ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-5520/09 от 04.06.2009 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е 

ПО ДЕЛУ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНГО ОРГАНА 

О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 

г.Воронеж Дело № А14-5520/2009

121 /22

«04» июня 2009 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Сорокиной Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дешевых О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Воронеж

к Управлению по экологии и природопользованию Воронежской области, г.Воронеж

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 79 от 28.04.2009 г.

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 представитель по доверенности от 19.05.2009 г.

от Управления по экологии и природопользованию Воронежской области: ФИО3 советник по доверенности от 15.04.2009г. № 02-05-1257, служебное удостоверение № 753, выдано 20.07.2006 г._

Установил:

Индивидуальным предпринимателем ФИО1 заявлены требования о признании незаконным и отмене постановления Управления по экологии и природопользованию Воронежской области о наложении штрафа за административное правонарушение № 79 от 28.04.2009г.

Управление по экологии и природопользованию Воронежской области требования заявителя не признает, ссылаясь на правомерность своих действий.

В судебном заседании, в порядке ст.163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 10 час.00мин. 04.06.2009г.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Левобережного района города Воронежа, совместно с управлением по охране окружающей среды администрации ГО г. Воронеж, управой Левобережного района администрации ГО г. Воронеж проведена проверка законодательства об охране окружающей среды.

Проверкой, проведенной 23.03.2009 г. в 12 часов 40 минут по адресу <...> у дома № 51 проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность в помещении кафе, расположенного на земельном участке, предоставленном департаментом градостроительства и земельных отношений (постановление № 141 от 16.02.2004 г.) ИП ФИО4. В свою очередь ИП ФИО4 предоставил указанный земельный участок ИП ФИО1 по договору безвозмездного пользования от 10.01.2009 года. При этом ИП ФИО1 не организовано временное складирование отработанных люминесцентных ламп, использующихся для освещения кафе в соответствии с нормативными требованиями - в горизонтальном положении в условиях исключающих механическое воздействие. Фактически в кафе отработанные люминесцентные лампы находились в вертикальном положении в углу подсобного помещения. Из-за наличия ртути, являющейся веществом 1 класса опасности, условия хранения люминесцентных ламп должны быть обеспечены в соответствии с нормативными требованиями. Несоблюдение указанного порядка хранения люминесцентных ламп является нарушением ст.ст. 34, 39, 51 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

На открытой площадке кафе ИП ФИО1 картонные коробки из-под ликероводочной продукции используются для сбора образующихся отходов (пищевые остатки, бумажные салфетки и пр.). По словам работницы кафе ФИО5 картонная упаковочная тара, полиэтиленовые стаканчики, бытовые отходы выносятся к ближайшей контейнерной площадке (у дома № 51 по ул. Волгоградская).

Территория, прилегающая к указанной контейнерной площадке, захламлена отходами идентичными тем, которые образуются в результате деятельности ИИ ФИО1 по предоставлению услуг в сфере общественного питания и торговли алкогольной продукцией на розлив. Площадь захламления составляет более 15 кв.м.

В своих объяснениях от 30.03.2009 г. предприниматель свою вину признал.

По результатам проверки прокуратурой Левобережного района г.Воронежа в отношении предпринимателя постановлением от 30.03.2008 г. возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ, которое направлено в Управление по экологии и природопользованию Воронежской области для рассмотрения по существу.

Определением от 20.04.2009 г. Управление по экологии и природопользованию Воронежской области назначило время и место рассмотрения настоящего административного дела на 28.04.2009 г.

При рассмотрении дела Управление пришло к выводу, что в результате отсутствия контроля за сбором мусора работниками кафе, а также хранением люминесцентных ламп, индивидуальный предприниматель ФИО1 допускает нарушения ст. 51 ФЗ РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», ст. 11 ФЗ РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в связи с чем в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, то есть несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. ИП ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и на него наложен штраф в размере 30000 руб.

ИП ФИО1 не согласился с указанным постановлением, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями. В обоснование заявленных требований предприниматель указывает на то, что в проверяемом кафе образуются бытовые отходы, не связанные с продажей товаров, которые не оказывают негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, предприниматель указывает, на то, что им заключен договор на вывоз и утилизацию ТБО и сточных вод.

Управление по экологии и природопользованию указывает на выявление в ходе проверки нарушений, правомерность действий Управления по экологии и природопользованию, соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.

Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях (часть 1 статьи 207 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 23.29 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ, наделены рассматривать органы, осуществляющие государственный экологический контроль.

На основании статьи 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 137-ФЗ (с изменениями), органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды осуществляют контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Управление по экологии и природопользованию Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории области реализацию государственной политики в сфере охраны окружающей среды и природопользования в пределах своей компетенции (Положение об управлении по экологии и природопользованию Воронежской области, утверждено постановлением администрации Воронежской области от 16.12.2008 № 1090).

В рамках возложенных на него полномочий Управление осуществляет организацию и проведение государственного контроля (надзора) в области охраны окружающей среды, атмосферного воздуха, экологической экспертизы, охраны водных объектов, обращения с отходами производства и потребление (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; привлечение виновных лиц к административной ответственности за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Таким образом, проверка была осуществлена и дело об административном правонарушении рассмотрено Управлением по экологии и природопользованию Воронежской области в рамках компетенции в пределах предоставленных полномочий.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.98 (с изменениями), отходы производства и потребления – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Статьей 14 Федерального закона N 7-ФЗ определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

В силу положений статьи 11, 18 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

На основании ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗразмещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Статьей 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998г. установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Кроме того, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, а также обязаны обеспечивать хранение материалов учета в течение срока, определенного специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В силу положений статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Внесение платы, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Несоблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных названными нормами обязанностей является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ИП ФИО1 не организовано временное складирование отработанных люминесцентных ламп, используемых для освещения кафе (на момент проверки в наличии была 1 отработанная люминесцентная лампа) и ближайшая контейнерная площадка захламлена отходами производства аналогичными отходам производства кафе.

На основании изложенного, суд считает, что ИП ФИО1 правомерно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и правомерно привлечен к административной ответственности.

Вместе с тем в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

В пункте 18 названного постановления также указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства).

Учитывая то обстоятельство, что в результате хозяйственной деятельности ИП ФИО1 образуется не существенное количество бытового мусора, а также, что контейнеры для сбора бытового мусора около кафе установлены и заключен договор на обслуживание площадки для сбора ТБО, их вывоз и утилизацию, отработанная люминесцентная лампа имелась в единственном экземпляре, суд приходит к выводу, что совершенное предпринимателем правонарушение является малозначительным.

При указанных обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 65, 71, 167-170, 207-210 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Управления по экологии и природопользованию Воронежской области № 79 от 28.04.2009 г. о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по основаниям ст. 8.2 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Н.В.Сорокина