ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Воронеж Дело № А14-6118/2019
12 декабря 2019 года
Резолютивная часть решения оглашена 23 октября 2019 года
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Козлова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Охотиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), с. Новая Усмань Воронежской области,
к администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), с. Новая Усмань Воронежской области,
о признании предписания незаконным в части,
из вызванных в судебное заседание явились представители:
от заявителя – ФИО1, свидетельство о внесении записи в ЕГРИП от 22.09.2006, паспорт,
ФИО2, доверенность от 08.06.2019 б/н, паспорт,
от ответчика – ФИО3, доверенность от 18.09.2019 № 50,
У С Т А Н О В И Л:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании предписаний отдела имущественных и земельных отношений администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области (далее – ответчик, администрация Новоусманского муниципального района Воронежской области) от 09.01.2019 № 60, 61, 62 незаконными в части требований к собственникам домовладения № 96 по ул. Ростовская села Новая Усмань Новоусманского муниципального района Воронежской области ФИО4, ФИО4, ФИО5 о прекращении работы кафе «Каскелен» по причине использования земельного участка, на котором оно расположено, не в соответствии с его целевым назначением (с учетом уточнений, принятых определением суда от 01 августа 2019 года).
Определением суда от 09 апреля 2019 года по ходатайству заявителя приостановлено действие предписания администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от 14.01.2019 № 179 в части требования о прекращении работы кафе «Каскелен».
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в поданном заявлении.
Ответчик возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 16.10.2019 по 23.10.2019 (с учетом выходных дней).
Исследовав доказательства, заслушав объяснения сторон, суд установил.
Согласно договору от 01.03.1995 ФИО1 (заявитель о делу) приобрела в собственность у ФИО6 жилой дом площадью 20,4 кв.м, расположенный по адресу: <...>. Согласно постановлению главы администрации 2-Усманского сельского совета Новоусманского района Воронежской области от 24.05.1995 № 377 за ФИО1 был закреплен земельный участок площадью 0,31 га, расположенный по адресу: <...>. Согласно постановлению главы администрации 2-Усманского сельского совета Новоусманского района Воронежской области от 18.11.1997 № 583 утвержден акт от 18.11.1997 о принятии в эксплуатацию пристройки к жилому дому, расположенному по адресу: <...>. Согласно постановлению главы администрации 2-Усманского сельского совета Новоусманского района Воронежской области от 25.10.2004 № 725 ФИО1 разрешено переоборудование и перепланировка жилого дома, расположенного по адресу: <...>. Согласно постановлениям администрации Новоусманского района Воронежской области от 27.05.2005 № 363, от 20.07.2006 № 403 ФИО1 разрешено проектирование реконструкции надворных построек в служебные, строительство пристройки «Закусочная» к существующему жилому дому и надстройки второго этажа над существующим жилым домом, расположенным по адресу: <...>. Согласно постановлению администрации 2-Усманского сельского совета Новоусманского района Воронежской области от 18.05.2006 № 443 и свидетельству о государственной регистрации права от 01.09.2006 ФИО1 являлась собственником земельного участка площадью 3100 кв.м, расположенного по адресу: <...>. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.09.2006 ФИО1 являлась собственником жилого дома с пристройкой «Закусочная», расположенного по адресу: <...>. Согласно разрешению на строительство от 25.05.2007 № RU 36516000-47 ФИО1 разрешается реконструкция под кафе и производственные помещения с пристройкой закусочной и служебных помещений, расположенных по адресу: <...>. Согласно акту приемочной комиссии от 14.07.2009 и разрешению на ввод в эксплуатацию от 14.07.2009 № RU 36516313-038-09 введен в эксплуатацию индивидуальный жилой дом со встроенным кафе с производственными помещениями, расположенный по адресу: <...>. Заявителем представлены кадастровый паспорт на указанный объект от 03.09.2009 и свидетельство о государственной регистрации права от 11.11.2009. Также заявителем представлен на указанный объект технический паспорт от 15.06.2009.
Согласно договору дарения от 2506.2014 ФИО1 подарила, ФИО5, ФИО4, ФИО4 приняли в дар по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом со встроенным кафе с производственными помещениями и по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенные по адресу: <...>. К договору прилагаются свидетельства о государственной регистрации права от 11.07.2014.
В последующем заявителем с указанными выше лицами был заключен договор от 13.07.2018, согласно которому заявителю предоставлено в пользование поименованное ранее имущество.
Ответчиком проведена муниципальная проверка по адресу: <...>. По результатам проверки выданы предписания от 14.01.2019 № 60, № 61, № 62, согласно которым, в том числе, предписывается прекратить работу кафе «Каскелен», расположенном по названному адресу в связи с нарушением разрешенного вида использования земельного участка.
Полагая, что оспариваемые предписания противоречат действующему законодательству и нарушают ее права и законные интересы, предприниматель ФИО1 обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что земельный участок, на котором расположено кафе, находится в зоне индивидуальной жилой застройки – Ж1. По утверждению заявителя, она вправе размещать в указанной зоне кафе и эксплуатировать его. Также заявитель утверждает, что неисполнение данного предписания является административным правонарушением и, соответственно, влечет привлечение к административной ответственности.
Возражая против заявленных требований, ответчик утверждает, что на земельном участке, расположенном в зоне индивидуальной жилой застройки – Ж1, недопустимо размещение и эксплуатация кафе. По мнению ответчика, в данной зоне не предусмотрен соответствующий вид разрешенного использования земельного участка. Кроме того, по мнению ответчика, оспариваемые предписания не являются ненормативными актами, так как не содержат властных предписаний.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 4 АПК РФ).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.4 ст.200 АПК РФ).
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16).
Под муниципальным земельным контролем согласно статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5, 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Этой же статьей Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи(пункт 2).
Постановлением администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от 2308.2018 № 891 утверждено Положение о порядке осуществления муниципального контроля в границах Новоусманского муниципального района Воронежской области (текст прилагается). Согласно п.8.8 Положения в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований земельного законодательства или требований, установленных муниципальными актами, должностные лица органа муниципального контроля обязаны:
выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
принять меры по контролю за устранение выявленных нарушений.
Таким образом, вынесение предписание возлагает на землепользователя обязанности по устранению нарушений, указанных в предписании.
При этом, положения ст.19.5 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неисполнение предписаний органа муниципального контроля.
С учетом изложенного суд пришел к выводу, что спор о законности оспариваемых предписаний подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно Генеральному плану (далее - Ген. план) Усманского 2-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области, а также Правил землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) Усманского 2-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области, утвержденных решением Совета народных депутатов Усманского 2-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области от 26.12.2012 № 90, с изменениями, внесенными решением от 19.08.2016 № 17, используемый заявителем земельный участок расположен в функциональной зоне планирования Ж1 – зона индивидуальной жилой застройки.
В силу ч.1, 11 ст.9, п.1, 2 ч.1 ст.18 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются:
схемы территориального планирования муниципальных районов;
генеральные планы поселений.
Согласно ч.3-5 ст.23 ГрК РФ генеральный план содержит:
положение о территориальном планировании;
карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:
планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:
электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
автомобильные дороги местного значения;
физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;
иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Как следует из содержания ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
В силу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Положениями ст.35 ГрК РФ установлены виды и состав территориальных зон. В том числе установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В силу ч.2, 3 ст.35 ГрК РФ В состав жилых зон могут включаться зоны застройки индивидуальными жилыми домами.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.
Анализ приведенных норм градостроительного законодательства свидетельствует об обязательности соответствия территориального планирования посредством формирования генерального плана и правил землепользования и застройки.
В соответствии с п.8.3.1 ПЗЗ Усманского 2-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области предусмотрено установление зон Ж1 – зоны индивидуальной жилой застройки. Согласно названных ПЗЗ допускается размещение в указанной зоне предприятий общественного питания. Ранее суд указывал, что на земельном участке, используемом заявителем размещено кафе – предприятие общественного питания. При этом указанный земельный участок полностью охватываются поименованной функциональной зоной.
Приведенное зонирование соответствует п.2 Генерального плана Усманского 2-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области.
С учетом изложенного суд находит правомерным эксплуатацию заявителем кафе, находящимся на земельном участке, расположенным по адресу: <...>.
Исходя из изложенного, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Расходы по госпошлине в размере 900 руб. на основании ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика. Расходы по госпошлине в размере 2100 руб. подлежат возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать недействительными как не соответствующие Градостроительному кодексу Российской Федерации предписания отдела имущественных и земельных отношений администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области от 09.01.2019 № 60, 61, 62 в части требований к собственникам домовладения № 96 по ул. Ростовская села Новая Усмань Новоусманского муниципального района Воронежской области ФИО4, ФИО4, ФИО5 о прекращении работы кафе «Каскелен» по причине использования земельного участка, на котором оно расположено, не в соответствии с его целевым назначением.
Администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обеспечительную меру, принятую определением от 9 апреля 2019 года, отменить после вступления решения в законную силу.
Взыскать с администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) 300 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с даты принятия через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья В.А. Козлов