ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-19786/2023 от 29.01.2024 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Воронеж Дело № А14-19786/2023

«29» января 2024 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Ливенцевой Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Серединой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «МОСТЫ И ДОРОГИ», г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо: ФИО1, г. Воронеж,

об обязании изменить сокращенное фирменное наименование юридического лица и привести его в соответствие со статьей 1473 ГК РФ в 2-месячный срок с момента вступления решения по настоящему спору в законную силу, а также представить в регистрирующий орган комплект документов, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в связи с изменением наименования общества,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО2 представитель по доверенности от 09.01.2024 № 05-16/00001, диплом, служебное удостоверение,

от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

установил:

Межрайонная инспекции федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области (далее – заявитель, Межрайонная ИФНС России № 12 по Воронежской области, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «МОСТЫ И ДОРОГИ» (далее – ответчик, ООО «МИД», Общество) об обязании изменить фирменное наименование юридического лица и привести его в соответствие со статьей 1473 ГК РФ в 2-месячный срок с момента вступления решения по настоящему спору в законную силу, а также представить в регистрирующий орган комплект документов, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в связи с изменением наименования общества.

В судебное заседание 23.01.2024 ответчик и третье лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводилось в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель заявителя требования поддержал пояснив, что сокращенное фирменное наименование Общества содержит слово «МИД», которое является сокращенным наименованием (аббревиатурой) федерального органа государственной власти, что вызывает у потребителя стойкую ассоциацию с соответствующим органом государственной власти.

В судебном заседании 23.01.2024 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17 час. 00 мин. 29.01.2024. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещалась в информационном окне в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Воронежской области.

От заявителя в канцелярию суда поступило ходатайство об уточнении требований, в котором Межрайонная ИФНС России № 12 по Воронежской области просит суд обязать ООО «МОСТЫ И ДОРОГИ» изменить сокращенное фирменное наименование юридического лица и привести его в соответствие со статьей 1473 ГК РФ в 2-месячный срок с момента вступления решения по настоящему спору в законную силу, а также представить в регистрирующий орган комплект документов, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в связи с изменением наименования общества.

Судом в порядке ст. 49, 159 АПК РФ приняты уточненные требования.

Как следует из материалов дела, ООО «МИД» зарегистрировано в качестве юридического лица 19.08.2021 за основным государственным регистрационным номером <***>.

В порядке осуществления государственного налогового и регистрационного контроля Инспекция, усмотрев нарушение Обществом требований п.1, п.п.2 и 5 п.4 ст.1473 ГК РФ, 24.08.2024 направила ООО «МИД», а также руководителю Общества уведомление от 24.08.2023 №05-08/09417, в котором сообщила о необходимости внести изменения в фирменное наименование организации и предоставить данные сведения в инспекцию в течении 30 дней с даты получения данного уведомления.

Уведомление оставлено Обществом без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с п.1 ст.51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно п.4 ст.54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование, требования к которому устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами.

В силу п.1 ст.4 Федерального закона N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименования на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Данная норма также содержится в части 3 статьи 1473 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст.1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (п.2 ст.1473 ГК РФ).

В соответствии с п.4 ст.1473 ГК РФ, в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

В силу п.5 ст.1473 ГК РФ, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям п.п. 3 или 4 настоящей статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 7 п. 152 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 10), органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, на основании п. 5 ст. 1473 ГК РФ предоставлено право предъявить в суд иск о понуждении к изменению фирменного наименования в том случае, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям п.п. 3 или 4 этой статьи. Такой иск может быть предъявлен в суд, пока действует исключительное право на фирменное наименование.

Требования к фирменному наименованию общества с ограниченной ответственностью установлены положениями ст. 4 Закона N 14-ФЗ, а также нормами частей первой и четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наим

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 N 52, разрешение на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, выдается Министерством юстиции Российской Федерации в случае, если юридическое лицо имеет филиалы и (или) представительства на территории более чем половины субъектов Российской Федерации, либо юридическое лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к крупнейшему налогоплательщику, либо юридическое лицо включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, а также в случае, если более 25 процентов голосующих акций акционерного общества или более 25 процентов уставного капитала иного хозяйственного общества находятся в собственности Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 58.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" под словами, производными от официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", в смысле абзаца 8 пункта 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации следует понимать, в том числе, слово "российский" (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово "русский" (и производные от него).

Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 865 утверждено Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации (далее - Положение).

В соответствии с Положением Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

Основными задачами МИДа России являются:

1) разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

2) реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации и Концепцией государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, утвержденными Президентом Российской Федерации;

3) обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

3.1) обеспечение взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями в сфере содействия международному развитию;

4) обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, других ее интересов на международной арене;

4.1) обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти безопасности граждан, учреждений и других объектов Российской Федерации за рубежом, в том числе в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций, включая ситуации, возникающие вследствие угроз или актов международного терроризма;

5) защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;

6) содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее международных прав и обязательств;

7) координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации;

8) содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее - загранучреждения), территориальные органы - представительства МИДа России на территории Российской Федерации (далее - территориальные органы).

В систему МИДа России входят:

центральный аппарат;

загранучреждения;

территориальные органы;

организации, подведомственные МИДу России, которые обеспечивают его деятельность на территории Российской Федерации (далее - подведомственные организации).

МИД России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

МИД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В рассматриваемом случае использование в сокращенном наименовании организации словосочетания «МИД» может вызвать у потребителя стойкую ассоциацию с отношением деятельности организации к осуществлению исполнительной власти Российской Федерации, что повлечет за собой ввод в заблуждение потенциальных потребителей услуг такой коммерческой организации в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и принадлежности такой организации к федеральным органам исполнительной власти либо особой значимости деятельности данной организации в государственных интересах.

В материалах дела отсутствуют доказательства наличия разрешения у Общества на включение в фирменное сокращенное наименование юридического лица слов, производных от наименования Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 231-ФЗ от 18.12.2006 "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 231-ФЗ) фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам параграфа 1 главы 76 ГК РФ, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008 года изменении учредительных документов юридических лиц.

С учетом того, что в качестве юридического лица ответчик был зарегистрирован после указанной даты (19.08.2021), обязанность по соблюдению указанных требований для него существовала на момент регистрации Общества в качестве юридического лица.

При рассмотрении настоящего дела арбитражный суд также руководствовался выводами, содержащимися в постановлении Суда по интеллектуальным правам от 14.04.2021 №С01-335/2021 по делу №А07-6682/2020.

При таких обстоятельствах арбитражный суд признает требование заявителя подлежащим удовлетворению.

Поскольку Инспекция в силу ст.333.37 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере, предусмотренном ст.333.21 НК РФ, подлежит взысканию в доход федерального бюджета непосредственно с ответчика.

Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170, 180-181, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Обязать общество с ограниченной ответственностью «МОСТЫ И ДОРОГИ», г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>) изменить сокращенное фирменное наименование путем подачи в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области заявления о регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, касающихся изменения сокращенного фирменного наименования ООО «МИД», путем замены слова «МИД» иными словами.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «МОСТЫ И ДОРОГИ», г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Воронежской области.

Судья Д.В. Ливенцева