ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-3701/2022 от 06.07.2022 АС Воронежской области

Арбитражный суд Воронежской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж

"22" июля 2022 года                                                                     Дело №А14-3701/2022

Резолютивная часть решения объявлена  "6" июля 2022 года

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Т.Н. Максимович

при ведении протокола судебного заседания секретарем О.Ю. Рыжковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению 

Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу, г. Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к ООО "Люкс", г.Воронеж (ОГРН <***> ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 20.05.2022 по 31.12.2022,

ООО "Люкс" – ФИО2 по доверенности от 28.03.2022 по 31.12.2022,

установил:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее- МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Люкс" к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ и взыскании с общества 44 630 руб. 12 коп. издержек, понесенных по делу об административном правонарушении (с учетом уточнения в порядке ст.49 АПК РФ).

Представитель МРУ Росалкогольрегулирования поддержал заявление, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.

Представитель ООО "Люкс" в отзыве на заявление и в судебном заседании факт правонарушения не оспорила, просила о применении административной ответственности в виде предупреждения, считает размер понесенных административным органом  издержек не доказанным.

Из материалов дела следует.

17.11.2022 в 08 час. 22 мин. от сотрудника ГИБДД в ОМВД России по Чернянскому району поступило сообщение о том, что на объездной дороге п. Чернянка для проверки документов был остановлен автомобиль марки "JAC" (государственный регистрационный номер У129ВТ 136RUS), водитель которого перевозил алкогольную продукцию без сопроводительных документов.

Ознакомившись с данным сообщением, оперуполномоченный РЭБиПК ОМВД России по Чернянскому району 17.11.2021 прибыл на место и совершил осмотр указанного автомобиля, в результате которого обнаружил 37 пивных кег объемом 50 литров и 34 пивных кеги объемом 30 литров. При проверке документов установлено, что на часть пивных кег имеются товарно-транспортные накладные с указанием в качестве грузоотправителя ООО "Люкс" (ИНН <***>, <...>), в качестве грузополучателя указана ИП ФИО3 (Белгородская область).

На оставшиеся 60 пивных кег (37 пивных кег объемом 50 литров и 23 пивные кеги объемом 30 литров) отсутствуют товаро-сопроводительные документы.

Указанные кеги содержали следующую маркировку:

1       Пиво Аннинское фильтрованное  50 л (27 кег),

2       Пиво Аннинское фильтрованное  30 л     (2 кеги),

3       Пиво Аннинское нефильтрованное 50 л  (6 кег),

4       Пиво Аннинское нефильтрованное 30 л  (6 кег),

5       Пиво Аннинское фирменное 50 л (1 кега),

6       Пиво Аннинское фирменное 30 л (2 кеги),

7       Пиво Аннинское темное    50 л     (1 кега),

8       Пиво Аннинское темное    30 л     (5 кег),

9       Пиво Рижское нефильтрованное   30 л     (2 кеги),

10     Пиво Варня   30 л     (2 кеги),

11     Пиво Жигулевское фильтрованное 30 л  (1 кега),

12     Пиво Бирлайт 30 л   (1 кега),

13     Пиво 31 Регион фильтрованное    30 л     (2 кеги),

14     Пиво Варетинское светлое 50 л     (2 кеги).    

По итогам осмотра в присутствии водителя М.И.П. и экспедитора Г.М.Ю. составлен протокол от 17.11.2021, в котором имеется отметка об изъятии указанных кег со спиртосодержащей продукцией общим объемом 2540 литров, в связи с тем, что обнаруженная алкогольная продукция (пиво) является предметом административного правонарушения, в соответствии со ст. 27.1, 27.10, 28.3 КоАП РФ в качестве меры обеспечения производства по делу, а также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Указанная продукция помещена на территории ОМВД России по Чернянскому району, а в дальнейшем по акту изъятия №0101/071221/06292-3ю от 10.12.2021 передана на ответственное хранение представителю АО "Росспиртпром".

Из объяснений водителя М.И.П. следует, что он работает у ИП ФИО4 в должности водителя. ИП ФИО4 осуществляет грузоперевозки на арендованных автомобилях, в т.ч. на автомобиле "JAC" с государственным регистрационным номером У129ВТ 136RUS для ООО "Люкс", которое занимается производством пива.

Около 4 часов 17.11.2021 в указанный автомобиль на заводе по адресу: <...> были загружены пивные кеги и водитель выехал в г.Белгород. Общее количество кег ему не известно, поскольку "для этого есть экспедитор"- Г.М.Ю. Кому предназначалось пиво, М.И.П. не известно.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствует о том, что водителем "JAC" (государственный регистрационный номер У129ВТ 136RUS) осуществлялась перевозка алкогольной продукции (пиво) без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их оборота, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, 07.12.2021 административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ.

Из представленного ООО "Люкс" объяснения №50 от 24.12.2021 следует, что 17.11.2021 сотрудником ООО "Люкс" были сформированы в ЕГАИС товарно-транспортные накладные (далее - ТТН) за №№ 3540 от 17.11.2021, 3538 от 17.11.2021, 3539 от 17.11.2021, 3537 от 17.11.2021, 3550 от 17.11.2021 на отправку алкогольной продукции.

Утром 17.11.2021 на ООО "Люкс" началась отгрузка алкогольной продукции в адрес контрагентов по ранее сформированным ТТН. Водителям до отправки транспортных средств было озвучено, что они выезжают только после фиксации сведений в ЕГАИС, однако водитель, который отправлялся в г. Белгород, самовольно покинул территорию после отгрузки с четырьмя ТТН от 17.11.2021 за №№ 3540, 3538, 3539, 3537. По дороге в г. Белгород автомобиль марки JACсломался по техническим причинам, в связи с чем организация была вынуждена в срочном порядке загрузить продукцию в другой автомобиль марки JAC, государственный регистрационный номер <***> для исполнения обязательств по договору поставки.

Кроме того в определении №0101/071221/06292-1ю о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.12.2021 и протоколе изъятия № 0101/071221/06292-3ю от 10.12.2021 имеются недостоверные сведения о наименовании алкогольной продукции согласно товарно-транспортным накладным от 17.11.2021.

Так, в определении от 07.12.2021, а также в протоколе от 10.12.2021 указаны наименование продукции: Аннинское фильтрованное, Аннинское нефильтрованное, Аннинское фирменное, Аннинское темное, Рижское нефильтрованное, Вария, Жигулевское фильтрованное, Бирлайт, 31 Регион фильтрованное, Варетинское светлое.

Указанные сведения были взяты с этикеток, которые находились на пивных кегах и не используются как сопроводительный документ, так как не имеют наименование производителя продукции, срока годности, качественных характеристик: крепость, плотность, состав, тогда как перевозимая продукция была указана в ТТН за №№ 3540 от 17.11.2021, 3538 от 17.11.2021, 3539 от 17.11.2021, 3537 от 17.11.2021, 3550 от 17.11.2021, в частности: Аннинское нефильтрованное, Барятинское (светлое).

Учитывая тот факт, что продукция покинула территорию организации до фиксации всех ТТН в ЕГАИС и нанесения соответствующих качественных этикеток на кеги, ООО "Люкс" признает совершение указанного административного правонарушения.

Установив факт совершения ООО "Люкс" правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.16 КоАП, административный орган направил 18.01.2022 почтовой связью в адрес общества извещение от 17.01.2022 о необходимости явки представителя общества 14.02.2022 для составления протокола об административном правонарушении.

14.02.2022 должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу в отсутствие надлежаще извещенного уполномоченного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении №0101/071221/06292-7ю о совершении ООО "Люкс" правонарушения по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.

Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, рассматриваются судьями арбитражных судов, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Воронежской области.

Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суднаходит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и Федеральном законе об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, и наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.16 КоАП РФ, является установленный государством порядок оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно положений ч. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) предусмотрены следующие сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

1) товарно-транспортная накладная;

2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции).

5) заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).

При этом алкогольной продукцией в соответствии со статьей 2 Закона N 171-ФЗ признается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;

В соответствии со ст. 2 Закона N 171-ФЗ оборотом алкогольной продукции признается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что обществом осуществлялся оборот (перевозка) алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства.

Так ООО "Люкс" были изготовлены товарно-транспортные накладные (далее-ТТН) от 17.11.2021 года за №№ 3540, 3538, 3539, 3537, 3550.

ТТН №№ 3540, 3538, 3539, 3537 были выданы водителю и представлены сотруднику ДПС при остановке автомобиля.

ТТН №3550 от 17.11.2021 на пиво общим объемом 2540 л., в т.ч. Аннинское нефильтрованное (100л.), Барятинское (светлое) (2440л) водителю выданы не были, в связи с чем, в автомобиле "JAC" (государственный регистрационный номер <***>) водитель М.И.П. перевозил указанную алкогольную продукциюнезаконно, тем самым, осуществляя оборот алкогольной продукции, принадлежащей ООО "Люкс", без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.

Таким образом, представленными материалами административного дела подтверждено совершение ООО "Люкс" вменяемого правонарушения и обществом не оспаривается.

При этом суд отмечает, что в отсутствие у оперуполномоченного РЭБиПК ОМВД России по Чернянскому району 17.11.2021 указанных товаро-сопроводительных документов, им был составлен протокол осмотра и зафиксирован перечень кег, содержащих алкогольную продукцию, согласно наклеенных на них этикеток, наименование на которых, как пояснило ООО "Люкс", не соответствовало содержимому (пиво Аннинское нефильтрованное, Барятинское (светлое)). 

Факт вменяемого ООО "Люкс" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, подтверждается протоколом осмотра от 17.11.2021, протоколом изъятия от 10.12.2021, протоколом об административном правонарушении, ООО "Люкс" не оспаривался при проведении административного расследования и в ходе судебного разбирательства.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В данном случае заинтересованное лицо не выполнило в полной мере, возложенные на него обязанности, имело возможность для соблюдения требований норм действующего законодательства, однако не проявило необходимой внимательности, заботливости и осмотрительности при осуществлении своей деятельности.

Таким образом, с учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о доказанности административным органом наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Срок привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не пропущен.

При проведении уполномоченным органом проверки и составлении протокола по делу об административном правонарушении нарушений прав лица, привлекаемого к ответственности, судом не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, отягчающих вину, предусмотренных статьей 4.1 КоАП РФ, суду не представлено.

Санкцией ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Административный штраф, являющейся мерой ответственности, принимается в целях предупреждения совершения новых правонарушений, его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом, отвечая критериям пропорциональности и обеспечения индивидуализации наказания (постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П).

Из материалов дела следует, что на момент проведения проверки административным органом обществом осуществлялся незаконный оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.

Пунктом 3.2 указанной статьи установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно пункту 3.3. указанной статьи при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Снижение в данном случае административного наказания направлено на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления экономической деятельности субъекта.

Таким образом, деяние ООО "Люкс", предусмотренное ч.2 ст.14.16 КоАП РФ совершено впервые (доказательств обратного в материалы дела не представлено), не повлекло причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, так же не создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, общество является субъектом малого предпринимательства.

При таких обстоятельствах, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреда, суд считает возможным с учетом объективной оценки доказательств снизить минимальную меру наказания в виде штрафа до 50 000 руб.

При этом довод общества о замене административного штрафа на предупреждение ввиду наличия исключительного обстоятельства – выезда водителя с пивной продукцией за территорию без получения товарно-транспортных накладных судом не может быть признан в качестве такового, поскольку данные действия (бездействия) находится в зоне ответственности общества, не обеспечившего надлежащий режим контроля въезда/выезда автотранспорта с его территории, в частности, осуществляя профессиональную деятельность, связанной с оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не проявило необходимую внимательность, заботливость и осмотрительность по обеспечению персонала товаро-сопроводительными документами.

Пунктом 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания (статьи 3.2, 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а, следовательно, может быть применена арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если такой вид административного наказания предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части Кодекса. Поэтому в резолютивной части соответствующего решения вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений пунктов 1 - 4 части 3 статьи 29.10 Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией.

Пунктом 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что алкогольная и спиртосодержащая продукция, реализуемая без соответствующих лицензий и документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов.

При этом алкогольная продукция, оборот которой производится без документов, подтверждающих легальность ее производства и (или) оборота, подлежит изъятию в силу прямого указания закона.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятая или конфискованная алкогольная продукция, указанная в подпунктах 1 - 3 пункта 1 данной статьи, подлежит уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как указывалось ранее, общество осуществляло незаконную перевозку алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, поэтому на основании абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ такая продукция находится в незаконном обороте и в силу указанной нормы и части 3 статьи 3.7 КоАП РФ подлежит изъятию (которое уже было произведено административным органом, как следует из протокола изъятия от 10.12.2021) и уничтожению.

Соответствующие разъяснения даны в пунктах 1 - 3 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018.

Учитывая обстоятельства дела, изъятая на основании протокола изъятия от 10.12.2021 №0101/071221/06292-3ю алкогольная продукция подлежит передаче на уничтожение в установленном законом порядке в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Закона N 171.

Административным органом также заявлено требование взыскании с ООО "Люкс" 44 630 руб. 12 коп. издержек, понесенных по делу об административном правонарушении.

Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В силу статьи 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии со статьей 24.7 КоАП РФ издержки по делу об административном правонарушении состоят, в том числе из сумм, израсходованных на демонтаж, хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения (пункт 2 части 1); издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, относятся на счет указанных лиц, за исключением сумм, выплаченных переводчику (часть 3); размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат. Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении (часть 4).

В случае привлечения юридического лица к административной ответственности издержки по делу об административном правонарушении (за исключением издержек на оплату услуг переводчика) относятся на его счет без каких-либо дополнительных условий - с учетом, однако, обязанности судьи, должностного лица, уполномоченного органа проверить обоснованность издержек на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат. Юридическое лицо при этом вправе представить свои возражения относительно обоснованности размера издержек (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 N 2981-О).

Согласно пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление N 5), размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

Положения Арбитражного процессуального кодекса не предусматривают исключения для взыскания судебных издержек по делам, возникающим из административных правонарушений. Кодекс также не содержит запрет на рассмотрение вопроса по взысканию издержек в отношении изъятого товара применительно к части 2 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 308-КГ16-11788).

В качестве доказательств фактического несения издержек в заявленном размере МРУ Росалкогольрегулирования представлены государственные контракты № К-164/08-02 от 24.12.2020, № К-127/05-04 от 29.10.2021 и № К-1/05-04 от 01.01.2022, заключённые Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка с АО "Росспиртпром" в электронном формате на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).

По условиям контрактов АО "Росспиртпром" обязуется в соответствии с Постановлением № 1027, выполнять и оказывать на территории Российской Федерации по заявкам Федеральной службы в отношении изъятых или конфискованных в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции работы и услуги (далее – работы, услуги), в частности: вывоз продукции и (или) предметов с места их приемки от уполномоченных органов; хранение продукции и (или) предметов вне мест их изъятия; уничтожение продукции и (или) предметов на основании судебного акта. Стоимость указанных услуг согласована контрактами.

На основании отчетов административного органа об исполнении заявок о вывозе и приеме на хранение, справки-расчета, во исполнение указанных государственных контрактов АО "Росспиртпром" осуществлены действия по перевозке изъятой у ООО "Люкс" алкогольной продукции на сумму 41 913 руб. 60 коп. и хранению в сумме 2 716 руб. 52 коп.

Платежными поручениями №№17700,17701 от 29.12.2021 на сумму 5013484,53 руб. и 15803083,53 руб. соответственно, подтверждена оплата, произведенная акционерному обществу  "Росспиртпром" по указанным контрактам за услуги по вывозу продукции за период с 01.12.2021 по 17.12.2021 и хранению изъятой из незаконного оборота продукции за декабрь 2021.

Согласно ст. 71 АПК РФ суд оценивает доказательства, подтверждающие судебные расходы, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании.

Учитывая фактически понесенные административным органом при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Люкс" издержки в размере 44 630 руб. 12 коп., включающие в себя изъятие  алкогольной продукции, принадлежащей обществу и находившейся в незаконном обороте, осуществление ее вывоза на хранение, оказание услуг по хранению, суд признает указанные издержки подтвержденными и подлежащими взысканию с общества.

ООО "Люкс" в возражениях на заявление просило о возврате многооборотной тары (пивных кег), в которых находилась изъятая продукция, ссылаясь на нахождение у общества данного имущества на праве аренды на основании заключенного 11.01.2021 договора с ИП ФИО5

В материалы дела представлен договор аренды (имущества), по условиям которого ИП ФИО5 передает ООО "Люкс" во временное владение и пользование на срок 1 год кеги пивные объемом 30 и 50 л.

Актом приема-передачи от 11.01.2021 подтверждена передача ООО "Люкс" 150 пивных кег объемом 30л. и 70 пивных кег объемом 50л.

В целях пресечения административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении КоАП РФ наделяет уполномоченное должностное лицо правом применить меры обеспечения производства, а именно: осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов.

Таким образом, в отношении отдельных вещей возможность реализации имущественных прав может быть ограничена посредством обоснованного применения их изъятия уполномоченными должностными лицами.

Статья 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относит изъятие вещей и документов к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Порядок изъятия вещей и документов предусмотрен статьей 27.10 КоАП.

В силу ч.2 данной нормы изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

 Согласно части 9 статьи 28.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Поскольку административное производство в отношении ИП ФИО5 не возбуждалось, изъятые административным органом пивные кеги с алкогольной продукцией ООО "Люкс" обществу принадлежат на праве аренды и являются собственностью предпринимателя, многооборотная тара - металлические кеги в количестве 60 штук, из которых 37 штук объемом 50 л, 23 штуки объемом 30 л, изъятая по протоколу изъятия от 10.12.2021 № 0101/071221/06292-3ю подлежит возвращению ООО "Люкс".

Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

привлечь общество с ограниченной ответственностью "Люкс", г.Воронеж (ОГРН <***> ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по г. Москве (МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному Федеральному округу, л/с <***>)

ИНН/КПП: <***>/770301001

ОГРН: <***>

ОКАТО: 45286575000

ОКТМО: 45380000

Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО/УФК по г. Москве, г. Москва

БИК: 004525988

Единый казначейский счет: 40102810545370000003

Казначейский счет: 03100643000000017300

ОКТМО: 45380000

КБК: 16011608010016000140

УИН 16000000000000526497

В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет исполнено в принудительном порядке.

Алкогольную продукцию, изъятую на основании протокола изъятия от 10.12.2021 №0101/071221/06292-3ю, направить на уничтожение в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Люкс", г.Воронеж (ОГРН <***> ИНН <***>) многооборотную тару - металлические кеги в количестве 60 штук, из которых 37 штук объемом 50 л, 23 штуки объемом 30 л, изъятую по протоколу изъятия от 10.12.2021 № 0101/071221/06292-3ю.

           Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Люкс", г.Воронеж (ОГРН <***> ИНН <***>) в пользу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу, г. Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>) издержки, понесенные по делу об административном правонарушении, в размере 44 630 рублей 12 копеек.

          Сумма издержек подлежит уплате по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по г. Москве (МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному Федеральному округу, л/с <***>)

ИНН/КПП: <***>/770301001

ОГРН: <***>

ОКАТО: 45286575000

Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО/УФК по г. Москве, г. Москва

БИК: 004525988

Единый казначейский счет: 40102810545370000003

Казначейский счет: 03100643000000017300

ОКТМО: 45380000

КБК: 16011302991016000130.

            Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                                           Т.Н. Максимович