ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-4412/09 от 22.07.2009 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ 

г.Воронеж Дело №А14-4412/2009

« 22 » июля 2009г. 101/30

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Федосовой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лабиринт», г.Россошь Воронежской области, к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Россошанскому району Воронежской области, г.Россошь Воронежской области, о признании незаконным решения от 07.04.2009г. №2 в части привлечения к ответственности за предоставление недостоверных сведений о трудовом стаже в отношении следующих категорий работников: «изолировщик», «пескоструйщик», «мастер участка антикоррозийной защиты», «начальник участка антикоррозийной защиты»,

третьи лица: 1. Открытое акционерное общество «Минудобрения», г.Россошь Воронежской области

2. Департамент труда и занятости населения Воронежской области, г.Воронеж,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акуловой Е.В.,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, директор, протокол №13 от 13.12.2007г., паспорт серии 20 05 №527244, выдан ОВД г.Россошь и Россошанского района Воронежской области,

ФИО2, главный бухгалтер, по доверенности от 25.05.2009г. №89, паспорт серии 20 03 №075999, выдан Россошанским ГРОВД Воронежской области,

ФИО3, представитель по доверенности от 09.07.2009г. №199, паспорт серии 20 06 №855304, выдан отделом УФМС России по Воронежской области в Россошанском районе Воронежской области 22.08.2007г.,

от ГУ-УПФ РФ по Россошанскому району – не явились, надлежащим образом извещены,

от Департамента труда и занятости населения – ФИО4, ведущий консультант, по доверенности от 26.02.2009г. №АД/670, паспорт серии 20 03 №067060, выдан Северным ОВД Коминтерновского района г.Воронежа 22.05.2002г.,

от ОАО «Минудобрения» - не явились, надлежащим образом извещены,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Лабиринт» (далее – заявитель, Общество, ООО «Лабиринт») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Россошанскому району Воронежской области (далее – ответчик, орган Пенсионного фонда) от 07.04.2009г. №2 о привлечении к ответственности за нарушение Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует открытое акционерное общество «Минудобрения» (далее – третье лицо 1., ОАО «Минудобрения»), определением арбитражного суда от 02.06.2009г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент труда и занятости населения Воронежской области (далее – третье лицо 2., Департамент).

ОАО «Минудобрения», ГУ-УПФ РФ по Россошанскому району в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, от ОАО «Минудобрение» поступило ходатайство от 21.07.2009г. №ЮС-38 о рассмотрении дела в отсутствие представителя. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проводилось в отсутствие ГУ-УПФ РФ по Россошанскому району и третьего лица – ОАО «Минудобрения».

Определением арбитражного суда от 20.07.2009г. в соответствии со ст.ст.41, 49 АПК РФ принято уточнение заявленных требований, поступившее от ООО «Лабиринт.

В связи с чем, подлежит рассмотрению требование заявителя о признании незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Россошанскому району Воронежской области от 07.04.2009г. №2 в части привлечения к ответственности за нарушение Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за предоставление недостоверных сведений о трудовом стаже в отношении следующих категорий работников: «изолировщик», «пескоструйщик», «мастер участка антикоррозионной защиты», «начальник участка антикоррозионной защиты».

Ответчик, согласно представленного отзыва возражал против удовлетворения заявленных требования, ссылаясь на правомерность оспариваемого решения.

Третьи лица 1. и 2. поддержали позицию заявителя.

Изучив материалы дела, заслушав лиц участвующих в процессе, исследовав представленные доказательства, суд установил.

Заявителем были представлены в орган Пенсионного фонда индивидуальные сведения исходной формы за 2008г. на 27 застрахованных лиц, работающих в ООО «Лабиринт», по следующим 5 должностям: «изолировщик», «мастер участка антикоррозионной защиты», «начальник участка антикоррозионной защиты», «пескоструйщик» и «начальник участка термоизоляции», с отнесением вышеупомянутых должностей с учетом условий труда к Разделу VIIIподраздела А позиция 1080А010 Списка №1 (право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях).

06.03.2009г. органом пенсионного фонда по результатам проверки достоверности сведений в части специального трудового стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, представленных ООО «Лабиринт» был составлен протокол расхождений №1.

Согласно которому, органом Пенсионного фонда было установлено, что представленные ООО «Лабиринт» сведения в отношении 27 застрахованных лиц по указанным выше должностям недостоверны. В частности, работники по данным профессиям не могут претендовать на досрочное пенсионное обеспечение по разделу VIII Списка №1, поскольку в книгах записи работ и отработанного времени в цехах с вредными и особыми вредными условиями труда изолировщиков и пескоструйщиков отражена занятость на работах, не предусмотренных разделом VIII Списка №1. По мнению пенсионного фонда изолировщики и пескоструйщики ООО «Лабиринт» имеют право на досрочное пенсионное обеспечение по разделу ХХVII Списку №2. В связи с чем, индивидуальные сведения о трудовом стаже, содержащие специальный стаж, приобретенный застрахованными лицами (27 человек) по профессиям «изолировщик», «мастер участка антикоррозионной защиты», «начальник участка антикоррозионной защиты», «пескоструйщик» и «начальник участка термоизоляции» в 2008г. были признаны недостоверными.

Результаты проверки отражены в акте от 10 марта 2009г. №30.

ООО «Лабиринт» в двух недельный срок предлагалось устранить выявленные расхождения и представить формы индивидуальных сведений за 2008 год в территориальный орган ПФР согласно замечаниям.

30.03.2009г. заявителем были представлены возражения на акт от 10.03.2009 г. № 30.

Так как уточненные индивидуальные сведения Заявителем представлены не были, орган Пенсионного фонда вынес решение № 2 от 07.04.2009 г. о применении к Заявителю финансовых санкций в размере 87729 за представление недостоверных индивидуальных сведений. Согласно данному решению орган пенсионного фонда указал, что ООО «Лабиринт» не подтверждена занятость работников цехах, участках и отделениях антикоррозийных составов и покрытий предприятий химической промышленности (общество не относится к предприятиям химической промышленности), кроме того не представлены документы, подтверждающие, что термоизоляция является неотъемлемой частью технологического оборудования.

Заявитель не согласился с указанным решением, что явилось основанием для обращения ООО «Лабиринт» в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Рассмотрев представленные доказательства, заслушав представителей сторон, проанализировав доводы и требования заявления, суд первой инстанции приходит к выводу, что требования заявителя ( с учетом уточнения) подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

В статье 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2002 г. N537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.

Кабинет Министров СССР Постановлением от 26 января 1991 г. N 10 утвердил Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Список N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, которые введены в действие с 1 января 1992 года.

Порядок применения Списков №1 и № 2 изложен в разъяснении Минтруда России от 22 мая 1996года №5. В соответствии с п.5 данных разъяснений Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ

В соответствии с позицией 1080А010 раздела VIII «Химическое производство», подраздела А Списка № 1 «Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях» (утвержденного Постановлением Кабинета Министров ССС от 26.01.91г. №10) право на досрочное назначение пенсии предусмотрено работникам цехов, отделений, участков антикоррозийных составов и покрытий. Рабочим, мастерам и старшим мастерам, механикам и энергетикам цехов, занятых на ремонте, профилактике и обслуживании технологического оборудования и электрооборудования (кроме контрольно - измерительных приборов и вентиляции), коммуникаций, дегазации производственной канализации и тоннелей.

При этом, согласно п.14 разъяснений Минтруда России от 22 мая 1996года №5 работники, занятые ремонтом оборудования непосредственно в производственных цехах, отделениях и на участках, профессии и должности которых предусмотрены Списками, пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, состоят они в штате производственных цехов, отделений, участков или в штате специализированных ремонтных цехов, участков, организаций.

Согласно кодам Государственной статистической отчетности ООО «Лабиринт» относится к разделу D «Обрабатывающие производства», подразделу DG«Химическое производство» 24.13 «Производство прочих основных неорганических химических веществ», 24.66.4 «Производство прочих химических продуктов», подразделу DK «Производство машин и оборудования», 29.24.9 «Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки», 29.12.9 «Предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию насосов и компрессоров» общероссийского классификатора видов экономической деятельности (л.д.19).

Как установлено судом и следует из материалов дела ООО «Лабиринт» выполняет различные виды ремонта насоснокомпрессорного оборудования, паровых, газовых труб и роторных фильтров, ремонт антикоррозийного покрытия железобетонных и металлоконструкций эстакад МКЦ, ремонт тепловой изоляции оборудования и трубопроводов на территории цехов ОАО «Минудобрения» (отнесено к химической отрасли промышленности), о чем свидетельствует договор подряда от 15.01.2008г. №ОГМ -50-08. Выполнение данных работ в действующих цехах «Минудобрения» подтверждается актами приемки выполненных работ. Кроме того, заявитель представил на обозрение суда книги записи работ отработанного времени в цехах с вредными и особо вредными условиями труда по спорным профессиям (26 работников поименованных в оспариваемом решении).

ОАО «Минудобрения» в качестве обоснования правильности представленных индивидуальных сведений, ссылается также на то обстоятельство, что перечень рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет, в том числе и по профессиям: «пескоструйщик», «начальник участка», «мастер участка», был согласован 24.05.2005г. Государственной экспертизой условий труда Воронежской области.

Материалами дела подтверждается, что ООО» Лабиринт» 23.05.2005г. было дано Заключение по результатам проверки материалов аттестации рабочих мест по условиям труда Главным управлением труда и социального развития администрации Воронежской области по указанным профессиям и должностям. Срок действия заключения до 12.04.2010г.

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) государственная экспертиза условий труда это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно статьи 216.1. ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением администрации Воронежской области от 31.12.2008г. №1186 «Об утверждении положения о Департаменте труда и занятости населения в Воронежской области» указанный Департамент является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим государственную политику в сфере труда, в том числе и осуществляющим государственную экспертизу условий труда. Государственная экспертиза условий труда проводится структурным подразделением Департамента отделом государственной экспертизы труда и занятости населения Воронежской области (Положение от 29.01.2009г).

В силу трудового законодательства Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки, в том числе качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст.216.1 ТК РФ).

Порядок проведения государственной экспертизы установлен Постановлением правительства РФ от 25.04.2003 № 244.

Как установлено судом по заявлению ООО «Лабиринт» от 03.06.2009г. Департаментом труда и занятости населения Воронежской области осуществлена государственная экспертиза правильности установления компенсаций за вредные и опасные условия труда на рабочих местах по профессиям: «Пескоструйщик», «Мастер участка антикоррозионной защиты», «начальник участка антикоррозионной защиты», «изолировщик на термоизоляции».

Результаты экспертизы оформлены заключением от 30.06.2009г. №АД/2402, согласно которому уполномоченный орган делает вывод, что на рабочих местах по профессиям «пескоструйщик», «изолировщик на термоизоляции», «мастер участка антикоррозионной защиты», «начальник участка антикоррозионной защиты» ООО «Лабиринт» занятых ремонтом, профилактикой и обслуживанием технологического оборудования и коммуникаций ООО «Минудобрения» предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с позицией 1080А010 раздела VIII «Химическое производство», подраздела А Списка №1 , утвержденного Постановлением кабинета министров СССР от 26.01.91 № 10.

Кроме того, согласно указанному заключению, на основании «Правил устройств и безопасности эксплуатации технологических трубопроводов» (ПБ 03-585-03) следует, что антикоррозийная защита и тепловая изоляция трубопроводов на ОАО «Минудобрения» является неотъемлемой частью безопасного обслуживания и эксплуатации технологических трубопроводов, оборудования и коммуникаций, в производстве минеральных удобрений и аммиака.

В силу ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Однако орган пенсионного фонда в нарушение ч.1 ст.65 и ч.5 ст.200 АПК РФ не представил суду соответствующих доказательств подтверждающих правомерность оспариваемого решения.

Материалами дела подтверждено и не оспаривается ответчиком, что 26 человек по спорным профессиям состоят в трудовых отношениях с ООО «Лабиринт» и осуществляли трудовую деятельность в соответствующих цехах ОАО «Минудобрения». При этом, Заключение от 30.06.2009г. №АД/2402 выданное уполномоченным органом подтверждает правомерность отнесение спорных профессий к позиции 1080А010 1080А010 раздела VIII «Химическое производство», подраздела А Списка №1

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что представленные ООО «Лабиринт» сведения индивидуального персонифицированного учета в отношении изолировщиков: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11; пескоструйщиков: ФИО12; ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28; мастера участка антикоррозийной защиты: ФИО29; начальника участка антикоррозийной защиты: ФИО30 (всего 26 человек) являются достоверными.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.96 N 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу пункта 2 статьи 11 этого же Закона страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения.

Согласно абз. 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Таким образом, с учетом установленных судом обстоятельств у органа пенсионного фонда отсутствовали основания для применения финансовых санкций к ООО «Лабиринт» за представления недостоверных сведений в отношении следующих категорий работников «изолировщик», «пескоструйщик», «мастер участка антикоррозийной защиты», «начальник участка антикоррозийной защиты» (26 человек).

Исходя из представленной органом пенсионной фонда справки о начисленных страховых взносах за 2008г. по указанным лицам (л.д. 19) и расчета сумм финансовых санкций по оспариваемому решению (л.20), суд пришел к выводу, что применение к обществу финансовых санкций в размере 83 527 руб. является неправомерным, в связи с чем данное решение в оспариваемой части является недействительным.

Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований. Учитывая результат рассмотрения заявленных требований, судебные расходы в сумме 2000 руб. подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 4, 29,65, 71,156,167-170,176, 197, 198 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Россошанскому району Воронежской области от 06.03.2009г. №2 в части взыскания с ООО «Лабиринт» финансовых санкций в размере 83527 руб., как не соответствующее Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10, Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.07.2002г. №537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации», статье 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Россошанскому району Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Лабиринт».

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Россошанскому району Воронежской области, расположенного по адресу <...>, свидетельство о государственной регистрации №1328, дата регистрации 10.12.2001г. судебные расходы в сумме 2 000 рублей в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лабиринт».

Решение может быть обжаловано в 19-й апелляционный Арбитражный суд в месячный срок со дня принятия и кассационную инстанцию федерального арбитражного суда Центрального округа течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Судья Федосова С.С.