ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-18717/19 от 16.03.2020 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж                                                                                           Дело № А14-18717/2019

 «18» марта 2020 г.

Резолютивная часть решения оглашена «16» марта 2020 г.

Решение в полном объеме изготовлено «18» марта 2020г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе: судьи Ловчиковой Н.В. единолично

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ремизовой Р.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торгово-Закупочная Компания», г. Воронеж (ОГРН 1163668092345, ИНН 3666210856)

к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069)

третье лицо: Управление главного архитектора администрации городского округа города Воронеж

о признании недействительным решения об отказе в формировании земельного участка площадью 1 637 кв.м., граничащего с земельным участком по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Димитрова, д. 2, в кадастровом квартале 36:34:0301001, и последующего предоставления в аренду этого земельного участка посредством аукциона сроком на 7 лет с целью проектирования и строительства спортивно-оздоровительного комплекса, выраженного в письме №52-17-13365з от 22.08.2019, обязании образователь земельный участок площадью 1 637 кв.м., граничащий с земельным участком по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Димитрова, д. 2, в кадастровом квартале 36:34:0301001, цель использования: проектирование и строительство спортивно-оздоровительного комплекса, обязании принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 1 637 кв.м., граничащего с земельным участком по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Димитрова, д. 2, в кадастровом квартале 36:34:0301001, цель использования: проектирование и строительство спортивно-оздоровительного комплекса, после постановки земельного участка на кадастровый учет,

при участии в заседании:

от заявителя – Ефремовой Г.О. представитель по доверенности от 19.10.2019, паспорт, диплом

от ответчика – Родина М.Л. представитель по доверенности № 36 от 07.05.2019, паспорт, диплом, Шмелева Е.В. представитель по доверенности № 82 от 28.06.2019, паспорт, диплом; 

от третьего лица -  Похмелкина М.В. представитель по доверенности № 17 от 28.01.2020, служебное удостоверение, диплом

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Торгово-Закупочная Компания» (далее – заявитель, ООО «ТЗК») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее – ответчик, ДИЗО) о признании недействительным решения об отказе в формировании земельного участка площадью 1 637 кв.м., граничащего с земельным участком по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Димитрова, д. 2, в кадастровом квартале 36:34:0301001, и последующего предоставления в аренду этого земельного участка посредством аукциона сроком на 7 лет с целью проектирования и строительства спортивно-оздоровительного комплекса, выраженного в письме №52-17-13365з от 22.08.2019, обязании образовать земельный участок площадью 1 637 кв.м., граничащий с земельным участком по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Димитрова, д. 2, в кадастровом квартале 36:34:0301001, цель использования: проектирование и строительство спортивно-оздоровительного комплекса, обязании принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 1 637 кв.м., граничащего с земельным участком по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Димитрова, д. 2, в кадастровом квартале 36:34:0301001, цель использования: проектирование и строительство спортивно-оздоровительного комплекса, после постановки земельного участка на кадастровый учет.

Заявитель поддержал требования.

Представитель ДИЗО требования не признал, указал на то обстоятельство, что спорный земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования предназначен для размещения объектов федерального значения, озеленен, значительно ограничен в использовании в отношении охранных зон сетей инженерно-технического обеспечения, находится в непосредственной близости к многоэтажной жилой застройке.

Представитель третьего лица поддерживает позицию Департамента имущества области, полагает, что в указанном заявителем месте невозможно формировать земельный участок под строительство объекта недвижимости.

В судебном заседании объявлен перерыв до 16.03.2020 до 17 час. 00 мин.

Как следует из материалов дела, ООО «ТЗК» обратилось в Департамент имущества области  с просьбой сформировать земельный участок ориентировочной площадью 1637 кв.м, граничащий с земельным участком № 2 по ул. Димитрова г. Воронежа в кадастровом квартале 36:34:0301001, с целью его последующего предоставления в аренду посредством аукциона для проектирования и строительства спортивно-оздоровительного комплекса. К заявлению была приложена схема испрашиваемого земельного участка.

Департамент письмом № 52-17-13365з от 22.08.2019 г. отказал Обществу в формировании испрашиваемого земельного участка, а также в принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, граничащий с участком № 2 по ул. Димитрова г. Воронежа, по следующим основаниям:

- испрашиваемый участок частично озеленен и значительно ограничен в использовании в отношении охранных зон сетей инженерно-технического обеспечения;

- границы охранных зон инженерных сооружений - это границы территорий, предназначенных для обеспечения обслуживания и безопасной эксплуатации наземных и подземных транспортных и инженерных сооружений и коммуникаций, вследствие чего Департамент полагает, что строительство капитальных объектов в границах охранных зон инженерных коммуникаций недопустимо;

- на расстоянии 15 метров от южной границы рассматриваемого участка расположен многоэтажный жилой дом. Согласно «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНИП 2.07.01-89*», между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния (бытовые разрывы): для жилых зданий высотой 2 -3 этажа - не менее 15 м; 4 этажа - не менее 20 м; между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м. Необходимо также соблюдать расстояния от жилых и общественных зданий до площадок занятия физкультурой (для хоккейных и футбольных площадок это расстояние составляет 40м).

- постановлением Правительства Воронежской области от 14.03.2017 №176 был утвержден проект планировки территории, ограниченной ВОГРЭСовским мостом, ул. Брусилова, Ленинским проспектом и ул. Димитрова в г. Воронеж, предусматривающий размещение объектов регионального значения (спортивного комплекса «Центр по гребле на байдарках и каноэ» и спортивного комплекса - центра по спортивной гимнастике). Департамент, ссылаясь на п/п 14 п.8 ст. 39.11 ЗК РФ, полагает невозможным сформировать испрашиваемый земельным участок, так как этот земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования предназначен для размещения объектов федерального значения.

ООО «ТЗК» не согласилось с решением Департамента об отказе в формировании испрашиваемого земельного участка, оформленным письмом № 52-17-13365з от 22.08.2019 г., считает решение незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Изучив материалы дела и представленные доказательства, заслушав объяснения сторон, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом (статья 4 АПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) могут быть признаны незаконными (недействительными) только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 этого же кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-03 «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» департамент является уполномоченным органом государственной власти по утверждению схем расположения земельных участков на соответствующем кадастровом плане территории городского округа город Воронеж.

Подготовка и утверждение схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории осуществляется в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а также требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

Подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях ее утверждения обеспечивается заинтересованным лицом с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

Нормами Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено использование земель в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (пункт 2 статьи 7).

Порядок предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем заключения договора аренды на торгах, проводимых в форме аукциона, определен статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.3 ст. 39.11 ЗК РФ образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке:

подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории;

обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы);

осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории;

5) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.

В силу подпункта 14 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Воронежской области от 07.07.2006 № 61 «О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области», решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-П «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж» осуществление градостроительной деятельности отнесено к компетенции администрации городского округа город Воронеж.

Как установлено судом, департаментом в адрес управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж был направлен запрос о возможности формирования данного земельного участка в заявленных целях. Согласно полученной информации (письмо от 18.07.2019 № 12419449), испрашиваемый земельный участок частично озеленен и значительно ограничен в использовании в отношении охранных зон сетей инженерно-технического обеспечения. Границы технических (охранных) зон инженерных сооружений и коммуникаций - границы территорий, предназначенных для обеспечения обслуживания и безопасной эксплуатации наземных и подземных транспортных и инженерных сооружений и коммуникаций. Строительство капитальных объектов в границах охранных зон инженерных коммуникаций недопустимо. Кроме того, на расстоянии 15 метров от южной границы рассматриваемого участка расположен многоэтажный жилой дом.

Согласно «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния (бытовые разрывы): для жилых зданий высотой 2-3 этажа - не менее 15 м; 4 этажа - не менее 20 м; между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м. Необходимо также соблюдать расстояния от окон жилых и общественных зданий до площадок для занятий физкультурой (для хоккейных и футбольных площадок это расстояние составляет 40 м).

С учетом положений данного свода правил, размещение объекта строительства в испрашиваемом заявителем месте не представляется возможным.

Довод заявителя о возможности переноса линейных сооружений документально не подтвержден. Из представленной заявителем переписки  следует, что линейные службы не возражают перенести ЛЭП, трубопроводы, смотровые колодцы, но конкретно данный вопрос не рассматривали, так как координаты земельного участка им для исследования и решения данного вопроса заявителем не предоставлялся.

Также судом установлено, что постановлением Правительства Воронежской области от 14.03.2017 № 176  утвержден проект планировки территории, ограниченной ВОГРЭСовским мостом, ул. Брусилова, Ленинским проспектом и ул. Димитрова в г. Воронеж, предусматривающим размещение объектов регионального значения (спортивного комплекса «Центр по гребле на байдарках и каноэ» и спортивного комплекса - центра по спортивной гимнастике), с учетом комплексного развития прилегающей территории. На основании данного проекта планировки территории, в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков в границах проектирования был разработан и утвержден проект межевания территории. Вышеуказанным проектом на рассматриваемой территории строительство каких-либо объектов не предусмотрено.

Спорный земельный участок полностью расположен в зоне указанного проекта планировки территории, на основании которого разработан и утвержден проект межевания территории объекта регионального значения.

Довод заявителя о том, что спорный земельный участок не охвачен проектом планировки территории и не входит в данную зону опровергается представленным Департаментом архитектуры и градостроительства Воронежской области (в ответ на запрос УГА от 20.02.2020 № 45-12/379) выкопировкой из чертежа проекта планировки территории, ограниченной ВОГРЭСовским мостом, ул.Брусилова, Ленинским проспектом и ул.Димитрова г.Воронежа, предусматривающий размещение объекта регионального значения  (спортивного комплекса «Центр по гребле на байдарках и каноэ» и спортивного комплекса – центра по спортивной гимнастике), с учетом комплексного развития прилегающей территории.

Довод заявителя о том, что на момент подачи им заявления о формировании земельного участка, данный проект планировки территории имел другие границы, также необоснован. Испрашиваемый заявителем земельный участок всегда входил в границы указанного проекта планировки территории. Информация о внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 14.03.2017 № 176 размещенная, в том числе в общем доступе, не затрагивает границы спорного земельного участка, указанного заявителем для формирования под строительство капитального объекта.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Департамент имущества области правомерно и обоснованно отказал заявителю в  письме от 22.08.2019 № 52-17-13365з в формировании испрашиваемого земельного участка, а также принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Димитрова,2.

На основании изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ с учетом результатов рассмотрения дела расходы по уплате государственной пошлины в общей сумме 3000 рублей подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь ст.ст.65,110,167,170,198-201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Торгово-Закупочная Компания», г. Воронеж (ОГРН 1163668092345, ИНН 3666210856) о признании недействительным решения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069) об отказе в формировании земельного участка площадью 1 637 кв.м., граничащего с земельным участком по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Димитрова, д. 2, в кадастровом квартале 36:34:0301001, и последующего предоставления в аренду этого земельного участка посредством аукциона сроком на 7 лет с целью проектирования и строительства спортивно-оздоровительного комплекса, выраженного в письме №52-17-13365з от 22.08.2019, обязании образовать земельный участок площадью 1 637 кв.м., граничащий с земельным участком по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Димитрова, д. 2, в кадастровом квартале 36:34:0301001, цель использования: проектирование и строительство спортивно-оздоровительного комплекса, обязании принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 1 637 кв.м., граничащего с земельным участком по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Димитрова, д. 2, в кадастровом квартале 36:34:0301001, цель использования: проектирование и строительство спортивно-оздоровительного комплекса, после постановки земельного участка на кадастровый учет, отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                                            Н.В.Ловчикова