АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Воронеж Дело № А14-18885/2009
«11» мая 2010 18 г. 625/23
Судья Арбитражного суда Воронежской области Т.Н.Максимович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.Е.Карловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже
к ОАО «Воронежсинтезкаучук», г. Воронеж
о взыскании финансовых санкций в размере 9515,87 руб.
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.01.2010г. № 16-10/102 (сроком до 31.12.2010г.),
от ответчика – ФИО2 по доверенности № 17-3 от 11.01.2010г. (сроком до 31.12.2010г.),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - заявитель по делу) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с ОАО «Воронежсинтезкаучук» (далее – ответчик, Общество) финансовых санкций в размере 9515,87 руб. за представление неполных и недостоверных индивидуальных сведений.
В судебном заседании заявитель поддержал требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные Обществом на ФИО3 достоверны, нарушений пенсионного законодательства им не допущено. Также, ответчик ссылался на то, что работник, в отношении которого был составлен акт №33-41 от 20.02.2009г. обратился в суд с иском о назначении досрочной трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда.
Определением суда от 21.12.2009г. производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения Центрального районного суда г. Воронежа от 13.10.2009г.
29.03.2010г. производство по делу возобновлено в связи с устранением обстоятельств, вызвавших его приостановление.
Из материалов дела следует.
Ответчик зарегистрирован в качестве страхователя в органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
В ходе проверки достоверности представленных Обществом сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования за период с 01.01.2002г. по 31.12.2008г., заявителем был установлен факт представления Обществом недостоверных индивидуальных сведений на застрахованное лицо – ФИО3.
Указанные обстоятельства нашли отражение в акте документальной проверки достоверности представленных сведений № 33-41 от 20.02.2009г.
Учитывая, что индивидуальные сведения, представленные страхователем были признаны недостоверными, страхователю ОАО «Воронежсинтезкаучук» в двухнедельный срок было предложено представить корректирующие формы индивидуальных сведений.
Поскольку уточненные индивидуальные сведения ответчиком представлены не были, заявитель составил акт № 26 от 30.06.2009г. об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании.
По результатам проверки Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже в отсутствие надлежаще извещенного Общества вынесено решение № 26 от 28.07.2009г. о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», в виде взыскания с ОАО «Воронежсинтезкаучук» штрафа в размере 9515,87 руб.
Неисполнение Обществом требования об уплате указанного штрафа послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.
Изучив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным законом.
Таким образом, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации при осуществлении полномочий по налоговому контролю действует на основе специального законодательства и норм Налогового кодекса.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона №167-ФЗ Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, то есть лицом, производящим выплаты физическим лицам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона №167-ФЗ страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика (соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ) страхователи представляют в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которых они уплачивают страховые взносы.
Как установлено пунктом 1 статьи 11 Закона №27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сведения о каждом работающем застрахованном лице страхователь обязан представить один раз в год, но не позднее 1 марта (пункт 2 статьи 11 Закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»).
В силу пункта 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с актом документальной проверки факта льготной работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости №33-41 от 20.02.2009г., проведенной Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже были признаны недостоверными сведения, представленные ОАО «Воронежсинтезкаучук» на застрахованное лицо ФИО3 за период с 01.01.1998г. по 31.12.2007г.
В обосновании своей позиции заявитель в указанном акте № 33-41 от 20.02.2009г. сослался на тот факт, что ФИО3 работала с 17.08.1995г. по 31.12.1998г. в качестве лаборанта химического анализа лаборатории службы воздуха ОАО «Воронежсинтезкаучук», с 01.01.1999г. по настоящее время в качестве старшего химика указанной лаборатории, занятого контролем воздушной среды в производстве синтетического каучука лаборатории службы воздуха. В силу должностной инструкции СКи 3001 работники лаборатории помимо контроля воздуха рабочей зоны в цехах ОАО «Воронежсинтезкаучук» осуществляют также контроль атмосферного воздуха санитарно-защитной и жилой зоны ОАО «Воронежсинтезкаучук», а также проводят анализы в лабораторных условиях.
Таким образом, занятость ФИО3 в течение полного рабочего дня контролем среды в цехах и на участках производства химической продукции, по мнению заявителя не установлена, в связи с чем факт льготной работы по указанным основаниям в специальный стаж зачтен быть не может. На основании изложенного заявителем сделан вывод о том, что индивидуальные сведения персонифицированного учета, представленные Обществом на ФИО3 за период с 01.01.1998 по 31.12.2007г. являются недостоверными.
Исследовав материалы деда, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд принимает доводы ответчика о том, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные Обществом на ФИО3 являются достоверными, при этом суд исходит из следующего.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон №173-ФЗ) предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Приведенные законоположения, как видно из их содержания, не определяют виды работ и критерии их отнесения к работам с тяжелыми условиями труда, дающим при определенных условиях право на назначение трудовой пенсии ранее достижения общеустановленного возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 Закона №173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Так, согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002г. №537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда (далее - Список №2), утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. №10.
Согласно позиции 2110А030-1754б раздела VII. Химическое производство Списка № 2 трудовая пенсия по старости назначается досрочно работникам, занятым контролем воздушной среды и нанесением защитных покрытий.
При оценке достоверности индивидуальных сведений в части специального трудового стажа следует руководствоваться Разъяснением Минтруда России от 22.05.1996г. №5.
В соответствии с п.5 Разъяснения от 22.05.1996г. №5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
Как следует из материалов дела, в соответствии с должностной инструкцией лаборант лаборатории службы воздуха обязан проводить контроль воздуха в производственных помещениях, выбросах, санитарно-защитной и жилой зонах, в химически загрязненных стоках ОАО «Воронежсинтезкаучук», во взрывоопасных цехах завода согласно планам аналитического контроля, утвержденному главным инженером завода. Материалами дела подтверждено, что сотрудники лаборатории проводили анализы как в цехах химического предприятия ДК-1, ДК-4, ДК-5, ДК-8, которые представляют собой одно производство, так и за его пределами; при производстве анализов в качестве оборудования применялись аспиратор, серная и соляная кислоты, щелочи, аммиак и др. химические вещества.
Согласно решению ОАО «Воронежсинтезкаучук» от 03.02.2004 № 46/53 должность лаборанта химанализа включена в перечень должностей и профессий по цехам ОАО «Воронежсинтезкаучук», которым выдается бесплатное лечебно-профилактическое питание, предоставляется дополнительный отпуск в количестве 12 дней.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что согласно решению Центрального суда г. Воронежа от 13.10.2009г. за ФИО3 признано право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 16.01.2009г.; Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже обязано включить в специальный стаж периоды работы ФИО3: с 17.08.1995 по 31.05.1996, с 08.06.1996 по 30.06.1996, с 05.07.1996 по 30.11.1996, с 03.12.1996 по 31.08.1997, с 04.09.1997 по 31.08.1998, с 04.09.1998 по 31.12.1998 в качестве лаборанта химического анализа лаборатории службы воздуха ОАО «Воронежсинтезкаучук», за исключением времени простоя в указанные периоды.
Указанное решение определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 02.03.2010г. оставлено без изменения.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
На основании изложенного суд считает, что индивидуальные сведения на ФИО3, представленные ОАО «Воронежсинтезкаучук» являются достоверными и привлечение последнего к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона №27-ФЗ является неправомерным.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже о взыскании с ОАО «Воронежсинтезкаучук» 9515,87 руб. финансовых санкций за представление неполных и недостоверных индивидуальных сведений следует отказать.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований. Заявитель освобожден от уплаты госпошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже о взыскании с ОАО «Воронежсинтезкаучук» 9515,87 руб. финансовых санкций за представление неполных и недостоверных индивидуальных сведений - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Т.Н.Максимович