ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-6437/19 от 21.01.2020 АС Воронежской области

Арбитражный суд Воронежской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж                                                                                                  Дело №А14-6437/2019

«28» января 2020 г.

Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2020 г.

Арбитражный суд Воронежской области  в составе судьи Д.И. Тисленко,

при ведении протокола секретарем судебного заседания В.Н. Зинченко,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж (ОГРН 1023601575733, ИНН 3650002882)

к Автономной некоммерческой организации по реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Назорей», г. Воронеж (ОГРН 1033600012720, ИНН 3662067186),

третье лицо (1): Управление жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж (ОГРН 1123668053453, ИНН 3665090659),

третье лицо (2): Прокуратура города Воронежа, г. Воронеж,

при участии в деле Прокуратуры Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1023601587965, ИНН 3664012520),

о признании дополнительного соглашения № 5 от 27.12.2017 ничтожной сделкой,  обязании освободить муниципальное имущество (квартиры) и передать его по акту, истребовании имущества (квартир) из чужого незаконного владения,

при участии в заседании:

от истца – Сафоновой А.Ю., представителя по доверенности № 119/2019-с от 25.11.2019, служебное удостоверение; Проскурина А.А., представителя по доверенности № 94/2019-с от 25.11.2019, паспорт,

от ответчика – Малаховой Н.В., генерального директора, протокол № 1 от 20.02.2016, паспорт; Сотниковой Е.С., представителя по доверенности от 13.08.2019, удостоверение адвоката,

от третьего лица (1) – Проскурина А.А., представителя по доверенности № 151 от 24.06.2019, паспорт,

от Прокуратуры ВО – Жарковой В.Н., служебное удостоверение,

установил:

Администрация городского округа город Воронеж (далее – истец, Администрация) 12.04.2019 обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением б/н от 08.04.2019 к Автономной некоммерческой организации по реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Назорей» (далее – ответчик, АНО «Назорей») о признании недействительной (ничтожной) сделкой дополнительного соглашения № 5 от 27.12.2017 к договору безвозмездного пользования жилым помещением № 1 от 30.11.2009, обязании АНО «Назорей» освободить квартиры №№ 1, 3, 4, 5, 12, 13, 17, 22, 24 в доме 15 по ул. Дружинников г. Воронежа и передать их по акту приема-передачи Администрации, истребовании у АНО «Назорей» квартир №№ 2, 15 в доме 15 по ул. Дружинников г. Воронежа (с учетом крайнего уточнения требований, принятого судом на основании статей 49, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании 05.12.2019).

Судебное разбирательство по делу неоднократно откладывалось, в том числе по ходатайству ответчика для урегулирования спора во внесудебном порядке.

В ходе процесса на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж (далее – третье лицо (1), Управление жилищных отношений АГО г. Воронеж) и Прокуратура города Воронежа (далее – третье лицо (2), Прокуратура г. Воронежа).

В порядке части 5 статьи 52 АПК РФ в дело вступила Прокуратура Воронежской области (далее – Прокуратура ВО) с правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности (протокольное определение от 05.11.2019).

В судебном заседании 14.01.2020, проводившемся при участии представителей сторон, третьего лица (1), Прокуратуры ВО и в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие третьего лица (2), представители ответчика указали, что квартиры №№ 2 и 15 АНО «Назорей» не используются, против удовлетворения иска в части данных квартир не возражали.

Представитель ответчика представил отзыв на мотивированное заявление прокурора, поддержал его в судебном заседании, возражал против удовлетворения исковых требований о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности.

Дополнительный отзыв ответчика на основании статьи 131 АПК РФ приобщен судом к материалам дела.

Представитель истца поддержал исковые требования. Представители Прокуратуры ВО и третьего лица (1) поддержали позицию Администрации.

На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 21.01.2020 до 10 час. 00 мин. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в сети «Интернет».

Судебное заседание 21.01.2020 после перерыва продолжено также при участии представителей сторон, Прокуратуры ВО и в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие третьего лица (2).

Представители сторон поддержали свои позиции по спору.

Как следует из материалов дела, квартиры (жилые помещения) №№ 1, 2, 3, 4, 5, 12, 13, 15, 17, 22, 24 в доме 15 по ул. Дружинников г. Воронежа являются муниципальной собственностью, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества № 13007 от 23.01.2019 и выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Решением Воронежской городской Думы от 18.11.2009 № 338-II«О передаче в безвозмездное временное пользование АНО «Назорей» муниципальных жилых помещений» в целях оказания социальной поддержки АНО «Назорей» по созданию центра социальной адаптации и реабилитации лиц, освободившихся из мест лишении свободы, в части обеспечения их временным жильем данной организации оказана муниципальная преференция путем предоставления в безвозмездное временное пользование сроком на 2 года муниципальных квартир №№ 1, 3, 4, 5, 12, 13, 17, 22, 24 в жилом доме по ул. Дружинников г. Воронежа (с правом регистрации по месту пребывания для лиц, освободившихся из мест лишении свободы).

На основании данного решения между Администрацией (арендодатель) и АНО «Назорей» (арендатор) был заключен договор безвозмездного пользования № 1 от 30.11.2009, по условиям которого ответчику переданы в срочное безвозмездное пользование квартиры №№ 1, 3, 4, 5, 12, 13, 17, 22, 24 в жилом доме по ул. Дружинников г. Воронежа для обеспечения временным жильем лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на время реабилитации и адаптации с правом регистрации по месту пребывания (пункт 1.1 договора) сроком на 2 года с 19.11.2009 по 18.11.2011 (пункт 1.3 договора).

Дополнительными соглашениями №№ 2-4 срок действия указанного договора продлялся.

20.12.2017 Воронежская городская Дума приняла очередное решение № 759-IV«О предоставлении муниципальной преференции», в соответствии с которым АНО «Назорей» оказана муниципальная преференция путем предоставления в безвозмездное временное пользование сроком на 5 лет муниципальных квартир №№ 1, 3, 4, 5, 12, 13, 17, 22, 24 в жилом доме по ул. Дружинников г. Воронежа.

На основании решения Воронежской городской Думы от 20.12.2017 № 759-IVсторонами заключено дополнительное соглашение № 5 от 27.12.2017 к договору безвозмездного пользования, которым установили срок истечения действия договора – 01.01.2023.

Прокуратура г. Воронежа провела проверку, по результатам которой выявила признаки нарушения действующего законодательства, посчитав предоставление жилых помещений АНО «Назорей» Администрацией в безвозмездное пользование недопустимым. Помимо прочего, в акте проверки от 17.04.2018 отмечено наличие отдельных предметов мебели и обихода в квартирах №№ 2 и 15 (не охваченных договором) и нахождение ключей от данных квартир у представителей АНО «Назорей».

На основании протеста прокурора от 20.04.2018 № 2-4-2018 Воронежская городская Дума 27.06.2018 приняла решение № 886-IVо признании своего решения от 20.12.2017 № 759-IV «О предоставлении муниципальной преференции» утратившим силу.

Прокуратура г. Воронеж внесла также представление от 26.04.2018 № 2-1-2018 на имя главы городского округа город Воронеж об устранении допущенных нарушений. Представление содержит как сведения о переданных по договору квартирах, так и указания на признаки самовольного захвата АНО «Назорей» квартиры № 2 и использования квартиры № 15 неизвестными лицами.

Администрация обращалась к АНО «Назорей» с просьбами расторгнуть договор безвозмездного пользования (письма от 24.07.2018, от 03.10.2018, от 20.11.2018), ответчик указанные обращения не удовлетворил.

Управление жилищных отношений АГО г. Воронеж в декабре 2018 года провело комиссионное обследование квартир, в отношении квартир № 2 и 15 составлены акты о наличии признаков текущего использования (в актах отмечено, что они составлены в присутствии сотрудника АНО «Назорей» Фролова С.Г.). Письмом от 13.12.2018 Управление жилищных отношений АГО г. Воронеж предлагало АНО «Назорей» освободить указанные помещения, реакции на данное письмо также не последовало.

Непосредственно исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд считает, что требования Администрации подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав может осуществляться способами, предусмотренными законом. По смыслу указанной нормы способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ГК РФ арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном кодексом.

В соответствии с положениями части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу положений части 3.1. статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).

Оспариваемое Администрацией дополнительное соглашение № 5 от 27.12.2017 к договору безвозмездного пользования жилым помещением № 1 от 30.11.2009 фактически выступает основанием для использования АНО «Назорей» квартир №№ 1, 3, 4, 5, 12, 13, 17, 22, 24 в доме 15 по ул. Дружинников г. Воронежа на период до 01.01.2023, поскольку срок действия договора безвозмездного пользования по предыдущему дополнительному соглашению № 4 истекал 01.01.2018.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным требованиям закона, действующим в момент его заключения.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества определены статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее –  Закон о защите конкуренции).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе, некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях).

Договор безвозмездного пользования жилым помещением № 1 от 30.11.2009 и дополнительное соглашение № 5 от 27.12.2017 к нему были заключены сторонами на основании оказания муниципальной преференции.

В силу пункта 13.1 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, в том числе, в целях поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Законом о некоммерческих организациях.

Из материалов дела со всей очевидностью следует, что АНО «Назорей» отвечает признакам социально ориентированной некоммерческой организации, деятельность которой может быть поощрена на основании приведенных норм права.

Так, согласно пункту 2.1 устава АНО «Назорей», целью ее создания и деятельности является представление услуг в области ресоциализации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц, попавших в трудные жизненные ситуации, а также по защите прав человека. В силу пункта 2.2 устава задачами и предметом деятельности АНО «Назорей» являются: оказание услуг по реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также оказавшихся в трудной жизненной ситуации; услуги по оказанию помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в том числе социально-экономические (психологические и т.п.), социально-бытовые (бытовые, трудовые и т.п.) и информационные (пропаганда вреда употребления наркотических и алкогольных веществ); создание реабилитационных и адаптационных центров для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также лиц, страдающих химической зависимостью; создание кризисных центров для лиц, подвергшихся насилию; оказание благотворительной помощи детским, воспитательным и лечебным учреждениям, исправительно-трудовым учреждениям и следственным изоляторам, беспризорным детям, малоимущим слоям населения и другим нуждающимся лицам; оказание услуг по организации детских приютов и христианских социальных центров в целях оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; оказание услуг по организации и проведению выставок, презентаций, книжных ярмарок, аукционов, лотерей, в том числе произведений искусства, предметов народных промыслов и индивидуального творчества, с целью профилактики асоциального образа жизни.

Указанная деятельность, безусловно, направлена на решение социальных проблем (общая формулировка пункта 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции), а также подпадает по ряд конкретных видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных статьей 31.1 Закона о некоммерческих организациях: социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан (подпункт 1 пункта 1 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях); оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина (подпункт 6 пункта 1 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях); профилактика социально опасных форм поведения граждан (подпункт 7 пункта 1 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях); благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства) (подпункт 8 пункта 1 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях) и др.

В этой связи тот факт, что в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении АНО «Назорей» основным видом деятельности является «Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки» (код 94.99), правового значения не имеет, соответствующие доводы Администрации и Прокуратуры ВО подлежат отклонению.  В материалах дела не имеется доказательств того, что Управление Минюста по Воронежской области как уполномоченный орган по контролю за деятельностью некоммерческих организаций выявляло несоответствие деятельности АНО «Назорей» ее уставным целям и задачам.

Дополнительно суд учитывает, что Воронежская городская Дума, оказывая АНО «Назорей» муниципальную преференцию решением от 20.12.2017 № 759-IV (равно как и предыдущими решениями), указывала на цели поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Вместе с тем, при рассмотрении настоящего иска оценивается законность передачи Администрацией в безвозмездное пользование некоммерческой организации жилых помещений.

Согласно пунктам 6-8 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях местные администрации вправе утверждать перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, для оказания имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их местных администраций. Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования таких перечней, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование включенного в них муниципального имущества устанавливаются муниципальными нормативными правовыми актами.

Как указано в имеющейся в материалах дела выписке из реестра муниципального имущества № 13007 от 23.01.2019, квартиры №№ 1, 3, 4, 5, 12, 13, 17, 22, 24 в доме 15 по ул. Дружинников г. Воронежа являются имуществом муниципальной казны.

В пункте 1.2 Положения о порядке предоставления в безвозмездное пользование муниципального казенного имущества городского округа город Воронеж, утв. решением Воронежской городской Думы от 27.04.2016 № 238-IV (далее – Положение № 238-IV), в числе объектов безвозмездного пользования жилые помещения не значатся, а пункт 1.1 Положения № 238-IV относит к исключениям земельные участки, объекты жилищного фонда и обособленные природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности.

Согласно пункту 1.10 Положения № 238-IV предоставление нежилых зданий и помещений, находящихся в собственности муниципального образования городской округ город Воронеж, в безвозмездное пользование социально ориентированным некоммерческим организациям может также осуществляться в соответствии с решением Воронежской городской Думы от 22.11.2017 № 722-IV «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций» (далее – Решение № 722-IV). Как прямо следует из указания данного пункта, в установленном Решением № 722-IVпорядке социально ориентированным организациям могут быть предоставлены в ссуду только нежилые объекты недвижимости.

В частности, в соответствии с пунктом 1.2 Правил формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества городского округа город Воронеж, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе, утв. Решением № 722-IV, перечень формируется только из нежилых зданий и помещений.

Таким образом, ни федеральное законодательство о защите конкуренции и некоммерческих организациях, ни принятые во исполнение вышеуказанных федеральных законов акты органов местного самоуправления в городском округе город Воронеж не предусматривают передачу социально ориентированным некоммерческих организациям в безвозмездное пользование жилых помещений без конкурсных процедур.

Аргумент ответчика о том, что Воронежская городская Дума, предоставляя АНО «Назорей» муниципальные преференции, в том числе, решением от 20.12.2017 № 759-IV, скорректировала установленный Решением № 722-IV порядок муниципальным актов такого же уровня, несостоятелен ввиду следующего.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт – решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В рассматриваемом случае Положение № 238-IV и Решение № 722-IV являются муниципальными правовыми актами, устанавливающими общеобязательные правила в сфере предоставления в безвозмездное пользование муниципального казенного имущества городского округа город Воронеж, в том числе, социально ориентированным некоммерческим организациям в порядке их имущественной поддержки, а решение от 20.12.2017 № 759-IV об оказании АНО «Назорей» муниципальной преференции и предшествующие ему аналогичные решения не устанавливают и не изменяют общеобязательных правил, а имеют индивидуальный характер.

Фактически решение от 20.12.2017 № 759-IVпринято в нарушение действующего законодательства о защите конкуренции и некоммерческих организациях, вопреки предусмотренному Положением № 238-IV и Решением № 722-IV порядку.

Кроме того, суд учитывает следующее.

Согласно статье 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилое помещение предназначено для проживания граждан (часть 1). Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (часть 2). То есть возможность использования жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности предоставлена только гражданам, проживающим в жилом помещении на законном основании, но не юридическому лицу, которому жилое помещение передано по договору безвозмездного пользования.

Статьей 92 ЖК РФ определены виды жилых помещений специализированного жилого фонда, в том числе жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Квартиры, предоставленные в безвозмездное пользование АНО «Назорей», к специализированному жилищному фонду не отнесены.

Суд полагает также заслуживающим внимание довод Управления жилищных отношений АГО г. Воронеж о нарушении прав лиц, нуждающихся в жилых помещениях и претендующих на предоставление муниципальных жилых помещений по договорам социального найма. Предоставление АНО «Назорей» в ссуду муниципальных квартир не согласуется с порядком, предусмотренным главной 7 ЖК РФ.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 74 и 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

В положениях действующего законодательства о защите конкуренции содержится явно выраженный запрет на заключение сделок в обход таких конкурентных способов, без использования которых нарушаются права неопределенного круга третьих лиц – потенциальных участников торгов.

Нарушением вышеуказанных норм федерального законодательства и местных правовых актов созданы и реализованы дискриминационные условия доступа АНО «Назорей» к муниципальным жилым помещениям, ограничена возможность  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приобрести права на заключение договора безвозмездного пользования или аренды муниципального имущества, а также возможность нуждающихся в жилых помещениях физических лиц улучшить жилищные условия.

Суд не усматривает в данном случае оснований отказать в признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности в порядке абзаца 4 пункта 2 статьи 166 или пункта 5 статьи 166 ГК РФ, как на том настаивает ответчик.

Действительно, о недействительности сделки заявила Администрация как ссудодатель, а срок действия договора безвозмездного пользования № 1 от 30.11.2009 неоднократно продлялся, в том числе, дополнительным соглашением № 5 от 27.12.2017.

Вместе с тем, предметом иска является не обычная предпринимательская сделка, а договор по передаче в безвозмездное пользование муниципальных казенных квартир, суд учитывает все предшествовавшие предъявлению настоящего иска события (прокурорскую проверку, протест и представление прокурора) и полагает, что при нарушении сделкой публичных интересов (пункт 4 статьи 166 ГК РФ) и поддержке иска Прокуратурой ВО, вступившей в дело в целях обеспечения законности в порядке статьи 52 АПК РФ, положения абзаца 4 пункта 2 статьи 166 и пункта 5 статьи 166 ГК РФ применению не подлежат.

Таким образом, дополнительное соглашение № 5 от 27.12.2017 к договору безвозмездного пользования жилым помещением № 1 от 30.11.2009 является недействительной (ничтожной) сделкой, в соответствии с пунктом 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения, следовательно, требования Администрации в данной части подлежат удовлетворению, подлежат применению последствия недействительности ничтожной сделки, следует обязать АНО «Назорей» освободить квартиры №№ 1, 3, 4, 5, 12, 13, 17, 22, 24 в доме 15 по ул. Дружинников г. Воронежа и передать их по акту приема-передачи Администрации.

При указании на применение последствий недействительности ничтожной сделки суд также исходит из признаков ничтожности самого договора безвозмездного пользования жилым помещением № 1 от 30.11.2009 и всех иных дополнительных соглашений к нему (пункт 1 статьи 166, статья 168 ГК РФ с учетом изменения их редакций), невозможности возобновления договора безвозмездного пользования жилым помещением № 1 от 30.11.2009 на неопределенный срок в порядке пункта 2 статьи 621 ГК РФ (с учетом пункта 2 статьи 689 ГК РФ) ввиду его заключения после вступления в силу Закона о защите конкуренции.

Истец представил достаточные доказательства использования ответчиком также квартир №№ 2 и 15 в доме 15 по ул. Дружинников г. Воронежа, что ответчиком не опровергнуто (часть 1 статьи 65, часть 3.1. статьи 70, часть 2 статьи 9 АПК РФ). В судебном заседании 14.01.2020 представители ответчика против удовлетворения иска в части квартир №№ 2 и 15 не возражали.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

На основании статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Поскольку законных либо договорных оснований для использования АНО «Назорей» квартир №№ 2 и 15 не имеется, суд считает данное требование Администрации также обоснованным, следует истребовать из чужого незаконного владения АНО «Назорей» квартиры №№ 2 и 15 в доме 15 по ул. Дружинников г. Воронежа.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) заявленные требования (с учетом направленности воли истца и пункта 7 статьи 3 НК РФ суд исходит из единого общего неимущественного требования и последующего уточнения правового основания иска Администрацией в части квартир №№ 2 и 15 на виндикацию) подлежат оплате государственной пошлиной в сумме 6 000 руб. На основании статьи 333.37 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины и не оплачивал ее при обращении с иском и уточнении исковых требований. В связи с изложенным, принимая во внимание результат рассмотрения спора, на основании статьи 110 АПК РФ следует взыскать с ответчика в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации городского округа город Воронеж удовлетворить полностью.

Признать недействительным дополнительное соглашение № 5 от 27.12.2017 к договору безвозмездного пользования жилым помещением № 1 от 30.11.2009, заключенное Администрацией городского округа город Воронеж, г. Воронеж (ОГРН 1023601575733, ИНН 3650002882) с Автономной некоммерческой организацией по реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Назорей», г. Воронеж (ОГРН 1033600012720, ИНН 3662067186).

Применить последствия недействительности ничтожной сделки: обязать Автономную некоммерческую организацию по реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Назорей», г. Воронеж (ОГРН 1033600012720, ИНН 3662067186) освободить квартиры №№ 1, 3, 4, 5, 12, 13, 17, 22, 24 в доме 15 по ул. Дружинников г. Воронежа и передать их по акту приема-передачи Администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж (ОГРН 1023601575733, ИНН 3650002882).

Истребовать из чужого незаконного владения Автономной некоммерческой организации по реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Назорей», г. Воронеж (ОГРН 1033600012720, ИНН 3662067186) квартиры №№ 2 и 15 в доме 15 по ул. Дружинников г. Воронежа.

Взыскать с Автономной некоммерческой организации по реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Назорей», г. Воронеж (ОГРН 1033600012720, ИНН 3662067186) в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд) в течение месяца со дня принятия через Арбитражный суд Воронежской области в предусмотренном АПК РФ порядке.

Судья                                                                                                                                 Д.И. Тисленко