ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-1818/14 от 23.06.2014 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Воронеж    

« 23 »  июня 2014 г.                                                                              Дело № А14-1818/2014

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Пименовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андриановой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  Воронежской городской детской общественной Организации «Танцевально-спортивный клуб «Пантера» (ОГРН 1113600001360  ИНН 3662989159) г. Воронеж к Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733  ИНН 3650002882) в лице Управления имущественных и земельных отношений с участием третьих лиц,  Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908  ИНН 3664022568), МБОУ СОШ № 43 (ОГРН 1033600012555) о признании незаконным отказа Управления имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж в согласовании договора аренды нежилого помещения площадью 123,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Лизюкова, д. 26, между МБОУ СОШ №43  и ВГДОО «Танцевальный спортивный клуб «Пантера», и обязании согласовать указанный договор,

при участии:

от заявителя: Аветисова Гарика Сергеевича, представителя по доверенности от 06.04.2015 года б/н (сроком на один год копия в деле) служ. удостоверение ВКА,      

от Администрации городского округа город Воронеж в лице Управления имущественных и земельных отношений: Подкопаева Александра Евгеньевича, главного специалиста отдела правовой работы по доверенности №50 от 30.12.2014 года, служ удостоверение, 

от третьих лиц: (УФАС по Воронежской области) - не явилось,

(МБОУ СОШ № 43) - не явилось,

у с т а н о в и л:

Воронежская городская детская общественная Организация «Танцевально-спортивный клуб «Пантера» (далее - ВГДОО «Танцевально-спортивный клуб «Пантера» или заявитель) обратилась в арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж (далее – Администрация) в лице Управления имущественных и земельных отношений (далее – Управление) при участии третьих лиц,  Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – УФАС по Воронежской области), Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №43 (далее - МБОУ СОШ № 43),  о признании незаконным отказа Управления имущественных и земельных отношений Администрация городского округа город Воронеж в согласовании договора аренды нежилого помещения площадью 123,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Лизюкова, д. 26, между МБОУ СОШ № 43 и ВГДОО «Танцевальный спортивный клуб «Пантера», и обязании согласовать указанный договор.

В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил свои требования, в силу чего просил признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город  Воронеж от 25.11.2013 года №1607048  в согласовании договора аренды спорного нежилого помещения, отказавшись от других требований.

Решением суда первой инстанции от 24.06.2014 года в удовлетворении требований заявителя было отказано.

Постановлением 19 ААС от 11.09.2014 года указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба заявителя – без удовлетворения.

Постановлением кассационной инстанции от 17.03.2015 года решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции  отменены на основании    п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ, и дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением суда от 26.03.2015 года в связи с новым рассмотрением дела назначено предварительное судебное заседание на 21.04.2015 года.

Определением суда от 21.04.2015 года назначено судебное разбирательство по рассмотрению спора по существу на 16.06.2015 года.

При проверке явки лиц в судебное заседание 16.06.2015 года установлено, что не явились третьи лица, при этом о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, МБОУ СОШ № 43 сделало заявления о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом мнения участвующих в деле лиц, присутствующих в судебном заседании, и на основании ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводилось без  участия третьих лиц.

В судебном заседании ВГДОО «Танцевально-спортивный клуб «Пантера» поддержала свои требования, просит признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город  Воронеж   от 25.11.2013 года №1607048  в согласовании договора аренды спорного нежилого помещения, при этом полагает, что указанным отказом нарушено ее право на заключение договора аренды в преимущественном порядке без проведения торгов. 

Администрация городского округа город Воронеж в лице Управления имущественных и земельных отношений заявленные требования не признала, полагает, что деятельность организации-заявителя не является социально ориентированной, поскольку в результате своей деятельности она извлекает прибыль.

В судебном заседании объявлялся перерыв на пять дней  с  16 по 23 июня  (без учета выходных дней 20 и 21 июня).

Из материалов дела установлено.

13.08.2013 года между заявителем и МБОУ СОШ № 43  подписан договор №1 аренды нежилого помещения для использования под танцевальный зал площадью 123,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Лизюкова, д. 26.

13.08.2013 года директор МБОУ СОШ № 43, в оперативном управлении которого находится спорное помещение,  обратился в Управление имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж с заявлением о разрешении сдачи в аренду указанного нежилого помещения заявителю, ВГДОО «Танцевально-спортивный клуб «Пантера».

Письмом от 08.10.2013 года №1388343 директору МБОУ СОШ № 43  было отказано в согласовании сдачи в аренду указанного помещения по причине несоответствия ВГДОО «Танцевально-спортивный клуб «Пантера» социально ориентированным некоммерческим организациям, для которых исключается обязанность проведения аукциона (конкурса) на право заключения договора аренды.

24.10.2013 года ВГДОО «Танцевально-спортивный клуб «Пантера» обратилась с заявлением в Управление имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж, в котором привела доводы, подтверждающие его соответствие социально ориентированным организациям, имеющим право в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» на заключение договора аренды без проведения торгов.

25.11.2013 года письмом №1607048 Управление имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж отказало заявителю в согласовании договора аренды со ссылкой на отсутствие оснований отнесения его деятельности к социально ориентированной и направленной на решение социальных проблем.

Не согласившись с указанным отказом,  заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.  Его доводы сводятся к тому, что он является некоммерческой организацией, социально ориентированной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив на основании ст. 71 АПК РФ все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.  

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела видно, что на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации г. Воронежа от 24.04.1998 года №158 и договора от 24.04.1998 года в оперативное управление  Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №43 (в настоящее время - МБОУ СОШ № 43)  передано имущество согласно перечню и акту приема-передачи от 24.04.1998 года, в том числе спорное.

Впоследствии договор о закреплении имущества на праве оперативного управления продлевался сторонами.

В соответствии с п. 3.1.3 имеющегося в материалах дела договора оперативного управления от 11.02.2003 года №565 Учреждение (Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №43) вправе сдавать в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, с согласия районного отдела образования.

На основании ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Бюджетное учреждение в силу п. 3 ст. 298 ГК РФ без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Из анализа указанных выше норм следует, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, переданным ему в оперативное управление. Иное  договоры аренды не содержат.

Следовательно, заключение договора аренды недвижимого имущества с ВГДОО «Танцевально-спортивный клуб «Пантера» требует согласования с собственником имущества, в данном случае с Управлением имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж.

Собственник спорного помещения, Управление   имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж, в  согласовании договора аренды с ВГДОО «Танцевально-спортивный клуб «Пантера» бюджетному учреждению отказало оспариваемым письмом от 25.11.2013 года №1607048 по причине отсутствия признаков для его отнесения к лицам, которым право на заключение договора аренды предоставляется без проведения торгов.

В силу положений пункта 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе, некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных  статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Согласно части 3.2 названного закона заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров, в частности, с физкультурно-спортивными организациями для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ        «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»   вид спорта - часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном настоящим Федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование;

массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях;

спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним;

физическое воспитание - процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры;

физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития;

физическая подготовка - процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик;

физкультурные мероприятия - организованные занятия граждан физической культурой;

физкультурно-спортивная организация - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность физкультурно-спортивных организаций, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности;

школьный спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в общеобразовательных организациях, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.

На основании статьи 3 названного закона законодательство о физической культуре и спорте основывается, в том числе, на следующих принципах:

- обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;

- содействие развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе детско-юношеского спорта, школьного спорта и студенческого спорта, с учетом уникальности спорта.

В силу статьи 5 указанного закона к субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:

1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, студенческие спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;

2) образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, в соответствии со статьей 8 указанного закона, относится, в том числе, оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 28 названного закона организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя, в том числе:

- проведение обязательных занятий физической культурой и спортом в пределах основных образовательных программ, а также дополнительных (факультативных) занятий физической культурой и спортом в пределах дополнительных общеобразовательных программ;

- содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 № 916н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта».

Должность хореографа относится к должностям работников физической культуры и спорта.

При этом хореограф осуществляет обучение танцам, постановку и создание танцев с участием танцевальных коллективов. Проводит работу по постановке новых и возобновлению ранее поставленных представлений, концертных программ, подготовке и проведению конкурсов. Осуществляет хореографические постановки, в том числе индивидуальные и коллективные, в соответствии с правилами проведения спортивных соревнований.

Для занятия данной должности требуется дополнительное профессиональное образование в области физической культуры и спорта или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Хореографическое искусство» и дополнительное профессиональное образование в области физической культуры и спорта.

Таким образом, проведение танцевальных занятий относится к деятельности в области физкультуры и спорта.

Согласно Уставу Воронежской городской детской общественной организации «Танцевально-спортивный клуб «Пантера» является некоммерческим общественным объединением.

Предметом деятельности Организации является пропаганда и развитие искусства спортивных бальных танцев, широкое вовлечение всех слоев населения в массовое танцевальное обучение в целях культурного, спортивного развития личности.

Организация создана в том числе в целях объединения исполнителей бальной и спортивной хореографии, повышения индивидуального мастерства, пропаганды и развития искусства бальных и спортивных танцев среди населения; эстетического и нравственного воспитания средствами хореографии, организации досуга, содействие в выявлении у подростков и детей спортивных способностей, всесторонне их развитие, содействие в вовлечение всех слоев населения в массовое танцевальное обучение, пропаганде и развитии искусства спортивных бальных танцев, содействие в установлении творческих и деловых связей с зарубежными подобными организациями, специалистами и школами спортивных бальных танцев.

Согласно отчету, поданному ГДОО «Танцевально-спортивный клуб «Пантера», как социально ориентированной некоммерческой организацией в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, Организация осуществляла в отчетном 2013 году деятельность в области физической культуры и спорта, а также содействие такой деятельности.

Организация получала целевые поступления (включая пожертвования, гранты).

Изложенное подтверждается также письмом Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области от 14.04.2014 года.

Из письма МБОУ СОШ № 43 от 23.05.2014 года следует, что с ГДОО «Танцевально-спортивный клуб «Пантера» регулярно заключались договоры аренды помещений, каких-либо вопросов о несоответствии ГДОО «Танцевально-спортивный клуб «Пантера» социально ориентированным некоммерческим организациям у Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж не возникало.

Из письма МБОУ СОШ № 43 от 27.09.2013 года № 82 в Управление следует, что ГДОО «Танцевально-спортивный клуб «Пантера» оказывает бесплатные услуги в виде посещения спортивно-оздоровительных занятий для учеников и преподавателей школы, оказывает благотворительную помощь МБОУ СОШ № 43.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что ГДОО «Танцевально-спортивный клуб «Пантера»  является социально ориентированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на решение социальных проблем.

ГДОО «Танцевально-спортивный клуб «Пантера» является физкультурно-спортивной организацией и фактически осуществляет деятельность в области физкультуры и спорта, создает условия для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Таким образом, ВГДОО «Танцевально-спортивный клуб «Пантера» соответствует критериям, названным в законе, необходимым для получения преимущественного права на заключение договора аренды без торгов.

В судебном заседании  апелляционной инстанции участники процесса  пояснили, что других претендентов на аренду данного помещения не имелось, Администрация не возражала против передачи помещения в пользование, однако считает, что заключение с Организацией договора аренды возможно только с проведением торгов.

Из письма УФАС от 05.12.2013 № 05-156/3897 (л.д. 18) следует, что УФАС также согласовало предоставление указанного имущества в аренду Организации.

С учетом изложенного у Управления имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж имелись основания для согласования договора аренды спорного нежилого помещения с Организацией-заявителем без проведения торгов, однако, оно этого не сделало, тем самым были нарушены права заявителя на преимущественное заключение  договора аренды (без проведения торгов).

Следовательно, оспариваемый отказ Управления   имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж  от 25.11.2013 года №1607048  в  согласовании договора аренды  ВГДОО «Танцевально-спортивный клуб «Пантера» с бюджетным учреждением,  МБОУ СОШ № 43,  по причине отсутствия признаков для его отнесения к лицам, которым право на заключение договора аренды предоставляется без проведения торгов, следует признать незаконным, нарушающим права заявителя.

При таких обстоятельствах заявленные требования  подлежат удовлетворению.

Расходы по госпошлине на основании ст. 110 АПК РФ относятся на Администрацию.

Руководствуясь ст. ст. 27, 65, 110, 167-170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

заявление Воронежской городской детской общественной Организации «Танцевально-спортивный клуб «Пантера» удовлетворить.

  Признать незаконным, противоречащим положениям пункта 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статье 5 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»  отказ Управления имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж от 25.11.2013 года №1607048 в согласовании договора аренды №1 от 13.08.2013 года нежилого помещения  площадью 123,7 кв.м., расположенного по адресу:  г. Воронеж, ул. Лизюкова, д. 26, между МБОУ СОШ   и ВГДОО «Танцевальный спортивный клуб «Пантера».

Взыскать с Администрации городского округа город Воронеж в лице Управления имущественных и земельных отношений в пользу Воронежской городской детской общественной Организации «Танцевально-спортивный клуб «Пантера» 2 000 рублей расходов по госпошлине.

Исполнительный лист на взыскание выдать по истечении срока на обжалование.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения в 19-й Арбитражный Апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                                                   Т.В. Пименова