АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Воронеж Дело № А14-7052/2010
«31» января 2011г. 18 232/23
Резолютивная часть решения объявлена 24 января 2011г.
В полном объеме решение изготовлено 31 января 2011г.
Судья Арбитражного суда Воронежской области Т.Н.Максимович,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С.Мещеряковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже
к ОАО «Концерн Созвездие», г. Воронеж
о взыскании финансовых санкций в размере в размере 29 138,71 руб.
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – О.Г.Нетяги по доверенности от 11.01.2011г. № 01-33/6 (сроком до 31.12.2011г.),
от ответчика – ФИО1 по доверенности № 112-159 от 02.07.2010г. (сроком на один год),
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее – заявитель, Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с ОАО «Концерн Созвездие» (далее – ответчик, Общество) финансовых санкций в сумме 29 138,71 руб. за представление недостоверных индивидуальных сведений на застрахованное лицо ФИО2.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, считая, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные Обществом на ФИО2 являются достоверными, нарушений пенсионного законодательства им не допущено. Также, ответчик ссылался на то, что работник, в отношении которого был составлен акт № 36-877 от 26.11.2009г. обратился в суд с иском о назначении досрочной трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда.
Определением суда от 02.08.2010г. производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения Центрального районного суда г. Воронежа от 15.04.2010г.
27.12.2010г. производство по делу возобновлено в связи с устранением обстоятельств, вызвавших его приостановление.
Из материалов дела следует.
Ответчик зарегистрирован в качестве страхователя в органе Пенсионного фонда Российской Федерации, регистрационный номер 046-036-002618.
В ходе проверки достоверности представленных Обществом сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования за период с 01.01.2002г.-31.12.2008г., заявителем был установлен факт представления Обществом недостоверных индивидуальных сведений на застрахованное лицо ФИО2.
Указанные обстоятельства нашли отражение в акте № 36-877 от 26.11.2009г.
Учитывая, что индивидуальные сведения, представленные страхователем, были признаны недостоверными, страхователю в двухнедельный срок было предложено представить корректирующие формы индивидуальных сведений.
Поскольку уточненные индивидуальные сведения ответчиком представлены не были, заявитель составил акт № 13 от 24.12.2009г. об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании.
По результатам проверки Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже вынесено решение № 13 от 25.01.2011г. о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», в виде взыскания с ОАО «Концерн Созвездие» штрафа в размере 29 138,71 руб.
25.01.2010г. заявитель выставил Обществу требование № 13 об уплате штрафных санкций в срок до 10.02.2010г.
Неисполнение Обществом требования об уплате указанного штрафа послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.
Изучив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным законом.
Таким образом, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации при осуществлении полномочий по налоговому контролю действует на основе специального законодательства и норм Налогового кодекса.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона №167-ФЗ Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, то есть лицом, производящим выплаты физическим лицам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона №167-ФЗ страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика (соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ) страхователи представляют в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которых они уплачивают страховые взносы.
Как установлено пунктом 1 статьи 11 Закона №27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сведения о каждом работающем застрахованном лице страхователь обязан представить один раз в год, но не позднее 1 марта (пункт 2 статьи 11 Закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»).
В силу пункта 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с актом документальной проверки факта льготной работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, № 36-877 от 26.11.2009г проведенной Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже, были признаны недостоверными сведения, представленные ОАО «Концерн Созвездие» на застрахованное лицо ФИО2 за период с 01.01.2002г. по 31.12.2008г.
В обосновании своей позиции заявитель в указанном акте № 33-15 от 28.01.2009г. сослался на тот факт, что не подтвержден стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, за период с 01.09.1993г. по настоящее время, поскольку в соответствии с разделом ХХХ111, позицией 23200000-1753г Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров ССС от 26.01.1991г. № 10, право на досрочное назначение пенсии предоставлено рабочим и специалистам, а должности, занимаемые ФИО2 – «начальник сектора», «начальник отдела» относятся к руководящим.
На основании изложенного заявителем сделан вывод о том, что индивидуальные сведения персонифицированного учета, представленные Обществом на ФИО2 за период с 01.01.2002г. по 31.12.2008г. являются недостоверными.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные Обществом на ФИО2 являются достоверными, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать, исходя из следующего.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002г. № 537 подтверждено действие на территории РФ Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10.
Порядок применения Списков № 1 и № 2 изложен в разъяснениях Минтруда России от 22.05.1996г. № 5, где в пункте 5 указано, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятых в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.
В Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей, показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10 под кодом позиции 23200000-1753г разделом ХХХ111 «Общие профессии» указаны рабочие и специалисты, постоянно занятые на работах с источниками УКВ-, УВЧ-, СВЧ- излучений, выполнение которых требует обязательного применения средств индивидуальных излучений.
Как следует из материалов дела, ФИО2 занимал в Государственном предприятии «Воронежский Научно-исследовательский институт связи» следующие должности:
с 17.05.1977г. по 30.09.1980г – инженер;
с 01.10.1980г. по 30.09.1983г. – старший инженер
с 01.10.1983г. по 27.04.1985г. – ведущий инженер
с 28.04.1985г. по 31.08.1993г. – старший научный сотрудник
с 01.09.1993г. по 30.09.2004г. – начальник сектора
с 01.10.2004г. по 16.03.2006г. – и.о. начальника отдела
с 17.03.2006 по настоящее время начальник отдела.
Государственное предприятие «Воронежский Научно-исследовательский институт связи» на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений от 25.10.2000г. № 873-р переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Воронежский научно-исследовательский институт связи».
Федеральное государственное унитарное предприятие «Воронежский научно-исследовательский институт связи» реорганизовано путем преобразования в ОАО «Концерн Созвездие» на основании распоряжения Правительства РФ от 26.08.2004г.
Из учредительных документов ОАО «Концерн Созвездие» следует, что видами деятельности предприятия являются: создание научно-технической продукции; выполнение проектных и строительно-монтажных работ; разработка, внедрение, ремонт систем и средств связи специального гражданского назначения; проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ; внедрение их результатов.
В акте документальной проверки № 36-87 от 26.11.2009г. отмечено, что Положением о научно-техническом центре мощной высокочастотной техники (НТЦ-15) (далее - Положение), утвержденном 19.11.2008г. генеральным директором ОАО «Концерн Созвездие» предусмотрено, что НТЦ-15 осуществляет создание передающей аппаратуры каналов управления и связи. Организационная структура НТЦ-15 состоит из трех научно-технических отделов, включая научно-технический отдел 116, в котором работает застрахованное лицо -ФИО2.
Согласно справке № 2-32/430 от 20.11.2009г. отдел 16 переименован в отдел 116 в декабре 1985г.
Задачей технического отдела 116 является выполнение НИОКР по направлениям деятельности НТЦ-15 на основании новейших достижений в технологии проектирования аппаратуры связи; повышение качества разрабатываемых изделий, РКД, ТД, ЭД; непрерывное изучение тенденций развития радиопередающих устройств. Научно-технический отдел 116 состоит из двух научно-технических секторов, один из которых расположен в экранированном помещении и связан с работой во вредных условиях труда с источниками СВЧ-УВЧ излучений с применением средств индивидуальной защиты (пункт 3.1 Положения).
Как установлено заявителем в акте № 36-877 от 26.11.2009г. в результате выхода на рабочее место ФИО2, работа последнего происходит в экранированном помещении, рабочее место начальника отдела не отделено от рабочих мест других сотрудников и расположено в одном помещении, в котором производятся устройства, имеющие СВЧ –излучение; сотрудники, в том числе ФИО2 работают в защитных халатах и защитных касках.
Должностной инструкцией начальника сектора научно-технического отдела 116, утвержденной начальником отдела 28.05.2008г., предусмотрено, что основными обязанностями начальника сектора являются: организация выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, контроль и испытание разрабатываемых образцов в экранированном помещении во вредных условиях труда, связанных с источниками СВЧ-УВЧ-излучений.
Должностной инструкцией начальника научно-технического отдела 116, входящего в состав НТЦ-15, предусмотрено, что основными обязанностями начальника отдела являются: производство контроля и испытание разрабатываемых образцов в экранированном помещении во вредных условиях труда, связанных с источниками СВЧ-УВЧ-излучений, контроль за соответствием технологического оборудования и среды установленным сведениям, за безопасностью произведенных работ.
Согласно справке от 20.11.2009г. № 2-32/429, представленной в материалы дела, действующие должностные инструкции соответствуют должностным инструкциям за прошлые годы, должностные обязанности не менялись.
В перечне рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда за выслугу лет отдела 116 ФГУП «ВНИИС», согласованном с Государственной экспертизой условий труда Главного управления труда и социального развития Администрации Воронежской области от 21.03.2003г. предусмотрена, в том числе, должность начальника отдела.
В соответствии с картами аттестации рабочего места «начальник сектора» в отделе 116 НТЦ-15, работник по данной должности осуществляет разработку, регулирование радиопередающих устройств на работах с источниками электромагнитных излучений, класс вредности – 3.1, имеет право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 по коду позиции 23200000-1753.
Из пояснительной записки № 30-17/112 от 10.11.2009г. следует, что начальникам отделов № 116 и 316 НТЦ-15 ОАО «Концерна Созвездие» рекомендовано проводить работы в экранированном помещении в связи с высокой интенсивностью излучений.
В инструкции по охране для работающих с каскадами передатчиков мощностью выше 1 Вт и рабочими частотами 0,01 МГц в НТЦ-15 (отделы 116, 315,316), утвержденной генеральным директором ОАО «Концерн Созвездие» 24.08.2009г. предусмотрено, что опасными и вредными производственными факторами, сопутствующими работе с каскадами передатчиков являются: электроопасность, ранения, травмы, воздействие электромагнитных излучений, пожароопасность.
Для лиц, работающих с каскадами передатчиков выше 1ВТ и рабочими частотами 0,01-5000 МГц предусмотрены средства защиты: очки защитные, халат из ткани с микропроводом, диэлектрический коврик.
ФИО2, как начальник отдела, в целях допуска к работе на электроустановках сдавал экзамены по технике безопасности, что подтверждается копиями представленных в дело удостоверений от 04.12.2008г., 03.03.2000г.
Также материалами дела подтверждено, что ФИО2 с 01.09.1993г. по настоящее время получал доплату за вредные условия труда (СВЧ)-10%, кроме того ему предоставляется дополнительный отпуск в количестве 12 календарных дней, рабочий день укорочен на 1 час.
Согласно протоколам измерения напряженности электромагнитного поля от 05.10.2001г., 03.12.2002г., 03.03.2003г., 19.06.2008г. излучение на рабочих местах в экранированной камере отдела 116 превышает предельно допустимые уровни (ПДУ).
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о том, что ответчиком подтвержден стаж работы ФИО2, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда, за период с 01.01.2002г. по настоящее время в соответствии с разделом ХХХ111, позицией 23200000-1753г Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров ССС от 26.01.1991г. № 10.
Доводы ответчика о наличии у ФИО2 руководящих полномочий, между тем как право на досрочное назначение пенсии предоставлено рабочим и специалистам, в соответствии с разделом ХХХ111, позицией 23200000-1753г Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров ССС от 26.01.1991г. № 10, суд не принимает во внимание, поскольку наличие данных полномочий не может препятствовать включению спорного периода в специальный стаж.
Обстоятельства, установленные арбитражным судом в ходе исследования доказательств по настоящему делу, также установлены вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Воронежа 15.04.2010г., которым удовлетворены требования ФИО2 к УПФР в г. Воронеже о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда.
Указанное решение 14.12.2010г. вступило в законную силу.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
На основании изложенного суд считает представленные ОАО «Концерн Созвездие» индивидуальные сведения на ФИО2 достоверными, в связи с чем привлечение последнего к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона №27-ФЗ, является неправомерным.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже о взыскании с ОАО «Концерн Созвездие» 29 138,71 руб. финансовых санкций за представление неполных и недостоверных индивидуальных сведений на застрахованное лицо ФИО2 следует отказать.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований. Заявитель освобожден от уплаты госпошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 65, 71,110, 167-170, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже в удовлетворении требований о взыскании с ОАО «Концерн Созвездие» 29 138,71 руб. финансовых санкций за представление недостоверных индивидуальных сведений.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Т.Н.Максимович