ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело № А14-22290/2019
«25» февраля 2021 г.
Резолютивная часть решения оглашена 17.02.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 25.02.2021.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Соколовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Литвиновой Н.А. с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «ВИТ-СТРОЙ-НОВОПОДКЛЕТНОЕ» (ОГРН <***> ИНН <***>) г. Санкт-Петербург
к Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), р.п. Рамонь Воронежской области,
о признании незаконными действия по отмене уведомления № 447 от 08.05.2019 о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
об обязании выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: <...> (кадастровый номер 36:25:6945031:2904) (с учетом уточнения),
третье лицо: Администрация Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области (ОГРН <***> ИНН <***>), с. Ямное Рамонского района Воронежской области,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 13.10.2020, с предоставлением диплома об образовании и паспорта;
от заинтересованного лица: не явился, извещено надлежащим образом;
от третьего лица: ФИО2, представитель по доверенности от 22.09.2020, с предоставлением диплома об образовании и паспорта,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «ВИТ-СТРОЙ-НОВОПОДКЛЕТНОЕ» (далее – заявитель, ООО «ВИТ-СТРОЙ-НОВОПОДКЛЕТНОЕ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконной отмену уведомления № 447 от 08.05.2019 о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Определением суда от 27.12.2019 заявление принято к производству, назначены предварительное судебное заседание, судебное разбирательство на 11.02.2020.
Определением от 11.02.2020 на основании ст. 49 АПК РФ, судом приняты уточненные требования ООО «ВИТ-СТРОЙ-НОВОПОДКЛЕТНОЕ» к Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконными действия по отмене уведомления № 447 от 08.05.2019 о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; об обязании администрацию выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: <...> (кадастровый номер 36:25:6945031:2904).
Определением суда от 20.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области (396005, <...>).
Определением ранее рассмотрение дела откладывалось на 10.02.2021.
Все лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания 10.02.2021 извещены надлежащим образом.
В судебное заседание 10.02.2021 заинтересованное лицо явку своего представителя не обеспечило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя. В своем ходатайстве указало, что считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представители лиц, участвующих в деле, не возражали против проведения судебного заседания в отсутствие надлежаще извещенного заинтересованного лица.
Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, суд определил: провести судебное заседание в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании 10.02.2021 представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, объяснениях.
Представитель третьего лица поддержал ранее изложенную позицию.
Дополнений, заявлений более не поступило.
Руководствуясь ст. 163 АПК РФ, суд определил: объявить в судебном заседании 10.02.2021 перерыв до 17.02.2021 до 14 час. 30 мин. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в сети «Интернет».
Из материалов дела следует, что Обществу с ограниченной ответственностью «Вит-Строй-Новоподклетное» на праве собственности принадлежит земельный участок расположенный по адресу: Российская Федерация, Воронежская обл., Рамонский муниципальный р-н, <...> (кадастровый номер 36:25:6945031:2904).
Заявителем было подано уведомление о планируемом строительстве. Отдел градостроительной деятельности Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области на указанный выше документ 08.05.2019 ответил Уведомлением №447 о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Впоследствии указанное решение было отменено в порядке самоконтроля, о чем заявителю 29.10.2019 направлено соответствующее письмо.
Основанием для отмены послужило несоответствие сведений, содержащихся в отменяемом Уведомлении, требованиям действующего законодательства.
Администрация в частности указала на то, что земельный участок с кадастровым номером 36:25:694031:2904 площадью 900 кв.м. относится к категории земель намеленных пунктов с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства согласно сведениям из Управления Росреестра по Воронежской области, а также на несоблюдение принципа соответствия Правил землепользования и застройки Яменского сельского поселения (далее - ПЗЗ) Генеральному плану Яменского сельского поселения.
А именно, - расположение земельного участка в зоне рекреационного назначения согласно Генеральному плану, тогда как согласно ПЗЗ участок находится в территориальной зоне Ж1 (жилая застройка индивидуальными домами) согласно Правилам землепользования и застройки. Также было указано на ограничения, связанные с расположением участка в зоне затопления при половодьях и паводках 1% обеспеченности и соответствующего запрета строительство в таких зонах согласно ст. 67.1 Водного Кодекса РФ.
На основании изложенного, ООО «Вит-Строй-Новоподклетное», полагая незаконными действия Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области по отмене уведомления № 447 от 08.05.2019 о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями (с учетом уточнения).
Администрация Рамонского муниципального района Воронежской области по сути поддерживает доводы, изложенные в письме от 29.10.2019 №539, которым было отменено в порядке самоконтроля Уведомление №447 08.05.2019.
Также в ходе судебного процесса заинтересованное лицо пояснило, что 13.02.2020 в Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области на основании постановления о производстве обыска были изъяты все документы, касающиеся деятельности градостроительного отдела, в том числе и документы ООО «Вит-Строй-Новоподклетное». В распоряжение Администрации Яменского сельского поселения данные документы не передавались.
Поскольку 31.12.2019 истек срок действия соглашения о передаче полномочий между Администрацией Яменского сельского поселения и Рамонского муниципального района. С 01.01.2020 в соответствии с пунктом 10 Закона Воронежской области от 10.11.2014 №148-ФЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» полномочия по выдаче уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территории Яменского сельского поселения обладает Администрация Яменского сельского поселения.
На основании изложенного, судом направлялся запрос в следственные органы по вопросу изъятия у Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области вышеуказанной документации.
24.07.2020 по почте Следственного управления по Воронежской области поступил ответ от 10.07.2020 №1902007703000366/9794 на запрос суда, согласно которому сообщаются сведения о том, что среди изъятых в рамках расследования уголовного дела №1902007703000366 предметов имеется уведомление №447. Вместе с тем, остальные сведения, сообщенные в запросе суда (дата, адрес участка, кадастровый номер), не совпадают с имеющимся уведомлением и значительно отличаются.
В связи с чем Администрация Рамонского муниципального района Воронежской области пояснила, что в распоряжении отдела градостроительной деятельности отсутствуют документы, связанные с отменой уведомления №447 от 08.05.2019, 22.05.2020 указанные документы были размещены в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (распечатанный вариант приложен к пояснениям) иных пояснений по существу спора заинтересованным лицом представлено не было.
В свою очередь, Администрация Яменского сельского поселения пояснила, что на момент выдачи уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 08.05.2019 №447, а также его отмены, Администрация Яменского сельского поселения не являлась стороной возникших правоотношений в силу того обстоятельства, что полномочия по выдаче соответствующих уведомлений находились у Администрации Рамонского муниципального района.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.4 ст.200 АПК РФ).
Ст. 127 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предусматривает исчерпывающий перечень случаев ограничения оборотоспособности земельных участков, в который не включено такое основание, как несоответствие ПЗЗ Генеральному плану.
В Земельном Кодексе РФ (ст. 56) также установлены основания ограничения прав на землю. Так, согласно ч.2 указанной статьи могут устанавливаться:
1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
3) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных федеральными законами.
Указанные ограничения подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (ч.3 ст.1 Федерального закона №218-ФЗ).
Часть 5 ст.1 №218-ФЗ указывает, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательствам существования зарегистрированного права.
Согласно выписке из ЕГРН на данном земельном участке отсутствуют какие-либо ограничения и обременения.
Согласно п. 17 ч.1 ст. 105 ЗК РФ зоны затопления и подтопления относятся к видам зон с особыми условиями использования территорий.
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (п. 16 ст.1 РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (ч.3, п.8 ч.4 ст.31 ВК РФ).
В соответствии с ч.6 ст.67.1 ВК РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности отнесенныхк зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются:
1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и субъектов от затопления, подтопления;
2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;
4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованныхорганов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправленияв порядке, установленном Правительством РФ (ч.5 ст.67.1 ВК РФ).
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 18 .04.2014 года №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» (далее - Постановление), предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).
В силу п.п. 18-18(1) границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и на местности не обозначаются.
На момент совершения Администрацией Рамонского муниципального района оспариваемых действий по отмене уведомления № 447 от 08.05.2019 о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, выраженных в письме от 29.10.2019 №538, соответствующие зоны не были определены в порядке, установленном Постановлением, так же как и отсутствуют сведения о нахождении земельного участка в зонах затопления, подтопления в государственных реестрах.
Таким образом, позиция заинтересованного лица о несоответствии строительства объекта индивидуального жилищного строительства допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по причине нахождения участка в зоне возможного затопления, подтопления не может отвечать требованиям закона.
Следовательно, оспариваемые действия нарушают право заявителя на получение Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, установленное ст. 51.1 ГрК РФ
В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При таких обстоятельствах Администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области не доказана законность совершенных ею действий по отмене уведомления № 447 от 08.05.2019 о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
С учетом изложенного, требования ООО «Вит-Строй-Новоподклетное» подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании ч.4 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этом, в соответствии с п. 82 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта указывает в том числе на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Как было указано выше полномочиями по выдаче уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территории Яменского сельского поселения на момент рассмотрения настоящего дела обладает Администрация Яменского сельского поселения.
Таким образом, суд приходит к выводу, с учетом итогов рассмотрения настоящего спора, к необходимости обязания именно Администрации Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: <...> (кадастровый номер 36:25:6945031:2904).
С учетом заявленных требований, результатов рассмотрения настоящего дела и в соответствии с положениями 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины в размере 3000 руб. по платежному поручению №463 от 20.12.2019. относятся на Администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области.
Руководствуясь ст.ст. 9, 65, 110, 167-170, 198-201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «ВИТ-СТРОЙ-НОВОПОДКЛЕТНОЕ (ОГРН <***> ИНН <***>) г. Санкт-Петербург к Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), р.п. Рамонь Воронежской области о признании незаконными действий по отмене уведомления № 447 от 08.05.2019 о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Решение в этой части подлежит немедленному исполнению.
Обязать Администрацию Яменского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области (ОГРН <***> ИНН <***>), с. Ямное Рамонского района Воронежской области выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: <...> (кадастровый номер 36:25:6945031:2904).
Взыскать с Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), р.п. Рамонь Воронежской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ВИТ-СТРОЙ-НОВОПОДКЛЕТНОЕ (ОГРН <***> ИНН <***>) г. Санкт-Петербург 3000 рублей расходов по госпошлине по платежному поручению №463 от 20.12.2019.
Выдать исполнительный лист.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья Ю.А. Соколова