ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело № А14-24117/2018
«09» сентября 2019 г.
Резолютивная часть решения оглашена «02» сентября 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено «09» сентября 2019 года.
Судья Арбитражного суда Воронежской области Соколова Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвиновой Н.А. с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Москва
к Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж
о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Воронеж, выразившегося в отказе в проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации многоквартирных домов, расположенных по адресу: <...>
об обязании Администрации городского округа город Воронеж провести открытый конкурс по выбору управляющей организации многоквартирных домов по адресу <...> в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда (с учетом уточнения),
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности №06-19 от 01.01.2019, паспорт;
от заинтересованного лица – не явился, извещен надлежащим образом,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ» (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа город Воронеж (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Воронеж, выразившийся в отказе в проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации многоквартирных домов, расположенных по адресу: <...> о взыскании неустойки в размере 100 000 руб. 00 коп. за просрочку исполнения решения за каждый день неисполнения решения суда.
Определением суда от 20.11.2018 заявление ООО «ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ» принято к производству.
Рассмотрение дела ранее откладывалось на 19.08.2019.
Все лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания 19.08.2019 извещены надлежащим образом.
В судебное заседание 19.08.2019 заинтересованное лицо явку своего представителя не обеспечило, в порядке ст. 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие его представителя.
Представитель заявителя в холе судебном заседании 19.08.2019 поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Руководствуясь ст. 163 АПК РФ, суд определил: объявить в судебном заседании 19.08.2019 перерыв до 26.08.2019 до 14 час. 30 мин. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в сети «Интернет».
26.09.2019 от заявителя посредством электронного сервиса «Мой арбитр» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя и повторное уточнение заявленных требований, а именно:
- о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Воронеж, выразившегося в отказе в проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации многоквартирных домов, расположенных по адресу: <...>
- об обязании Администрации городского округа город Воронеж провести открытый конкурс по выбору управляющей организации многоквартирных домов по адресу <...> в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В порядке ст.ст. 159, 49 АПК РФ, ходатайство заявителя об уточнении требований №80/А14-24117 от 26.08.2019 принято судом, а ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя приобщено к материалам дела.
Руководствуясь ст. 163 АПК РФ, суд определил: объявить в судебном заседании 26.08.2019 перерыв до 02.09.2019 до 14 час. 30 мин. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в сети «Интернет».
29.08.2019 от заинтересованного лица посредством электронного сервиса «Мой арбитр» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд в порядке ст. 159 АПК РФ приобщил указанное ходатайство к материалам дела.
Из материалов дела следует, что ООО «ГУЖФ» на основании договора от 27.07.2015 № 2-УЖФ-02, заключенного с Минобороны России, осуществляло управление специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны, в том числе многоквартирными домами по адресу: <...>
МКД находятся на территории городского округа город Воронеж. Передача объектов в управление ООО «ГУЖФ» согласована балансодержателем, в лице начальника Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинский частей и организаций ЗВО и Заместителем начальника ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, на балансе которого находятся вышеперечисленные объекты.
В многоквартирном доме по адресу <...>, общая площадь помещений составляет 1 778,50 кв.м., из них 1531,1 кв.м. (86,09 % жилых помещений) - в собственности РФ (в лице Минобороны России).
В многоквартирном доме по адресу <...>, общая площадь помещений составляет 2 847,10 кв.м., из них 2 541,1 кв.м. (89,25% жилых помещений) - в собственности РФ (в лице Минобороны России).
В многоквартирном доме по адресу <...>, общая площадь помещений составляет 838,30 кв.м., из них 616,7 кв.м. (73,57 % жилых помещений) - в собственности РФ (в лице Минобороны России).
12.07.2018 в адрес Администрации городского округа город Воронеж поступило обращение начальника управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций западного военного округа Минобороны РФ ФИО2 о праве единолично принимать решения в отношении выбора управляющей организации, о расторжении договора с ООО «ГУЖФ», а также необходимости проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления вышеуказанными домами. К обращению прилагался список домов, подлежащих процедуре открытого конкурса, согласно которому статус объектов указан, как «общежитие».
При этом, в целях приведения гражданско-правовых отношений в соответствии с действующим жилищным законодательством, руководствуясь ст. 161 и 163 ЖК РФ, со стороны ООО «ГУЖФ» было направлено обращение от 20.08.2018г. № 80/4304 в адрес Администрации городского округа город Воронеж (далее - ОМС) о необходимости проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации многоквартирных домов № 50, расположенного по адресу: <...>, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Матросова (далее МКД).
ОМС, в ответном письме от 26.09.2018г. № 10968128, 10508985 пояснил, что учитывая статус домов - общежития, у организаторов конкурса отсутствуют правовые основания для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации; в установленные законодательством сроки, не провел открытый конкурс по отбору управляющей организации в отношении указанных МКД.
Полагая, что бездействие ОМС, выразившегося в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации многоквартирного дома, незаконным, заявитель 13.11.2018 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Заявитель поясняет, что доля собственности РФ (в лице Минобороны России) в праве общей собственности на общее имущество в МКД составляет более чем пятьдесят процентов. В обращении от 20.08.2018г. № 80/4304, направленном в адрес ОМС об этом обстоятельстве сообщалось.
Соответственно, заявитель полагает, что в силу ч. 2 ст. 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ.
В п. 2 постановления Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным» (далее - Правила № 75) закреплено понятие «организатор конкурса», под которым понимается орган местного самоуправления или органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные проводить конкурс.
Заявитель полагает, что Порядок проведения открытого конкурса определен Правилами № 75. При этом, ни одним нормативным актом не установлены особые условия проведения открытого конкурса для общежитий, либо запрет на проведения конкурсов для таких МКД.
Возражая против заявленных требований, представитель ОМС ссылался на то, что учитывая, статус указанных в письме объектов (общежития), правовые основания для проведения открытого конкурса по отбору управляющих организаций у органа местного самоуправления отсутствовали, о чем управлением ЖКХ было дано письменное разъяснение.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
Согласно вышеизложенному, проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления МКД отнесено к полномочиям ОМС.
Частью 1 статьи 94 ЖК РФ определено, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 (в ред. от 18.07.2016) "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» пункт 3, конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
-собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
-по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
-большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
-собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
- не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;
4) в установленном законодательством Российской Федерации о
градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в
эксплуатацию многоквартирного дома.
Иных оснований для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно части 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75, нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
Учитывая, статус указанных в письме объектов (общежития), правовые основания для проведения открытого конкурса по отбору управляющих организаций у органа местного самоуправления отсутствовали, о чем управлением ЖКХ было дано письменное разъяснение.
Как следует из материалов дела, 20.08.2018 в адрес главы городского округа город Воронеж, Государственной жилищной инспекции Воронежской области, Прокуратуры Воронежской области руководителем ОП «Западное» ООО «ГУЖФ» ФИО3 было направлено письмо по домам, находящимся на обслуживании данной организации, в том числе: ул. 121 стрелковой дивизии, 50, ул. Матросова, 139 и 64.
Управлением ЖКХ руководителю ОП «Западное» ООО «ГУЖФ» было направлено разъяснение о том, что по многоквартирным домам, имеющим статус «общежитие» у организатора конкурса отсутствуют основания для его проведения.
С учетом изложенного, требования Общества с ограниченной ответственностью «ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ» к Администрации городского округа город Воронеж о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Воронеж, выразившегося в отказе в проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации многоквартирных домов, расположенных по адресу: <...> об обязании Администрации городского округа город Воронеж провести открытый конкурс по выбору управляющей организации многоквартирных домов по адресу <...> в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, не подлежат удовлетворению ввиду недоказанности незаконности соответствующего бездействия.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 101, 106, 110, 112, 167-170, 176, 197-201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Москва в удовлетворении заявленных требований к Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Воронеж, выразившегося в отказе в проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации многоквартирных домов, расположенных по адресу: <...> об обязании Администрации городского округа город Воронеж провести открытый конкурс по выбору управляющей организации многоквартирных домов по адресу <...> в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья Ю.А. Соколова