АРБИТРАЖНИЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Воронеж Дело №А14-2545/2019
«10» апреля 2019г.
Резолютивная часть решения вынесена 27.03.2019.
Решение в полном объеме изготовлено 10.04.2019.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Федосовой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Артюховой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Липецкой областям (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж
о привлечении открытого акционерного общества «Павловское хлебоприемное предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>) г. Павловск Воронежской обл.
к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ,
при участии в заседании:
от Управления Роспотребнадзора – ФИО1, представитель по доверенности № 2 от 09.01.2019, удостоверение личности – служебное удостоверение;
от ОАО «Павловское ХПП» - ФИО2, генеральный директор, выписка ЕГРЮЛ, удостоверение личности – паспорт,
установил:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Липецкой области (далее – Управление Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой области, административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Павловское хлебоприемное предприятие» (далее – ОАО «Павловское ХПП», заинтересованное лицо, Общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Определением суда от 18.02.2019 заявление Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям принято судом к производству, судебное заседание по делу назначены на 20.03.2019.
Все лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания, назначенного на 20.03.2019 извещены надлежащим образом, обеспечили явку в судебное заседание своих представителей.
В судебном заседании 20.03.2019г. в порядке статьи 163 АПК РФ для предоставления дополнительных доказательств объявлялся перерыв до 27.03.2019г.
В ходе судебного разбирательства представитель Управления Россельхознадзора поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ОАО «Павловское ХПП» возражал относительно удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве. Представитель признавал вменяемое правонарушение частично. Пояснил о наличии незначительных нарушений по хранению зерна: имеется завышенная высота хранения подсолнечника, в 4 складах имеются щели в дверных проемах, подтвердил, что на территории предприятия живут голуби и кошки.
Относительно отсутствия установок активного вентилирования, представитель указал, что ввиду разрушения береговой линии реки Дон разрушаются вентеляционные каналы. В связи с чем, предприятие вынуждено забетонировать вентканалы в складах №18,19,20.
Как установлено судом и следует из материалов дела следует, на основании Распоряжения Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям от 18.12.2018 №5100-р в отношении ОАО «Павловское ХПП» была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований к качеству и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, ввозе (вывозе) на территорию Таможенного союза, а также при поставке (закладке) зерна и крупы в государственный резерв, их хранении в составе государственного резерва и транспортировке (10001248481); государственного карантинного надзора (1000105489).
О проведении внеплановой выездной проверки ОАО «Павловское ХПП» было уведомлено надлежащим образом 19.12.2018, о чем свидетельствует отметка в уведомлении о проведении проверки.
В ходе плановой выездной проверки, проведенной уполномоченными лицами по адресу: Воронежская область, г. Павловск, было выявлено нарушение ОАО «Павловское ХПП» п.2 ст. 32 ФЗ от 21.07.2017 №206-ФЗ «О карантине растений», п.п. 6,7,8 11,12 ст. 4 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» в части нарушения условий хранения зерна.
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 21.12.2018 уполномоченным лицом в присутствии понятых был произведен осмотр складских помещений №3,4,7,8,9, 10,11, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 20, принадлежащих ОАО «Павловское ХПП» и расположенных по адресу: Воронежская обл., г. Павловск, на земельном участке с кадастровым номером 36:20:63:00001:3 общей площадью 100850 кв.м., в которых на хранении находится зерно урожая 2018 года подсолнечника в количестве – 27 300 тонн, зерно пшеницы в количестве – 1560 тонн.
При этом были выявлены нарушения условий хранения зерна, в том числе: в складах №3,4, 7,8, 9, 10, 11, 15, 16, 17, 18. 19, 20, где хранится зерно подсолнечника по 2 100 тонн в каждом, высота насыпи до 5 м. и в складе № 12, где на хранении лежит зерно пшеницы в количестве 1560 тонн, нет установок активного вентилирования. Входные отверстия каналов активной вентиляции не закрыты с наружных сторон, на продукции нет трапов и термоштанг. Дверные проемы имеют щели и дыры, через которые попадают атмосферные осадки, птицы, животные и посторонние предметы. В складах грязно, пыльно, на зерне есть помет и фикалий. В складе № 12 зерно пшеницы не выровнено, допущены россыпи и очаги проросшего зерна в складе и на прилегающей территории.
Кроме того, административным органом в складе, где хранится зерно, отобраны образцы зерна – 28 шт. Их них 14 шт. отправлены на исследование в лабораторию Воронежского филиала ФГБУ «ВНИИКР» на выявление КВО (карантинные сорняки) и 14 образцов направлены на экспертизу в лабораторию Воронежского филиала ФГБУ «Центра оценки качества зерна» на определение качества и безопасности зерна.
По результатам испытания Воронежского филиала ФГБУ «Центра оценки качества зерна», отраженных в протоколе испытаний № 12 от 17.01.2019, установлено, что зерно пшеницы массой 1560 тонн., хранящееся на складе №12, загрязнено мертвыми насекомыми-вредителями (малый мучной хрущак), обнаружено 16 экз/кг, при допустимом значении – не более 15.
Указанные обстоятельства отражены Управлением Роспотребнадзора в акте проверки от 22.01.2019 №510.
О месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушении ОАО «Павловское ХПП» было уведомлено надлежащим образом 17.01.2019, о чем свидетельствует отметка в уведомлении о необходимости явки для составления протокола.
22.01.2019 Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям по результатам проведенной внеплановой проверки был составлен протокол №09/13 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол составлен в присутствии генерального директора ОАО «Павловское ХПП», который признал факт совершения Обществом выявленного административным органом правонарушения.
Протокол об административном правонарушении получен 22.01.2019 генеральным директором ОАО «Павловское ХПП» на руки.
Материалы об административном правонарушении в отношении лица, привлекаемого к ответственности, направлены в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
На основании абзаца четвертого части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.43 Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 №201 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (пункт 1).
Согласно приказу Россельхознадзора от 02.05.2012 N 220 «О перечне должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных управлений, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях в территориальных управлениях Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору предоставлено, в том числе государственным инспекторам отделов территориальных управлений, осуществляющим функции по надзору и контролю, в пределах своей компетенции.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 22.01.2019 составлен уполномоченным должностным лицом – государственным инспектором отдела внешнего и внутреннего карантина растений, надзора за качеством зерна и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям, в пределах предоставленных законом полномочий.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Объектом правонарушения являются охраняемые государством правоотношения в сфере технического регулирования, т.е. правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец (поставщик).
В соответствии с примечанием к ст. 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или Указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В соответствии со статьей 36 Закона РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок хранения зерновой продукции регулируется нормами Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна».
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Технического регламента ТР ТС 015/2011 хранение зерна осуществляется в зернохранилищах, обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств, при соблюдении требований к процессам хранения зерна, установленных настоящим техническим регламентом, а также условий хранения, установленных национальным законодательством государства - члена Таможенного союза.
Пунктом 7 статьи 4 Технического регламента ТР ТС 015/2011 предусмотрено, что поверхности стен, потолков, несущих конструкций, дверей, пола производственных помещений, а также силосов и бункеров должны быть доступными для их очистки и обеззараживания. Состояние кровли и стен зернохранилищ, конструкции входных отверстий каналов активной вентиляции должны обеспечить предотвращение попадания в них атмосферных осадков и посторонних предметов.
Согласно пункту 8 статьи 4 Технического регламента ТР ТС 015/2011 технологический процесс обработки зерна в зернохранилищах должен обеспечивать сушку, очистку и обеззараживание зерна до уровня, обеспечивающего безопасное и стойкое для хранения состояние.
В зернохранилище в течение всего периода хранения зерна должна быть организована проверка условий его хранения (влажность, температура), а также показателей зараженности вредителями, цвета зерна и наличия постороннего запаха (ч. 11 ст. 4 Технического регламента ТР ТС 015/2011).
Исходя из приложения 3 пункта 4 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» загрязненность вредителями хлебных запасов (насекомые, клещи) должна быть не более 15 экз/кг для зерна, предназначенного для продовольственных целей.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на момент проведения административным органом проверки ОАО «Павловское ХПП» нарушены требования Технического регламента ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» в части обеспечения надлежащего хранения зерна в зернохранилищах, обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств:
- несоблюдение активного вентилирования складских помещений (склад №12),
- состояние дверных проемов зернохранилищ не обеспечивают предотвращение попадания в них атмосферных осадков и посторонних предметов;
- не соблюдены условия хранения зерна, в том числе и в части завышенных показателей зараженности его вредителями (мертвые жуки – малый мучной хрущак).
Указанные обстоятельства подтверждаются: актом проверки №510 от 22.01.2019, протоколом об административном правонарушении от 22.01.2019 №09/13.
Наличие выявленных на момент проверки нарушений требований действующего законодательства ОАО «Павловское ХПП» по существу не оспорено, генеральный директор общества указал, что ряд нарушений исправлено (отремонтировано шесть дверных проемов), однако отсутствие вентиляции связано с разрушением береговой линии рядом с которой находится предприятие.
При этом, доводы ОАО «Павловское ХПП» о том, что предприятие было вынуждено забетонировать вентиляционные каналы в нескольких складах ввиду разрушения береговой линии реки и разрушения, в том числе, вентканалов, судом не принимаются, поскольку ОАО «Павловское ХПП» как субъект, осуществляющий хранение зерна, обязан создавать условия его надлежащего хранения, в том числе, в специально оборудованных помещениях.
Вчасти 1 статьи 1.5КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указал, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Пунктом 16.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства невозможности соблюдения ОАО «Павловское ХПП» обязательных требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности которая требуется, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии вины в совершении административного правонарушения, применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что общество имело возможность обеспечить соблюдение правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в действиях ОАО «Павловское ХПП» содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43. КоАП РФ.
Грубых нарушений установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" требований к организации и проведению внеплановой проверки ОАО «Павловское ХПП», влекущих недействительность результатов проверки в силу статьи 20 названного Федерального закона, судом в ходе рассмотрения данного дела не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Следовательно, привлечение ОАО «Павловский ХПР» к административной ответственности является обоснованным, вследствие чего требования заявителя подлежат удовлетворению.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Доказательства наличия отягчающих ответственность общества обстоятельств в материалы дела не представлено.
Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, судом не выявлено. Основания для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, о снижении штрафа, назначенного в минимальном размере санкции нормы части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, судом также не усматривается.
На основании изложенного, учитывая то, что правонарушение ОАО «Павловский ХПП»совершено впервые (доказательств обратного суду не представлено) и частично нарушения устранены, учитывая характер выявленного нарушения, суд приходит к выводу о том, что применение к обществу минимально возможного административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в размере 100 000 рублей, будет отвечать целям административной ответственности.
Руководствуясь ч. 4.1, ч. 3 ст. 23.1, 32.2, ч. 1 ст. 14.43, КоАП РФ, ст.ст.167-170, 202, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь открытое акционерное общество «Павловское хлебоприемное предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано в качестве юридического лица 27.06.2002 Администрацией Павловского района Воронежской области, адрес: Воронежская обл., г. Павловск) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 100 000 руб.
Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Банк получателя: Отделение по Воронежской области Главного Управления ЦБ РФ по ЦФО (Отделение Воронеж) г. Воронеж;
ИНН и КПП получателя средств: <***>/366101001;
номер счета получателя платежа: 40101810500000010004;
БИК: 042007001;
код бюджетной классификации: 08111690010016000140;
ОКТМО: 20701000;
УИН: 08136128200002962258;
Получатель: УФК по Воронежской области (Управление Россельхознадзора по Воронежской области).
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет исполнено в принудительном порядке.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья С.С. Федосова