АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Воронеж Дело NА14-27674/2018
« 25 » сентября 2019 г.
Резолютивная часть решения объявлена 18.09.2019.
Решение изготовлено в полном объеме 25.09.2019.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Завидовской Е. С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Краснобаевой Е. Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РусБизнес», г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к администрации Лисичанского сельского поселения Ольховатского муниципального района Воронежской области, Воронежская обл., Ольховатский р-н, х. Дроздово (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 501 000 руб. задолженности по муниципальному контракту №2 от 26.09.2017
при участии в судебном заседании:
от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности № 1 от 15.02.2019;
установил:
общество с ограниченной ответственностью «РусБизнес» (далее - истец) обратилось в суд с требованиями к администрации Лисичанского сельского поселения Ольховатского муниципального района Воронежской области (далее - ответчик) о взыскании 501 000 руб. задолженности по муниципальному контракту №2 от 26.09.2017.
Истец поддержал исковые требования в полном объеме.
В ходе судебного заседания судом неоднократно уточнялось о желании сторон представить дополнительные документы. Истец сообщил, что не может представить документы с карьера, поскольку владелец карьера ликвидирован. Иных дополнительных документов у сторон не имеется.
Определением суда от 16.04.2019 принято к рассмотрению ходатайство о назначении по делу судебно-строительной экспертизы с целью определения качества и временного периода выполненных истцом работ.
В судебном заседании 18.09.2019 истцом снято вышеуказанное ходатайство с рассмотрения.
Из материалов дела следует, что между сторонами заключен муниципальный контракт №2 от 26.09.2017, в соответствии с условиями которого, подрядчик (истец) обязуется выполнить по заданию заказчика (ответчика) работы: по ремонту автомобильных дорог местного значения, в соответствии со сметным расчетом (приложение № 2 к контракту), с требованиями технического задания (приложение № 1 контракту) и условиями настоящего контракта сжать результат работы заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п.1.1 контракта).
Место выполнения работ по контракту: ул.Садовая в п.Политотдельское Лисичанского сельского поселения, согласно Техническому заданию (Приложение №1 к настоящему Контракту).
Пунктом 2.1 контракта согласована цена контракта.
Начало выполнения работ: с момента заключения контракта. Срок выполнения работ: в течение двух месяцев с момента заключения контракта (п.п.4.1-4.2 контракта).
Истец, ссылаясь на выполнение работ, составил односторонние акты ф. КС-2 и КС-3 № 1 от 24.11.2017 на сумму 1 266 781 руб. и направил их заказчику почтовой связью 21.05.2018.
Исх. № 192 от 20.06.2018, №222 от 16.07.2018 заказчик отказался от подписания данных актов, указав на расторжение муниципального контракта в одностороннем порядке 30.11.2017.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате выполненных работ, истец обратился к последнему с претензией от 25.06.2018.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив все в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из муниципального контракта №2 от 26.09.2017, к возникшему спору подлежат применению нормы Главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о договорах подряда (строительного подряда) и положения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон N 44-ФЗ).
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) или муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу пункта 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было установлено контрактом.
Согласно части 3 статьи 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В пункте 10.4 контракта указано, что заказчик праве принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданский кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств и контрактом.
В пункте 14 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор практики) отмечено, что отсутствие в государственном (муниципальном) контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ.
Согласно пункту 1 статьи 432 и пункту 1 статьи 708 ГК РФ начальный и конечный сроки выполнения работы являются существенными условиями договора подряда; подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. В пункте 3 статьи 708 ГК РФ определено, что указанные в пункте 2 статьи 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков. Согласно пункту 2 статьи 405 ГК РФ, если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, условия муниципального контракта №2 от 26.09.2017 предусматривали возможность его досрочного расторжения по тем основаниям, которые указаны муниципальным заказчиком в решении от 30.11.2017 №384, а именно нарушение сроков выполнения работ (ст. 715 ГК РФ), что соответствует требованиям Кодекса и Закона N 44-ФЗ.
Согласно п.11.6 контрактов любое извещение, уведомление, запрос или согласие, выдача которых необходима или разрешена в связи с исполнением контракта оформляется в письменном виде и направляется одной стороной другой стороне заказной почтой с уведомлением, по факсу.
Решение от 30.11.2017 №384 направлено подрядчику посредством почтовой связи 30.11.2017 по адресу, указанному в разделе 12 контрактов.
Согласно части 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт, считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из системного толкования частей 12 и 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, а также руководствуясь п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", датой надлежащего уведомления истца об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта является 03.01.2018 - дата получения заказчиком информации об отсутствии истца по адресу, указанному в контракте, поскольку сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи. Таким образом, контракт считается расторгнутым с 14.01.2018 (10 дней с даты надлежащего уведомления).
Вопреки доводам истца несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю (пункт 16 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Как следует из материалов дела, односторонние акты ф. КС-2 и КС-3 № 1 от 24.11.2017 направлены заказчику 21.05.2018, т.е. спустя пять месяцев после расторжения контрактов.
Истец считает возможным удовлетворение иска в заявленном размере 501 000 руб. за выполнение части работ до расторжения контракта.
Согласно акту № 1 от 24.11.2017 администрации Лисичанского сельского поселения подрядчик приступил к работам за два дня до окончания срока выполнения работ (24.11.2017).
Также ответчиком представлено письмо жителей сельского поселения с жалобой на качество и недостаточный объем отсыпки дороги от 04.12.2017 (т.2 л.д.123).
Исходя из положений п. 5 ст. 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. При этом презумпция добросовестности основывается на непротиворечивом поведении участников гражданского оборота.
Представленные истцом документы в обоснование исковых требований противоречивы.
В качестве доказательства выполнения работ истец ссылается на заключенный им с ООО «Дорога» договор субподряда №26/09-17 от 26.09.2017 и приемку работ у субподрядчика 24.11.2017.
Согласно п.1.3 вышеуказанных договоров субподряда для выполнения работ ООО «Дорога» приобретается бортовой камень, тротуарная плитка, геотекстиль, бетон, раствор цементный и т.д., вместе с тем указанные материалы не указаны в качестве используемых для выполнения муниципального контракта.
В актах субподрядчика (ООО «Дорога») период выполнения работ указан с 26.09.2017 по 24.11.2017, при этом субподрядчиком сдан, а генподрядчиком принят весь предусмотренный договором объем работ. Вместе с тем, согласно представленному истцом журналу работ ООО «Дорога» работы по укладке щебня по контракту № 2 от 26.09.2017 выполнялись в период с 10.11.2017 по 12.12.2017 (т.3 л.д.26). Объем выполненных работ в журнале не указан. При этом указано, что в качестве субподрядной организации ООО «Дорога» привлекла еще одно ООО «Дорога».
Более того, согласно журналу производства работ ООО «РусБизнес», выполнялись в период с 26.09.2017 по 11.11.2017 (т.1, л.д.30), при этом объем выполненных работ в журнале не указан.
Также в журнале ООО «РусБизнес» имеется отметка об отсутствии на объекте субподрядных организаций и выполняемых ими работах (т.1, л.д. 31).
Как следует из текста решения УФАС по Воронежской области № «РПН №36-77» от 20.02.2018 (т.1 л.д.127-129) при рассмотрении обращения заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «РусБизнес» поясняло, что выполнило только часть работ: снятие растительного грунта, подготовка основания земляного полотна, укладка щебеночного слоя. Последующие этапы выполнения работ не представлялось возможным исполнить ввиду неблагоприятных погодных условий и отсутствия в смете работ под уплотнение грунта, что не позволило выполнить полностью работы надлежащего качества.
Вместе с тем, согласно представленным истцом журналам работ, истцом выполнялись работы исключительно по укладке щебня. Работ по снятию грунта, подготовки основания журналы производства работ не содержат.
Кроме того, на момент рассмотрения дела в УФАС по Воронежской области истец подтверждал выполнение только части работ, и отрицал возможность выполнения работ, указанных в контракте надлежащего качества без проведения дополнительных работ (уплотнение грунта).
В силу пункта 1 статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Доводы истца о необходимости оплаты работы «хоть за какую-то дорогу» судом отклоняются как не основанные на нормах права.
В соответствии с п. 1 ст. 754 ГК РФ подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах.
По смыслу приведенных норм, в случае отступления от условий договора подряда, технической документации или обычно предъявляемых к работам соответствующего рода требований, в том числе по качеству, обязательство подрядчика не может считаться исполненным надлежащим образом.
Согласно п.5.4 контракта работы должны выполнять с соблюдением требований следующих нормативных документов:
«ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;
«Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» (введены в действие Письмом государственной службы дорожного хозяйства Минтранса РФ от 17 марта 2004 №ОС-28/1270-ис);
Приказ Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог».
При возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза (пункт 5 статьи 720 ГК РФ).
В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Допустимым доказательством в случае разрешения спора по качеству выполненных работ является заключение эксперта. Иные доказательства могут лишь свидетельствовать о наличии между сторонами спора по качеству работ.
Ходатайство о назначении экспертизы относительно качества и сроков выполнения работ снято истцом с рассмотрения суда.
При этом, учитывая, что акты выполненных работ направлены истцом спустя пять месяцев после расторжения контракта перед экспертами ставился вопрос о возможности проведения экспертизы давности выполнения работ.
Согласно ответу от 09.07.2019 №1021/02 Федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы определение временного периода выполнения работ не представляется возможным из-за отсутствия утвержденной методики определения давности выполнения работ. Аналогичный ответ дало ФГБОУ ВО «ВГТУ» от 11.07.2019 №11.07-19/04.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что акты выполненных работ ф. КС-2 и КС-3 № 1 от 24.11.2017 не являются надлежащими доказательствами, подтверждающими качественное выполнение истцом работ на указанную сумму.
Поскольку истцом не доказано факта выполнения работ на заявленную сумму иска в период действия контракта, надлежащее качество результата работ, а также его потребительскую ценность для заказчика, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
При подаче иска истцом по платежному поручению № 398 от 05.12.2018 уплачена государственная пошлина в сумме 13 040 руб.
Размер государственной пошлины по делу составляет 13 020 руб.
С учетом результата рассмотрения дела, на основании ст. 110 АПК РФ, судебные расходы в размере 13 020 руб. относятся на истца. На основании ст. 333. 40 НК РФ истцу следует вернуть из федерального бюджета 20 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 65, 102, 110, 163, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «РусБизнес», г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета 20 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Справку выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Арбитражный суд Центрального округа путем подачи жалобы, через арбитражный суд, принявший решение.
Судья Арбитражного суда
Воронежской области Е. С. Завидовская