АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело №А14-2078/2020
"15" февраля 2021 г.
Резолютивная часть определения объявлена "17" декабря 2020 года.
В полном объеме определение изготовлено "15" февраля 2021 года.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Т.Н. Максимович
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.В.Моисеевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО "Газполимерсервис", Воронежская область, г.Бутурлиновка (ОГРН <***> ИНН <***>)
к Администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области, Воронежская область, г.Бутурлиновка (ОГРН <***> ИНН <***>)
третье лицо: Административная комиссия Бутурлиновского муниципального района Воронежской области, Воронежская область, г.Бутурлиновка
о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Бутурлиновского муниципального района о назначении административного наказания №179/2019 от 23.01.2020
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 09.10.2020,
от Административной комиссии – ФИО2 по доверенности от 27.05.2020 сроком на один год,
от Администрации Бутурлиновского муниципального района - ФИО2 по доверенности № 19 от 17.12.2019 на срок один год,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газполимерсервис" (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления №179/2019 от 23.01.2020 о привлечении к административной ответственности.
Определением суда от 17.02.2020г. указанное заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 27.03.2020 суд перешел к рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства.
Определением суда от 20.11.2020г. произведена замена ненадлежащего ответчика – администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области, надлежащим – административной комиссией Бутурлиновского муниципального района Воронежской области (далее – Административная комиссия), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Бутурлиновского муниципального района Воронежской области (далее – Администрация района).
Представитель заявителя поддержал требования, полагая, что отсутствует событие административного правонарушения и вина общества во вменяемом правонарушении.
Представитель Административной комиссии и Администрации района требования не признала, считая постановление законным и обоснованным, а вину общества доказанной.
В судебном заседании 10.12.2020 объявлялся перерыв по 17.12.2020
Из материалов дела следует.
Согласно выписке из ЕГРП на земельном участке по адресу: <...> с кадастровым номером 36:05:0100222:26 расположено нежилое помещение, принадлежащее ООО "Газполимерсервис".
Администрацией Бутурлиновского муниципального района Воронежской области в адрес заявителя было направлено информационное письмо №2885 от 28.11.2019 о необходимости принятия в срок до 10.12.2019 мер по покосу травы и уничтожению сорной растительности на территории, прилегающей к границам земельного участка по адресу: <...>, в соответствии с п.5.3. Правил благоустройства и содержания территории Бутурлиновского городского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области от 29.05.2017 №278 (письмо получено заявителем 03.12.2019).
Поскольку общество не приняло меры по покосу травы и уничтожению сорной растительности на территории, прилегающей к границам его земельного участка, 18.12.2019 Администрация района сообщила Административной комиссии о несоблюдении обществом п.5.3. Правил благоустройства № 278 и необходимости принятия мер административного характера в соответствии со ст.33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" (далее – Закон №74-ОЗ).
Уведомлением от 19.12.2019 №14-11/559 общество извещено о возбуждении дела об административном правонарушении и о необходимости явки 25.12.2019 в 8 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении в Административную комиссию по адресу: <...>.
Уведомление направлено обществу почтовой связью и получено директором общества 20.12.2019 (т.1, л.д. 24).
25.12.2020 в 8 час. 05 мин. старшим инженером по вопросам ЖКХ МКУ "Управление городского хозяйства" ФИО3 в отсутствии генерального директора ООО "Газполимерсервис" ФИО4 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №179 от 25.12.2019, предусмотренным ст. 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" (далее – Закон №74-ОЗ).
Согласно постановлению администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области от 30.04.2015 №514 "Об административной комиссии Бутурлиновского муниципального района" (в редакции постановления от 05.03.2018 № 115) ФИО3, старший инженер по вопросам ЖКХ МКУ «Управление городского хозяйства» является членом административной комиссии и в соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 8 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ и решением административной комиссии Бутурлиновского муниципального района от 25.05.2017 № 1 наделен полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ.
К протоколу об административном правонарушении №179 от 25.12.2019 приложены фототаблицы, составленные 19.12.2019 в 11 час. 27 мин. старшим инженером ЖКХ МКУ "Управление городского хозяйства" ФИО3, место фотографирования: территория, прилегающая к ООО "Газполимерсервис", по адресу: <...>.
25.12.2020 старшим инженером по вопросам ЖКХ МКУ "Управление городского хозяйства" ФИО3 составлен акт о неявке директора общества в Административную комиссию по адресу: <...> и о составлении протокола об административном правонарушении.
Копия протокола об административном правонарушении направлена обществу почтовой связью.
25.12.2019 Административная комиссия направила ООО "Газполимерсервис" уведомление №14-11/564 о необходимости явки 09.01.2020 для составления протокола об административном правонарушении.
Уведомление направлено обществу почтовой связью и получено им 13.01.2020, в связи с чем, определением от 09.01.2020 №179/2019 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 23.01.2020. Определение направлено в адрес общества почтовой связью.
23.01.2020 рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО "Газполимерсервис", административная комиссия, в пределах полномочий, предусмотренных постановлением администрации Бутурлиновского муниципального района Воронежской области от 30.04.2015 №514 "Об административной комиссии Бутурлиновского муниципального района", в отсутствие представителя общества, вынесла постановление по делу №179/2019 о назначении обществу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области", в виде штрафа в размере 15 000 руб.
ООО "Газполимерсервис" утверждает, что осмотр территории, расположенной вдоль дороги общего пользования на г.Борисоглебск, проходящей вдоль забора общества, был осуществлен без участия незаинтересованных лиц и без представителя общества, не извещенного об осмотре территории, представленные фотоснимки не позволяют однозначно определить расстояние от границы земельного участка общества до территории с дикорастущей и сорной травой.
Также общество утверждает, что границы прилегающей территории к земельному участку общества уполномоченным органом не установлены и не разработана схема границ прилегающей территории в соответствии с Законом Воронежской области от 05.07.2018 № 108-ОЗ «О порядке определения границ прилегающих территорий в Воронежской области», поэтому отсутствуют доказательства того факта, что дикорастущая и сорная растительность расположена именно на прилегающей территории к земельному участку общества.
Заявитель полагает, что поскольку не установлены границы прилегающей территории, у общества отсутствует обязанность по уборке прилегающей территории.
Представитель административной комиссии, возражая против доводов заявителя, ссылается на положения раздела 12 Правил благоустройства, а именно, на п.п.12.2.6 Правил благоустройства, согласно которому размер прилегающей территории определяется от установленных границ придомовой, отведенной территории: для промышленных объектов – 50 м по всему периметру отведенной территории.
Изучив материалы дела, доводы участвующих в деле лиц, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях (часть 1 статьи 207 АПК РФ).
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 1.1 КоАП РФ определено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ к предметам ведения Российской Федерации отнесено установление административной ответственности по вопросам федерального значения, в том числе, административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в силу пункта 1 части 1 статьи 1.3 - 1 к ведению субъекта Российской Федерации относится установление законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления.
Из системного анализа вышеприведенных норм законодательства следует, что законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе устанавливать ответственность не по всем вопросам, находящимся в его компетенции или компетенции муниципальных органов власти, а только по тем, по которым ответственность не установлена федеральным законом или по которым федеральным законодательством установление такой ответственности не отнесено к компетенции Российской Федерации.
В соответствии со ст.33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" (далее – Закон № 74-ОЗ) несоблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, установленных нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Решением Совета народных депутатов Бутурлиновского городского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области от 29.05.2017 №278 утверждены Правила благоустройства и содержания территории Бутурлиновского городского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области, устанавливающие единые и обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами требования в сфере благоустройства, Правила определяют порядок уборки и содержания на всей территории Бутурлиновского муниципального района Воронежской области (п.1.2 указанных Правил).
На дату выявления факта совершения административного правонарушения и составления протокола об административном правонарушении действовали положения Правил благоустройства в редакции решения Совета народных депутатов Бутyрлиновского городского поселения Бутyрлиновского муниципального района Воронежской области от 31.10.2019 N228.
Прилегающая территория – территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены настоящими Правилами в соответствии с порядком, установленным законом Воронежской области (п. 2.1.12 Правил благоустройства).
Согласно п. 5.3 Правил благоустройства в редакции, действовавшей на момент составления протокола 25.12.2019, юридические и физические лица, должностные лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать содержание отведенной, придомовой и прилегающей территории, а также территории, предоставленной во временное пользование, за счет собственных средств самостоятельно, либо путем заключения договоров со специализированными организациями, а именно проводить регулярную уборку и очистку данных территорий от мусора, отходов потребления, дикорастущей и скоплений дождевых и талых вод, технических, технологических и прочих загрязнений.
В соответствии с п. 12.1 Правил благоустройства для определения степени участия за владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений в целях благоустройства закрепляется прилегающая территория.
Границы прилегающей территории, лица, ответственные за содержание прилегающей территории, перечень и периодичность видов работ по содержанию прилегающей территории определяются настоящими Правилами, соглашением о содержании прилегающей территории, заключаемым администрацией городского поселения с владельцами (пользователями) земельных участков, зданий, строений и сооружений.
Для закрепления территории Бутурлиновского городского поселения в целях благоустройства за владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений администрация Бутурлиновского городского поселения может формировать карты-схемы с учетом фактического использования территории владельцами (пользователями) земельных участков, зданий, строений и сооружений и подготавливать соглашение о содержании прилегающей территории в течение 20 рабочих дней со дня их получения.
В случае не подписания соглашения, размеры прилегающих территорий определяются в соответствии с п. 12.2 настоящих Правил (видимо, опечатка в Правилах) от установленных границ придомовой, отведенной территории исходя из следующих параметров, в том числе, для промышленных объектов – 50 м по всему периметру отведенной территории (п.12.2.6 Правил).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Воронежской области от 05.07.2018 № 108-ОЗ «О порядке определения границ прилегающих территорий в Воронежской области» границы прилегающей территории определяются в отношении территории общего пользования, которая прилегает (то есть имеет общую границу) к зданию, строению, сооружению, земельному участку, в зависимости от расположения здания, строения, сооружения, земельного участка в существующей застройке, вида разрешенного использования и фактического назначения здания, строения, сооружения, земельного участка, а также установленного в соответствии с частью 2 настоящей статьи расстояния до внешней границы прилегающей территории и ограничений, установленных частью 4 настоящей статьи.
Правилами благоустройства устанавливается расстояние до внешней границы прилегающей территории, определяемое в метрах от здания, строения, сооружения, земельного участка. Расстояние до внешней границы прилегающей территории может устанавливаться дифференцированно в зависимости от расположения здания, строения, сооружения, земельного участка в существующей застройке, вида разрешенного использования, фактического назначения, площади здания, строения, сооружения, земельного участка, иных факторов, установленных действующим законодательством (ч. 2 ст. 3).
В границах прилегающих территорий могут располагаться следующие территории общего пользования или их части:
1) пешеходные коммуникации, в том числе тротуары, аллеи, дорожки, тропинки;
2) палисадники, клумбы;
3)иные территории общего пользования, установленные правилами благоустройства, за исключением дорог, проездов и других транспортных коммуникаций, парков, скверов, бульваров, береговых полос, а также иных территорий, содержание которых является обязанностью правообладателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Границы прилегающей территории определяются с учетом следующих ограничений:
- внутренняя часть границ прилегающей территории устанавливается по границе здания, строения, сооружения, земельного участка, в отношении которого определяются границы прилегающей территории;
- внешняя часть границ прилегающей территории не может выходить за пределы территорий общего пользования и устанавливается по границам земельных участков, образованных на таких территориях общего пользования, или по границам, закрепленным с использованием природных объектов (в том числе зеленым насаждениям) или объектов искусственного происхождения (дорожный и (или) тротуарный бордюр, иное подобное ограждение территории общего пользования) (ч.ч. 3.4. ст. 3).
Из материалов дела следует, что ООО "Газполимерсервис" вменено нарушение п.5.3. Правил благоустройства №278, утвержденных решением Совета народных депутатов Бутурлиновского городского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области (далее – Правила благоустройства № 278), а именно: не исполнение обязанности по проведению регулярной уборки и очистки от дикорастущей и сорной растительности на территории, прилегающей к границам земельного участка по адресу: <...>.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
Эти данные, согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, вышеперечисленные обстоятельства должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу, а также должны подтверждаться доказательствами.
В соответствии с абзацем вторым пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Пленум N 10) выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
С учетом изложенного, при проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности события, наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
Эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
Судом установлено, что в рассматриваемом случае фототаблицы, протокол об административном правонарушении № 179 от 25.12.2019 и оспариваемое постановление № 179/2019 от 23.01.2020 не содержат данных о границах территории, прилегающей к границам земельного участка общества по адресу: <...>, не установлен размер прилегающей территории, в нарушение требований Закона Воронежской области от 05.07.2018 № 108-ОЗ границы прилегающей территории не определены с учетом ограничений, установленных статьей 3 Закона Воронежской области № 108-ОЗ, при этом из материалов дела видно и не оспаривается административным органом, что прилегающая территория примыкает к автомобильной дороге.
Вместе с тем, административным органом не установлено, что автомобильная дорога не располагается в границах прилегающей территории.
Статьей 1.5 КоАП РФ обязанность доказывания имеющих значение для дела обстоятельств возложена на административный орган. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. При этом, согласно части 4 названной статьи неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что административным органом не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности по статье ст.33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" (далее – Закон № 74-ОЗ), поскольку в материалах дела об административном правонарушении на момент принятия оспариваемого постановления отсутствовали бесспорные доказательства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения и, как следствие, наличие события вменяемого обществу административного правонарушения.
На основании изложенного оспариваемое постановление № 179/2019 от 23.01.2020 о назначении административного наказания ООО "Газполимерсервис" не соответствует приведенным нормам КоАП РФ и подлежит отмене, требования общества следует удовлетворить.
При таких обстоятельствах, требование заявителя подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Однако, ООО "Газполимерсервис" при подаче заявления по платежному поручению №17 от 07.02.2020 оплачена госпошлина, которая подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 65, 71, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
удовлетворить требования общества с ограниченной ответственностью "Газполимерсервис", Воронежская область, г.Бутурлиновка (ОГРН <***> ИНН <***>).
Признать незаконным и отменить постановление №179/2019 от 23.01.2020 Административной комиссии Бутурлиновского муниципального района Воронежской области о назначении ООО "Газполимерсервис" (ОГРН <***> ИНН <***>) административного наказания по основаниям статьи 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 73-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области".
Возвратить ООО "Газполимерсервис" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья Т.Н.Максимович