АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Воронеж дело №А14-2474/2008
«21» мая 2008г. 120/10
Судья Арбитражного суда Воронежской области Есакова М.С.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Есаковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению первого заместителя военного прокурора Московского военного округа в защиту интересов Министерства обороны Российской Федерации, г.Москва
к Межрайонной ИФНС России № 10 по Воронежской области, г.Острогожск Воронежской области
о признании недействительным решения межрайонной ИМНС России № 10 по Воронежской области от 26.11.2002 № 253/4 о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01 июля 2002 года - Войсковой части 30734, в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц и незаконными действий данного налогового органа по внесению записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации в качестве юридического лица Войсковой части 30734 за основным государственным регистрационным номером 1023601034236
с участием в деле третьего лица: Войсковой части 30734, г.Острогожск
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – помощника военного прокурора по доверенности от 16.05.2008, б/Н, служебное удостоверение № 13617, действительно по 20.06.2008
от Министерства обороны РФ: ФИО2 - помощник командира войсковой части 64307 по правовой работе по доверенности от 30.11.2007 № 403а (постоянная, неполная), военный билет АА №0460422, выдан 30.09.2004
от межрайонной ИФНС России №10 по Воронежской области: ФИО3 – специалиста 1 разряда юридического отдела по доверенности от 16.05.2008, № 08-14/03195 (постоянная полная), служебное удостоверение УР № 290223, действительно до 31.12.2009
от третьего лица (Восковой части 30734): ФИО4 - представителя по доверенности от 19.05.2008 № 76 (постоянная, неполная), военный билет АА 0446635, выдан 31.08.2004
установил:
Первый заместитель военного прокурора Московского военного округа (далее по тексту – Прокурор) обратился в арбитражный суд в интересах Министерства обороны Российской Федерации с требованиями о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 10 по Воронежской области (далее по тексту – межрайонная ИМНС России № 10 по Воронежской области, в настоящее время – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Воронежской области /далее по тексту – межрайонная ИФНС России № 10 по Воронежской области/) от 26.11.2002 № 253/4 о регистрации юридического лица – войсковой части 30734, зарегистрированного до 01.07.2002 года, в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), обязании межрайонной ИФНС России № 10 по Воронежской области внести запись в ЕГРЮЛ о недействительности записи о государственной регистрации и включении в вышеназванный реестр 26.11.2002 войсковой части 30734 за основным государственным регистрационным номером 1023601034236.
Представителем Прокурора заявлено об уточнении требований.
Лица, участвующие в деле, не возражают.
Уточнения требований приняты судом в порядке статей 41,49 АПК РФ.
Таким образом, рассмотрению подлежат требования о признании недействительным решения межрайонной ИМНС России № 10 по Воронежской области от 26.11.2002 № 253/4 о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01 июля 2002 года - Войсковой части 30734, в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц и незаконными действий межрайонной ИМНС России № 10 по Воронежской области по внесению записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации в качестве юридического лица Войсковой части 30734 за основным государственным регистрационным номером 1023601034236.
Межрайонная ИФНС России № 10 по Воронежской области требования заявителя не признает, ссылаясь на правомерность своих действий.
Представители Министерства обороны РФ и Войсковой части 30734 поддерживают требования Прокурора.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).
Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
На рассмотрении суда имеется ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд с рассматриваемым в настоящем деле заявлением.
В обоснование данного ходатайства Прокурор ссылается на то, что о включении Войсковой части 30734 Вооруженных сил РФ в Единый государственный реестр юридических лиц ему стало известно лишь из материалов прокурорской проверки, проведенной в феврале 2008 года военной прокуратурой Воронежского гарнизона и поступивших в Военную прокуратуру МВО 12.02.2008, а Министерству обороны, в интересах которого заявлены требования – в марте 2008 года из копии рассматриваемого заявления.
Кроме того, по мнению, Прокурора, установленный статьей 198 АПК срок для обращения в суд на него не распространяется.
Министерство обороны РФ и войсковая часть 30734 поддерживают ходатайство Прокурора.
Межрайонная ИФНС России № 10 по Воронежской области оставляет рассмотрение ходатайства на усмотрение суда.
Рассмотрев заявленное ходатайство, заслушав мнение иных участвующих в деле лиц, с учетом документального подтверждения ходатайства, руководствуясь статьями 41,115,117,159,198 АПК РФ, суд считает причины пропуска процессуального срока на оспаривание решения и действий налогового органа уважительными, ходатайство - подлежащим удовлетворению.
Довод Прокуратуры о нераспространении на нее положений части 4 статьи 198 АПК РФ в части установления срока на обращение в суд судом не принимается, поскольку не соответствует положениям Арбитражного процессуального кодекса РФ и фактическим обстоятельства дела.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон (статья 8 АПК РФ).
Государственные органы, обратившиеся в суд в защиту публичных интересов, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца (статья 53 АПК РФ).
Таким образом, неприменение к заявителю правил части 4 статьи 198 АПК РФ, противоречит положением статей 7,8,53 АПК РФ и изначально ставит его в неравное процессуальное положение по сравнению с остальными участниками хозяйственной деятельности в целом и участниками настоящего процесса в частности.
Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Первый заместитель военного прокурора Московского военного округа, полагая, что у Межрайонной инспекции ФНС России №10 по Воронежской области не было законных оснований для внесения сведений о Войсковой части 30734 как о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При этом заявитель утверждает, что Министерство обороны РФ не принимало решения о создании такого юридического лица, учредительные документы не утверждались и не направлялись в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридического лица. Кроме того, по мнению Прокурора, Войсковая часть 30734 не отвечает требованиям статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не имеет признаков юридического лица.
Как следует из материалов дела, 22.11.2002 в Межрайонную ИМНС России № 10 по Воронежской области (в настоящее время Межрайонная ИФНС России № 10 по Воронежской области) сообщены сведения о юридическом лице – войсковой части 30734, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» по форме Р 17001.
26.11.2002 на основании данного сообщения Инспекция внесла сведения о Войсковой части 30734 в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями), законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Государственная регистрация осуществляется в силу статьи 2 Закона федеральным органом исполнительной власти (далее по тексту - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (далее по тексту – Правила).
Указанные Правила устанавливают порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц, в том числе, состав документов, включаемых в регистрационное дело, состав сведений, включаемых в записи государственного реестра, способы представления лицензирующим органом сведений о лицензиях, полученных юридическим лицом, органами государственных внебюджетных фондов - сведений о регистрации юридического лица в качестве страхователя, банками - сведений о банковских счетах юридического лица.
Основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр согласно Правилам является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
Государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица либо записи о первом представлении в соответствии с Федеральным законом сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, является основным государственным регистрационным номером (ОГРН) и используется в качестве номера регистрационного дела этого юридического лица.
В регистрационное дело юридического лица в порядке поступления включаются все документы, представленные при государственной регистрации юридического лица и внесении изменений в государственный реестр, решение регистрирующего органа либо иного органа в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц о государственной регистрации и сведения, включенные в соответствующие записи государственного реестра, в виде листов записей государственного реестра, содержащих сведения о юридическом лице в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.
Как подтверждено материалами дела, Войсковой частью 30734 не было представлено решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица. В регистрационном деле войсковой части также отсутствовали документы, свидетельствующие о наличии у нее признаков юридического лица.
Согласно справке войсковой части 30734 от 28.03.2000 № 173 указанная войсковая часть сформирована на основании директивы МО СССР № 314/I/00900 от 28.12.82, Генерального штаба ВС СССР № 314/I/00245 от 15.03.85, Главнокомандующего ГСВГ № 18/001509 от 23.03.83. Справка не содержит сведений о создании войсковой части как юридического лица. Из справки следует, что войсковая часть сформирована как воинское подразделение. В силу чего соответствующий довод налогового органа судом не принимается.
Следует также отметить, что такая организационно-правовая форма юридических лиц как войсковая часть действующим гражданским законодательством не предусмотрена.
Следовательно, у регистрирующего органа не было установленных законом оснований для внесения сведений о Войсковой части 30734 в ЕГРЮЛ (аналогичная правовая позиция изложена в определении ВАС РФ от 12.05.2008 № 6099/08, постановлениях ФАС Центрального округа от 11.01.2008 по делу № А64-1720/07-19, от 03.03.2008 по делу № А54-3025/2007-С4).
Кроме того, согласно пункту 2 раздела II приложения №1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» имущество Вооруженных Сил относится исключительно к федеральной собственности.
В силу пункта 1 вышеназванного Постановления Верховного Совета Российской Федерации объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к этому Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.
Из материалов дела и пояснений представителя Министерства обороны РФ и войсковой части следует, что имущество войсковой части закреплено за ней на праве пользования, находится в оперативном управлении Воронежской КЭЧ МВО и является федеральной собственностью.
Согласно статье 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Частью 1 статьи 52 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида.
В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне», Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 года № 1357, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минобороны РФ относятся к компетенции Министра обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2003 года № 324 «О государственной регистрации юридических лиц» созданы федеральные государственные учреждения согласно приложению и утверждено Общее положение о федеральном государственном учреждении, в силу которого учредителем учреждения является Министерство обороны Российской Федерации.
Решения о придании Войсковой части 30734 статуса юридического лица Минобороны РФ не принимало.
Какого-либо общего положения о войсковых частях как юридических лицах также не существует, и такой документ отсутствует в регистрационном деле Войсковой части 30734, представленном Инспекции.
Кроме того, Войсковая часть 30734 финансируется из федерального бюджета на основании сметы доходов и расходов и не вправе по своему усмотрению распоряжаться этими средствами и отвечать ими по своим обязательствам.
Исходя из изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Расходы по госпошлине по настоящему делу относятся на средства федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 48,52 ГК РФ, Федеральным Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями), статьями 7-11,65, 117,110,156,167-170,180,198,201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным решение Межрайонной ИМНС России № 10 по Воронежской области (в настоящее время Межрайонная ИФНС России № 10 по Воронежской области) от 26.11.2002 № 253/4 о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01 июля 2002 года - Войсковой части 30734, в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц и незаконными действий межрайонной ИМНС России № 10 по Воронежской области (в настоящее время Межрайонная ИФНС России № 10 по Воронежской области) по внесению записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации в качестве юридического лица Войсковой части 30734 за основным государственным регистрационным номером 1023601034236, как не соответствующие статьям 48, 52 Гражданского Кодекса РФ, статьям 9,26 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Обязать Межрайонную ИФНС России № 10 по Воронежской области в месячный срок с момента принятия настоящего решения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации, аннулировав в Едином государственном реестре юридических лиц запись о регистрации Войсковой части 30734 за основным государственным регистрационным номером 1023601034236.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Судья М.С.Есакова