Арбитражный суд Воронежской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело №А14-2104/2016
«22» марта 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена «22» марта 2016 года.
Мотивированное решение изготовлено «22» марта 2016 года.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи А.В. Кочеткова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Соколовой,
с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Прокуратуры Калачеевского района Воронежской области
(ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Калач Воронежской области
к Обществу с ограниченной ответственностью «БЕРЕЗКА»
(ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Калач Воронежской области
о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, удостоверение старшего прокурора отдела прокуратуры Воронежской области от 23.05.2012 ТО №126911;
от заинтересованного лица: не явился, надлежаще извещено,
установил:
Прокуратурой Калачеевского района Воронежской области (далее по тексту - заявитель, орган Прокуратуры) заявлено требование о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «БЕРЕЗКА» (далее по тексту - заинтересованное лицо, лицо, привлекаемое к административной ответственности, Общество, ООО «БЕРЕЗКА») к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по обороту алкогольной продукции в отсутствие специального разрешения (лицензии).
Определением от 24.02.2016 указанное заявление было принято судом к производству, предварительное судебное заседание по делу назначено на 22.03.2016.
От заинтересованного лица отзыва или возражений на заявление о привлечении к административной ответственности не поступало, в судебное заседание его представители не явились, о дате времени и месте его проведения Общество извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 205 АПК РФ, с учетом мнения представителя заявителя, дело рассматривалось в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности.
На основании части 4 статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание при отсутствии возражений со стороны представителя заявителя.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой Калачеевского района Воронежской области в период с 13 часов 30 минут до 15 часов 00 минут 22.01.2016 во исполнение задания Прокуратуры Воронежской области совместно с сотрудниками ОМВД России по Калачеевскому району Воронежской области была проведена проверка соблюдения законодательства в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в кафе «Миллениум» ООО «Березка», зарегистрированного по адресу: <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>.
Помещение, расположенное по указанному адресу принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права собственности серии 36-АГ 235147, а фактически безвозмездно используется ООО «Березка».
В ходе проверки установлено, что в кафе «Миллениум» ООО «Березка» реализовывалась и находилась на витрине за барной стойкой алкогольная продукция с содержанием более 0,5 процентов этилового спирта, а именно: 1 бутылка емкостью 0,75 л «TekilaTieraBraviaOro», 1 бутылка емкостью 0,5 л «Ликер Xoxo», 5 бутылок водки емкостью 0,5 л «Пять Озер», 6 бутылок вина «TorodeOro», емкостью 0,75 л, коньяк «Старый Кениксберг» емкостью 0,5 л, 2 бутылки водки «Белая березка» емкостью 0,5 л, виски «RedLabel», емкостью 1 л. Соответствующая лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в кафе у общества отсутствовала.
По данному факту сотрудниками ОМВД России по Калачеевскому району Воронежской области в порядке 144-145 УПК РФ была проведена проверка. По результатам проведенной проверки 11.02.2016 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 171 УК РФ, в действиях директора ООО «Березка».
Указанные факты были зафиксированы в протоколе осмотра места происшествия от 22.01.2016 (в ходе осмотра была изъята вышеперечисленная алкогольная продукция), иллюстрационной таблице к указанному протоколу (л.д. 75-79), в протоколе осмотра предметов (документов) от 10.02.2016 (видеорегистратора с раскадровкой момента реализации алкогольной продукции), акте проверки исполнения требований законодательства в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в деятельности ООО «БЕРЕЗКА» от 22.01.2016.
Прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 статьи 25.11 КоАП РФ).
Согласно статье 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 20.26 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
О возбуждении дела об административном правонарушении Прокурором, в сроки, предусмотренные статьей 28.5 КоАП РФ, выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.
17.02.2016 Прокурором Калачеевского района Воронежской области с участием законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности – директора ФИО2, на основании статей 28.4 КоАП РФ и 25 Федерального закона «О прокуратуре» было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «БЕРЕЗКА»» по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Материалы об административном правонарушении в отношении ООО «БЕРЕЗКА» были направлены в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральным законом об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные доказательства, а именно: протокол осмотра места происшествия от 22.01.2016, иллюстрационную таблицу к указанному протоколу (л.д. 75-79), протокол осмотра предметов (документов) от 10.02.2016 (видеорегистратора с раскадровкой момента реализации алкогольной продукции), акт проверки исполнения требований законодательства в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в деятельности ООО «БЕРЕЗКА» от 22.01.2016, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.02.2016, объяснение законного представителя Общества – директора ФИО2 от 17.02.2016, объяснения ФИО3, ФИО4, ФИО5 от 22.01.2016 и иные материалы проверки, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Частями 7, 9 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ даны определения понятиям: «алкогольная продукция» и «спиртные напитки».
Так, алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции» от 28.06.2012 №656 в указанный перечень включена следующая пищевая продукция: изделия кондитерские мучные, напитки брожения и квасы, сидры, медовые вина и напитки с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2 процента включительно, напитки на пряно-ароматическом растительном сырье с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2 процента включительно, продукты кисломолочные, мороженое, десерты взбитые замороженные фруктовые, плодово-ягодные, овощные, шербеты, смеси для их приготовления, сладкий пищевой лед, изделия колбасные сырокопченые.
Согласно части 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Спиртными напитками, в соответствии с частью 9 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ является алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к винным напиткам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.
Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставка алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции; перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ оборот - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции, хранение должна осуществляться при наличии лицензии на данный вид деятельности. Тогда как Общество осуществляло оборот алкогольной продукции в отсутствие специального разрешения (лицензии).
Пунктом 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», указано, что, согласно части 3 статьи 14.17 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 №365-ФЗ) производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В соответствии с положениями Федерального закона № 171-ФЗ оборот названной продукции включает в себя также и ее розничную продажу. В связи с этим при рассмотрении дел, связанных с привлечением к административной ответственности за осуществление розничной продажи алкогольной продукции без лицензии, судам необходимо исходить из того, что соответствующие деяния охватываются нормой части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указал, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Пунктом 16.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения лицензионных требований при обороте алкогольной продукции.
Объективную сторону правонарушения составляет оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в отсутствие соответствующей лицензии.
С учетом изложенного, арбитражный суд считает, что Общество имело возможность обеспечить соблюдение правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства в области оборота алкогольной продукции.
В объяснении (л.д.-108) законный представитель ООО «БЕРЕЗКА» ФИО2 поясняет, что соответствующая лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в кафе у Общества отсутствовала, алкоголь ему не принадлежит и кому он принадлежит ей неизвестно.
Однако, суд считает доказанным факт осуществления заинтересованным лицом оборота алкогольной продукции продукции, поскольку из иллюстрационной таблицы к протоколу осмотра места происшествия от 22.01.2016 (л.д. 75-79), протокола осмотра предметов (документов) от 10.02.2016 (видеорегистратора с раскадровкой момента реализации алкогольной продукции), с очевидностью следует, что Обществом осуществлялась реализация алкогольной продукции, на что указывают и соответствующие ценники.
Судом установлено, что нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении общества к административной ответственности заявителем не допущено, срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена, в связи с чем, права и законные интересы заинтересованного лица не нарушены.
На основании изложенного, арбитражный суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 АПК РФ, признаёт состав административного правонарушения, вменяемого ООО «БЕРЕЗКА», установленным и доказанным материалами дела, а также наличие вины заинтересованного лица в совершении административного правонарушения.
На основании изложенного, арбитражный суд, учитывая требования ч. 2 ст. 3.5, ст.ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ, и разъяснения Конституционного суда Российской Федерации, содержащиеся в Постановлении от 12.05.1998 № 14-П, которые предусматривают, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, с учётом характера совершённого административного правонарушения, обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность, суд находит возможным назначить Обществу наказание в виде штрафа в минимальном размере – 200 000 руб. с конфискацией изъятой алкогольной продукции.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах, документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. №10 также разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте, то в резолютивной части решения суд указывает, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.
Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что согласно справке об исследовании от 26.01.2016 большинство федеральных специальных и акцизных марок, нанесенных на изъятых бутылках, изготовлены не производством ФГУП «Госзнак», алкогольная продукция, изъятая в ходе осмотра места происшествия 22.01.2016,подлежит уничтожению как находившаяся в незаконном обороте.
На основании материалов дела и руководствуясь частью 3 статьи 14.17, статьей 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 202, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Прокуратуры Калачеевского района Воронежской области от 17.02.2016 №3-2-2016/172 удовлетворить.
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «БЕРЕЗКА» (ОГРН <***>, ИНН <***>), зарегистрированное 16.05.2006 Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы №9 по Воронежской области, по адресу: 397600, <...>, к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 200 000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения.
Предмет административного правонарушения – алкогольная продукция, изъятая на основании протокола осмотра места происшествия от 22.01.2016, а именно: 1 бутылка емкостью 0,75 л «TekilaTieraBraviaOro», 1 бутылка емкостью 0,5 л «Ликер Xoxo», 5 бутылок водки емкостью 0,5 л «Пять Озер», 6 бутылок вина «TorodeOro», емкостью 0,75 л, коньяк «Старый Кениксберг» емкостью 0,5 л, 2 бутылки водки «Белая березка» емкостью 0,5 л, виски «RedLabel», емкостью 1 л., подлежит уничтожению в установленном порядке.
Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель - УФК по Воронежской области (Прокуратура Воронежской области, л/с <***>), ИНН - <***>, КПП - 366401001, банк получателя – Отделение Воронеж, БИК - 042007001, расчетный счет - <***>, ОКТМО - 2061500, КБК - 415 1 16 90050 05 6000 140.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет исполнено в принудительном порядке.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: 394006, <...>, через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья А.В. Кочетков