ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-21954/19 от 21.05.2020 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж Дело № А14-21954/2019

«21» мая 2020 г.

Резолютивная часть решения оглашена «21» мая 2020 г.

Решение в полном объеме изготовлено «21» мая 2020г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе: судьи Ловчиковой Н.В. единолично,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ремизовой Р.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Формматериалы», г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению лесного хозяйства Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным Приказа № 1725 от 21.11.2019 «Об отказе в предоставлении лесного участка в аренду», признании незаконным отказа в предоставлении в аренду лесного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище «Подклетенская шелюга», кв. 103 выделы 1, 2, 3, 4, 5, часть выдела 8, выделы 9, 10, 11, часть выдела 12, выделы 13, 14, часть выдела 15, часть выдела 16, выдел 17, часть выдела 19, квартал 105 часть выдела 1, площадью 307 000 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:6982, оформленного письмом №64-11/6960 от 21.11.2019, обязании принять решение о предоставлении в аренду лесного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище «Подклетенская шелюга», кв. 103 выделы 1, 2, 3, 4, 5, часть выдела 8, выделы 9, 10, 11, часть выдела 12, выделы 13, 14, часть выдела 15, часть выдела 16, выдел 17, часть выдела 19, квартал 105 часть выдела 1, площадью 307 000 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:6982,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 01.08.2019, удостоверение адвоката № 0892,

от ответчика – ФИО2, представитель по доверенности № 64-11/7889 от 30.12.2019, паспорт, диплом,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Формматериалы» (далее – заявитель, ООО «Формматериалы») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению лесного хозяйства Воронежской области о признании недействительным отказа №1725 от 21.11.2019 «Об отказе в предоставлении лесного участка в аренду», признании незаконным отказа в предоставлении в аренду лесного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище «Подклетенская шелюга», кв. 103 выделы 1, 2, 3, 4, 5, часть выдела 8, выделы 9, 10, 11, часть выдела 12, выделы 13, 14, часть выдела 15, часть выдела 16, выдел 17, часть выдела 19, квартал 105 часть выдела 1, площадью 307.000 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:6982, оформленного письмом №64-11/6960 от 21.11.2019, обязании принять решение о предоставлении в аренду лесного участка, расположенного по адресу: г. Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище «Подклетенская шелюга», кв. 103 выделы 1, 2, 3, 4, 5, часть выдела 8, выделы 9, 10, 11, часть выдела 12, выделы 13, 14, часть выдела 15, часть выдела 16, выдел 17, часть выдела 19, квартал 105 часть выдела 1, площадью 307 000 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:6982.

От заявителя по системе «Мой арбитр» 07.05.2020 поступили уточненные требования в порядке ст. 49 АПК РФ. В соответствие с уточненными требованиями заявитель просит суд:

1.Признать недействительным Приказ Управления лесного хозяйства № 1725 от 21 ноября 2019 года «Об отказе в предоставлении лесного участка в аренду».

2.Признать незаконными действия по отказу в предоставлении в аренду лесного участка, расположенного по адресу: Воронежская обл., городской округ г.Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище «Подклетенская шелюга», кв. 103 выделы 1, 2, 3, 4, 5, часть выдела 8, выделы 9, 10, 11, часть выдела 12, выделы 13, 14, часть выдела 15, часть выдела 16, выдел 17, часть выдела 19, квартал 105 часть выдела 1, площадью 307 000 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:6982, оформленные письмом Управления лесного хозяйства Воронежской области № 64-11 /6960 от 21.11.2019 года.

3.Обязать Управление лесного хозяйства Воронежской области принять решение о предоставлении ООО «Формматериалы» в аренду лесного участка, расположенного по адресу: Воронежская обл., городской округ г. Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище «Подклетенская шелюга», кв. 103 выделы 1, 2, 3, 4, 5, часть выдела 8, выделы 9, 10, 11, часть выдела 12, выделы 13, 14, часть выдела 15, часть выдела 16, выдел 17, часть выдела 19, квартал 105 часть выдела 1, площадью 307 000 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:6982.

Суд в порядке ст. 49 АПК РФ принял уточненные требования заявителя.

В судебном заседании заявитель поддержал уточненные требования.

Представитель Управления в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указывал на то обстоятельство, что предоставление лесного участка на заявленном виде права не допускается; в лесах, расположенных в зеленых зонах, разведка и добыча полезных ископаемых запрещается, границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Формматериалы» зарегистрировано в качестве юридического лица решением исполнительного комитета Воронежского городского Совета народных депутатов № 426 от 10.11.91 г.

22 августа 2005 года приказом Регионального агентства по недропользованию по ЦФО Отделу геологии и лицензирования по Воронежской области предписано переоформить лицензию на право пользования недрами ВРЖ 05109 ТЭ, выданную ООО «Формматериалы».

26 сентября 2005 года Уполномоченным представителем Министерства природных ресурсов РФ, руководителем Регионального агентства по недропользованию по ЦФО ФИО3 Обществу выдана лицензия на право пользования недрами серия ВРЖ № 51877 код ТЭ со сроком действия до 1 апреля 2010 года.

23 декабря 2005 года руководителем Регионального агентства по недропользованию по ЦФО ФИО3 оформлено изменение условий пользования недрами к лицензии ВРЖ 51877 ТЭ на право пользования недрами с целью добычи формовочных и строительных песков на Подгоренском месторождении песков. В соответствии с изменением условий лицензии, срок действия лицензии установлен до 31 декабря 2030 года.

В соответствии с Горноотводным актом, лицензии на право пользования недрами серия ВРЖ № 51877 код ТЭ от 19.12.2012 года № 186 площадь горного отвода составляла 292,2 га.

Как указывает заявитель, в период действия лицензии Общество использовало расположенные в пределах горного отвода земельные участки на основании Договора аренды № 404-07/гз земельного участка площадью 6,3802 га от 26 ноября 2007 года, заключенного с ДИЗО Воронежской области; Договора аренды № 998-09/гз земельного участка площадью 7,0413 га от 21 августа 2009 года, заключенного с ДИЗО Воронежской области; Договора аренды № 2283-12/гз земельного участка площадью 18,6694 га от 7 сентября 2012 года, заключенного с ДИЗО Воронежской области; Договора аренды № 2328-12/гз земельного участка площадью 2,5277 га от 19 октября 2012 года, заключенного с ДИЗО Воронежской области; Договора аренды № 3092-14/гз земельного участка площадью 3,4064 га от 7 октября 2014 года, заключенного с ДИЗО Воронежской области; Договора аренды № 3610-15/гз земельного участка площадью 2,6513 га от 14 сентября 2015 года, заключенного с ДИЗО Воронежской области.

3 августа 2016 года в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права собственности РФ за № 36:36/001-36/001/026/2016-1321/1 на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0000000:6982, составной частью которого является спорный лесной участок, расположенный по адресу: г. Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище «Подклетенская шелюга», кв. 103 выделы 1, 2, 3, 4, 5, часть выдела 8, выделы 9, 10, 11, часть выдела 12, выделы 13, 14, часть выдела 15, часть выдела 16, выдел 17, часть выдела 19, квартал 105 часть выдела 1, площадью 307 000 кв.м.

Местоположение спорного лесного участка площадью 307000 кв.м. относительно земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:6982, отражено в заключении кадастрового инженера ФИО4 от 3 сентября 2019 года.

22 октября 2019 года Общество обратилось к Управлению лесного хозяйства Воронежской области с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка в границах земель лесного фонда без проведения аукциона на право заключения договора аренды лесного участка.

Приказом Управления № 1725 от 21 ноября 2019 года «Об отказе в предоставлении лесного участка в аренду» заявителю отказано в предоставлении лесного участка в аренду. Обосновывая отказ, Управление сослалось на положения абз.п, 17 п.п. 8.1. п. 8 раздела II Административного регламента управления лесного хозяйства Воронежской области, утвержденного указом губернатора Воронежской области от 20.02.2016 № 52-у, п.1 ч.4 ст.114 Лесного кодекса РФ, п. 24 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ (предоставление лесного участка на заявленном виде права не допускается; в лесах, расположенных в зеленых зонах, разведка и добыча полезных ископаемых запрещается, границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»).

Указанный приказ был получен заявителем письмом № 64-11/6960 от 21.11.2019 года, в котором в дополнение и уточнении изложенных в названном приказе оснований Управление сообщило о невозможности предоставления в аренду части лесного участка, указав, что в соответствии с ч.2 ст.72 Лесного кодекса РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Помимо этого, Управление дополнительно сообщило, что испрашиваемый земельный участок относится к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, расположенным в зеленых зонах, в которых разведка и добыча полезных ископаемых запрещены.

Заявитель считает принятое Управлением решение об отказе в предоставлении Лесного участка в аренду, оформленное Приказом Управления № 1725 от 21 ноября 2019 года «Об отказе в предоставлении лесного участка в аренду» и письмом Управления № 64-11/6960 от 21.11.2019 года, незаконными и нарушающими его право на добычу полезных ископаемых (разработку месторождения формовочных песков) в соответствии с лицензией на право пользования недрами ВРЖ 51877 ТЭ от 26.09.2005 года со сроком действия до 31 декабря 2030 года, фактическим прекращение права пользования недрами в соответствии со ст. 20 Закона РФ «О недрах», и невозможность осуществления заявителем основного вида деятельности.

Изучив материалы дела и представленные доказательства, заслушав объяснения сторон, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 1 Лесного Кодекса Российской Федерации установлено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Земельного Кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах, специальные федеральные законы; к земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

В силу абзаца 7 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением - лицензией, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (статья 11 Закона о недрах).

Порядок лицензирования пользования недрами установлен в Положении о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.

Согласно пункту 2.1 указанного Положения недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

В соответствии с лицензией на пользование недрами участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (статья 7 Закона о недрах).

Статьей 25.1 Закона о недрах установлено, что земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

В силу пункта 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых является самостоятельным видом использования лесов.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.

В силу пункта 20 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.

Как усматривается из материалов дела, на основании протокола № 8 от 04.10.2010, приказа № 400 от 04.10.2010, приказа № 183 от 06.07.2018 Департамента по недропользованию по ЦФО в лицензию ВРЖ № 51877 ТЭ, в целях приведения ее в соответствие действующему законодательству, внесены изменения. Лицензируемый участок приобрел статус горного отвода и определены географические координаты лицензируемого участка. Согласно горноотводному акту (приложение к лицензии серии ВРЖ № 51877 ТЭ от 26.09.2005) площадь проекции горного отвода, обозначенная на копии топографического плана угловыми точками, составляет 292,2 га.

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО4 от 22.01.2020, предоставленного заявителем, спорный земельный участок с кадастровым номером 36:34:0000000:6982, площадью 307188 кв.м. полностью расположен в границах горного отвода № 186 от 19.12.2012.

Учитывая приведенные нормы права и с учетом того, что ООО "Формматериалы" является держателем лицензии на право пользование недрами, неотъемлемой частью которого является горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода для промышленной разработки месторождения строительных песков по адресу: г. Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище «Подклетенская шелюга», кв. 103, выделы 1, 2, 3, 4, 5, часть выдела 8, выделы 9, 10, 11, часть выдела 12, выделы 13, 14, часть выдела 15, часть выдела 16, выдел 17, часть выдела 19, квартал 105, часть выдела 1, площадью 307 000 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:6982, суд приходит к выводу о том, что общество имеет исключительное право на пользование недрами в границах указанного горного отвода, а также на предоставление ему земельного участка в границах оформленного горного отвода согласно лицензии, при этом требование Управления о постановке заявителем спорного лесного участка на кадастровый учет не основано на законе. Положениями Лесного кодекса Российской Федерации и Порядка N 445, обязанность по постановке испрашиваемых в аренду лесных участков на кадастровый учет на лиц, заинтересованных в их предоставлении, не возложена, так же как и не возложена на них обязанность представления в компетентный орган документов, подтверждающих факт постановки соответствующих лесных участков на кадастровый учет.

Согласно ч. 2 ст. 43 ЛК РФ, для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду.

При этом, согласно пункту 20 ч. 2 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.

Часть 4 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Воронежской области от 12.05.2009 г. № 379 утверждено Положение об управлении лесного хозяйства Воронежской области.

В соответствии с п.1.1 Положения, Управление лесного хозяйства Воронежской области (далее - Управление) является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области, управление и оказание государственных услуг в сфере лесного хозяйства, в сфере сохранения и воспроизводства защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения (далее - защитные лесные насаждения), в сфере организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины, в сфере создания и использования лесопарковых зеленых поясов, а также осуществляющим переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений.

В силу п.1.4.1. Положения Управление обеспечивает при реализации своих полномочий приоритет целей и задач по содействию развития конкуренции на товарных рынках в установленной сфере деятельности.

Согласно п.3.2. Положению Управление предоставляет, в том числе, следующие государственные услуги:

- п. 3.2.1. Предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в аренду, подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности;

- п.3.2.3. Выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;

- п.3.2.13. Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;

- п.3.3.22. Принимает решения об образовании земельных (лесных) участков из состава земель лесного фонда в целях, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;

- п.3.3.23. Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности;

- п. 3.3.24. Обращение в орган, осуществляющий функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлениями об учете изменений, о государственной регистрации права собственности Российской Федерации лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков для уточнения границ земельного участка.

Указом Губернатора Воронежской области № 52-у от 20.02.2016 утвержден Административный регламент управления лесного хозяйства Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в аренду, подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности".

Настоящий Административный регламент определяет порядок, сроки и последовательность действий управления при оказании государственной услуги, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями, должностными лицами и иными организациями, а также порядок их взаимодействия с юридическими лицами и гражданами при предоставлении государственной услуги.

Согласно п. 3 Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги являются:

- решение о предоставлении лесного участка в аренду;

- протокол аукциона;

- протокол конкурса;

- решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду;

- отказ в допуске к участию в аукционе;

- отказ в допуске к участию в конкурсе.

В силу п.6.1 Административного регламента, при заключении договоров аренды лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, без проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка:

а) заявление о предоставлении лесного участка в аренду без проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка (приложение N 1 к настоящему Административному регламенту), в том числе в форме электронного документа, содержащее следующие сведения:

- фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

- наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ, ИНН налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

- кадастровый номер испрашиваемого лесного участка;

- основание предоставления лесного участка без проведения торгов из числа предусмотренных частью 3 статьи 73.1, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации;

- цель использования лесного участка;

- реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления лесного участка в случае, если испрашиваемый лесной участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

- почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, телефон;

- номер и дата подписания ранее заключенного договора аренды (в том числе дата государственной регистрации договора аренды), срок его действия, вид (виды) использования лесов, планируемый срок действия нового договора аренды (в случае обращения заявителя, надлежащим образом исполнившего договор аренды лесного участка);

б) документ, подтверждающий полномочия заявителя.

Запрещается требовать от заявителя:

- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

Пунктом п. 8.1 Административного регламента, при заключении договоров аренды лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, без проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка предусмотрены основания для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка, в том числе том числе:

- указанный в заявлении о предоставлении лесного участка лесной участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой Воронежской области и с заявлением о предоставлении лесного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения; (абз.11)

- площадь лесного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения лесного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой лесной участок образован, более чем на десять процентов; (абз.17)

В соответствие с п.1.2.5. Административного регламента, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления ответственный сотрудник отдела организации использования и воспроизводства лесов управления рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных подпунктом 8.1 пункта 8 раздела II настоящего Административного регламента, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

- готовит проект решения в форме приказа о предоставлении лесного участка в аренду (приложение N 5 к настоящему Административному регламенту) и осуществляет подготовку проекта договора аренды лесного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю;

- готовит проект решения в форме приказа об отказе в предоставлении лесного участка в аренду (приложение N 6 к настоящему Административному регламенту). В решении об отказе в предоставлении лесного участка в аренду должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.

Порядок использования лесов для выполнения рассматриваемых работ утвержден Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 N 515 (далее Порядок N 515).

Согласно п.п. 9, 10 указанного Порядка N 515 в целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.

Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.

При этом допускается использование расположенных в зеленых зонах лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий.

Пунктом 1 ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, а также для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 данного Кодекса (часть 1).

В свою очередь, на основании пунктов 1 и 2 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.

В указанных целях допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (ч. 5 ст. 21 ЛК РФ).

В защитных лесах выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 данной статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, спорный лесной участок является часть горного отвода. Согласно плану лесного участка от 3 декабря 2015 года, составленному Семилукским филиалом КУ ВО «Лесная охрана» «Семилукское лесничество», (урочище «Подклетенская шелюга», кв.103 в.1,2,3,4,5, ч.в.8,15,16, в.9,10,11, ч.в.12, в.13, 14, ч.в.15, 16, в.17, ч.в.19, квартал 105 ч.в.1), на лесном участке лесные земли, покрытые лесной растительностью, отсутствуют.

Данный факт подтверждается, в том числе фотоматериалом представленным заявителем, и фототаблицей Управления Лесного хозяйства Воронежской области.

При этом суд учитывает, что согласно выписке из ЕГРН, часть лесного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:6982 предоставлена в аренду и используется ЗАО «Воронежский комбинат строительных материалов» для разработки месторождения полезных ископаемых на основании Договора аренды № 21 от 30 ноября 2007 года (смежный лесной участок). Данный факт свидетельствует о том, что спорный лесной участок в настоящее время фактически используется в целях добычи полезных ископаемых (фармовочных песков). В связи с чем, неосновательный отказ Управления о предоставлении спорного лесного участка (горного отвода) заявителю, который фактически используется последним в целях добычи полезных ископаемых более 15 лет, противоречит целям деятельности Управления (п. 1.4.1 Положения об Управлении лесного хозяйства по Воронежской области) и свидетельствует об ограничении конкуренции на рынке добычи полезных ископаемых.

Доказательств того, что законодательством РФ установлены какие-либо ограничения в отношении лесных участков, расположенных в защитных лесах, испрашиваемых заявителем, Управление в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.

При этом использование лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесах и лесах, расположенных на особо защитных участках лесов, осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, регламентирующими осуществление видов использования лесов, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 10 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденным приказом Рослесхоза от 27.12.2010 N 515, допускается использование расположенных в зеленых зонах лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий.

Кроме того, на основании части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 222-ФЗ, далее - Вводный закон) допускается использование расположенных в зеленых зонах лесных участков для разработки месторождений полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий.

Таким образом, перечисленными нормативными актами установлено исключение относительно использования защитных лесов, и особо защитных участков лесов для целей недропользования при единственном условии - соответствующая лицензия должна быть выдана до 31 декабря 2010 года. При этом, указанная норма устанавливает обязанность для арендодателя по заключению договора аренды, с целью сохранить возможность использования ранее полученных горных отводов в пределах срока действия соответствующей лицензии.

Из материалов дела следует, что ООО «Формматериалы» имеет лицензию ВРЖ 51877 ТЭ от 26.09.2005 года на право добычи формовочных и строительных песков на Подгоренском месторождении песков, срок окончания действия лицензии - 31.12.2030. 1 января 2007 года введен в действие Лесной кодекс РФ (статья 1 ФЗ РФ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"). Таким образом, на момент введения в действие Лесного кодекса РФ у Общества имелась лицензия на право пользования недрами со сроком действия до 31 декабря 2030 года.

Учитывая изложенное, у Управления отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе заявителю предоставить спорный лесной участок в аренду до истечения срока действия лицензии.

При установленных фактических обстоятельствах и правовом регулировании, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ Управления № 1725 от 21.11.2019 и фактические действия Управления по направлению заявителю письма № 64-11/6960 от 21.11.2019, содержащего дополнительные основания отказа в предоставлении лесного участка в аренду, не соответствуют требованиям лесного законодательства, а также нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. При этом, действия Управления по направлению письмом № 64-11/6960 от 21.11.2019 дополнительных оснований в принятии решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка, по форме не предусмотрено Административным регламентом.

На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Расходы по уплате государственной пошлине, в порядке ст.ст. 102,110 АПК РФ относятся на Управление лесного хозяйства по Воронежской области.

Руководствуясь статьями 7-11,65,110,167,170, 198-201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным Приказ Управления лесного хозяйства № 1725 от 21 ноября 2019 года «Об отказе в предоставлении лесного участка в аренду» как несоответствующие Лесному Кодексу Российской Федерации, Федеральному Закону Российской Федерации от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

Признать незаконными действия по отказу в предоставлении ООО «Формматериалы» в аренду лесного участка, расположенного по адресу: Воронежская обл., городской округ г.Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище «Подклетенская шелюга», кв. 103 выделы 1, 2, 3, 4, 5, часть выдела 8, выделы 9, 10, 11, часть выдела 12, выделы 13, 14, часть выдела 15, часть выдела 16, выдел 17, часть выдела 19, квартал 105 часть выдела 1, площадью 307 000 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:6982, оформленные письмом Управления лесного хозяйства Воронежской области № 64-11 /6960 от 21.11.2019 как несоответствующие Лесному Кодексу Российской Федерации, Федеральному Закону Российской Федерации от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Административному регламенту управления лесного хозяйства Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в аренду, подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности", утвержденного Указом Губернатора Воронежской области № 52-у от 20.02.2016.

Обязать Управление лесного хозяйства Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) принять решение о предоставлении ООО «Формматериалы» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в аренду лесного участка, расположенного по адресу: Воронежская обл., городской округ г.Воронеж, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, урочище «Подклетенская шелюга», кв. 103 выделы 1, 2, 3, 4, 5, часть выдела 8, выделы 9, 10, 11, часть выдела 12, выделы 13, 14, часть выдела 15, часть выдела 16, выдел 17, часть выдела 19, квартал 105 часть выдела 1, площадью 307 000 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:6982 в 30-тидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения.

Взыскать с Управления лесного хозяйства Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Формматериалы», г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>) 6000 руб. судебных расходов по уплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, в месячный срок со дня принятия, путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья Н.В. Ловчикова