АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
ПО ДЕЛУ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНГО ОРГАНА
О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
г.Воронеж Дело № А14-5521/2009
120 /22
«04» июня 2009 г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Сорокиной Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дешевых О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Воронеж
к Управлению по экологии и природопользованию Воронежской области, г.Воронеж
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 78 от 28.04.2009 г.
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2 представитель по доверенности от 19.05.2009 г.
от Управления по экологии и природопользованию Воронежской области: ФИО3 советник по доверенности от 15.04.2009г. № 02-05-1257, служебное удостоверение № 753, выдано 20.07.2006 г._
Установил:
Индивидуальным предпринимателем ФИО1 заявлены требования о признании незаконным и отмене постановления Управления по экологии и природопользованию Воронежской области о наложении штрафа за административное правонарушение № 78 от 28.04.2009г.
Управление по экологии и природопользованию Воронежской области требования заявителя не признает, ссылаясь на правомерность своих действий.
В судебном заседании, в порядке ст.163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 10 час.00мин. 04.06.2009г.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Левобережного района города Воронежа, совместно с управлением по охране окружающей среды администрации ГО г. Воронеж, управой Левобережного района администрации ГО г. Воронеж проведена проверка законодательства об охране окружающей среды.
Проверкой, проведенной 23.03.2009 г. в 12 часов 40 минут по адресу <...> у дома № 51 проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность в помещении кафе, расположенного на земельном участке, предоставленном департаментом градостроительства и земельных отношений (постановление № 141 от 16.02.2004 г.) ИП ФИО4. В свою очередь ИП ФИО4 предоставил указанный земельный участок ИП ФИО1 по договору безвозмездного пользования от 10.01.2009 года. При этом ИП ФИО1 не организовано временное складирование отработанных люминесцентных ламп, использующихся для освещения кафе в соответствии с нормативными требованиями - в горизонтальном положении в условиях исключающих механическое воздействие. Фактически в кафе отработанные люминесцентные лампы находились в вертикальном положении в углу подсобного помещения. Из-за наличия ртути, являющейся веществом 1 класса опасности, условия хранения люминесцентных ламп должны быть обеспечены в соответствии с нормативными требованиями. Несоблюдение указанного порядка хранения люминесцентных ламп является нарушением ст.ст. 34, 39, 51 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
На открытой площадке кафе ИП ФИО1 картонные коробки из-под ликероводочной продукции используются для сбора образующихся отходов (пищевые остатки, бумажные салфетки и пр.). По словам работницы кафе ФИО5 картонная упаковочная тара, полиэтиленовые стаканчики, бытовые отходы выносятся к ближайшей контейнерной площадке (у дома № 51 по ул. Волгоградская).
Территория, прилегающая к указанной контейнерной площадке, захламлена отходами идентичными тем, которые образуются в результате деятельности ИИ ФИО1 по предоставлению услуг в сфере общественного питания и торговли алкогольной продукцией на розлив. Площадь захламления составляет более 15 кв.м.
В своих объяснениях от 30.03.2009 г. предприниматель свою вину признал.
По результатам проверки прокуратурой Левобережного района г.Воронежа в отношении предпринимателя постановлением от 30.03.2008 г. возбуждено дело об административном правонарушении, которое направлено в Управление по экологии и природопользованию Воронежской области для рассмотрения по существу.
Определением от 20.04.2009 г. Управление по экологии и природопользованию Воронежской области назначило время и место рассмотрения настоящего административного дела на 28.04.2009 г.
При рассмотрении дела Управление пришло к выводу, что в результате деятельности кафе, принадлежащего ИП ФИО1 образуются отходы производства, при этом не осуществляется плата за негативное воздействие на окружающую среду. Данный факт является нарушения ст. 16 ФЗ РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», в связи с чем в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.Постановлением № 78 от 28.04.2009 г. предприниматель привлечен к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ и на него наложен штраф в сумме 3000 руб.
ИП ФИО1 не согласился с указанным постановлением, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями. В обоснование заявленных требований предприниматель указывает на то, что в проверяемом кафе образуются бытовые отходы, не связанные с продажей товаров, которые не оказывают негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, предприниматель указывает, на то, что им заключен договор на вывоз и утилизацию ТБО и сточных вод.
Управление по экологии и природопользованию указывает на выявление в ходе проверки нарушений, правомерность действий Управления по экологии и природопользованию, соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях (часть 1 статьи 207 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 23.29 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.41 КоАП РФ, наделены рассматривать органы, осуществляющие государственный экологический контроль.
На основании статьи 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 137-ФЗ (с изменениями), органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды осуществляют контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Управление по экологии и природопользованию Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории области реализацию государственной политики в сфере охраны окружающей среды и природопользования в пределах своей компетенции (Положение об управлении по экологии и природопользованию Воронежской области, утверждено постановлением администрации Воронежской области от 16.12.2008 № 1090).
В рамках возложенных на него полномочий Управление осуществляет организацию и проведение государственного контроля (надзора) в области охраны окружающей среды, атмосферного воздуха, экологической экспертизы, охраны водных объектов, обращения с отходами производства и потребление (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; привлечение виновных лиц к административной ответственности за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Таким образом, проверка была осуществлена и дело об административном правонарушении рассмотрено Управлением по экологии и природопользованию Воронежской области в рамках компетенции в пределах предоставленных полномочий.
Согласно ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Пунктами 1 и 2 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее - Закон от 10.01.2002 N 7- ФЗ) определено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со статьей 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; размещением отходов признается их хранение и захоронение.
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 89-ФЗ установлено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 89-ФЗ плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, а также нормативы платы за размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится природопользователями в соответствии с вышеуказанным Порядком по утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 форме и установленному порядку заполнения.
Согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (далее - Приказ) отчетным периодом платы за негативное воздействие на окружающую среду признается квартал. Срок уплаты установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Приказ N 557 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006, опубликован в "Российской газете" 28.07.2006 и вступил в силу с 08.08.2006.
Несоблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных названными нормами обязанностей является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предприниматель или Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в результате деятельности кафе, принадлежащего ИП ФИО1,. образуются отходы производства, при этом плату за негативное воздействие окружающей среды предприниматель не платит.
На основании изложенного, суд считает, что ИП ФИО1 правомерно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и правомерно привлечен к административной ответственности.
Вместе с тем в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
В пункте 18 названного постановления также указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства).
Учитывая то обстоятельство, что в результате хозяйственной деятельности ИП ФИО1 образуется не существенное количество бытового мусора, а также, что контейнеры для сбора бытового мусора около кафе установлены и заключен договор на обслуживание площадки для сбора ТБО, мусора их вывоза и утилизацию, отработанная люминесцентная лампа имелась в единственном экземпляре, в настоящее время предпринимателем осуществляются активные действия по разработке соответствующей документации и сдаче отчетов для осуществления оплаты за негативное воздействие окружающей среды, суд приходит к выводу, что совершенное предпринимателем правонарушение является малозначительным.
При указанных обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 65, 71, 167-170, 207-210 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление Управления по экологии и природопользованию Воронежской области № 78 от 28.04.2009 г. о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по основаниям ст. 8.41 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.В.Сорокина