоммунсервис», заявитель, как профессиональный участник в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами, при ознакомлении с информацией об установлении тарифов, не мог не узнать о наделении статусом регионального оператора ГУП ВО «Облкоммунсервис» с отнесением зон деятельности Борисоглебского, Калачеевского, Россошанского, Лискинского, Богучарского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров.

Кроме того в силу положений пункта 8 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (ред. от 18.03.2021) одним из документов, прилагаемых к установлению тарифов является концессионное соглашение.

Также в газете «Воронежский курьер» от 18-25 февраля 2020 года № 7 была размещена публичная оферта ГУП ВО «Облкоммунсервис» о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, находящихся в зоне деятельности регионального оператора в том числе на территории Богучарского, Борисоглебского, Калачеевского, Лискинского, Россошанского муниципальных районов.

Учитывая изложенное, довод заявителя о том, что ему стало известно о нарушенном праве 28.10.2020, в день поступления информации из Воронежской межрайонной природоохранной прокуратуры, суд признает несостоятельным.

В силу установленных обстоятельств и представленных доказательств в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Расходы по уплате госпошлины в силу статьи 110 АПК РФ и с учетом результатов рассмотрения спора относятся на заявителя в размере 3000 руб.

Руководствуясь статьями 7-11, 65, 71, 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, в месячный срок со дня принятия, путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                                               Д.В. Ливенцева