АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело № А14-20377/2019 «22» января 2020 г.
«21» января 2020 года оглашена резолютивная часть решения «22» января 2020 года изготовлен полный текст решения
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Симоновой И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Меньших В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Главного Управления министерства внутренних дел России по Воронежской области ОМВД России по г. Нововоронежу Воронежской области о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ индивидуального предпринимателя ФИО1 ОГРН <***>
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2, по доверенности от 24.12.2019, с/у ВРЖ № 26779 от 25.05.2017;
лицо, привлекаемое к административной ответственности – ФИО1, паспорт,
установил:
Главное управление МВД России по Воронежской области ОМВД России по г. Нововоронежу Воронежской области (далее- заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением от о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ индивидуального предпринимателя ФИО1 ОГРН <***> .
Определением суда от 28.11.2019 указанное заявление было принято судом к рассмотрению, предварительное судебное заседание, судебное заседание были назначены на 24.12.2019.
Заявитель подержал изложенные в заявлении требования.
ИП ФИО1 вину свою признал, обязался в дальнейшем не нарушать закон.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 30.12.2019, 14.01.2020, 20.01.2020 в порядке ст. 163 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, по поступившему сообщению инспектора был составлен рапорт о продаже спиртного в нарушение ФЗ- 171 от 22.11.95 года.
Установлено, что 24.04.2019 г. в 15 ч. 15 мин. по адресу <...>, ПГК «Спутник», гараж № 1, магазин «Дорожный», индивидуальный предприниматель ФИО1, в нарушение ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", осуществлял реализацию алкогольной спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и в отсутствие лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции, в количестве одной бутылки водки с этикеткой «Родник Сибири», объемом 0,5 л., крепостью 40% объема готовой продукции, стоимостью 180 рублей.
По результатам осмотра, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 24.04.2019 составлен протокол.
Инспектором ИАЗ ОМВД так же 24.04.2019 были составлены протокол изъятия вещей и документов и акт приема-передачи изъятых вещей и документов на хранение. Всего были изъяты Водка «Родник Сибири» емк. 0,5 л. Креп. 40% 20 шт.; «ВИТА-СЕПТ» лосьон косметический объем 99мл 2 шт.
Определением № 545 от 26.04.2019 по вышеизложенному факту было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Определением от 08.05.2019 по административному делу была назначена экспертиза пищевых продуктов с целью установления, содержит ли изъятая продукция этиловый спирт, соответствует ли требования ГОСТ, представляет ли опасность для жизни и здоровья граждан при употреблении.
По факту, выявленному в ходе непосредственного обнаружения, инспектор ИАЗ ОМВД ФИО2 составил протокол об административном правонарушении от 30.05.2019 № 140620/757 по ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ за нарушение правил продажи алкогольной продукции в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 Копия данного протокола была вручена предпринимателю 30.05.2019, о чём в протоколе имеется соответствующая отметка.
На основании части 3 статьи 23.1. и статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Главное управление МВД России по Воронежской области ОМВД России по г. Нововоронежу Воронежской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о
привлечении Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (за исключением розничной 3 продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом указанного административного правонарушения является установленный порядок розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, образует незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции индивидуальным предпринимателем, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-
ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В части 1 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) определено, что под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями. Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями. Крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляют розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина (шампанского).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт совершения действий, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.17.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, объяснениями и другими материалами.
Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.
Вина ФИО1 в совершении вменяемого административного правонарушения выразилась в том, что, осуществляя соответствующую предпринимательскую деятельность, предприниматель принял на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности.
Материалы дела не содержат доказательств принятия предпринимателем всех необходимых мер для соблюдения требований правил реализации алкогольной продукции, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
Предприниматель признает вину в совершении выявленного административным органом правонарушения.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности на дату принятия решения не истек.
Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечения качества алкогольной продукции.
Применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Однако, в настоящем случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает, поскольку нарушения, допущенные предпринимателем, свидетельствуют о пренебрежительном отношении заинтересованного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил реализации алкогольной продукции.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и
определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
В противном случае цели административного наказания, указанные в части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, не будут реализованы, а административное наказание превратится из меры ответственности в средство ограничения конституционного права каждого на свободу предпринимательской и иной экономической деятельности. Это будет противоречить Конституции Российской Федерации и сущности института юридической ответственности, указанной в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации.
В частности, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.11.2003 № 349-О разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч.1 ст.4.1 КоАП).
При назначении административного наказания лицу, учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 2.2, 2.3, в соответствии с которыми при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или
должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, оно может - при определенных обстоятельствах - противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что применение к предпринимателю минимально возможного административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в размере 100 000 рублей, не будет отвечать целям административной ответственности, поскольку повлечет избыточное ограничение прав лица, которое не будет являться справедливым и соразмерным содеянному.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным назначить ИП ФИО1 наказание в виде административного штрафа в размере
Руководствуясь статьей 4.1., частью 2 статьи 14.17.1, статьей 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 202, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
удовлетворить заявление Главного управления МВД России по Воронежской области ОМВД России по г. Нововоронежу Воронежской области.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г. Норильск Краснодарского края, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 05.12.2006 за ОГРНИП <***> ИНН <***>, по адресу: <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Предмет административного правонарушения - продукция, изъятая на основании протоколов изъятия вещей и документов от 24.04.2019, а именно: Водка «Родник Сибири» емк. 0,5 л. Креп. 40% 20 шт.; «ВИТА- СЕПТ» лосьон косметический объем 99мл 2 шт., подлежит конфискации и уничтожению в установленном порядке.
Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Воронежской области (ГУ МВД России по Воронежской области) ФКУ Администрации ГО г. Воронеж, ГРКЦ ГУ Банка России по Воронежской области, расчетный счет – <***>; ИНН <***> КПП - 366101001; БИК – 042007001; ОКТМО – 20727000; КБК 18811608010016000140.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет исполнено в принудительном порядке.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья И.В.Симонова