АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Воронеж Дело № А14-4528/2007
49/10
« 30 » июля 2007 г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе: _____ _ ______ _____
судьи_Есаковой М.С. единолично __________________________________
при ведении протокола судебного заседания судьей Есаковой М.С._______
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Союз», г.Воронеж
к ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа, г.Воронеж_____________
об обязании налогового органа произвести зачет ошибочно уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в счет недоимки по ЕНДФЛ и ЕСН _
с участием в деле третьего лица: ГУ УПФ РФ в г.Воронежа, г.Воронеж___
при участии в заседании :
от заявителя : ФИО1 – представителя по доверенности от 25.07.2007 № 8 (постоянная), паспорт <...>, выдан Советским РОВД г.Воронежа 07.02.2003 _
от ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа : ФИО2 – начальника юридического отдела по доверенности от 11.01.2007 № 04-04/340 (постоянная, полная), служебное удостоверение УР № 137792, выдано 08.11.2005 _
от ГУ УПФ РФ в г.Воронеже: ФИО3 – главного специалиста юридического отдела по доверенности от 06.04.2007 № 01-18/2 (постоянная, полная), служебное удостоверение № 11, выдано 10.04.2001___________________________________________________________
Установил:
Обществом с ограниченной ответственностью «Союз» (далее по тексту – ООО «Союз», заявитель по делу) заявлены требования об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г.Воронежа (далее по тексту – ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа) произвести зачет ошибочно уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии:
с КБК 182 1 02 02020 06 1000 160 на КБК 182 1 02 02010 06 1000 160 в сумме 49867 руб.;
с КБК 182 1 02 02020 06 1000 160 на КБК 182 1 01 02021 01 1000 110 в сумме 44608 руб.;
с КБК 182 1 02 02020 06 1000 160 на КБК 182 1 02 01010 06 1000 110 в сумме 22634 руб.;
с КБК 182 1 02 02020 06 1000 160 на КБК 182 1 02 01040 09 1000 160 в сумме 7545 руб.,
с КБК 182 1 02 02020 06 1000 160 на КБК 182 1 02 01030 08 1000 160 в сумме 4150 руб.
ООО «Союз» заявлено об уточнении требований.
ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа не возражает.
ГУ УПФ РФ по г.Воронежу не возражает.
Уточнения требований приняты судом в порядке статей 41,49 АПК РФ.
Таким образом, рассмотрению подлежат требования ООО «Союз» об обязании ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа произвести зачет ошибочно уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии:
с КБК 182 1 02 02020 06 1000 160 на КБК 182 1 01 02021 01 1000 110 в сумме 44608 руб. в счет погашения недоимки по НДФЛ (налог на доходы физических лиц);
с КБК 182 1 02 02020 06 1000 160 на КБК 182 1 02 01010 06 1000 110 в сумме 22634 руб. в счет погашения недоимки по ЕСН (единый социальный налог), уплачиваемый в федеральный бюджет;
с КБК 182 1 02 02020 06 1000 160 на КБК 182 1 02 01040 09 1000 160 в сумме 7545 руб. в счет погашения недоимки ТФОМС (территориальный фонд обязательного медицинского страхования);
с КБК 182 1 02 02020 06 1000 160 на КБК 182 1 02 01030 08 1000 160 в сумме 4150 руб. в счет погашения недоимки ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа требования заявителя не признает, ссылаясь на правомерность своих действий.
Государственное учреждение – управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Воронежу (далее по тексу – ГУ УПФ РФ по г.Воронежу, третье лицо), считает требования заявителя правомерными, ссылаясь на то, что администратором поступлений и распорядителем средств, поступающих и в бюджет Пенсионного фонда и в иные бюджеты является именно налоговый орган.
В судебном заседании 23.07.2007 объявлялся перерыв до 30.07.2007 (28 и 29 июля 2007 года – выходные дни).
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил:
Согласно платежным поручениям ООО «Союз» от 20.02.2007 №№ 10,12,14,15,16 от 27.02.2007 №№ 18,20,21 и от 26.03.2007 №№ 23,26,27,28,29 на счет Пенсионного фонда РФ по коду бюджетной классификации (КБК) 18210202020061000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на формирование накопительной части пенсии) были зачислены денежные средства в общей сумме 128804 руб.
С учетом обнаружения в указанных платежных документах ошибки (неверное указание КБК), ООО «Союз» 03.05.2007 обратилось в ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа с заявлением о зачете указанной суммы в счет уплаты других налогов. ООО «Союз» просило налоговый орган перечислить из вышеуказанной суммы 49867 руб. на КБК 18210202010061000160, 44608 руб. – на КБК 18210102021011000160, 22634 руб. – на КБК 18210201010011000110, 7545 руб. - на КБК 18210201040091000110 и 4150 руб. – на КБК 18210201030081000110.
ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа письмом от 14.05.2007 № 10-23/9223 отказало ООО «Союз» в проведении зачета со ссылкой на письмо УФНС России по Воронежской области от 09.11.2005 № 15-21/12364@, в котором указано, что до внесения изменений в Закон № 167-ФЗ зачеты (возвраты) излишне уплаченных сумм страховых взносов необходимо приостановить.
Не согласившись с данными действиями налогового органа, посчитав, что указанный отказ нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО «Союз» обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями. В ходе судебного разбирательства установлено, что сумма 49867 руб. была надлежаще зачислена в бюджет пенсионного фонда на формирование страховой части пенсии, в связи с чем требования заявителем были уточнены.
В обоснование заявленных требований ООО «Союз» указывает на обращение с заявлением о зачете в надлежащий орган – ИФНС России по г.Воронежу, являющийся администратором поступлений в бюджет РФ по коду главы Бюджета 182.
При этом заявитель ссылается на статью 78 НК РФ, статью 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2000 № 167-Ф, статью 2 Федерального закона о «Бюджетной классификации РФ» от 15.08.96 № 115-ФЗ и Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ (утверждены приказом Минфина РФ от 21.12.2005 № 115-ФЗ).
В обоснование правомерности непроведения зачета налоговый орган указывает на то, что с 01.01.2007 обязанность по уплате налога, сбора считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление средств в бюджетную систему РФ на соответствующий счет федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством; необходимость указания в платежном поручении КБК для распределения поступлений между бюджетами и систематизации доходов бюджета; возможность отнесения к числу невыясненных поступлений только тех платежей, в которых указан несуществующий КБК; принцип самостоятельности бюджетов; социально-правовую природу и целенаправленность платежей в Пенсионный фонд РФ; невозможность применения к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование пункта 7 статьи 45 НК РФ.
По мнению ИФНС России по Воронежской области, ошибка плательщика в КБК, повлекшая за собой подмену наименования налога (сбора) не свидетельствует о прекращении обязанности по уплате предполагающегося налога, поскольку контролирующим органам не предоставлено право самостоятельно дифференцировать КБК.
При этом ИФНС по Ленинскому району г.Воронежа ссылается на статьи 45,78 НК РФ, статьи 30,31 Бюджетного кодекса РФ, положения Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ …» № 137-ФЗ от 27.07.2006, Приказ МинФина России от 24.11.2004 № 106н.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено право страховщика - Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в том случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету), в том числе излишне уплаченных, страховых взносов для органов Пенсионного фонда РФ законом не установлено.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (утвержден Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (с изменениями) предусмотрено, что основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации согласно приложению 11.1 к данному Федеральному закону закреплены за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (органами государственной власти Российской Федерации), осуществляющими в установленном порядке в том числе принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Согласно названному приложению 11.1 главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно Единого социального налога, налога на доходы физических лиц, а также страховых взносов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и на выплату накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба, которой присвоен код 182.
Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 05.09.2006 № 4240/06 также указал, что в соответствии с действующим законодательством полномочия по возврату (зачету) сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы.
Контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов, в том числе Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения Налогового кодекса РФ, в силу чего ссылки Инспекции на невозможность применения его отдельных статей к рассматриваемой ситуации судом не принимается за несостоятельностью.
Согласно статье 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.
Данная статья (в редакции, действовавшей в период обращения за зачетом) не содержит ограничений возможности зачета платежей рамками конкретного бюджета.
Судом установлен, подтвержден материалами дела и не оспорен участвующими в деле лицами факт ошибочной уплаты страховых взносов в спорной сумме. Платежные поручения содержат ошибки в оформлении, согласно которым назначение платежа не соответствует указанному в поручении коду бюджетной классификации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Пунктом 7 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации … установлена возможность перерасчета поступлений между бюджетами. Суммы перерасчетов поступлений между бюджетами, исполненные за текущий операционный день, зачетов излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов и иных платежей, зачетов подлежащих возмещению налогов, сборов и иных платежей, а также результаты выяснения администраторами поступлений в бюджет вида и принадлежности невыясненных поступлений отражаются в Ведомости учета внебанковских операций.
Кроме того, согласно Рекомендациям по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом» (утверждены приказом Минфина РФ № 16.03.2007 № ММ-3-10/138@) заявление налогоплательщика об уточнении платежа может поступить в налоговый орган в случае наличия в расчетном документе ошибок, в том числе и при наличии ошибок в разрядах КБК.
Таким образом, невозможность исправления добросовестным налогоплательщиком ошибок в перечислении денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, зачета данных перечислений, действующим законодательством императивно не установлена.
При таких обстоятельствах довод налогового органа о том, что в рассматриваемой ситуации ООО «Союз» не только придется заново перечислять ЕСН и НДФЛ по правильным реквизитам, но и произвести зачет (вернуть) ошибочно перечисленную в ПФР сумму страховых взносов не удастся, судом не принимается, как не состоятельный. Данная позиция изложена в постановлении ФАС ЦО от 11.12.2006 по делу № А62-3514/2006.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) – пункт 7 статьи 3 НК РФ).
Помимо изложенного, следует отметить, что безусловно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая, а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями (Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 05.02.2004 N 28-О и от 04.03.2004 N 49-О).
Однако, в разрезе рассматриваемых в настоящем деле требований, нельзя забывать, что ошибочно зачисленные суммы в действительности не были начислены в качестве страховых взносов на формирование накопительной части трудовой пенсии работникам общества. Следовательно, работники общества не имеют права на включение данных денежных средств в сумму страхового обеспечения и их получение в составе накопительной части пенсии. В то же время, подоходный налог, на уплату которого предполагалось направить 44680 руб., фактически удержан из заработной платы работников. Начисление ЕСН, а также платежей в ФОМС также произведены из фонда заработной платы работников общества на конкретных физических лиц.
Исходя из изложенного, требования заявителя являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Требование о зачете излишне уплаченного налога (сбора, взноса) не предполагает изъятие денежных средств из бюджета и передачу их плательщику, в связи с чем в данном случае отсутствуют правовые основания для уплаты государственной пошлины в размере, установленном подпунктом 1 пункта статьи 333.21 НК РФ.
Следовательно, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. относятся на ответчика и подлежат взысканию с него в сумме 2000 руб. в пользу заявителя. Расходы по государственной пошлине, в оставшейся сумме – 2076 руб. 08 коп., понесенные заявителем при подаче заявления, подлежат возврату ему из доходов федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 5,9,17,23 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями), статьями 7-11,65,110,167-170,180,197-201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа произвести зачет ошибочно уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленной на выплату накопительной части трудовой пенсии:
с КБК 182 1 02 02020 06 1000 160 на КБК 182 1 01 02021 01 1000 110 в сумме 44608 руб. в счет погашения недоимки по НДФЛ (налог на доходы физических лиц);
с КБК 182 1 02 02020 06 1000 160 на КБК 182 1 02 01010 06 1000 110 в сумме 22634 руб. в счет погашения недоимки по ЕСН (единый социальный налог), уплачиваемый в федеральный бюджет;
с КБК 182 1 02 02020 06 1000 160 на КБК 182 1 02 01040 09 1000 160 в сумме 7545 руб. в счет погашения недоимки ТФОМС (территориальный фонд обязательного медицинского страхования);
с КБК 182 1 02 02020 06 1000 160 на КБК 182 1 02 01030 08 1000 160 в сумме 4150 руб. в счет погашения недоимки ФФОМС (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
Взыскать с ИФНС России по Ленинскому району г.Воронежа, расположенной по адресу: <...> государственную пошлину в сумме 2000 руб. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Союз», расположенного по адресу: <...> (зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 19.12.2006 за основным государственным регистрационным номером 1063667228514).
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Союз», расположенного по адресу: <...> (зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 19.12.2006 за основным государственным регистрационным номером 1063667228514) справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 2078 руб. 08 коп., согласно платежному поручению № 42 от 25.04.2007, из доходов федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия и арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Судья М.С.Есакова