ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-2297/07 от 18.06.2007 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Воронеж_ Дело № А14-2297/2007

116/19

«18 »_июня 2007 г.

Арбитражный суд Воронежской области всоставе: ____________ _____

  судьи_ПОПОВОЙ_Л.В. единолично ___________________________________

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной Ю.А ____________________ _______________________

рассмотрев в открытом судебномзаседании дело по заявлению Главного управления государственного имущества Воронежской области, г.Воронеж

к Администрации городского округа г.Воронеж ________________________

о признании недействительным постановления главы Городского округа от 30.06.2006 года № 1206 «Об утверждении проектов границ и предоставлении муниципальному унитарному предприятию города Воронежа «Воронежтеплосеть» земельных участков, фактически занимаемых котельными в Ленинском районе» _____________________________

с участием в деле третьего лица: МУП «Воронежтеплосеть» ___

при участии в заседании:

от заявителя  :ФИО1 – консультанта правового отдела по доверенности от 18.10.2006 № 10-4611 (постоянная), паспорт <...> выдан Левобережным РУВД г.Воронеж 19.11.2002__________________

от Администрации городского округа город Воронеж:  ФИО2 – главного специалиста по доверенности от 09.01.2007 (постоянная, полная), удостоверение ВА № 777 выдано 07.05.2007

от МУП города Воронежа «Воронежтеплосеть»  не явился, о дне заседания извещен_____________________ __

Установил:

Главным управлением государственного имущества Воронежской области (ГУГИ Воронежской области, заявитель по делу) заявлены требования о признании недействительным постановления Главы городского округа город Воронеж от 30.06.2006 года № 1206 «Об утверждении проектов границ и предоставлении муниципальному унитарному предприятию города Воронежа «Воронежтеплосеть» земельных участков, фактически занимаемых котельными в Ленинском районе».

Администрация городского округа город Воронеж (Администрация) требования заявителя не признает, ссылаясь на правомерность своих действий.

Муниципальное унитарное предприятие города Воронежа «Воронежтеплосеть» (МУП «Воронежтеплосеть», третье лицо) поддерживает Администрацию, требования заявителя считает не подлежащими удовлетворению.

На основании ст.ст.156,200 АПК РФ дело слушалось в отсутствие представителей МУП «Воронежтеплосеть».

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил:

30.06.2006 Главой городского округа город Воронеж вынесено постановление за № 1206«Об утверждении проектов границ и предоставлении муниципальному унитарному предприятию города Воронежа «Воронежтеплосеть» земельных участков, фактически занимаемых котельными в Ленинском районе».

Не согласившись с данным постановлением, ГУГИ Воронежской области обратилось в суд с настоящими требованиями.

В обоснование заявленных требований ГУГИ Воронежской области указывает на обращение в суд за защитой государственных и общественных интересов, отсутствие кадастрового учета земельного участка.

При этом, заявитель ссылается на отсутствие государственной регистрации прав на указанные в постановлении объекты (котельные), незаконность отнесения спорных земельных участков к муниципальной собственности и на нарушение администрацией городского округа город Воронеж ст.ст.6,36 Земельного кодекса РФ, и ФЗ РФ от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

В обоснование правомерности своих действий Администрация городского округа город Воронеж указывает на издание постановления в пределах ее компетенции, в соответствии с действующим законодательством; на обращение руководителя третьего лица с заявлением о предоставлении земельных участков.

Кроме того, Администрация городского округа город Воронеж указывает на нарушение ГУГИ Воронежской области установленного ст.198 АПК РФ срока на подачу заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, а также недоказанность нарушения оспариваемым постановлением своих, чьих-либо прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

МУП города Воронежа «Воронежтеплосеть» считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на законность предоставления земельных участков по указанным адресам в аренду; недоказанность нарушения прав и интересов ГУГИ оспариваемым постановлением.

Кроме того, третье лицо также указывает на пропуск установленного ст.198 АПК РФ срока для обращения в арбитражный суд с требованиями о признании недействительным ненормативного правового акта и отсутствие доказательств нарушения оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя (иных лиц) в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (ст.4 АПК РФ).

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч.4 ст.198 АПК РФ).

Оспариваемое постановление вынесено Администрацией городского округа город Воронеж 30.06.2006. В суд с рассматриваемыми в настоящем деле требованиями заявитель обратился 20.03.2007, те есть с пропуском установленного ст.198 АПК РФ срока.

Заявителю неоднократно предлагалось предоставить суду документальное подтверждение уважительности пропуска срока на обжалование постановления от 30.06.2007 № 1276. Однако, ГУГИ Воронежской области в данной части определения суда в полной мере не исполнило.

В ходатайстве о восстановлении пропущенного срока заявитель сослался на большой объем принятых в июне 2006 года Администрацией городского округа г. Воронеж постановлений, которые следовало проверить, на отсутствие каких-либо приложений к оспариваемому постановлению при его передаче в ГУГИ Воронежской области в июне 2006 года.

Суд не может признать причины пропуска срока на обжалование оспариваемого постановления уважительными, т.к. срок, определенный законодателем вполне достаточный для подготовки и направления в суд заявления, своевременная передача заявителю Администрацией принятых постановлений, отсутствие доказательств истребования заявителем у Администрации необходимых материалов - приложений к постановлению, обращение в суд 20.03.2007 без наличия приложений к постановлению.

При таких обстоятельствах ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока обжалования удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст.115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Согласно ч.2 ст.198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в ст.198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, иных лицв сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно оспариваемому постановлению оно было вынесено на основании ст.36 Земельного Кодекса РФ в связи с приведением правоустанавливающих документов на земельные участки в соответствие земельному законодательству.

Оспариваемым постановлением были утверждены проекты границ земельных участков, фактически занимаемые котельными, в том числе, площадью 162 кв.м по ул.Краснознаменная, 33к, площадью 301 кв.м по ул.40 лет Октября, 33к, площадью 3449 кв.м по ул.9 января, 49 (п.1); МУП города Воронежа «Воронежтеплосеть» предоставлены в аренду сроком на 49 лет земельные участки из земель поселений, фактически занимаемые котельными площадью 162 кв.м по ул.Краснознаменная, 33к, площадью 301 кв.м по ул.40 лет Октября, 33к (п.2); МУП города Воронежа «Воронежтеплосеть» предписывалось в течение месяца с момента выхода постановления представить документы, необходимые для заключения договора аренды, произвести государственный кадастровый учет земельных участков, зарегистрировать договоры аренды в УФРС Воронежской области (п.4).

В соответствии с п.2.1 Устава МУП города Воронежа «Воронежтеплосеть» все имущество предприятия является муниципальной собственностью города Воронежа и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Принадлежность котельных, расположенных по адресу: <...>, ул.40 лет Октября, 33к, ул.9 января, 49, МУП города Воронежа «Воронежтеплосеть» на праве хозяйственного ведения подтверждается материалами дела.

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (ч.1 ст.36 ЗК РФ).

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (п. 2 ст. 36 ЗК РФ).

В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.

На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.

В соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления, в пределах их компетенции.

МУП «Воронежтеплосеть» обратилось в Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации с заявлением от 28.02.2006 № 161 об оформлении земельных участков, фактически занимаемых котельными и ЦТП, находящимися на балансе МУП «Воронежтеплосеть».

Судом установлено и не оспорено участвующими в деле лицами, что в отношении спорных земельных участков не было осуществлено разграничения государственной собственности на землю.

Абзацами вторым и третьим пункта 10 статьи 3 ФЗ РФ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в период издания оспариваемого постановления), было определено право органов местного самоуправления осуществлять полномочия по распоряжению землями до разграничения государственной собственности на землю в пределах их компетенции.

Согласно пп.1,3 ст.44Устава городского округа город Воронежа (утвержденн постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 г. № 150-I «Об Уставе городского округа город Воронеж» /в редакции, действовавшей в период издания оспариваемого постановления/) администрация городского округа город Воронеж - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа город Воронеж, наделенный Уставом городского округа город Воронеж полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа город Воронеж федеральными законами и законами Воронежской области.

Статья 48 Устава городского округа город Воронеж к полномочиям администрации городского округа город Воронеж относит, в том числе: предоставление в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в бессрочное (постоянное) и срочное пользование земельных участков, предоставление их в собственность и сдача в аренду, изъятие земельных участков в границах городского округа (п/п 9 п.1 ст.48 Устава);организация и ведение документов о правах юридических и физических лиц на земельные участки, обеспечение ведения дежурных земельно-кадастровых планов на территории города (п/п 10 п.1 ст.48 Устава); планирование использования городских земель (п/п11 п.1 ст.48 Устава); осуществление контроля за использованием и охраной земель (п/п 12 п.1 ст.48 Устава);рассмотрение в пределах своей компетенции земельных вопросов (п/п 13 п.1 ст.48 Устава);организация работ по землеустройству, дача заключений по планам землеустроительных работ, проводимых на территории города (п/п 14 п.1 ст.48 Устава).

Таким образом, постановление от 30.06.2006 № 1206 вынесено администрацией городского округа город Воронеж в пределах ее компетенции.

Исходя из изложенного, суд не находит нарушений требований законодательства при вынесении оспариваемого постановления.

В соответствии со ст.65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательства нарушения оспариваемым постановлением  прав и охраняемых законом интересов Воронежской области в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ГУГИ Воронежской области, граждан и организаций не представлены.

В соответствии с п.6 оспариваемого постановления в случае невыполнения пункта 4 постановление считать утратившим силу.

В материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства выполнения в обозначенный срок пункта 4 постановления от 30.06.2006 № 1206. Следовательно, на момент рассмотрения настоящего дела оспариваемое постановление утратило силу.

С учетом изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Расходы по государственной пошлине в соответствии со ст.110 АПК РФ относятся на заявителя, однако он в силу ч.1 ст.333.37 освобожден от ее уплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.10,11,20,29-31 Земельного кодекса РФ, ФЗ РФ от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (с изменениями), ФЗ РФ от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», Уставом городского округа город Воронеж (утвержден постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-1 /с изменениями/), Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений (утверждено постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 № 105), ст.ст.7-11,65,110,115,117,156,167-170,180,198,201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия и арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Судья Л.В.ПОПОВА