АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело №А14-3436/2022
"8" апреля 2022 г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Т.Н.Максимович
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.Ю. Рыжковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Железнодорожного района г.Воронежа, г.Воронеж
к ИП ФИО1, г.Воронеж (ОГРНИП <***> ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии в судебном заседании представителей:
от прокурора – Прокопова В.А., помощник прокурора, служебное удостоверение,
от ИП ФИО1 - не явилась, надлежаще извещена
установил:
Прокурор Железнодорожного района г.Воронежа области обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, индивидуального предпринимателя ФИО1.
В соответствии со статьей 136 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие ИП ФИО1, извещенной надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Представитель прокуратуры поддержала требования.
ИП ФИО1 отзыв на заявление не представила, факт правонарушения не оспорила.
На основании части 4 статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание при отсутствии возражений со стороны лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании 06.04.2022 объявлялся перерыв по 08.04.2022.
Из материалов дела следует.
ИП ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность в помещении, расположенном по адресу: <...>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра основным видом деятельности предпринимателя является деятельность клубного типа.
На основании обращения гражданина и решения заместителя прокурора Железнодорожного района Воронежской области от 24.01.2022 №10 проведена проверка соблюдения ИП ФИО1 требований законодательства о лицензировании.
В результате проведенной проверки с участием представителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области установлено следующее.
Детский клуб "Единорожка", расположенный по адресу: <...>, на основании публичной оферты (договора) на предоставление услуг от 16.08.2021 посещают малолетние дети от 2-х до 7 лет в количестве до 16 человек. Режим работы клуба с 9 час. до 20-00 час. Стоимость установлена прейскурантом цен на услуги, предоставляемые "Детским клубом "Единорожка" с 01.09.2021, утвержденным директором "Детского клуба" "Единорожка" ФИО1, согласно которому стоимость занятия по комплексному развитию для детей с 1 до 4 лет составляет разово - 800 рублей, 4 занятия - 1580 (1640) рублей, 8 занятий 2680 (3280) рублей; подготовка к школе для детей от 5 до 7 лет составляет разово 800 рублей, 4 занятия - 1640 (1980) рублей, 8 занятий 3280 (3880) рублей; английский язык составляет разово 800 рублей, 4 занятия -2280 рублей, 8 занятий 2880 рублей и др.
Из объяснений ИП ФИО1 следует, что занятия в детском клубе проводятся инструктором детского клуба С.О.Е. и ИП ФИО1 по учебно-развивающим программам: "Комплексное развитие ребенка от года до четырех лет", "Мини-сад в детском клубе". Указанная деятельность, проводимая в детском клубе "Единорожка", является образовательной. Подтверждает, что о лицензировании данной деятельности осведомлена, за лицензией не обращалась, выявленный факт не оспаривает.
Таким образом, установлено, что ИП ФИО1 в указанном помещении оказывает образовательные услуги без специального разрешения(лицензии).
По результатам проверки в присутствии предпринимателя составлен акт от 07.02.2022, который вручен предпринимателю.
Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, т.е. осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
25.02.2022 прокурором Железнодорожного района г.Воронежа было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, которое вручено 25.02.2022 ИП ФИО1 под роспись.
Материалы дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя были направлены в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав представителя прокуроры, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 статьи 25.11 КоАП РФ).
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральным законом об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Согласно статье 2 Закона о лицензировании лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Пунктом 40 части 1 статьи 12 Закона №99-ФЗ определено, что лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с частями 1, 2 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Согласно пункту 14 статьи 2 Закона №273-Ф3 дополнительное образование - вид образования, который направлен на всесторонне удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Исходя из пункта 6 статьи 10 Закона №273-Ф3, дополнительное образование включает в себя такие подвиды как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Согласно пункту 1 статьи 75 Закона №273-ФЗ, дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
В силу пункта 2 статьи 75 Закона №273-ФЗ дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеобразовательные и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.
Согласно пункту 3 статьи 75 указанного Федерального закона к освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Закона №273-ФЗ содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28 Закона №273-Ф3 к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
Исходя из части 1, части 2 статьи 2 Закона №99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами требований которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 91 Закона №273-Ф3 образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 2 статьи 91 Закона №273-ФЗ соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Согласно части 3 указанного Федерального закона лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом -Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 Закона №273-ФЗ в приложении к лицензии, являющейся ее неотъемлемой частью должны указываться: сведения о видах образования, об уровнях образования, о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам обучения.
Из указанных положений следует, что оказание дополнительных образовательных услуг, является образовательной деятельностью и подлежит обязательному лицензированию.
В материалы административного дела прокурором представлены полученные у ИП ФИО1: учебно-развивающая программа "Мини-сад" для детей 3-6 лет, а также учебно-развивающий курс "Комплексное развитие ребенка от года до четырех лет". Анализ указанных документов, а также устные пояснения ФИО1, позволяют характеризовать указанные документы в качестве части образовательной программы дошкольного образования, дополнительных общеразвивающих программ.
Наличие разработанного и утвержденного ИП ФИО1 расписания занятий подтверждает, что реализуемая в детском развивающем центре "Единорожка" деятельность носит комплексный, последовательный, системный и неоднократный характер.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона об образовании индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.
Из представленного ФИО1 трудового договора № 1 от 02.12.2021 года следует, что ИП ФИО1 приняла на работу С.О.Е. на должность инструктора детского клуба.
Согласно пункту 1.2 должностной инструкции инструктора детского клуба/инструктора по творческому развитию, утвержденной ФИО1 26.08.2021 г. на должность инструктора детского клуба "Единорожка" назначается лицо, имеющее среднее или высшее образование (в том числе музыкальное, хореографическое, художественное) без предъявления требований к стажу работы.
Среди должностных обязанностей, выделенных в разделе 2 "Права и обязанности инструктора" должностной инструкции установлены, в том числе, следующие:
"Инструктор: проводит занятия строго в соответствие с планом и методическими рекомендациями детского клуба, либо в соответствие с собственными развивающими программами, утвержденными директором.
Обеспечивает здоровье и физическую безопасность детей во время занятий
<...>.
Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности. <...> Инструктор не вправе:
выносить из клуба учебные материалы, методические разработки и пособия, удлинять или сокращать продолжительность занятий с детьми и перерывы между ними <...>".
Таким образом, ИП ФИО1 в детском клубе "Единорожка" осуществляется образовательная деятельность по образовательной программе дошкольного образования, дополнительного образования детей с привлечением работников и заключением договоров публичной оферты на оказание образовательных услуг в отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление, составивший протокол.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Материалами дела подтверждено и ИП ФИО1 не оспариваются выявленные в результате проверки 07.02.2022 нарушения.
Согласно частям 1, 3 и 4 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях согласно статье 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Судом установлено, что нарушений требований КоАП РФ при привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности заявителем не допущено, срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Доказательства наличия события и состава административного правонарушения, представленные в материалы дела, с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ, соответствуют критериям относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта нарушения.
Из обстоятельств дела усматривается, что у предпринимателя имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, следует признать наличие в действиях (бездействии) ИП ФИО1 признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данное правонарушение не является малозначительным ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Образовательная деятельность находится под особым контролем государства, государственный контроль в данной сфере направлен на защиту прав потребителей и обеспечения качества оказываемых услуг.
Вместе с тем, суд учитывает следующие обстоятельства.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения.
Доказательств совершения ИП ФИО1 аналогичного правонарушения ранее, не представлено, предприниматель является субъектом малого и среднего предпринимательства, что подтверждается выпиской из реестра.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, предусмотренное санкцией ч. 2 ст.14.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа, заменить на предупреждение.
Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
При таких обстоятельствах, ИП ФИО1 следует привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Руководствуясь ст. 2.1, ч. 2 ст. 14.1, ч.1 ст. 4.1.1, ст. 23.1. КоАП РФ, ст.ст. 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Воронеж (ОГРНИП <***> ИНН <***>) дата рождения: 04.02.1990, место рождения: пос.Омчак Тенькинского района Магаданской области, зарегистрированную по адресу: <...>, к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья Т.Н. Максимович