АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Воронеж Дело №А14-2887-2008
« 20 » июня 2008г. 85/34
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2008 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20 июня 2008 года.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Кораблевой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Кораблевой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества банк «Воронеж», г.Воронеж,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Воронежа
о признании частично недействительным решения №518ДСП от 31.03.2008г.
при участии в заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, по доверенности №2 от 01.02.2008г.,
от ИФНС – ФИО2, по доверенности от 09.01.2008г.,
установил: открытое акционерное общество банк «Воронеж» (далее – Общество, Банк) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Воронежа (далее – налоговый орган, Инспекция) от 31.03.2008г. №518ДСП в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 177 667 руб.
Налоговый орган возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на правомерность оспариваемого решения.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 10.06.2008г. объявлялся перерыв до 16.06.2008г.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Банка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за период с 01.06.2005г. по 31.10.2007, составлен акт проверки от 06.03.2008г. №209/ДСП.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений Общества Инспекцией 31.03.2008г. принято решение №518 ДСП, в соответствии с которым заявителю доначислены налоги, соответствующие пени и штрафы.
Основанием доначисления спорной суммы налога на добавленную стоимость в размере 177 667 руб., явился вывод Инспекции о занижении Банком налоговой базы по этому налогу на сумму вознаграждения, полученного последним при осуществлении операций по выплатам и отправлениям денежных средств по заявлениям физических лиц без открытия банковских счетов с использованием международной системы "Вестерн Юнион" (далее – Система «Вестерн Юнион») и «Юнистрим» (далее – Система «Юнистрим»).
Не согласившись с решением налогового органа в оспариваемой части, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.
Заявитель полагает, что решение Инспекции по данному эпизоду вынесено с нарушением положений подпункта 3 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса российской Федерации (далее – Кодекс, НК РФ) и пункта 9 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках). По мнению заявителя, налоговым органом не приняты во внимание существенные отличия условий спорных договоров от условий, присущих агентскому договору, договору комиссии или договору поручения.
По мнению Инспекции (пункт 2.1 оспариваемого решения), Банк при освобождении от налога доходов от осуществления операций по выплатам и отправлениям денежных переводов по системам «Вестерн Юнион» и «Юнистрим» неправомерно руководствовался подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ, относя производимые операции к банковским, а получаемое вознаграждение к вознаграждению за проведение банковских операций.
Налоговый орган считает, что договор №738 от 02.12.2002г., заключенный между Обществом с ограниченной ответственностью «Небанковская кредитная организация «Вестерн Юнион ДП Восток» и открытым акционерным обществом банком «Воронеж», и договор №91 об осуществлении денежных переводов физических лиц без открытия счетов по системе «ЮНИСтрим» от 31.10.2005г., заключенный между Коммерческим банком «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ООО) и Открытым акционерным обществом банком «Воронеж, должны рассматриваться как посреднические договоры, имеющие признаки агентского договора, договора комиссии и договора поручения, в связи с чем доходы по ним подлежат налогообложению в соответствии с пунктом 7 статьи 149 НК РФ.
По эпизоду с Вестерн Юнион заявителю доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 4 390 руб., по эпизоду с Юнистрим - в сумме 173 277 руб.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из подпункта 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации) не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Согласно статье 11 Налогового Кодекса под банками в названном законодательном акте понимаются коммерческие банки и иные кредитные организации, включая небанковские кредитные организации, имеющие лицензии Банка России.
Право на совершение банковских операций возникает у кредитной организации в соответствии со статьей 12 Закона о банках с момента получения ею лицензии, выданной Банком России.
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 5 Закона о банках к банковским операциям относится осуществление банком переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Как усматривается из материалов дела, предметом двух договоров: №738 от 02.12.2002г., заключенного между Банком и обществом с ограниченной ответственностью «Небанковская кредитная организация «Вестерн Юнион ДП Восток», и №91 об осуществлении денежных переводов физических лиц без открытия счетов по системе «ЮНИСтрим» от 31.10.2005г., заключенного между Коммерческим банком «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ООО) и Открытым акционерным обществом банком «Воронеж, является сотрудничество между Сторонами договоров, направленное на предоставление банковских услуг по осуществлению денежных переводов физических лиц без открытия банковских счетов, а, именно, отправлению и выплате денежных переводов посредством Систем Вестерн Юнион и Юнистрим, позволяющих с помощью современных средств связи совершить перевод в короткий промежуток времени.
В соответствии с условиями договоров Банк выделяет помещения, оборудование и персонал для организации пунктов обслуживания клиентов (пункт 4.2.1 договора №738 от 02.12.2002г., пункт 3.8. договора №91 от 31.10.2005г.), Вестерн Юнион и Юнистрим направляют в Банк программное обеспечение, рекламные и инструктивные материалы, осуществляют консультационную поддержку (пункты 4.1.1-4.1.4 договора №738 от 02.12.2002г, пункты 3.7., 3.9. договора №91 от 31.10.2005г.).
При осуществлении расчетов Банк взимает с клиентов вознаграждение в сумме, определенной в процентном соотношении к сумме оплаты перевода (пункты 3.1, 3.2 договора №738 от 02.12.2002г. и пункты 6.1 - 6.2. договора №91 от 31.10.2005г.). Полученные Банком суммы переводов и платы за их отправление перечисляются им в пользу Вестерн Юнион и Юнистрим за вычетом вознаграждения. Вестерн Юнион и Юнистрим обязуются перечислять Банку суммы переводов, выплаченные Банком клиентам. Расчеты между Банком и контрагентами по договорам осуществлялись на основе взаимного зачета обязательств, связанных с выплатами и отправлением переводов, за установленный отчетный период (пункты 3.3, 3.4. договора №738 от 02.12.2002г., пункты 7.1-7.2. договора №91 от 31.10.2005г.).
Как усматривается из материалов дела, договоры не содержат существенных условий договоров поручения (статья 971 ГК РФ), комиссии (статья 990 ГК РФ), агентского договора (статья 1005 ГК РФ).
Банк, принимая и выплачивая переводы по Системам Вестерн Юнион и Юнистрим,
не является представителем Вестерн Юнион и Юнистрим перед третьими лицами, он выступает самостоятельным участником расчетов. Банк от своего имени принимает средства по приходно-кассовому ордеру и заявление на перевод.
Банк не получает вознаграждения от Вестерн Юнион и Юнистрим. Источником его доходов является оплата физическим лицом за осуществление денежного перевода, которая распределяется между всеми лицами, участвующими в осуществлении операции по переводу денежных средств (его принятии, переводе, выдаче наличных средств получателю (пункты 2.5, 2.6, 3.2. договора №738 от 02.12.2002г. и пункты 6.1. – 6.2. договора №91 от 31.10.2005г).
При осуществлении операций по переводу средств физических лиц Банк действует по поручению физических лиц, а не по поручению Вестерн Юнион и Юнистрим (пункты 2.4, 2.5. договора №738 от 02.12.2002г. и пункты 2.1., 4.1., 4.3. договора №91 от 31.10.2005г.).
Банк не передает Вестерн Юнион и Юнистрим какого-либо исполнения, получаемые им от физических лиц средства подлежат выплате получателям – физическим лицам, а не Вестерн Юнион и Юнистрим. Денежные средства, принимаемые и выплачиваемые Банком при осуществлении операций банковского перевода по поручению физических лиц являются собственностью физического лица.
Вестерн Юнион и Юнистрим в отличие от принципала, комитента, доверителя участвуют в проводимой Банком операции – переводу денежных средств, он обеспечивает организационное взаимодействие и расчеты между банками участниками Систем.
Довод налогового органа о посредническом характере договоров в связи с тем, что Банк по системам Вестерн Юнион и Юнистрим использует фирменные бланки, программное обеспечение, рекламные и оформительские материалы с символикой Систем, инструктивные материалы, за агентское вознаграждение осуществлял операции по выплатам и отправлениям денежных переводов физических лиц без открытия банковских счетов, несостоятельны.
Довод Инспекции о том, что Банк совершает операции за счет Вестерн Юнион и Юнистрим, не подтвержден документально.
В пункте 3.5 договора №738 от 02.12.2002г. и в пункте 7.2. договора №91 от 31.10.2005г. установлено, что Вестерн Юнион и Юнистрим представляют отчет Банку. Данный отчет не может рассматриваться как отчет агента, поверенного или комиссионера, поскольку имеет цель проведение взаимозачета по проведенным операциям.
Таким образом, осуществление переводов по Системам Вестерн Юнион и Юнистрим невозможно без взаимодействия с ООО «Небанковская кредитная организация «Вестерн Юнион ДП Восток» и Коммерческим банком «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ООО), выполняющим функции расчетного, информационного, методологического центров между банками - участниками систем.
Вместе с тем Банк осуществляет денежные переводы по поручению физического лица, а не Вестерн Юнион и Юнистрим, источником вознаграждения Банка за осуществление перевода являются денежные средства клиента, а не имущество Вестерн Юнион и Юнистрим.
Следовательно, материалами дела не подтверждается получение Банком от ООО «Небанковская кредитная организация «Вестерн Юнион ДП Восток» и Коммерческого банка «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ООО) агентского вознаграждения, облагаемого налогом на добавленную стоимость в силу пункта 7 статьи 149 НК РФ.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что договор №738 от 02.12.2002г., заключенный между Обществом с ограниченной ответственностью «Небанковская кредитная организация «Вестерн Юнион ДП Восток» и открытым акционерным обществом банком «Воронеж», и договор №91 об осуществлении денежных переводов физических лиц без открытия счетов по системе «ЮНИСтрим» от 31.10.2005г., заключенный между Коммерческим банком «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ООО) и открытым акционерным обществом банком «Воронеж», не содержат признаков агентского договора, договора поручения или комиссии, поскольку при их исполнении стороны действуют в своих интересах в рамках совместного оказания услуг клиентам по переводу их денежных средств.
Более того, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2007г. №3556/07, квалификация отношений, возникающих при совершении банковской операции, не поставлена Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" в зависимость от вида гражданско-правовых договоров, заключаемых между кредитными организациями, а также способов получения и распределения между ними вознаграждения, получаемого с клиентов. Взимание комиссионного вознаграждения банками за совершенные банковские операции предусмотрено статьей 29 Закона о банках.
Это вознаграждение является выручкой, в отношении которой и решается вопрос о применении льгот по обложению налогом на добавленную стоимость.
Указанные правовые нормы не дают оснований полагать, что в отношении банковской операции, совершенной банком с участием небанковской кредитной организации, обладающей лицензией Банка России, возникают правовые предпосылки для применения пункта 7 статьи 149 Налогового Кодекса.
В настоящем случае наличие у Общества лицензии Банка России, позволяющей банкам привлекать Общество с ограниченной ответственностью «Небанковская кредитная организация «Вестерн Юнион ДП Восток» и Коммерческий банк «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ООО) для обеспечения расчетов при переводах денежных средств физических лиц без открытия банковского счета, Инспекцией при рассмотрении дела под сомнение не ставилось.
Как установлено судом, целью заключения Банком вышеупомянутых договоров с Обществом с ограниченной ответственностью «Небанковская кредитная организация «Вестерн Юнион ДП Восток» и Коммерческим банком «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ООО) являлось взаимное сотрудничество, направленное на более качественное оказание банковских услуг по переводу денежных средств по заявлениям физических лиц. Названная цель не противоречит правовым нормам банковского законодательства, регламентирующим условия и порядок совершения банковских операций. Банк осуществлял денежные переводы на основе своей лицензии.
Следовательно, для целей применения главы 21 Кодекса взаимоотношения Банка с Обществом с ограниченной ответственностью «Небанковская кредитная организация «Вестерн Юнион ДП Восток» и Коммерческим банком «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ООО) являются отношениями в рамках проведения банковской операции и на основании подпункта 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Возражая против удовлетворения требований Банка, налоговый орган в ходе рассмотрения дела сослался на то, что переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, которые Банк осуществляет посредством систем Вестерн Юнион и Юнистрим, не являются банковскими операциями, поскольку не относятся к расчетным. По мнению Инспекции, банковская операция предполагает наличие счета получателя платежа. В связи с чем налоговый орган приходит к выводу о том, что рассматриваемые переводы являются почтовыми.
Данные доводы Инспекции судом не принимаются во внимание.
В силу статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" банковской операцией является осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Право Банка оказывать услуги по выдаче и переводу денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов основано на лицензии N 654, выданной Центральным банком Российской Федерации 20.06.2002г. Оказание данной банковской услуги связано с осуществлением между банками (коммерческими организациями) расчетов, производимых в соответствии со статьей 31 Закона «О банках и банковской деятельности» по правилам, формам и стандартам, установленным Банком России.
Исследуя порядок оформления и получения перевода, суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 1.2.3 Положения ЦБ РФ «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» 01.04.2003 N 222-П Банк осуществляет перевод денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счёта на основании документа, предоставленного физическим лицом. Форма документа, предназначенного для предоставления/заполнения физическими лицами, установлена заключенными соглашениями с Вестерн Юнион и Юнистрим. В документе содержатся необходимые для перечисления денежных средств реквизиты.
Согласно требованиями пункта 2.6.1. Положения ЦБ РФ «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 09.10.2002г. №199-П Банк осуществляет приём наличных денежных средств для осуществления перевода без открытия счёта.
Главами 2 и 3 Положения ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002 г. № 2-П предусмотрено, что Банк осуществляет перевод денежных средств, используя для этого корреспондентские счета Банка (пункт 3.6. договора №738 от 02.12.2002г., пункт 7.1. договора №91 от 31.10.2005г.).
Выплата перевода Банком осуществляется на основании документа, предоставленного физическим лицом, форма которого установлена соглашениями с Вестерн Юнион и Юнистрим.
В соответствии с требованиями пункта 2.6 Положения ЦБ РФ «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 09.10.2002г. №199-П оформляется расходный кассовый ордер, на основании которого осуществляется выплата денежных средств через кассу Банка.
Как усматривается из материалов дела и пояснений представителя заявителя, данных в судебном заседании, особенностью перевода (получения) денежных средств при использовании систем денежных переводов Вестерн Юнион или Юнистрим является то, что получатель, обращающийся в банк, являющийся участником платежной системы, получает выплату перевода в момент обращения. Однако на момент выплаты денежные средства еще могут не поступить на счет выплачивающего банка, поэтому банк выплачивает сумму перевода за счет собственных средств, а после выплаты производит взаиморасчеты по суммам переводов и комиссионному вознаграждению, уплачиваемому физическим лицом – плательщиком, с участниками соответствующей системы переводов на основании имеющегося между ними договора о сотрудничестве по осуществлению расчетов.
Таким образом, несмотря на то, что операция по перечислению средств между физическими лицами занимает короткий промежуток времени, прохождение перечисленных средств осуществляется традиционным путем с использованием системы банковских счетов, что соответствует законодательству Российской Федерации о безналичных расчетах.
Ссылка Инспекции на то, что переводы при помощи платежных систем по существу являются операциями по приему и выдаче денег физическим лицам как имущества, что не соответствует банковской операции, а соответствует почтовому переводу, несостоятельна.
Операции, посредством которых заявителем осуществлялся перевод денежных средств физических лиц без открытия банковских счетов, производятся через платежные системы посредством прохождения платежа через систему банковских счетов, что не отличает указанную операцию от иных расчетных. Таким образом, полученные от физических лиц денежные средства передаются участниками расчетов в виде записей по счетам, а не имущества, определенного статьей 140 Гражданского кодекса Россиской Федерации.
В письме Министерства финансов РФ от 31.10.2006 № 03-04-03/28, на которое ссылается и налоговый орган, дано разграничение банковских переводов от почтовых.
Поскольку при осуществлении данной банковской операции Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» не устанавливает обязательное открытие банковского либо вкладного счета физическому лицу - получателю денежных средств, то при переводе денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов получателем денежных средств может быть физическое лицо, как имеющее банковский или вкладной счет в кредитной организации, так и не имеющее данные счета.
Кроме того, основными квалифицирующими признаками этой банковской операции является наличие договорных отношений между банком и плательщиком, в рамках которых кредитная организация, обладающая специальной правоспособностью, принимает на себя обязательство по исполнению поручения плательщика о переводе денежных средств (заявление отправителя, принятое Банком, является соглашением о переводе денежных средств).
Между тем, почтовые переводы в силу статьи 2 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» предполагают непосредственное вручение денежных средств физическому лицу, а не зачисление денежных средств на лицевой счет, как при банковском переводе.
Отличием банковского перевода от почтового перевода является также возможность возникновения риска незавершения перевода либо кредитного риска для кредитной организации получателя (в зависимости от порядка осуществления расчетов) по причине перемещения денежных средств от отправителя перевода к получателю, а при межбанковском переводе также от кредитной организации отправителя к кредитной организации получателя. Кроме того, в отличие от кредитных организаций у организаций почтовой связи при исполнении почтовых переводов не происходит урегулирование расчетов между ними и возможность возникновения риска, присущего банкам, отсутствует.
С учетом изложенного перечисление средств между участниками платежных систем не отличается от традиционных безналичных расчетов и является банковской операцией, предусмотренной пунктом 9 статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Аналогичное толкование норм права приведено и в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2007 №3556/07, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.11.2007 по делу №А-56-7098/2007, Федерального арбитражного суда Московского округа от 31.08.2007 по делу №КА-А40/7416-07, Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.06.2007 по делу N А55-18225/2006-32, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.02.2007 по делу N Ф04-9578/2006(30837-А45-14).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 200 АПК РФ).
Налоговым органом в нарушение требований статьи 200 АПК РФ не представлено бесспорных доказательств в обоснование оспариваемого решения.
На основании вышеизложенного и в целях обеспечения единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права заявленные требования подлежат удовлетворению. Следует признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Воронежа от 31.03.2008г. №518ДСП в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 177 667 руб.
В соответствии со статьями 110 АПК РФ, 333.21 НК РФ, учитывая неимущественный характер заявленных требований, уплаченная заявителем госпошлина в сумме 3000 руб. за подачу заявления о признании недействительным оспариваемого решения и заявления о принятии обеспечительных мер подлежит взысканию в пользу заявителя с налогового органа.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Воронежа от 31.03.2008г. №518ДСП в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 177 667 руб. как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Воронежа устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа в пользу открытого акционерного общества банк «Воронеж», расположенного по адресу: <...>, зарегистрированного Управлением Министерства по налогам и сборам России по Воронежской области (г.Воронеж) 22.07.2004г., основной государственный регистрационный номер 1023600002084, 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Судья Г.Н. Кораблева