АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Воронеж_ Дело № А14-6920/2007
211/10
« 28 »_ сентября 2007 г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе: _____ _ ______ _____
судьи_Есаковой М.С. единолично ____________________________________
при ведении протокола судебного заседания судьей Есаковой М.С. _______
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Аннинское молоко», п.г.т.Анна___ ____________________________________
к администрации Лискинского муниципального района Воронежской области, г.Лиски ________________
о признании недействительным акта по результатам проверки природоохранной деятельности № 9 от 01.08.2007 _______________
при участии в заседании:
от заявителя :ФИО1 – представителя по доверенности от 20.07.2007 (постоянная, полная), паспорт <...>, выдан Аннинским РОВД Воронежской области 18.03.2002____________________
от администрации Лискинского муниципального района: _не явился, о времени и месте заседания надлежаще извещен _______
Установил:
Закрытым акционерным обществом «Аннинское молоко», далее по тексту - – ЗАО «Аннинское молоко», заявитель по делу) заявлены требования о признании недействительным акта администрации Лискинского муниципального района Воронежской области по результатам проверки природоохранной деятельности № 9 от 01.08.2007.
Администрация Лискинского муниципального района Воронежской области (далее по тексту – Администрация), согласно отзыву, требования заявителя не признает, ссылаясь на правомерность своих действий.
В судебном заседании 25.09.2007 объявлялся перерыв до 28.09.2007.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд установил:
Отделом охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации Лискинского муниципального района Воронежской области проведена проверка природоохранной деятельности на ООО «Аннинское молоко» на Дракинском молокоприемном пункте, результаты которой отражены в акте № 9 от 01.08.2007.
Указанным актом обществу предписано: немедленно прекратить эксплуатацию Дракинского молокоприемного пункта; оформить соответствующее разрешение на строительство; доработать проект молокоприемного пункта с целью включения в него раздела «Охрана окружающей среды»; предъявить данный объект районной комиссии для приемки в эксплуатацию; подготовить необходимую нормативную документацию согласно ФЗ № 96 от 04.05.99, ФЗ № 89 от 24.06.98; стать на учет в управление по технологическому и экологическому контролю по Воронежской области.
Не согласившись с указанным актом, считая, что его вынесением Администрация нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ЗАО «Аннинское молоко» обратилось в суд с настоящими требованиями.
В обоснование заявленных требований общество указывает на то, что Дракинский молокоприемный пункт не является объектом капитального строительства, в силу чего у общества отсутствовала обязанность получения разрешения на строительство, осуществление архитектурно-строительного проектирования и сдачи завершенного строительством объекта в эксплуатацию, а также на отсутствие распоряжения на проведение проверки. ЗАО «Аннинское молоко» также указывает, что на момент установки мобильного Дракинского молокоприемного пункта нормативные акты, устанавливающие порядок возведения временных сооружений на территории Лискинского района отсутствовали.
При этом заявитель ссылается на пункты 1,4 статьи 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля», статьи 49,51,55 Градостроительного кодекса РФ, Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды.
В обоснование правомерности вынесения в отношении общества вышеуказанного предписания администрация Лискинского муниципального района в отзыве указывает на вынесение акта в рамках компетенции отдела окружающей среды и природных ресурсов и установление в ходе проверки нарушений статьи 38 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2007 № 7-ФЗ (в проектной документации молокоприемного пункта отсутствуют мероприятия по охране окружающей среды), статьи 69 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2007 (отсутствие постановки на государственный статистический учет) и Федеральных законов № 96-ФЗ от 4.05.99 «Об охране атмосферного воздуха», №89-ФЗ от 24.06.98 «Об отходах производства и потребления» (отсутствует необходимая нормативная документация).
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в ст.198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ управление в области окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности (часть 1 статьи 64 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002).
В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды (часть 2 статьи 64 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002).
Положением об отделе охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации Лискинского муниципального района Воронежской области (утверждено главой Администрации 20.09.2000) данный орган уполномочен осуществлять государственный экологический контроль на территории района в пределах компетенции органов местного самоуправления, что противоречит части 1 статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которой, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к которым администрация Лискинского муниципального района Воронежской области не относится.
Таким образом, фактически отдел охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации Лискинского муниципального района Воронежской области правомочен осуществлять только муниципальный контроль в области охраны окружающей среды. Данное обстоятельство подтверждено Администрацией в отзыве.
Согласно Положению, отдел охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации Лискинского муниципального района Воронежской области и его должностные лица имеют право беспрепятственно посещать с целью проверки организации и другие объекты и охраняемые территории независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, составлять по результатам их проверок акты, давать обязательные предписания по устранению нарушений природоохранного законодательства, ограничивать или приостанавливать в установленном порядке хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований природоохранного законодательства, экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы, а также давать обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования этой деятельности.
Полномочия на прекращение хозяйственной деятельности отделу охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации Лискинского муниципального района Воронежской области, согласно Положению о нем, не предоставлены.
Кроме того, в соответствии со статьей 80 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Разрешение на строительство не требуется в случае, если работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае возведения временных зданий, строений и сооружений, не являющихся объектами капитального строительства (часть 2, пункт 2 части 17 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно руководству по эксплуатации для молокоприемного пункта на базе блок-контейнера конструктивной системы «Контур», блок-контейнер представляет собой объемную конструкцию, собранную из шести трехслойных плоских панелей, имеющих унифицированное решение, на сварке. Все панели состоят из металлодеревянного каркаса, наружной и внутренней обшивки, теплоизоляции. Руководством по эксплуатации предусмотрена возможность транспортирования здания, его сборка и разборка.
Изложенное свидетельствует о том, что Дракинский молокоприемный пункт не является объектом капитального строительства.
Следует учесть и тот факт, что руководства по эксплуатации разрабатываются производителями для технически сложных товаров, но не для объектов капитального строительства.
Таким образом, требование Администрации о получении заявителем разрешения на строительство Дракинского молокоприемного пункта является неправомерным.
Исходя из общего смысла положений пункта 2 статьи 55, подпункта 2 пункта 17 статьи 51 и пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, в случае строительства временного сооружения разрешение на ввод объекта в эксплуатацию также не требуется.
Кроем того, в материалах дела имеется постановление Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Воронежской области № 154 от 19.10.2006 о прекращении производства по делу, согласно которому модульный молокоприемный пункт, расположенный по адресу: Лискинский район, юго-западней с.Дракино, в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса не является объектом капитального строительства и не требует разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Поскольку ЗАО «Аннинское молоко» не являлось ни разработчиком, ни заказчиком какой-либо технической документации в отношении Дракинского молокоприемного пункта, оно не имеет права вносить в эту документацию изменения и дорабатывать ее, как предписано актом.
Утверждение Администрации об отсутствии у заявителя нормативной документации согласно Федеральному закону № 89-ФЗ от 24.06.98 опровергается имеющимся материалах дела согласованным Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Воронежской области проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов для ООО «Аннинское молоко» (ныне – ЗАО «Аннинское молоко»), в том числе и для молокоприемного пункта, расположенного в Лискинском районе на северо-западной окраине села Дракино, что прямо указано в данном Проекте.
Указанные обстоятельства опровергают и довод Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области об отсутствии регистрации молокоприемного пункта в качестве природопользователя в управлении по технологическому и экологическому надзору по Воронежской области.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.99, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
С учетом вышеизложенного, довод Администрации о неправомерном отсутствии у заявителя нормативной документации согласно Федеральному закону № 96-ФЗ от 04.05.99, судом не принимается, поскольку Администрацией не представлены доказательства того, что Дракинскй молокоприемный пункт является стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со ст.65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) – часть 5 статьи 200 АПК РФ.
Администрацией Лискинского муниципального района Воронежской области не представлены доказательства правомерности вынесения оспариваемого предписания.
Судом учтено, что из оспариваемого акта не следует, что проверка проводилась в присутствии кого-либо из работников ЗАО «Аннинское молоко», что у общества в ходе проверки запрашивались какие-либо документы и сведения, что ему была предоставлена возможность дать свои объяснения либо заявить возражения по поводу изложенного в акте, отзыв содержит пояснения не по всем пунктам предписания, представитель Администрации не явился ни в предварительное, ни в судебное заседание по рассмотрению Арбитражным судом Воронежской области настоящего дела.
Администрацией Лискинского муниципального района даже не установлено, что на момент проведения проверки ООО «Аннинское молоко» было реорганизовано в ЗАО «Аннинское молоко» и в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
С учетом изложенного, требования заявителя являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Ссылка заявителя на Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» № 144-ФЗ от 08.08.2001, судом не принимается в силу того, что отделом охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации Лискинского муниципального района Воронежской области осуществлялся не государственный, а муниципальный контроль.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на Администрацию и подлежат взысканию с нее в сумме 2000 руб. в пользу заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 1,51,55,62 Градостроительного кодекса РФ, статьями 10,64,65,80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с изменениями), Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» от 4.05.99 № 96-ФЗ (с изменениями), Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ (с изменениями), статьями 4,7-11,65,110,156,167-170,180,200 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным акт администрации Лискинского муниципального района Воронежской области по результатам проверки природоохранного законодательства № 9 от 01.08.2007, как не соответствующий градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Обязать администрацию Лискинского муниципального района Воронежской области устранить допущенные актом по результатом проверки природоохранного законодательства № 9 от 01.08.2007 нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества «Аннинское молоко».
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с администрации Лискинского муниципального района Воронежской области, расположенной по адресу: <...> (зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 24.10.2002 за основным государственным регистрационным номером 1023601511526)государственную пошлину в сумме 2000 руб. в пользу закрытого акционерного общества «Аннинское молоко», расположенного по адресу: <...> (зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 20.07.2007 за основным государственным регистрационным номером 1073601000439).
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия и арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Судья М.С.Есакова