Арбитражный суд Воронежской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело №А14-19451/2020 «22» октября 2021 года
резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2021 г.
в полном объеме решение изготовлено 22 октября 2021 г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Пригородовой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подольской Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (ОГРН<***>, ИНН <***>), г. Воронеж,
к обществу с ограниченной ответственностью «ВЕГА» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж,
о лишении статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) г. Воронеж
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, доверенность № 65-11/1876 от 30.03.2021, диплом, служебное удостоверение № 226 от 15.12.2020,
от ответчика: ФИО2, доверенность № 9 от 01.04.2019, диплом, паспорт, ФИО3 руководитель, паспорт;
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом;
установил:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее – истец, Департамент ЖКХиЭ ВО) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ВЕГА» (далее – ответчик, ООО «Вега») о лишении ответчика статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области (зона деятельности Панинский межмуниципальный кластер), в связи с нарушением им п.п. «д» пункта 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156) и непредставлением безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению.
Определением суда от 28.12.2020 дело принято к производству, предварительное судебное заседание и судебное разбирательство назначены на 16.02.2021.
Судебное разбирательство откладывалось для представления сторонами дополнительных доказательств, возражений.
Определением суда от 30.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж.
В ходе рассмотрения спора истец заявил ходатайство об уточнении исковых требования, согласно которым просил лишить общество с ограниченной ответственностью «Вега» статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области (зона деятельности Бутурлиновский межмуниципальный кластер).
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Вега» до дня, определенного Соглашением, заключенным Департаментом с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории Воронежской области (зона деятельности - Бутурлиновский межмуниципальный кластер).
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Вега» передать новому региональному оператору все сведения и документы, необходимые для организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, включая реестр договоров и копии заключенных договоров в сфере обращения с отходами.
В судебное заседание третье лицо явку не обеспечило, извещено надлежаще.
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования с учетом уточнения, представила письменные пояснения на дополнительный отзыв.
Ответчик возражал против их удовлетворения по основаниям, изложенным в отзывах, представил также дополнительные пояснения по иску.
Из материалов дела следует, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), а также Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области, утвержденных приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 30.01.2017 № 27 (далее - Правила № 27) с ООО «Вега» как с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Региональный оператор) заключено соглашение 12.10.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области (зона деятельности — Панинский межмуниципальный кластер) (далее - соглашение).
Соглашение между департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее - Департамент) и Региональным оператором заключено по результатам открытого конкурса по отбору региональногооператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Воронежской области (зона деятельности Панинский межмуниципальный кластер) как с единственным участником конкурсного отбора (в соответствии с пунктом 3.10 документации о проведении конкурсного отбора) сроком на 10 лет.
Согласно п. 2.4. договора, региональный оператор обеспечивает обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов путем заключения договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — операторы) либо использованием объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению тверд коммунальных отходов, которыми Региональный оператор владеет и/или пользуется на законных основаниях.
Количество допустимых нарушений графика вывоза твердых коммунальных отходов из мест накопления в год по вине регионального оператора составляет не более 150 раз.
Срок рассмотрения обращений потребителей услуги регионального оператора составляет 15 рабочих дней с даты регистрации обращения региональным оператором (п. 2.5, 2.6. соглашения).
В соответствии с п. 3.1.1. соглашения, региональный оператор обязуется в течение срока действия настоящего соглашения осуществлять деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации,безвреживанию, захоронению ТКО в соответствии с территориальной схемой ТКО; заключать с собственниками ТКО - потребителями (гражданами и юридическими лицами) договоры на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО; обеспечивать поэтапное внедрение раздельного сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с порядком сбора (в том числе раздельного) твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области по согласованию с орган местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области и департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области; обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства и иных нормативных правовых актов при организации деятельности в сфере обращения с ТКО; обеспечивать заключение договоров на услугу по обращению с ТКО с физическими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в зоне деятельно регионального оператора, обратившимися в адрес регионального оператора в установленные действующим законодательством сроки; в процессе осуществления деятельности по обращению с ТКО увеличивать объем вовлеченного сырья, полученного в результате обработки ТКО во вторичный оборот в соответствии с целевыми показателями территориальной схемы ТКО;
-ежеквартально предоставлять отчет в адрес Департамента об объемах, ТКО подвергнутых сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению, информацию (расчеты с подтверждением) по недополученным доходам до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
- ежеквартально предоставлять отчет в адрес Департамента об объеме, ТКО, обращение с которыми организовал региональный оператор в местах, не предназначенных для их размещения (ликвидация стихийных свалок) до 10 числа месяца, следующего отчетным периодом;
-ежеквартально предоставлять отчет в адрес Департамента, содержащий сведения об объеме и (или) о массе накопленных твердых коммунальных отходов, а также твердых коммунальных отходов, в отношении которых были осуществлены сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и/(или) захоронение до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
-по запросу Департамента представлять маршрутный журнал движения мусоровозов и загрузке (выгрузке) ТКО в течение трех рабочих дней после получения запроса;
-ежегодно в соответствии с условиями документации об отборе предоставлять банковскую гарантию в счет обеспечения своих обязательств по настоящему соглашению в срок не позднее 20 дней до окончания текущего года срока действия Соглашения.
В соответствии с п. 3.3.3., 3.3.5, Соглашения, департамент обязан разрабатывать формы отчетности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; оказывать консультационную, методическую помощь региональному оператору по организации деятельности в сфере обращения с ТКО.
Департамент вправе осуществлять контроль деятельности регионального оператора в течение срока действия настоящего Соглашения, в том числе путем привлечения подведомственных и специализированных организаций; запрашивать информацию о деятельности регионального оператора (п. 3.4.1., 3.4.2. Соглашения).
Согласно п. 3.4.5. Соглашения, департамент вправе инициировать процедуру лишения статуса регионального оператора по основаниям, указанным в п. 4 Соглашения.
Пунктом 4.1. Соглашения предусмотрены основания, по которым региональный оператор может быть лишен статуса регионального оператора, а именно, если:
- в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 № 641» (далее - Правила) и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 12.11.2016 № 1156;
- в течение календарного года региональным оператором были допущены многократные (2 раза и более) нарушения Правил и (или) условий настоящего Соглашения, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан;
- задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной службой по тарифам Воронежской области;
- нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами.
В п. 4.3. Соглашения стороны согласовали обязанности регионального оператора, в случае лишения его указанного статуса, в том числе, организация, лишенная статуса регионального оператора, обязана:
- обратиться в органы местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области по передаче своих полномочий по организации и осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию захоронению твердых коммунальных отходов для обслуживания зоны деятельности до выбора департаментом нового регионального оператора;
- исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным департаментом с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора;
- в течение 10 рабочих дней со дня определения нового регионального оператора передать ему все сведения и документы, необходимые для организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, включая реестр договоров и копии заключенных договоров в сфере обращения с отходами.
Настоящее соглашение вступает в силу с даты подписания его обеими
сторонами и действует в течение 10 (десяти) лет со дня начала обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 5.1. Соглашения).
При этом, региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему Соглашению не позднее 01.01.2019 (дата начала обращения с твердыми коммунальными отходами) при условии утверждения до указанной даты тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО (п. 5.2. Соглашения).
Настоящее соглашение прекращается:
-по истечении срока действия;
-в случае, лишения юридического лица статуса регионального оператора по основаниям, предусмотренным разделом 4 настоящего соглашения в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
Способом обеспечения исполнения обязательств Регионального оператора по настоящему Соглашению является предоставление безотзывной банковской гарантии, предоставляемой на каждый год срока действия соглашения со дня его вступления в силу.
Пунктом 16 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее Правила № 881), п. 5.1.1. конкурсной документации, утверждённой приказом департамента от 23.08.2018 № 158 «Об утверждении конкурсной документации открытого конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области (зона деятельности - Панинский межмуниципальный кластер)», а также пп. 6.1. соглашения предусмотрено, что способом обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению является предоставление безотзывной банковской гарантии, предоставляемой на каждый год срока действия соглашения со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по оказанию услуг по обращению с ТКО, предусмотренного соглашением.
Размер обеспечения исполнения составляет 5 процентов максимально допустимой выручки Регионального оператора, определяемой как произведение максимально допустимой стоимости услуги Регионального оператора и количества (объема) ТКО, образующихся в зоне деятельности Регионального оператора, в течение соответствующего года (п. 6.1. Соглашения).
Региональный оператор обязан предоставлять выше указанную банковскую
ежегодно в срок не позднее календарного дня, следующего за днем окончания срока действия ранее предоставленной гарантии (п. 6.2. Соглашения).
Банковская гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств Региональным оператором в первый год деятельности Регионального оператора, предоставляется одновременно с подписанием настоящего соглашения (п. 6.3. Соглашения).
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик пояснял, что, согласно п. 2.18 соглашения, был обязан приступить к осуществлению деятельности не позднее 01.01.2019; согласно положениям п. 5.1.,5.2. соглашения, последнее вступает в силу с даты подписания и действует в течение 10 лет со дня начала обращения с ТКО, при условии утверждения до 01.01.2019 тарифа региональному оператору; при этом, в соответствии с п. 6.1. соглашения, безотзывная банковская гарантия предоставляется, в качестве способа обеспечения исполнения обязательств регионального оператора, на каждый год срока действия соглашения, со дня его вступления в силу; в связи с чем, без установленного соответствующего тарифа ООО «Вега» немогло приступить к своей деятельности в 2019 году; действие соглашения и начало деятельности ООО «Вега», следует считать с даты утверждения тарифа (Приказ УРТ ВО №56/24 от 20.12.201), т.е. с 01.01.2020.
Также ответчик пояснял, что согласно п. 16 Правил № 881, размер обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению не может составлять менее 5% максимально допустимой выручки регионального оператора, определяемой как произведение максимально допустимой стоимости услуги регионального оператора и количества (объема) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора и установленных в документации об отборе, в течение соответствующего года. Данное условие установлено также в п. 5.1.4. конкурсной документации; согласно п. 4 Приказа УРТ ВО № 56/24 от 20.12.2019, максимально допустимая выручка регионального оператора, определяется при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО; Приказом Департамента ЖКХиЭ Воронежской области от 08.10.2019 № 184 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» установлены соответствующие нормативы накопления ТКО; Приказом Департамента ЖКХиЭ Воронежской области от 10.02.2020 № 26 «Об установлении понижающих коэффициентов к нормативам накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Бутурлиновского и Панинского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров», были установлены понижающие коэффициенты к нормативам накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области, установленным Приказом № 184; решением Воронежского областного суда по делу № За-303/2020 от 16.07.2020, оставленным без изменения апелляционным определением от 22.10.2020, Приказ Департамента ЖКХиЭ Воронежской области от 10.02.2020 № 26 был признан недействующим со дня его принятия; также в период рассмотрения дела За-303/2020, был издан новый приказ № 107 от 07.07.2020 «Об установлении понижающих коэффициентов к нормативам накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Бутурлиновского и Панинского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров», который так же был обжалован в Воронежском областном суде (дело № За-407/2020) решение от 26.10.2020; обращая внимание на изложенное, ответчик указывает, что действиями по принятию понижающего коэффициента к нормативам накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Бутурлиновского и Панинского межмуниципальных логических отходоперерабатывающих кластеров, истец снизил максимально допустимую выручку регионального оператора, которая в дальнейшем подлежала бы корректировке/уменьшению управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области (на 74 554 407,58 руб.); при этом, по мнению ответчика, действия истца не позволили определить допустимую выручку регионального оператора на 2020 год и применить её для расчёта банковской гарантии, и, как следствие, предоставить ее в Департамент ЖКХиЭ Воронежской области; также ответчик указывал, что процедуру лишения ООО «Вега» статуса регионального оператора истец инициировал необоснованно, условиями заключенного сторонами соглашения не предусматривается лишение статуса регионального оператора по основаниям, указанным в исковых требованиях; также ответчик отмечает, что обязательства по сбору и транспортированию ТКО в зоне деятельности ООО «Вега» в 2020 году ответчиком исполнены в полном объеме, претензии со стороны истца отсутствуют; ответчик также поясняет, что в декабре 2019 года направил документы в кредитные организации для рассмотрения вопроса о выдаче банковской гарантии, вместе с тем, с учетом сроков судебных разбирательств по обжалованию приказов, банковская гарантия № БГ/5120-00726Г Банка ВТБ (ПАО) на сумму 4 408 794 руб. 86 коп. была выдана 18.08.2020, с периодом действия с 14.08.2020 по 31.12.2020, доказательства получения ее истцом имеются.
Истец в возражениях на отзыв с доводами ответчика не соглашался, ссылался на наличие условий, предусмотренных п.п. «д» п. 40 Правил № 1156, для лишения ООО «Вега» статуса регионального оператора по обращению с ТКО; не соглашаясь с доводами ответчика о направлении в адрес Департамента ЖКЖиЭ Воронежской области банковских гарантий за 2020 и 2021 заказными письмами с уведомлениями (почтовый индентификатор 39402540429853 и 39400962235632 соответственно), истец указал на их неполучение; при этом, в связи отсутствия оригиналов банковских гарантий Департаментом 09.06.2021 исх.№ 65-11/3598 и 15.07.2021 исх. № 65 -11/4504 были сделаны запросы в Банк ВТБ (ПАО) в г. Воронеже и «АКБ «Держава» ПАО» о подтверждении факта выдачи банковских гарантий. Письмом № 14/77459 от 23.06.2021 банк ВТБ (ПАО) подтвердил выдачу 18.08.2020 банковской гарантии № БГ/5120-00726 Г на сумму 5 383 095 руб. 83 коп., письмом № 2392 от 16.07.2021 «АКБ «Держава» ПАО» подтвердил выдачу 26.02.2021 банковской гарантии БГ - 44822/2021 на сумму 14 000 000 руб. 00 коп. (с периодом действия с 26.02.2021 по 31.12.2021); вместе с тем, ответчик, с учетом условий конкурсной документации, должен был представить: в срок до 01.01.2020, банковскую гарантию на 2020 год сроком действия на 12 месяцев на сумму 26 733 225 руб. 00 коп., а на 2021 год - банковская гарантия должна быть представлена сроком 12 месяцев на сумму 28 937 757 руб. 50 коп.
В связи с непредставлением ответчиком в установленном порядке безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательства, ссылаясь на п.п. «д» пункта 40 Правил № 1156, истец обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
В судебном заседании 01.09.2021 ходатайство истца об уточнении исковых требований было оставлено судом без удовлетворения, в порядке ст. 159 АПК РФ; при этом суд принял во внимание наличие в Соглашении между департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области и Региональным оператором, положений, аналогичных дополнениям к исковым требованиям (п. 4.2.).
Исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ), сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Абзац 26 статьи 1 Закона N 89-ФЗ определяют, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно п. 1 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ, региональный оператор - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются и места (площадки) накопления которых находятся в зоне деятельности Регионального оператора.
На основании ч. 4 ст. 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона № 89-ФЗ, к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами; проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами.
В силу статьи 6 Закона № 89-ФЗ, к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся не только разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, но и принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением.
Правила проведения уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила № 881).
Согласно статье 5 и пункту 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ, юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе установлены Правилами N 881.
В соответствии с установленными статьей 5 Закона № 89-ФЗ полномочиями Российской Федерации в области обращения с отходами Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила № 1156).
В соответствии с пунктом 1 Правил № 1156 настоящие Правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 34 Правил № 1156, в целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно подпункту"д" пункта 40 Правил № 1156, юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора, в том числе, за нарушение условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению в соответствии с Правилами № 881.
Пунктом 16 Правил № 881, установлено, что способом обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению является предоставление безотзывной банковской гарантии, предоставляемой на каждый год срока действия соглашения со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренного соглашением.
В соответствии с пунктом 1.2 соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Воронежской области от 22.10.2018 статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен ООО «Вега» с момента подписания соглашения.
Согласно Положению о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее - Положение), утвержденному постановлением Правительства Воронежской области от 26.11.2014 N 1056, Департамент ЖКХиЭ Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области в сферах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
ЖКХиЭ Воронежской области как исполнительный орган государственной власти издает в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты - приказы, которые являются обязательными для исполнения на территории Воронежской области.
К полномочиям Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, предусмотренным Положением о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, утвержденным постановлением Правительства Воронежской области от 26 ноября 2014 г. N 1056, 14 ноября 2017, отнесено, в том числе: установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов; регулирование деятельности региональных операторов; установление содержания и порядка заключения соглашения между уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов и региональным оператором, а также условий проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов; утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); установление правил осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением, в том числе контроль за исполнением региональным оператором возложенных на него обязанностей и условий соглашения.
При рассмотрении спора арбитражный суд пришел к выводу, что законодательством Российской Федерации и законодательством Воронежской области не установлен порядок прекращения деятельности регионального оператора по обращению с отходами и порядок (процедура) лишения статуса регионального оператора по обращению с отходами. При этом, соглашением также не предусмотрено право какой-либо стороны на односторонний отказ от его исполнения и порядок расторжения соглашения.
В соответствии с пунктом 5.2. соглашения от 22.10.2018 его действие прекращается в следующих случаях: по истечении срока его действия и в случае лишения регионального оператора статуса по основаниям, предусмотренным разделом 4 настоящего соглашения.
Между тем, указанный раздел 4 соглашения не содержит оснований, предусмотренных п.п. «д» п. 40 Правил № 1156.
Однако, в связи с тем, что присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области отнесено к компетенции Департамента ЖКХиЭ Воронежской области, то указанный орган, в отсутствие иного правового регулирования, является уполномоченным в сфере принятия решения о лишении статуса регионального оператора.
Так как лишение статуса регионального оператора является одним из оснований для прекращения соглашения от 22.10.2018, данное полномочие может быть реализовано Департаментом ЖКХиЭ Воронежской области путем издания соответствующего документа.
Вместе с тем, в подтверждение исполнения своей обязанности по предоставлению обеспечения обязательств региональным оператором направлялись в адрес уполномоченного органа банковские гарантии на 2020 и 2021 годы.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, принимая во внимание доводы сторон, обстоятельства, касающиеся нарушения ответчиком условий соглашения в части предоставления банковской гарантии, суд считает, что несвоевременное выполнение ООО «Вега» указанных обязательств произошло по независящим от него причинам
Иные доказательства неисполнения ООО «Вега» условий соглашения, в том числе претензии, замечания к деятельности регионального оператора, являющиеся в соответствии с пунктом 40 Правил № 1156, а также, в соответствии с разделом 4 Соглашения, основанием для лишения ответчика статуса регионального оператора, материалы дела не содержат.
Исследовав и оценив представленные в материалы настоящего дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 9, 65, 71 АПК РФ, арбитражный суд считает, что применение подпункта "д" пункта 40 Правил № 1156, как основания для лишения статуса регионального оператора, в настоящем деле необоснованно, в связи с изложенным, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 65, 110, 156, 167-171, 176 АПК РФ арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (ОГРН<***>, ИНН <***>), г. Воронеж, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Воронежской области, в предусмотренном АПК РФ порядке.
Судья Л.В. Пригородова