ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-5569/2012 от 28.03.2012 АС Воронежской области

Арбитражный суд Воронежской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж Дело №А14-5569/2012 «28» марта 2012 года

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Шишкиной В.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калашниковой Е.В.,

рассмотрев дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Районная Эксплуатационная компания Жилищное Содружество» Коминтерновского района города Воронежа

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

при участии в заседании:

от Общества с ограниченной ответственностью «Районная Эксплуатационная компания Жилищное Содружество» Коминтерновского района города Воронежа; ФИО1 – представителя по доверенности от 13.05.2011г. (до 13.05.2012г., копия л.д.33);

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области: ФИО2 – главного специалиста – эксперта, доверенность №7/06 от 10.01.2012г. (до 10.04.2012г., копия л.д.53);

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Районная Эксплуатационная компания Жилищное содружество» Коминтерновского района города Воронежа (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата регистрации: 14.09.2006г., далее - ООО «РЭК Жилищное Содружество» Коминтерновского р-на г. Воронежа, Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (ОГРН: <***>, далее - Управление, административный орган) №322 от 14.02.2012г. о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.8. части 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа 5 000 руб.

Управление требования заявителя не признало, указывая в представленном отзыве, судебном заседании, что заявление ООО «РЭК Жилищное Содружество» Коминтерновского р-на г. Воронежа является нормативно и документально необоснованным.

В судебном заседании суд объявлял перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с 21.03.2012г. по 28.03.2012г. (с учетом выходных дней 24.03.2012г., 25.03.2012г.).

Из материалов дела следует, чтона основании обращения ФИО3 (вход. №6197 от 20.12.2011г.), Управлением была проведена внеплановая проверка Общества, составлен акт проверки №119 от 17.01.2012г., протокол №000813 от 08.02.2012г.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Управления вынесено постановление №322 от 14.02.2012г. по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым при проведении внеплановой документарной проверки в отношении Общества, расположенного по адресу: <...> в 10.00 17.01.2012г. было установлено нарушение: исполнитель в лице ООО «РЭК Жилищное Содружество» Коминтерновского р-на г. Воронежа на письменные обращения гр. ФИО3 (вх. №565 от 01.11.2011г., вх. №524 от 19.10.2011г., вх. №147 от 16.03.2011г., вх. №107 от 17.02.2011г.) не направило потребителю в течение 2-х рабочих дней с даты получения жалоб (заявлений, требований, претензий) извещения о приеме ее жалоб и последующем удовлетворении, либо отказе в удовлетворении с указанием причин отказа, чем нарушено право потребителя на получение необходимой информации об оказываемых жилищно-коммунальных услугах, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992г., подпункта «и» пункта 49 Постановления Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам».

ООО «РЭК Жилищное Содружество» Коминтерновского р-на г. Воронежа привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. (л.д.8).

Заявитель не согласился с постановлением о привлечении его к административной ответственности, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями. В обоснование позиции по делу, Общество указывает, что в связи с обращением в адрес заявителя жильца были осуществлены необходимые действия со стороны ООО «РЭК Жилищное Содружество» Коминтерновского р-на г. Воронежа, в том числе, произведен соответствующий перерасчет за февраль 2011г., в связи с заявлением от 16.03.2011г. исх. №147 произведены замеры температурного режима, специалистами технадзора и инженером тепловой системы управляющей компании разъяснено, что температура в комнатах соответствует СанПИН и при замере составила 20 градусов Цельсия.

Заявитель ссылается также на то, что копии ответов жильцу не были предоставлены в адрес административного органа в связи с утерей электронной информации при поломке компьютера, а архивные ответы на бумажном носителе обработать затруднительно в связи с переездом Общества в иной офис. Кроме того, считает возможным применение положений статьи 2.9. КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Общества заявил, ссылаясь на буквальное содержание оспариваемого постановления и вмененное Обществу правонарушение, что несвоевременное направление извещения не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8. КоАП РФ

Также представитель заявителя пояснил, что жильцу в данном случае был устно разъяснен порядок принятия обращения и сроки рассмотрения, поскольку заявления жильца предоставлялись в адрес Общества нарочным, о чем свидетельствуют штампы на обращениях.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные ими доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом (статья 4 АПК РФ).

В силу статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1), потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона №2300-1, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила) установлено, что под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Принятие на обслуживание жилого дома, расположенного по адресу <...> ООО «РЭК Жилищное Содружество» Коминтерновского р-на г. Воронежа не оспаривается и подтверждается представленными документами.

Из буквального содержания оспариваемого постановления следует, что Обществу вменено в вину нарушение прав потребителя на получение необходимой информации об оказываемых жилищно-коммунальных услугах в связи с не направлением последнему в течение 2-х рабочих дней с даты получения жалоб (заявлений, требований, претензий) извещения о приеме его жалоб и последующем удовлетворении, либо отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.

В силу части 1 статьи 14.8. КоАП РФ, нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного в указанной норме, являются интересы и права потребителя. Объективную сторону составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.

Необходимый перечень сведений, которые должна содержать информация о товарах (работах, услугах) установлен пунктом 2 статьи 10 Закон №2300-1 который включает, в том числе: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг); гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона №2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Согласно подпункту «п» пункта 49 Правил, применительно к настоящему делу, исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы. Данная информация указывается в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов. Также названным пунктом установлена обязанность предоставлять информацию о порядке и форме оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей); параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей); сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре); наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.

Таким образом, именно непредставление управляющей компанией потребителям коммунальных услуг указанной выше информации нарушает права последних на получение необходимой и достоверной информации об услугах, что и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Из представленных материалов административного дела не усматривается, в чем конкретно выразилось уклонение Общества от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанности по представлению потребителю необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Не направление потребителю Обществом в течение 2-х рабочих дней с даты получения жалоб (заявлений, требований, претензий) извещения о приеме его жалоб и последующем удовлетворении, либо отказе в удовлетворении с указанием причин отказа, по мнению суда, нельзя отнести к неисполнению (ненадлежащему исполнению) обязанности по представлению вышеназванной информации.

При этом, исходя из положений статей, 1.5., 26.2. КоАП РФ, части 4 статьи 210 АПК РФ суд не может не учитывать пояснения заявителя о том, что заявления, указанные в оспариваемом постановлении, подавались в адрес Общества нарочно и последним были устно разъяснены порядок принятия обращения и сроки рассмотрения.

На основании всего вышеизложенного, оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы, позиции участников, суд считает, что административным органом не представлено, применительно к настоящему делу, относимых и допустимых доказательств, однозначно подтверждающих факт совершения заявителем на момент проведения проверки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8. КоАП РФ, выразившегося в нарушении прав потребителя на получение необходимой информации об оказываемых жилищно-коммунальных услугах в связи с не направлением последнему в течение 2-х рабочих дней с даты получения жалоб (заявлений, требований, претензий) извещения о приеме его жалоб и последующем удовлетворении, либо отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 180-181, 207, 210, 211, АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление №322 от 14.02.2012г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области по делу об административном правонарушении Общества с ограниченной ответственностью «Районная Эксплуатационная компания Жилищное Содружество» Коминтерновского района города Воронежа (ОГРН: <***>, юридический адрес: <...>, адрес местонахождения: <...>).

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области в порядке части 2 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья В.М. Шишкина