ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-6524/15 от 18.11.2015 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Р Е Ш Е Н И Е

город Воронеж                                                                                      Дело №А14-6524/2015

«25» ноября   2015 года

дата оглашения резолютивной части решения -   18.11.2015

дата изготовления решение в полном объеме   -   25.11.2015

Арбитражный суд Воронежской области  в составе судьи Соболевой Е.П.,

при ведении протокола  секретарем   судебного заседания  Рогачевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Воронеж», г.Воронеж (ОГРН 1023601568110, ИНН 3650004897), г.Воронеж

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области  (ОГРН 1043600195979, ИНН 3664062338), г. Воронеж

о признании недействительным  решения  №04-05/15 от 26.12.2014 об отказе в привлечении  лица  к  ответственности  за  налоговое  правонарушение  (с учетом  изменений,  внесенных решением УФНС России по Воронежской области №15-2-18/06188 @  от  03.04.2015). 

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Яровиков А.Б. – представитель по доверенности №4-74/15 от 22.06.2015 (действительна до 31.12.2015 года);  Святская Е.Л. – главный бухгалтер, доверенность №4-135/14 от 16.12.2014 (действительна до 31.12.2015);  Семенчина Л.В. – представитель по доверенности №4-149/14 от 19.12.2014 (действительна до 31.12.2015),

от ответчика: Ефименко О.А. – заместитель начальника отдела выездных проверок по доверенности №03-16/02698 от 30.07.2015 (действительна до 31.12.2015); Елфимов К.И. – ведущий специалист-эксперт правового отдела по доверенности №03-16/00273 от 26.01.2015 (действительна до 31.12.2015),

у с т а н о в и л:

         Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Воронеж» (заявитель по делу, Общество)  обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области (ответчик по делу, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области, Инспекция, налоговый орган) №04-05/15 от 26.12.2014 об отказе в привлечении  лица  к  ответственности  за  налоговое  правонарушение  (с учетом  изменений,  внесенных решением УФНС России по Воронежской области №15-2-18/06188 @  от  03.04.2015), а именно, в части:

1.   доначисления   неуплаченных (излишне возмещенных) налогов:

1.1.  налога на прибыль в сумме  2 203 213руб., в том числе:  за 2011 год  -  2 049 688 руб.,  за  2012 год  -  153 525 руб. (из них:  в федеральный бюджет   - 220 321 руб.,  в бюджет субъекта РФ - 1 982 892 руб.)

1.2. налога на добавленную стоимость в сумме 1 273 604 руб., в том числе:   за  2011 год  -  1 183 455 руб.,   за  2012  год  -  90 148 руб.

2.  предложения  уплатить недоимку:

1.1. по   налогу  на прибыль в сумме 2 203 213 руб., в том числе:  за 2011 год  -  2 049 688 руб., за 2012 год  - 153 525 руб. (из них:  в  федеральный  бюджет -  220 321 руб.,  в бюджет субъекта РФ -  1 982 892 руб.)

1.2. по  налогу  на добавленную стоимость в сумме 1 273 604 руб., в том числе : за 2011 год  -  1 183 455 руб.,   за 2012 год  -  90 148 руб., как несоответствующее Налоговому  кодексу Российской Федерации.

Представители ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» поддержали заявленные  требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

Представители Инспекции возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в оспариваемом  решении, отзыве и дополнениях к нему, считают  решение законным и обоснованным.   

Рассмотрение дела откладывалось для представления лицами, участвующими в деле,  дополнительных доказательств в порядке части 5 статьи 158 АПК РФ.

В судебном заседании 11.11.2015 объявлялся перерыв до 18.11.2015 в порядке ст. 163 АПК РФ.

Из материалов дела следует:

МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области была проведена  выездная  налоговая проверка ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления в бюджет налогов  за период с 01.01.2011 по 31.12.2012, налога на доходы физических лиц за период с 01.12.2011 по 30.11.2013,  результаты которой нашли отражение в акте выездной    налоговой  проверки  от  18.11.2014    №04-05/15ДСП   (т.1, л.д. 121-154).

Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки, Инспекция вынесла решение об отказе в привлечении ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.12.2014 №04-05/15  (т.1, л.д. 19 – 56).

Не согласившись с указанным решением налогового органа, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж»  обратилось с жалобой в УФНС России по Воронежской области.

Решением УФНС России по Воронежской области от 03.04.2015 №15-2-18/06188@ (т.1,л.д.57-81) решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по  Воронежской области от 26.12.2014  №04-05/15 было отменено в  части:  из пункта 1 и пункта 3.1 резолютивной части  решения была исключена сумма налога на прибыль организаций в размере 790 790руб.

          Не согласившись с решением МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области от 26.12.2014 №04-05/15 (с учетом  изменений,  внесенных  решением  УФНС России  по  Воронежской области №15-2-18/06188 @  от  03.04.2015)  ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж»  обратилось в арбитражный   суд  с   настоящим   заявлением.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд  находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, при этом суд руководствовался  следующим:

Заявитель не согласен с выводами налогового органа, изложенными в оспариваемом решении МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области от 26.12.2014 №04-05/15, в частности, с выводами о  необоснованном  отнесении  налогоплательщиком на расходы по налогу на прибыль затрат, связанных с установкой приборов учёта газа в части не покрываемой за счёт платы за снабженческо-сбытовые услуги ( ПССУ).

По  мнению  Инспекции, в на­рушение статей 252, 270 НК РФ, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» завысило расходы, связанные с производством и реализацией продукции, на стоимость счетчиков газа (газовых счетчиков) и услуг по их установке (замене) населению, не утвержденные Федеральной службой по тарифам (ФТС) в составе платы за снабженческо-сбытовые услуги и цене на газ, для конечного потребителя газа, на  общую  сумму  11 016 064 руб. за периоды 2011 и 2012 годы.

Также, в ходе выездной налоговой проверки  ответчик пришел к выводу о том, что при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (НДС) ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в проверяемом периоде  (2011-2012 годы) необоснованно не включило в налоговую базу стоимость работ (услуг) по установке счетчиков в части превышения расходов, которые не  были утверждены ФСТ в составе платы за снабженческо-сбытовые услуги,  на сумму 7 075 575руб. и, соответственно,  занизило НДС, подлежащий уплате в бюджет на сумм 1 273 604руб.

Указанные нарушения повлекли доначисление заявителю налога на прибыль организаций в  сумме 2 203 213руб., в том числе:  за 2011 год  -  2 049 688 руб.,  за  2012 год  -  153 525 руб. (из них:  в федеральный бюджет   - 220 321 руб.,  в бюджет субъекта РФ - 1 982 892 руб.), а также доначисление налога на добавленную стоимость в сумме 1 273 604руб., в том числе: за 2011 год -1 183 455руб., за 2012 – 90 148руб.

В ходе судебного разбирательства установлено:

 «Газпром межрегионгаз Воронеж» (до 02.12.2002 - ООО «Воронежская региональная компания по реализации газа», до 10.11.1010 - ООО «Воронежрегионгаз»)  является организацией, которая фактически осуществляет реализацию газа конечному потребителю и получает при этом плату за снабженческо-сбытовые услуги, рассчитанные в соответствии с методическими указаниями по регулированию такой платы и утвержденными приказами Федеральной службы по тарифам.

Конечные потребители газа делятся на две основные группы: население и предприятия – потребители газа.

В  проверяемый  период  ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» (Заказчик) были заключены  договоры (от 11.01.2011 № 08-552/11, от 01.11.2006 № 11-5-6-642/06) с ОАО «Воронежоблгаз» (Исполнитель) и ООО «Компания по реализации газа населению «Газсбыт» (Исполнитель) на  работы  по  первичной  установке и замене на существующих газопроводах у абонентов, потребляющих природный газ на бытовые нужды,  газовых  счетчиков, принадлежащих  Заказчику на  праве собственности.

Согласно указанным договорам Заказчик передает Исполнителю бытовые газовые счетчики, принадлежащие Заказчику на праве собственности, для установки (замены)  у  абонентов  по конкретным адресам.

Исполнитель в течение 30 дней с момента получения счетчиков от Заказчика производит своими  силами  установку полученных  газовых счетчиков.  По результатам выполненных работ Исполнители предъявляют ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» акты выполненных работ и счета-фактуры, которые оплачиваются Заказчиком.

Стоимость выполненных работ, а также стоимость самих счетчиков ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» списывало в расходы (Д-т 44 б/с, К-т 60, 10 б/с) и, соответственно, включало в состав затрат в целях налогообложения по налогу на прибыль организаций.

В проверяемом периоде расходы налогоплательщика по установке счетчиков газа составили:

в 2011 – 18 094 640 руб., в том числе: стоимость услуг – 11 176 557 руб., стоимость счетчиков – 6 918 083 руб.

в 2012 – 8 613 824 руб., в том числе: стоимость услуг – 5 423 296 руб., стоимость счетчиков – 3 190 528 руб.

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие пришли к выводу о  превышении  налогоплательщиком  расходов, на  сумму, не  утвержденную ФСТ в составе платы за снабженческо-сбытовые услуги и, соответственно, в цене на  газ для потребителя газа   в размере  11 016 064 руб., в  том числе:  за  2011 год   в размере 10 248 440 руб. (18 094 640 – 7 846 200)  и  2012 год   в размере 767 624 руб. (8 613 824-7 846 200).

В  подтверждение своей позиции  Инспекция  ссылается  на  следующие обстоятельства:

В соответствии с Программой «Оказание помощи социально-защищаемым категориям жителей Воронежской области в оснащении домовладений приборами учета газа» (далее - Программа) в 2011-2012 годах   заявителем  устанавливались  счетчики  у социально незащищенной категории населения на основании заявлений с подтверждением статуса, написанных в произвольной форме. В период реализации Программы существовало соглашение об информационном взаимодействии между Департаментом труда и социального развития Воронежской области и ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж». Данная Программа согласована с генеральным директором ООО «Воронежрегионгаз» Карасиковым Н.В. и заместителем руководителя Управления по государственному регулированию тарифов  Воронежской области  Поповым С.Н.

В разделе 4 Программы отражено, что удовлетворение потребностей всех малообеспеченных граждан - потребителей газа в установке приборов учета газа требует значительных финансовых вложений (около 590 млн. руб.), в связи, с чем, установка приборов не может быть произведена полностью за счет средств региональной компании по реализации газа. Исходя из принципов разумности и целесообразности, учитывая финансовые возможности, ООО «Воронежрегионгаз» принимает обязательства по обеспечению потребителей счетчиками газа, принадлежащими региональной компании, в количестве 8 260 штук (по 4 130 шт. в год), преимущественно лиц, потребляющих газ на отопление жилых помещений, а также на подогрев воды.

В указанной Программе  произведен  расчет  расходов на установку счетчиков для населения (включая стоимость самих счетчиков), согласно которому, за счет средств, утвержденных в тарифах платы за снабженческо-сбытовые услуги (далее - ПССУ) ООО «Воронежрегионгаз», в рамках решения задач, определенных данной Программой, предстоит освоить 15 692,4 тыс. руб. (без учета НДС на приобретение и установку диафрагменных бытовых газовых счетчиков) в 2011-2012 годах (расходы в 2011 – 7 846,2 тыс. руб., в 2012 – 7 846,2 тыс. руб.).

Аналогичная сумма предполагается к освоению за счет собственных средств ООО «Воронежрегионгаз». Общая сумма инвестиций по настоящей Программе составит  31 384,8 тыс. руб.  (без учета НДС).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.05.2007 №333 (в редакции от 31.12.2010) «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ»  цена на газ для потребителя газа формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.

В методических указаниях по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденных Приказами от 17.09.2008 № 173-э/5, от 15.12.2009 № 412-э/8, сказано,  что  расчет размера платы за снабженческо-сбытовые услуги предусматривает его установление на уровне, обеспечивающем организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, получение планируемого объема выручки от оказания услуг в размере, необходимом для:

а) возмещения экономически обоснованных расходов, относимых на себестоимость услуг по регулируемому виду деятельности;

б) обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности (до разработки методики определения размера стоимости основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых при поставках газа, учитывается размер чистой прибыли в регулируемом виде деятельности, необходимый для покрытия согласованных расходов организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности);

в) учета в структуре платы за снабженческо-сбытовые услуги всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Регулирование платы за снабженческо-сбытовые услуги основывается на раздельном учете расходов по регулируемому виду деятельности в соответствии с нормативными актами в сфере бухгалтерского учета.

В ходе проведения проверки Инспекцией  был  направлен запрос в Управление ФНС России по Воронежской области о получении информации от Федеральной службы по тарифам (г. Москва) в целях получения следующей информации:

- расчет размера платы за снабженческо-сбытовые услуги с обосновывающими материалами по формам приложений №№2–5 к методическим указаниям, утвержденным  Приказами от 17.09.2008 № 173-э/5,   от 15.12.2009 №412-э/8

 - постатейное обоснование изменения размера затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство по регулируемому виду деятельности

- обоснование необходимой прибыли по регулируемому виду деятельности.

ФСТ (письмом от 13.10.2014 исх. №9-906) была представлена запрашиваемая информация (документация) за 2011-2012 годы, включая «Заключение экспертной группы Федеральной службы по тарифам по вопросу обоснования размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые ООО «Воронежрегионгаз» конечным потребителям» (далее – Заключение).

По статье «материалы» в Заключении указано, что на территории Воронежской области действует согласованная с Администрацией области Программа по установке приборов учета природного газа у населения, согласно которой затраты по статье «материалы» включают в себя расходы на приобретение и установку контрольно- измерительных приборов:

- на 2011 год в размере 7 846,2 тыс. руб.

- на 2012 год в размере 7 846,2 тыс. руб.

При этом в Заключении имеется постатейное обоснование размеров затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство по регулируемому виду деятельности

Поскольку, в Программе, согласованной с Администрацией Воронежской области,  содержится указание на то, что  расходы на приобретение и установку контрольно-измерительных приборов (счетчиков газа) сверх утвержденной ФСТ суммы, необходимо произвести за счет собственных средств ООО «Воронежрегионгаз»,  то,  по  мнению  налогового органа,  указанные расходы  налогоплательщику   возможно   включить в  затраты  в  целях налогообложения по налогу на прибыль только в пределах суммы, утвержденной Федеральной службой по тарифам в составе платы за снабженческо-сбытовые услуги и,  соответственно,  в  тарифе.

Кроме того, в ходе проведения налоговой проверки Инспекцией был сделан вывод о безвозмездном  характере  операций по приобретению и установке приборов учета населению, так как факт оплаты указанных  товаров (услуг) лицами, которым были установлены счетчики газа, материалами проверки не подтверждается ( налогоплательщиком не представлено документальных доказательств оплаты населением операций по приобретению и установке счетчиков газа).

 Не  соглашаясь  с данной  позицией  Инспекции,   заявитель   указывает  на то, что  расходы  на  приобретение и  установку счетчиков газа были   произведены  для осуществления  основной деятельности Общества, направленной  на  получение  дохода  – реализации  газа  населению,  а, следовательно,  они  отвечают  понятию  обоснованных  для  целей налогообложения расходов,  закрепленному  в  статье  252 НК РФ

Так, приобретение  контрольно-измерительных приборов (счетчиков) и их установка (замена) производилось Обществом в соответствии с вышеуказанной Программой «Оказание помощи социально-защищаемым категориям жителей Воронежской области в оснащении домовладений приборами учета газа» (имеется в материалах дела).

В соответствии с пунктом 3.1 Программы «Основными целями Программы являются:

- оказание помощи социально-защищаемым категориям граждан-собственников жилых помещений, потребляющих природный газ;

- организация достоверного учета газа у населения в сфере потребления газа на отопление жилых помещений, как главный экономический интерес Общества в части реализации газа населению;

- достижение, как следствие, ситуации, когда разница между объемами газа, принятыми из газотранспортной системы Газпрома и суммы объемов газа, учтенных на узлах учета газа потребителей, потерь в сетях ГРО и рассчитанных по нормативам для населения должна быть равна нулю;

- совершенствование системы учета газа у потребителей, как промышленных, так и коммунально-бытовых (населения) путем модернизации существующей системы учета газа у населения;

- исключение благодаря модернизации таких факторов как: занижение объемов газа населениям по счетчикам, наличие неисправных приборов учета у населения, несоответствие счетчиков диапазону расхода газоиспользующего оборудования у потребителей, эксплуатация счетчиков с просроченным межповерочным интервалом, влияние сезонности потребления и температурные перепады наружного воздуха, не допуск представителей поставщика газа, как собственника;

- ликвидация бесприборного учета газа, потребляемого для отопления жилых помещений - как основной инструмент организации достоверного учета, лишенного таких неблагоприятных факторов как: несоответствие нормативов потребления газа населением без приборов учета фактически отобранному количеству газа, неучтенная отапливаемая площадь при учете газа по нормативам;

- изыскание денежных средств ООО «Воронежрегионгаз» на модернизацию существующей системы учета и ликвидацию бесприборного учета за счет включения соответствующих расходов в тариф ПССУ и за счет получения дополнительных доходов;

- создание парка собственных приборов учета ООО «Воронежрегионгаз», современных надежных средств измерения, своевременно поверяемых, ремонтируемых, а при необходимости заменяемых;

- установка силами ГРО и других уполномоченных сторонних организаций приборов учета газа, принадлежащих ООО «Воронежрегионгаз» за счет денежных средств ООО «Воронежрегионгаз» в жилых помещениях социально защищаемых гражданам, не имеющих достаточно объема денежных средств на установку собственных приборов учета коммунальных ресурсов во исполнение федерального законодательства по расчетам за коммунальный ресурс на основании показаний газового счетчика» и т.д.

Таким образом, по мнению заявителя, цели Программы напрямую свидетельствуют о производственной (наряду с социальной) направленности, экономической обоснованности расходов на приобретение и установку у абонентов счетчиков,  принадлежащих Обществу для учета и контроля потребления газа абонентами. То есть, спорные расходы  произведены  для  осуществления  деятельности,   направленной   на  получение  дохода. К документальному  подтверждению указанных расходов со  стороны налогового  органа  замечаний  в  материалах  проверки  не   содержится.

Кроме того, заявитель категорически возражает против доводов о безвозмездности оказанных услуг малоимущим слоям населения,  указывая  на то, что Общество в собственных интересах производило установку и замену счетчиков, принадлежавших ему  на  праве собственности, в жилых помещениях потребителей газа (а зачастую на внешней стороне помещения, чтобы иметь свободный доступ к своей собственности) для организации достоверного учета газа, потребляемого населением. Исполнители ОАО «Воронежоблгаз» и ООО «Компания по реализации газа населению «Газсбыт», устанавливая счетчики у абонентов по конкретным адресам, оказывали услугу не абонентам, а  ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж». Данный факт подтверждают акты выполненных работ (оказанных услуг) и счета-фактуры, выставленные налогоплательщику. Результат выполненных работ  (оказанных услуг) имеет ценность в первую очередь  для  ООО Газпром межрегионгаз Воронеж».

В силу статьи 71 АПК арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании  имеющихся  в  деле доказательств.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.

 По первому  эпизоду  судом   поддерживается  позиция  заявителя  и отклоняются  доводы  Инспекции о  том,  что  ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж»,  в  нарушение  статей  252, 270 НК РФ, неправомерно отнесло на расходы в  целях налогообложения прибыли  расходы на  приобретение и установку  счетчиков населению, понесенные сверх суммы, утвержденной Федеральной службой по тарифам в составе платы за снабженческо-сбытовые услуги и, соответственно  в  тарифе,  что  привело  к  неуплате  налога на  прибыль в общей   сумме  2 203 213руб., в  том числе:  за 2011 год  -  2 049 688 руб.,  за  2012 год  -  153 525 руб. (из них:  в федеральный бюджет   - 220 321 руб.,  в бюджет субъекта РФ - 1 982 892 руб.).

Суд  руководствовался следующим:

Налоговое законодательство  не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их  экономической  целесообразности,  рациональности,  эффективности или полученного результата. Налогоплательщик вправе самостоятельно и единолично оценивать  эффективность  и  целесообразность  своей  экономической деятельности

По  смыслу  правовой  позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24.02.2004 №3-П, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью  и  широкой  дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют  объективные пределы  в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.

Суд соглашается с доводами ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж»  относительно того, что  превышение фактически понесенных расходов по отношению к расходам, учтенным при утверждении тарифа на снабженческо-сбытовые услуги, само по себе  не  может свидетельствовать о  занижении налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль организаций.   Факт  включения,  либо не включения указанных  затрат при расчете размера платы за снабженческо-сбытовые услуги,  оказываемые   конечным потребителям поставщиками газа, не имеет  правового  значения  для   целей  налогообложения.

Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой понимаются полученные налогоплательщиком доходы, уменьшенные  на  величину произведенных расходов.

В соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации доходом от реализации признается выручка от реализации, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги). При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные  цены (тарифы).

При  этом пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» ПБУ 9/99 доходами для обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Эта уверенность имеется в том случае, когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в получении актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены, или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены (пункт 12 ПБУ 9/99).

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налогов и сборов.

Статьей 40 Налогового кодекса установлено, что если иное не предусмотрено названной статьей, то для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки.Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 – 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации  (ЖК РФ) предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно пункту 41 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном пунктами 32 - 38 данных Правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 При отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 32 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан).

В соответствии с пунктом 33 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан нормы потребления газа устанавливаются по следующим видам потребления:

а) приготовление пищи;

б) нагрев горячей воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (с использованием газового водонагревателя, а при его отсутствии - с использованием газовой плиты);

в) отопление жилых помещений в многоквартирных домах, жилых помещений и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, в жилых домах;

г) отопление нежилых помещений в многоквартирных домах и помещений в надворных постройках индивидуальных домовладений

д) содержание в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных и домашней птицы.

В соответствии с пунктом 34 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан нормой потребления газа является среднемесячный объем потребления газа в  вышеуказанных целях.

Согласно пункту 35 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан объем потребленного газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа, в расчетном периоде рассчитывается в следующем порядке:

а) при использовании газа для приготовления пищи и нагрева воды с применением газовых приборов – как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении, и установленного норматива потребления газа для соответствующего вида потребления;

б) при использовании газа для отопления жилых помещений, в том числе вспомогательных помещений в квартире многоквартирного дома, - как произведение общей отапливаемой площади и норматива потребления газа, установленного для этих целей;

в) при использовании газа для отопления нежилых помещений в многоквартирных домах, вспомогательных помещений в жилых домах и помещений надворных построек индивидуального домовладения – как произведение общего объема этих помещений и норматива потребления газа, установленного для этих целей;

г) при использовании газа для приготовления кормов и подогрева воды, необходимых для содержания в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных и домашней птицы, - как сумма произведений количества животных и птиц определенного вида и нормативов потребления газа, установленных для этих видов животных и птиц.

В случае  если  фактическое присоединение входящего в состав внутридомового газового оборудования газопровода к газораспределительной (присоединенной) сети было осуществлено не  с первого дня расчетного периода, объем потребленного газа определяется пропорционально количеству дней в расчетном периоде после указанного присоединения, включая и день присоединения (пункт 36 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан).

Объем газа, потребленного за расчетный период абонентом, проживающим в комнате квартиры (жилого дома) и определяющим плату за потребленный газ по показаниям внутриквартирного (общедомового) прибора учета газа, рассчитывается как произведение объема потребленного газа согласно показаниям этого прибора и коэффициента, определяемого как:

- доля жилой площади комнаты в отапливаемой общей площади квартиры (жилого дома) - при наличии индивидуального отопления с помощью газовых приборов;

- доля количества граждан, проживающих в комнате, в общем количестве граждан, проживающих в квартире (жилом доме), - при наличии централизованного отопления (пункт 37 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан).

Объем потребленного газа при использовании его по нескольким видам потребления рассчитывается путем суммирования объемов потребленного газа, использованного по каждому виду потребления (пункт 38 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан).

Исходя из  содержания  пунктов 7, 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307, и подпункта 5 пункта 1 приложения №2 к указанным правилам, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы для газоснабжения в жилых помещениях определяется исходя из нормативов потребления газа.

В силу пункта  2.9 Правил учета газа от 10.10.1996, утвержденных Минтопэнерго России 14.10.1996 (зарегистрировано в Минюсте России 15.11.1996 №1198), учет количества газа, реализуемого населению, производится по приборам учета газа или на основании норм  расхода газа (на приготовление пищи, горячей воды и отопления, при наличии систем местного отопления).

  Нормы   расхода газа  на  одного человека и единицу отапливаемой площади, а также нормы расхода газа на содержание скота в личном подсобном хозяйстве разрабатываются и определяются газораспределительными  организациями  в установленном порядке.

Согласно пункту 2.10 указанных Правил право утверждать нормы расхода газа предоставляется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 №719.

При этом на основании пункта 3 статьи 541 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве, оплачивая при этом лишь количество газа, определяемое по установленным нормам.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность определения стоимости газа, потребленного  населением и осуществления расчетов за газ с населением как исходя из показаний приборов учета, так и расчетным путем на основе установленных нормативов потребления, при этом наличие такого норматива не ограничивает население в использовании газа, поскольку пунктом 3 статьи 541 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве, оплачивая при этом лишь количество газа, определяемое по установленным нормам.

Следовательно, выручка газоснабжающего предприятия определяется лишь из сумм, предъявленных потребителям к оплате за каждый месяц, а в состав расходов включается стоимость всего газа, фактически отпущенного населению.

На основании п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ,

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода» (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Таким образом, условиями признания расходов в целях налогообложения прибыли являются:

- их экономическая обоснованность,

-наличие оправдательных документов, служащих основанием для признания таких расходов,

- связь с деятельностью, направленной на получение доходов.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющегося амортизируемым, уменьшают налогооблагаемую прибыль в составе материальных расходов. При этом, стоимость такого имущества, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 22 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162, учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа.

В силу пункта 21 Правил, поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. Монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым принадлежат приборы (пункты 24, 25 названных Правил).

Таким образом,   экономическая оправданность установки приборов учёта для поставщика закреплена нормативно.

В силу ст. 71 АПК арбитражный суд оценивает доказательство по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно статье 65 АПК РФ  -  каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение. 

Суд поддерживает позицию заявителя о том, что, поскольку,  понятие «экономическая оправданность затрат» является оценочным, именно налоговый орган, в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ, должен представить в суд доказательства тому, что учтенные Обществом в проверяемый период в качестве уменьшающих налогооблагаемую  базу  расходы  были  экономически  неоправданными. 

Как указывалось выше, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж»  фактически осуществляет реализацию газа конечному потребителю, которые делятся на 2 группы: население и предприятия.

Из материалов  дела следует, что  расходы на приобретение и установку счетчиков были  произведены для осуществления основной деятельности Общества – реализации газа  населению, направленной на получение дохода.

Приобретение контрольно-измерительных приборов (счетчиков) и их установка (замена) производилось  Обществом  в  соответствии с Программой «Оказание помощи социально-защищаемым категориям жителей Воронежской области в оснащении домовладений приборами учета газа».

Цели Программы (пункт 3.1 Программы) свидетельствуют о производственной (наряду с социальной) направленности, экономической обоснованности  расходов  на  приобретение  и  установку  у  абонентов счетчиков для  учета и контроля потребления газа абонентами,  принадлежащих  Обществу.  

Таким образом, судом установлено, что указанные выше расходы  были  произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода  (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Тот факт, что согласно Программе, часть расходов на установку счетчиков финансируется за счет средств, утвержденных в тарифах ПССУ,  а часть -  за счет дополнительных доходов (собственных средств) Общества, не  является  основанием для признания указанных расходов экономически необоснованными, не производственными или не связанными с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Как указывалось выше, в  соответствии  с   Методическими  указаниями, утвержденными приказами ФСТ России № 173-э/5 от 17.09.2008, № 412-э/8 от 15.12.2009 и Основными  положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ,  утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 №1021, ФСТ России устанавливает размер платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ), оказываемые конечным потребителям поставщиками газа.

Расчет размера ПССУ предусматривает, в том числе,  его установление на уровне, обеспечивающем организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, получение планируемого объема выручки от оказания услуг в необходимом размере   (пункт 4  методических указаний)).

Очевидно, что государственное регулирование ПССУ призвано определить уровень доходности от регулируемого вида деятельности и обеспечить защиту прав покупателей газа от возможных злоупотреблений доминирующим положением за счет применения необоснованных цен. При этом, устанавливая размер ПССУ,  ФСТ России ни устанавливает и никак не ограничивает уровень расходов поставщика.

Суд соглашается с позицией заявителя о том, что вышеуказанная Программа, Постановление Правительства РФ от 28.05.2007 (ред.31.12.2010) «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ», Методические указания или иные нормы действующего законодательства  никак не регламентируют расходы в целях налогообложения по налогу на прибыль, не устанавливают предельный размер затрат поставщика, равно как не предусматривают полномочий налоговых органов осуществлять контроль уровня расходов налогоплательщика (НК РФ ст. 252 и НК РФ ст. 270).

Указанные документы  не  устанавливают порядок отражения затрат на приобретение и установку счетчиков в целях налогообложения по налогу на прибыль. Соответственно, состав расходов, принимаемых  в целях  исчисления налога на прибыль, не может основываться ни на Программе, ни на «Заключении экспертной группы Федеральной службы по тарифам по вопросу обоснования размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям».  

Таким образом, превышение фактически понесенных расходов по отношению к расходам, учтенным при утверждении тарифа на ССУ, само по себе не может свидетельствовать о занижении налоговой базы.

Из материалов дела  следует, что Общество в производственных целях и в собственных интересах, в соответствии с Программой, производило установку (замену) счетчиков социально-защищаемым категориям жителей Воронежской области.

В этих целях, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» (Заказчик) были заключены договоры на работы по первичной установке и замене на существующих газопроводах у абонентов, потребляющих природный газ на бытовые нужды, газовых счетчиков, принадлежащих заказчику на праве собственности со следующими предприятиями:

- от 11.01.2011 г. № 08-552/11 с ОАО «Воронежоблгаз» (исполнитель);

- от 01.11.2006 г. №11-5-6-642/06 с ООО «Компания по реализации газа населению «Газсбыт» (исполнитель).

Счетчики, устанавливаемые у абонентов в соответствии с Программой, принадлежат ОАО «Газпром газораспределение Воронеж».  

Стоимость имущества, принимаемого к учету организацией, складывается из расходов на приобретение оборудования и расходов на доведение этого оборудования до состояния пригодного к использованию. Счетчик пригоден к использованию только после его установки на газопроводе (способен учитывать объем газа, проходящий через него, начинает использоваться в производственных целях в деятельности направленной на получение доходов от реализации учтенного прибором учета газа).

 Исполнители ОАО «Воронежоблгаз» и ООО «Компания по реализации газа населению «Газсбыт»,  устанавливая счетчики у абонентов по конкретным адресам, оказывали услугу не абонентам, а ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж». Данный факт подтверждают  акты выполненных работ и счета- фактуры, выставленные Обществу.

         Отсутствие  актов оказанных услуг Обществом абоненту подтверждает, что Общество не оказывало никаких услуг по установке (замене) счетчиков абонентам (населению).

Факт произведенных расходов по установке и замене счетчиков и что эти расходы имели исключительно производственный характер, подтверждают следующие  документы:

 - договоры, акты выполненных работ  подтверждают  что  ОАО «Воронежоблгаз» и ООО «Компания по реализации газа населению «Газсбыт» выполняли работы по установке (замене) счетчиков  для  ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж»;

- карточка счета 10.71 подтверждает передачу счетчиков для установки в ОАО «Воронежоблгаз» и ООО «Компания по реализации газа населению «Газсбыт»,

- карточки счетов 60 и 44 подтверждают расходы и  расчеты с поставщиками счетчиков и услуг по установке (замене) счетчиков.

Стоимость имущества, принимаемого к учету организацией, складывается из расходов на приобретение оборудования и расходов на доведение этого оборудования до состояния пригодного к использованию.

При вводе счетчиков в эксплуатацию, после их установки на сетях абонента, расходы по приобретению счетчиков и по их установке списываются на счет 44 «Коммерческие расходы», в соответствии с требованиями ПБУ 5/01 «учет материально-производственных запасов" (п.6).

 Для контроля за введенными в эксплуатацию материальными ценностями за балансом на счете 030 организован учет счетчиков по стоимости фактических затрат на их приобретение.

С учетом вышеизложенного, в ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу о том, что  Инспекцией не представлено доказательств отсутствия объективной связи понесенных Обществом расходов с направленностью деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» на получение прибыли.  Данные затраты Общества в силу прямого указания п. п. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ подлежат учету при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

            Таким образом, Обществом соблюдены все требования налогового законодательства РФ (в том числе п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ о порядке отнесения расходов на затраты в целях налогообложения налога на прибыль), следовательно, Общество правомерно уменьшило полученные доходы на сумму произведенных расходов на установку и замену вышедших из строя счетчиков.

Доводы Инспекции о том, что указанные расходы не повлекли получение дохода, в связи с чем расходы Общества нельзя признать обоснованными, судом не принимаются, поскольку как указано выше, для признания расходов экономически обоснованными необходимо установление объективной связи с деятельностью налогоплательщика, направленной на получение дохода. При этом наличие либо отсутствие фактически полученного дохода, обусловленного конкретными расходами, не является необходимым условием для признания таких расходов экономически обоснованными.

С учетом вышеизложенного, выводы Инспекции в данной части  и,  как следствие,  доначисление  налога на  прибыль организаций  в сумме  2 203 213руб., в том числе:  за 2011 год  -  2 049 688 руб.,  за  2012 год  -  153 525 руб. (из них:  в федеральный бюджет   - 220 321 руб.,  в бюджет субъекта РФ - 1 982 892 руб.)  являются не состоятельными,  а  оспариваемое решение Инспекции в части предложения   уплатить  недоимку  по   налогу  на прибыль в сумме 2 203 213 руб., в том числе:  за 2011 год  -  2 049 688 руб., за 2012 год  - 153 525 руб. (из них:  в  федеральный  бюджет -  220 321 руб.,  в бюджет субъекта РФ -  1 982 892 руб.) –  недействительным.

 Заявитель  также  не  согласен с  выводами  налогового  органа  о  том,  что  ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» в проверяемом периоде (2011-2012 годы) необоснованно не  включено  в  налоговую базу по налогу на добавленную стоимость работ (услуг) по безвозмездной установке счетчиков в части превышения расходов,  которые не были утверждены в составе платы за снабженческо-сбытовые услуги на сумму – 7 075 575руб., в результате чего,   налог на добавленную стоимость занижен на  сумму 1 273 604руб. Факт нарушения подтверждается договорами на оказание услуг по установке счетчиков, актами сдачи-приемки оказанных услуг, счетами-фактурами, карточками счетов 10.71, 26, 60, данными главной книги по счетам 19, 60, 68, данными книги покупок за 2011-2012 годы, налоговыми декларациями по НДС за 2011-2012 годы.

Вышеуказанные выводы налогового органа послужили основанием для предложения Обществу уплатить недоимку по НДС в  сумме 1 273 604 руб., в том числе:   за  2011 год  -  1 183 455 руб.,   за  2012  год  -  90 148 руб.

Как указано в оспариваемом решении, передача имущества (счетчиков) в безвозмездное пользование не  образует объекта  налогообложения  по  НДС, поскольку при этом не происходит реализации услуг (п. п. 3, 4 и 5 ст. 38, п. 1 ст. 39 и п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).  При этом, согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. Реализацией товаров (работ, услуг) в целях исчисления НДС признается также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе (услуги по безвозмездной установке счетчиков).

В соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ услугой  в целях налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

По утверждению  налогового органа, в  ходе  проведенной налоговой проверки  было установлено, что  малоимущие граждане получили от заявителя бесплатную услугу по установке счетчиков.   Таким образом,   проверяющие  пришли  к выводу,  что  ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» была оказана безвозмездная услуга по установке приборов учета физическим лицам, что влечет за собой обязанность по исчислению НДС по оказанной услуге.

Заявитель  не согласен с указанными выводами  Инспекции, поскольку они противоречат  фактическим обстоятельствам,  так  как  Общество никаких услуг физическим лицам по установке приборов учёта не оказывало. Между ООО «Газпром межрегионгаз  Воронеж»  с одной стороны и ОАО «Воронежоблгаз»,  а также ООО «Компания по реализации газа населению «Газсбыт» (договоры представлены в материалы дела) были заключены договоры на первичную установку и замену на существующих газопроводах у абонентов, потребляющих природный газ на бытовые нужды, газовых счётчиков, принадлежащих Налогоплательщику на праве собственности. Общество обязалось оплатить оказанные услуги. Никаких услуг ни заявитель, ни исполнители по данным договорам  физическим лицам не оказывали. Выгодоприобретателем в данном случае является заявитель, получивший результат работ по установке, принадлежащих ему приборов учёта, для учёта поставляемого им газа.  Соответственно,  нельзя  утверждать о наличии операции по реализации услуг физическим лицам,  поскольку,   такой  операции  не  было.

Судом поддерживается позиция заявителя по данному эпизоду, при  этом суд руководствовался следующим:

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость является выручка от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В соответствии с пунктом 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Исходя из положений пункта 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполнения работ одним лицом для другого лица, оказанием услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

Из положений пункта 1 ст. 146 НК РФ следует, что, в целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Поэтому для установления факта реализации для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость необходимо установление факта передачи права собственности на товары (работы, услуги) от одного лица другому как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

Однако, соответствующих доказательств, подтверждающих переход права собственности на установленные счетчики в рамках реализации Программы по организации приборного учета газа у населения Воронежской области малоимущему населению, налоговым органом в ходе судебного разбирательства   не представлено.

Так, как было указано выше Общество в производственных целях и в собственных интересах, в соответствии с  Программой  «Оказание помощи социально-защищаемым категориям жителей Воронежской области в оснащении домовладений приборами учета газа» производило установку (замену) счетчиков социально-защищаемым категориям жителей Воронежской области.

В  этих целях, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» (Заказчик) были заключены договоры на работы по первичной установке и замене на существующих газопроводах у абонентов, потребляющих природный газ на бытовые нужды, газовых счетчиков, принадлежащих заказчику на праве собственности:  от 11.01.2011    № 08-552/11 с ОАО «Воронежоблгаз» (исполнитель);  от 01.11.2006   №11-5-6-642/06 с ООО «Компания по реализации газа населению «Газсбыт» (исполнитель).

Согласно п. 2.1 указанных договоров заказчик передает исполнителю бытовые газовые счетчики, принадлежащие заказчику на праве собственности, для  установки (замены) у абонентов по конкретным адресам.  

Как утверждает заявитель, ни о  какой безвозмездной установке (замене) счетчиков в договорах речи не идет,  в  отличии  от   трактовки, предложенной ответчиком  в оспариваемом  решении (стр. 25), где  написано,  что  «согласно указанным договорам заказчик передает исполнителю бытовые газовые счетчики, принадлежащие Заказчику на праве собственности, для  безвозмездной установки (замене) у абонентов по конкретным адресам».

По  результатам  выполненных работ исполнители  предъявляли  Обществу  акты выполненных работ и  счета-фактуры, которые оплачивались  заказчиком-Обществом. НДС от стоимости выполненных работ согласно полученным счетам-фактурам, Общество   включало в состав вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Судом поддерживается  позиция  заявителя о  том, что в данном конкретном случае  установка  и замена счетчиков не  являются  реализацией услуг в смысле ст. 39 НК РФ и соответственно объектом налогообложения по НДС, поскольку,  не производилось оказание услуг одним лицом другому лицу.  Общество не  оказывало никому услуги,  а несло экономически оправданные расходы, о чем изложено выше (эпизод с доначислением налога на прибыль организаций). 

Из материалов дела  следует, что ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» заказывало работы по установке собственных счетчиков в своих производственных  целях,  принимало и оплачивало выполненные работы по установке  этих  приборов  учета от ОАО «Воронежоблгаз» и ООО «Газсбыт».

  Как указывалось выше, из  пояснений представителей  заявителя  следует, что  Общество в собственных интересах производило установку и замену счетчиков, принадлежащих ему на праве собственности, в жилых помещениях потребителей газа (а зачастую на внешней стороне помещения, чтобы иметь свободный доступ к своей собственности) для организации достоверного учета газа, потребляемого населением.

 Таким образом,  ОАО «Воронежоблгаз» и ООО «Компания по реализации газа населению «Газсбыт»  (исполнители)   устанавливая  счетчики у абонентов по конкретным адресам, оказывали услугу не абонентам, а ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж».  Данный  факт  подтверждают  акты выполненных работ и счета- фактуры, выставленные Обществу. Отсутствие  актов оказанных услуг Обществом абоненту подтверждает, что Общество не оказывало  никаких  услуг по установке (замене) счетчиков  абонентам  (населению).

Договоры,  акты  выполненных  работ подтверждают  что  ОАО «Воронежоблгаз» и ООО «Компания по реализации газа населению «Газсбыт» выполняли работы по установке (замене) счетчиков для ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж».  Карточка счета 10.71 подтверждает передачу счетчиков для установки в ОАО «Воронежоблгаз» и ООО «Компания по реализации газа населению «Газсбыт».  Карточки счетов 60 и 44 подтверждают расходы и  расчеты с поставщиками счетчиков и услуг по установке (замене) счетчиков.

 При этом все указанные документы не свидетельствуют о переходе права собственности на установленные счетчики к владельцам жилых помещений, в которых они установлены.

          Таким образом, факт безвозмездного оказания Обществом услуг кому-либо налоговым органом не доказан и документально не подтвержден.

Учитывая, что  доказательств перехода права собственности на приборы учета газа от Общества к спорным абонентам, налоговым органом, на котором лежит бремя доказывания соответствующих обстоятельств, обусловивших принятие оспариваемого решения, - не представлено,  суд пришел  к  выводу об отсутствии у Инспекции оснований для вывода о  нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж»  налогового законодательства в части не включения в налоговую базу по НДС стоимости работ (услуг) по безвозмездной установке счетчиков, в части превышения расходов, которые не были утверждены ФСТ в  составе платы за снабженческо-сбытовые услуги, на сумму – 7 075 575 руб.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о неправомерном начислении Инспекцией недоимки  по налогу на добавленную стоимость  в  сумме   1 273 604 руб., в том числе:   за  2011 год  -  1 183 455 руб.,   за  2012  год  -  90 148 руб. и  недействительности  оспариваемого  решения налогового органа в указанной части.

При таких обстоятельствах, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Следует признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области № 04-05/15 от  26.12.2014  об отказе  в  привлечении лица  к ответственности  за  налоговое  правонарушение   в  части:

1.   доначисления   неуплаченных (излишне возмещенных) налогов:

1.1.  налога на прибыль в сумме  2 203 213руб., в том числе:  за 2011 год  -  2 049 688 руб.,  за  2012 год  -  153 525 руб. (из них:  в федеральный бюджет   - 220 321 руб.,  в бюджет субъекта РФ - 1 982 892 руб.)

1.2. налога на добавленную стоимость в сумме 1 273 604 руб., в том числе:   за  2011 год  -  1 183 455 руб.,   за  2012  год  -  90 148 руб.

2.  предложения  уплатить недоимку:

1.1. по   налогу  на прибыль в сумме 2 203 213 руб., в том числе:  за 2011 год  -  2 049 688 руб., за 2012 год  - 153 525 руб. (из них:  в  федеральный  бюджет -  220 321 руб.,  в бюджет субъекта РФ -  1 982 892 руб.)

1.2. по  налогу  на добавленную стоимость в сумме 1 273 604 руб., в том числе : за 2011 год  -  1 183 455 руб.,   за 2012 год  -  90 148 руб., как несоответствующее Налоговому  кодексу Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям. С учетом результатов рассмотрения дела расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. относится на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области   и  подлежат взысканию с нее  в  пользу  заявителя.

Руководствуясь  статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской  Федерации,   арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным  решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по  крупнейшим налогоплательщикам  по    Воронежской области  №04-05/15 от  26.12.2014  об отказе  в  привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение  в части:

1.   доначисления   неуплаченных (излишне возмещенных) налогов:

1.1.  налога на прибыль в сумме  2 203 213руб., в том числе:  за 2011 год  -  2 049 688 руб.,  за  2012 год  -  153 525 руб. (из них:  в федеральный бюджет   - 220 321 руб.,  в бюджет субъекта РФ - 1 982 892 руб.)

1.2. налога на добавленную стоимость в сумме 1 273 604 руб., в том числе:   за  2011 год  -  1 183 455 руб.,   за  2012  год  -  90 148 руб.

2.  предложения  уплатить недоимку:

1.1. по   налогу  на прибыль в сумме 2 203 213 руб., в том числе:  за 2011 год  -  2 049 688 руб., за 2012 год  - 153 525 руб. (из них:  в  федеральный  бюджет -  220 321 руб.,  в бюджет субъекта РФ -  1 982 892 руб.)

1.2. по  налогу  на добавленную стоимость в сумме 1 273 604 руб., в том числе : за 2011 год  -  1 183 455 руб.,   за 2012 год  -  90 148 руб., как несоответствующее Налоговому  кодексу Российской Федерации.

Решение  в данной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Межрайонную  инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области, г.Воронеж  устранить  допущенные  вынесенным  решением  нарушения  прав и  законных интересов  общества с ограниченной ответственностью  «Газпром  межрегионгаз  Воронеж»,  г. Воронеж.

          Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области (ОГРН 1043600195979, ИНН 3664062338),  адрес: г. Воронеж,  ул. 9 Января,   д.36  в  пользу  общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Воронеж» (ОГРН 1023601568110, ИНН 3650004897),  адрес:  г. Воронеж,  пер.  Красноармейский,  д.12А:                                                                                                                                                                                                                                                        

          -   3 000 руб.   расходов  по  уплате государственной   пошлины.

Исполнительный   лист  на  взыскание  судебных расходов  выдать  после вступления решения в законную силу.

Решение  может  быть  обжаловано  в месячный срок с  момента  принятия в  Девятнадцатый   арбитражный   апелляционный  суд путем подачи апелляционной жалобы  через  Арбитражный  суд Воронежской области.

                    Судья:                                                         Е.П. Соболева