ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-17985/18 от 23.01.2019 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж                                                                                       Дело №А14-17985/2018

"20" февраля 2019 года.

Резолютивная часть решения объявлена "23" января 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено "20" февраля 2019  года.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Т.Н.Максимович

при ведении протокола судебного заседания секретарем О.В.Кувшиновой,           

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Авиационная 11-А» (ОГРН <***> ИНН <***>)

к Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН <***> ИНН <***>)

о признании незаконным решения Администрации городского округа город Воронеж от 01.08.2018 №10263204 об отказе в выдаче разрешения на строительство,

обязании Администрации городского округа город Воронеж выдать разрешение на строительство с параметрами, отвечающими действующему градостроительному регламенту,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, директор, выписка из ЕГРЮЛ,

от администрации – ФИО2 по доверенности

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Авиационная 11-А" (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж (далее – Администрация города) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство от 01.08.2018 №10263204 и просит обязать Администрацию городского округа город Воронеж выдать разрешение на строительство с параметрами, отвечающими градостроительному регламенту, действующему на дату предоставления отказа и отраженными в решении №301 ответчика, а именно: п.1.2 Характеристики земельного участка, площадь -751 кв.м.; п.4.1. Технико-экономические параметры объекта: коэффициент застройки 0,32 (32%); коэффициент плотности застройки 0,77 (77%); п.4.2. Количество этажей -3, высота 11,8 м. (с учетом уточнения требований в порядке ст.ст.49,159 АПК РФ).

Представитель заявителя поддержал требования с учетом уточнения.

Представитель Администрации возражала против удовлетворения заявления, настаивая на законности оспариваемого решения.

В судебном заседании объявлялся перерыв по 23.01.2019.

Из материалов дела следует.

ООО "Авиационная 11-А" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 36:34:0607020:14 площадью 751 кв.м с видом разрешенного использования - блокированные жилые дома с блок-квартирами на 1 семью, расположенный по адресу: <...> что подтверждается выпиской из ЕГРН.

 Градостроительный план земельного участка № RU 36302000-0000000000000528 утвержден приказом заместителя главы администрации – директором департамента градостроительства и архитектуры  от 11.10.2010 № 720.

29.03.2018 Управление главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж во исполнение решения Арбитражного суда Воронежской области от 17.01.2018 по делу №А14-14220/2017 приняло решение №301 о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта - индивидуального блокированного жилого дома по адресу: <...>, указав в графе объемно-планировочные параметры объекта: этажность – 3, количество этажей - 4.

          По заявлению общества от 10.04.2018 об исправлении технической ошибки в Решении от 29.03.2018 №301 Управлением главного архитектора исправлена техническая ошибка в строке 4.2 «Объемно - планировочные  параметры объекта в столбце «Количество этажей» и указано количество этажей – 3 (т. 1 л.д. 89).

23.07.2018 ООО "Авиационная 11-А" обратилось к Администрации городского округа город Воронеж в порядке, установленном Административным регламентом администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство», утвержденным постановлением администрации города от 30.07.2012 № 624, через кабинет на портале «Госуслуги Воронежской области» с заявлением о выдаче разрешения на строительство указанного объекта, прикрепив к заявлению необходимые отсканированные материалы.

Администрация городского округа город Воронеж письмом от 01.08.2018 №10263204 отказала обществу в выдаче разрешения на строительство на основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и пп.2.8.1 п.2.8 постановления Администрации города от 30.07.2012 № 624 «Об утверждении административного регламента Администрации городского округа город Воронеж по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство» в  связи с отсутствием документов, предусмотренных ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), а именно:

-  пояснительной записки;

            - схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка (раздел 2 ПД);

 - архитектурного решения (раздел 3 ПД);

 - сведений об инженерном оборудовании, сводного плана сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (раздел 5 ПД);

 - проекта  организации строительства объекта капитального строительства; положительного заключения экспертизы проектной документации (раздел 6 ПД), если подлежит экспертизе в соответствии со ст.49 ГрК РФ.

          Кроме того, Администрация города указала в отказе, что представленные разделы: 2 «Схема планировочной организации земельного участка» и 3 «Архитектурные решения» проектной документации не соответствуют требованиям постановления Правительства РФ от 16.02.2008 №87 "О составе разделов проектной документации".

ООО "Авиационная 11-А", не согласившись с указанным отказом в выдаче разрешения на строительство, считая его незаконным, нарушающим права общества, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В обоснование своей позиции общество ссылается на предоставление Администрации города исчерпывающего перечня документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство. Представитель заявителя пояснил, что комплект документов в виде сшитого альбома, в том числе: «Пояснительной записки», «Схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка» (раздел 2 ПД); архитектурного решения (раздел 3 ПД), был предоставлен ранее при согласовании Управлением главного архитектора архитектурно-градостроительного облика спорного объекта и принятии решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика спорного объекта 29.03.2018 № 301.

 Заявитель утверждает, что оспариваемый отказ не соответствует ч. 13 ст. 48, п.2 ч.2 ст. 49 ГрК РФ, поскольку в силу указанных норм закона экспертиза не проводится в отношении таких объектов как спорный жилой дом.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 5 части 3 статьи 8, части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 48 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27 октября 2004 г. N 150-I, выдачу разрешений на строительство, реконструкцию на территории городского округа объектов капитального строительства (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) реализует администрация городского округа город Воронеж в лице ее структурных подразделений.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

В целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением необходимых документов, перечень которых исчерпывающим образом определен в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса.

Частью 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; г) архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения: е) проект организации строительства объекта капитального строительства; з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объекту; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе.

Орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, или в случае несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса).

При этом в силу части 13 статьи 51 ГрК РФ, орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, отказывает в выдаче соответствующего разрешения при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 кодекса или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В силу статьи 44 Градостроительного кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам, в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе: границы земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

Градостроительный план указанного земельного участка № RU 36302000-0000000000000528 утвержден приказом заместителя главы администрации – директором департамента градостроительства и архитектуры  от 11.10.2010 № 720.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Воронежа, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж", рассматриваемый участок относится к территориальной зоне Ж2  (на дату утверждения градостроительного плана - зона малоэтажной жилой застройки, в настоящее время – зона малоэтажной и смешанной застройки).

Решением городской Думы от 21.12.2016 № 466-IV «О внесении изменений в решение Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж» архитектурно-строительные требования для территориальных зон Ж1- Ж11, О2  - О5, П1- П3, ИТ1, Р4, Р5, СП2  дополнены абзацем следующего содержания:

           «Строительство, реконструкция объектов капитального строительства должны осуществлятьсяв соответствии с решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, выданным уполномоченным структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж, осуществляющим функции в области градостроительной и архитектурной деятельности на территории городского округа город Воронеж».

Порядок предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта на территории городского округа город Воронеж утвержден решением Воронежской городской Думы от 21.12.2016 № 465-IV (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 Порядка заявитель направляет в Управление главного архитектора заявление о рассмотрении архитектурно-градостроительного облика объекта, к которому, в том числе прилагается: архитектурное решение объекта (на бумажном и электронном носителях).

29.03.2018 Управление главного архитектора городского округа Администрации городского округа город Воронеж во исполнение решения Арбитражного суда Воронежской области от 17.01.2018 по делу №А14-14220/2017 приняло решение №301 о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта - индивидуального блокированного жилого дома по адресу: <...>.

При таких обстоятельствах доводы Администрация города о том, что общество не представило пояснительную записку; схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка (раздел 2 ПД); архитектурное решение (раздел 3 ПД) противоречат материалам дела и не принимаются судом во внимание.

Кроме того, указывая в отказе, что представленные разделы: 2 «Схема планировочной организации земельного участка» и 3 «Архитектурные решения» проектной документации не соответствуют требованиям постановления Правительства РФ от 16.02.2008 №87 "О составе разделов проектной документации", Администрация города тем самым подтверждает, что указанные разделы ПД были предоставлены заявителем.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Частью 1 статьи 49 ГрК РФ установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.

В силу пункта 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеющих общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположенных на отдельном земельном участке и имеющих выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом указанных характеристик спорный объект жилой застройки по своим техническим и строительным характеристикам в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации является жилым домом блокированной застройки, к которому должны применяться нормы свода правил СП 55.13330.2016 СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные".

Принимая во внимание приведенное правовое регулирование и учитывая, что в данном случае источником финансирования средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не являются, суд приходит к выводу о том, что проектная документация спорного жилого дома не подлежит экспертизе.

Согласно части 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее -Постановление N 87).

Разделы проектной документации разрабатываются на основании национальных стандартов и сводов правил, применение которых предусмотрено законодательством о техническом регулировании на обязательной или добровольной основе.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ) Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Согласно части 4 статьи 6 Закона № 384-ФЗ национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Перечень № 1521).

В целях обеспечения выполнения положений пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и пункта 4 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Приказом Росстандарта от 30.03.2015 N 365 (ред. от 24.08.2017) утвержден перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее – Перечень № 365), СП 55.13330.2016 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные" включен в Перечень № 365 (п. 201 Своды правил (актуализированные редакции СНиП).

Судом установлено, что проектная документация на спорный объект разрабатывалась заявителем на добровольной основе с применением Свода правил СП 55.13330.2016 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные".

Поскольку Свод правил СП 55.13330.2016 "СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные" не включен в Перечень № 1521 (обязательное применение) и включен в Перечень № 365 (добровольное применение), а заявитель разработал проектную документацию на добровольной основе, следовательно, заявитель не обязан подготавливать разделы проектной документации в соответствии с требованиями Постановления № 87.

В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Судом установлено из материалов дела, что с учетом характеристик спорного объекта строительства, заявителем представлены Администрации города все необходимые документы: правоустанавливающие документы, градостроительный план земельного участка, пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, архитектурные решения.

Доводы Администрации города о необходимости предоставления сведений об инженерном оборудовании, сводного плана сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проекта  организации строительства объекта капитального строительства и положительного заключения экспертизы проектной документации, а также разделов 2 и 3 проектной документации в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16.02.2008 №87 "О составе разделов проектной документации" противоречат приведенным требованиям закона.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, отказ в выдаче разрешения на строительство, оформленный письмом от 01.08.2018 №10263204 заместителя главы администрации по градостроительству городского округа город Воронеж не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи чем, является недействительным.

На основании изложенного, требования ООО "Авиационная 11-А" подлежат удовлетворению.

Фактически понесенные заявителем судебные расходы в размере 3 000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу ООО "Авиационная 11-А".

           Руководствуясь ст.ст. 65, 71, 110, 167 -170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

     РЕШИЛ:

              удовлетворить требования общества с ограниченной ответственностью «Авиационная 11-А» (ОГРН <***> ИНН <***>).

              Признать незаконным решение Администрации городского округа город Воронеж от 01.08.2018 № 10263204 об отказе в выдаче разрешения на строительство.

             Обязать Администрацию городского округа город Воронеж (ОГРН <***> ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Авиационная 11-А» (ОГРН <***> ИНН <***>), выдав обществу с ограниченной ответственностью «Авиационная 11-А» разрешение на строительство объекта «Индивидуальный блокированный жилой дом по адресу: <...>» с параметрами, предусмотренными градостроительным регламентом и отраженными в решении Администрации городского округа город Воронеж от 29.03.2018 № 301 о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, а именно: пункт 1.2. Характеристики земельного участка, площадь – 751 кв.м; пункт 4.1 Технико-экономические параметры объекта – коэффициент застройки 0, 32 (32%); коэффициент плотности застройки 0, 77 (77%); пункт 4.2. Количество этажей – 3, высота 11, 8м.

             Взыскать с Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН <***> ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Авиационная 11-А» (ОГРН <***> ИНН <***>) 3 000 рублей расходов по оплате госпошлины.

             Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.

                           Судья                                                                              Т.Н. Максимович