ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-6259/07 от 31.08.2007 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Воронеж Дело № А14-6259/2007

126/10

« 31 » августа 2007 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе: _____ _ ______ _____

  судьи_Есаковой М.С. единолично __________________________________

при ведении протокола судебного заседания судьей Есаковой М.С._______

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ИП ФИО1, с.С.Липяги Нижнедевицкого района___________________

к МИФНС России № 8 по Воронежской области, г.Семилуки ________

об обязании налогового органа произвести зачет ошибочно уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование_______

с участием в деле третьего лица: ГУ УПФ РФ по Нижнедевицкому району Воронежской области, г.Нижнедевицк ___

при участии в заседании  :

от заявителя  : ФИО1 – предпринимателя, паспорт <...>, выдан Нижнедевицким РОВД Воронежской области 08.07.2002

от МИФНС России № 8 по Воронежской области  : ФИО2 – специалиста 1 разряда юридической службы по доверенности от 09.01.2007 № 01-7 (постоянная, полная), служебное удостоверение УР № 289064, действительно до 31.12. _

от ГУ УПФ РФ по Нижнедевицкому району Воронежской области:    не явился, о времени и месте заседания надлежаще извещен, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления ______

Установил:

Индивидуальным предпринимателем ФИО1 заявлены требования об обязании межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Воронежской области (далее по тексту – МИФНС России № 8 по Воронежской области) произвести зачет ошибочно уплаченной суммы страховых взносов:

с КБК 182 1 02 02010 06 2000 160 на КБК 182 1 02 02010 06 1000 160 в сумме 1200 руб.;

с КБК 182 1 02 02020 06 2000 160 на КБК 182 1 02 02020 06 1000 160 в сумме 960 руб.

МИФНС России № 8 по Воронежской области требования заявителя не признает, ссылаясь на правомерность своих действий.

Государственное учреждение – управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижнедевикому району Воронежской области (далее по тексу – ГУ УПФ РФ по Нижнедевицкому району Воронежскй области, третье лицо), о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещено, представитель в судебное заседание не явился. ГУ УПФ РФ по Нижнедевицкому району Воронежской области, согласно отзыву, считает требования заявителя правомерными и поддерживает их.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя Управления Пенсионного фонда.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил:

Согласно платежным квитанциям от 26.06.2006 и 27.12.2006 на счет Пенсионного фонда РФ по коду бюджетной классификации (КБК) 18210202010062000160 (пени, начисленные на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на формирование страховой части пенсии) были зачислены денежные средства в общей сумме 1200 руб.

Согласно платежным квитанциям от 18.04.2006, 26.06.2006, 10.12.2006, и 27.12.2006 на счет Пенсионного фонда РФ по коду бюджетной классификации (КБК) 18210202020062000160 (пени, начисленные на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на формирование накопительной части пенсии) были зачислены денежные средства в общей сумме 960 руб.

С учетом обнаружения в указанных платежных документах ошибки (неверное указание КБК), индивидуальный предприниматель ФИО1 неоднократно обращалась в МИФНС России № 8 по Воронежской области с заявлением о зачете указанной суммы в счет погашения задолженности по страховым взносам на формирование страховой и накопительной части пенсии.

МИФНС России № 8 по Воронежской области письмом от 29.03.2007 № 1708 отказало ФИО1 в проведении зачета со ссылкой на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, в силу чего порядок зачета излишне уплаченных сумм взносов не может регулироваться статьей 78 Налогового кодекса РФ. МИФНС России № 8 по Воронежской области также указывает на то, что Федеральным законом № 167-ФЗ не определен орган государственной власти или иной лицо, уполномоченное производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и не установлен порядок проведения такого зачета (возврата).

Не согласившись с данным отказом, считая, что его совершением налоговый орган нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указывает на обращение с заявлением о зачете в надлежащий орган – МИФНС России № 8 по Воронежской области, являющийся администратором поступлений в бюджет РФ по коду главы Бюджета 182, и законодательное возложение обязанности по контролю за правильностью начисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы, в порядке, регулирующем деятельность налоговых органов.

При этом заявитель ссылается на статью 78 НК РФ, статью 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2000 № 167-Ф, статью 2 Федерального закона о «Бюджетной классификации РФ» от 15.08.96 № 115-ФЗ и Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ (утверждены приказом Минфина РФ от 21.12.2005 № 115-ФЗ).

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Отказ в зачете ошибочно уплаченных заявителем взносов датирован 29.03.2007. Хотя сам отказ индивидуальным предпринимателем ФИО1 не оспаривается, заявленные в настоящем деле требования обусловлены именно данным отказом. Следовательно, о нарушении своих прав и законных интересов ФИО1 узнала при получении вышеуказанного письма налогового органа. Обращение заявителя в суд последовало лишь 30.07.2007, то есть с пропуском установленного статьей 198 АПК РФ срока.

На рассмотрении суда имеется ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд с рассматриваемыми в настоящем деле требованиями.

В обоснование данного ходатайства заявитель ссылается на юридическую неграмотность.

МИФНС России № 8 по Воронежской области считает причины пропуска процессуального срока неуважительными.

Рассмотрев заявленное ходатайство, заслушав мнение иных участвующих в деле лиц, с учетом незначительности пропуска процессуального срока и юридической неграмотности заявителя, руководствуясь статьями 41,115,117,159,198 АПК РФ, суд считает ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подлежащим удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в ст.198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено право страховщика - Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в том случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету), в том числе излишне уплаченных, страховых взносов для органов Пенсионного фонда РФ законом не установлено.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (утвержден Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений.

Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (с изменениями) предусмотрено, что основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации согласно приложению 11.1 к данному Федеральному закону закреплены за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (органами государственной власти Российской Федерации), осуществляющими в установленном порядке в том числе принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Согласно названному приложению 11.1 главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и на выплату накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба, которой присвоен код 182.

Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 05.09.2006 № 4240/06 также указал, что в соответствии с действующим законодательством полномочия по возврату (зачету) сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы.

Контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов, в том числе Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения Налогового кодекса РФ, в силу чего ссылки Инспекции на невозможность применения его отдельных статей к рассматриваемой ситуации судом не принимается за несостоятельностью.

Согласно статье 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Судом установлен, подтвержден материалами дела и не оспорен участвующими в деле лицами факт поступления ошибочно уплаченных предпринимателем сумм в Бюджет Пенсионного фонда. Однако, в соответствии с действующим законодательством часть платежей была списана налоговым органом в погашение имеющейся у предпринимателя недоимки по пеням, начисленным на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Таким образом согласно выписке из лицевого счета на 29.08.2007 у индивидуального предпринимателя имеется переплата по пеням в сумме 1022 руб. 30 коп. (начислены на сумму взносов на формирование страховой части пенсии) и в сумме 958 руб. 78 коп. (начислены на сумму взносов на формирование накопительной части пенсии) при наличии недоимки по взносам в сумме 1172 руб. (на формирование страховой части пенсии) и в сумме 936 руб. (на формирование накопительной части пенсии), соответственно.

В соответствии с пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Кроме того, согласно Рекомендациям по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом» (утверждены приказом Минфина РФ № 16.03.2007 № ММ-3-10/138@) заявление налогоплательщика об уточнении платежа может поступить в налоговый орган в случае наличия в расчетном документе ошибок, в том числе и при наличии ошибок в разрядах КБК.

Таким образом, невозможность исправления добросовестным налогоплательщиком ошибок в перечислении денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, зачета данных перечислений, действующим законодательством императивно не установлена.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) – пункт 7 статьи 3 НК РФ).

Исходя из изложенного, доводы налогового органа судом не принимаются за несостоятельностью, а требования заявителя являются правомерными и подлежат удовлетворению в части обязания налогового органа произвести в счет задолженности по страховым взносам имеющейся по данным лицевого счета переплаты - 1022 руб. 30 коп. (начислены на сумму взносов на формирование страховой части пенсии), 958 руб. 78 коп. (начислены на сумму взносов на формирование накопительной части пенсии).

В остальной части требования удовлетворению не подлежат.

Требование о зачете излишне уплаченного налога (сбора, взноса) не предполагает изъятие денежных средств из бюджета и передачу их плательщику, в связи с чем в данном случае отсутствуют правовые основания для уплаты государственной пошлины в размере, установленном подпунктом 1 пункта статьи 333.21 НК РФ.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ, расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям и подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя в сумме 91 руб. 72 коп.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 78 Налогового кодекса РФ, Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2000 № 167-ФЗ, Федеральным законом о «Бюджетной классификации РФ» от 15.08.96 № 115-ФЗ, статьями 7-11,65,110,167-170,180,197-201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Обязать межрайонную инспекцию ФНС России № 8 по Воронежской области произвести зачет ошибочно уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

с КБК 182 1 02 02010 06 2000 160 на КБК 182 1 02 02010 06 1000 110 в сумме 1022 руб. 30 коп. в счет погашения недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в части, направляемой на формирование страховой части пенсии;

с КБК 182 1 02 02020 06 2000 160 на КБК 182 1 02 02020 06 1000 110 в сумме 958 руб. 78 коп. в счет погашения недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в части, направляемой на формирование накопительной части пенсии.

В остальной части требований отказать.

Взыскать с межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Воронежской области, расположенной по адресу: Воронежская область, г.Семилуки, ул.25 лет Октября, 120/1 государственную пошлину в сумме 91 руб. 72 коп. в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, проживающей по адресу: <...> (зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 18.05.2004 за основным государственным регистрационным номером 304362813900091).

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия и арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Судья М.С.Есакова