ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-7160/2021 от 14.12.2021 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж                                                                                             Дело № А14-7160/2021

«14» декабря 2021 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Ливенцевой Д.В.,

при ведении протокола судебного заседанияпомощником судьи Илларионовой  Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Липецкий завод тепличных конструкций», с. Казинка, Грязинский район, Липецкая область (ОГРН 1144827013792, ИНН 4826112499)

к Юго-Восточному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Воронеж (ОГРН 1174827014702, ИНН 4824092575)

о признании незаконным и недействительны предписания от 16.04.2021 № 117/04/2021 в части пунктов 3, 4, 6,

при участии в заседании:

от заявителя – не явился, извещен надлежащим образом,

от заинтересованного лица - Рыбкина О.В. представитель по доверенности от 03.12.2021 № 17560, диплом, паспорт,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Липецкий завод тепличных конструкций» (далее – заявитель, ООО «ЛЗТК») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Юго-Восточному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заинтересованное лицо, Юго-Восточное МУГАДН по ЦФО) о признании незаконным и недействительны предписания от 16.04.2021 № 117/04/2021 в части пунктов 3, 4, 6.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось по ходатайству лиц, участвующих в деле с целью урегулирования спора мирным путем.

В судебное заседание 07.12.2021 заявитель, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку представителя не обеспечил, по системе «Мой арбитр» направил ходатайство о рассмотрении дело в отсутствие представителя.

Судом в порядке с. 156, 159, 200 АПК РФ вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.

От заявителя по системе «Мой арбитр» представлено ходатайство об отложении судебного заседания с целью урегулирования спора мирным путем.

Судом в порядке ст. 159 АПК РФ отклонено ходатайство заявителя об отложении судебного заседания, с учетом мнения представителя заинтересованного лица, который пояснил, что Юго-Восточное МУГАДН по ЦФО возражает против урегулирования спора мирным путем и настаивает на рассмотрении спора по существу.

Представитель заинтересованного лица просил оставить оспариваемое предписание без изменения и отказать в удовлетворении требований заявителя.

В судебном заседании 07.12.2021 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17 час. 00 мин. 14.12.2021. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещалась в информационном окне в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Воронежской области.

Как установлено судом, ООО «ЛЗТК» имеет лицензию от 17.04.2019 № АН-48000087 по осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (вид работ: перевозка автобусами иных лиц лицензиата для собственных нужд), выданную Министерством транспорта Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, бессрочно.

На основании распоряжения заместителя начальника Юго-Восточного МУГАДН по ЦФОМалахова С.И. от 26.03.2021 № 117/04/2021, с целью реализации Плана проведения плановых выездных проверок управлениями Центрального аппарата и территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2021 год, а также выполнения лицензиатом соответствующих требований п. 8, части III Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», выявления и пресечения нарушений нормативных правовых, нормативных технических актов, стандартов и норм, регламентирующих деятельность автотранспортного комплекса.

О проведении проверки ООО «ЛЗТК» было извещено надлежащим образом, в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ, что подтверждается материалами и не оспаривается заявителем.

В ходе проведения проверки были выявлены следующие нарушения, зафиксированные в акте проверки от 16.04.2021 № 117/04/2021:

1. В путевых листах не указаны даты (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку. ТС: ПАЗ О757АЕ48, КАМАЗ 65115 О704АН48, МАН ИНТЕРСИТИ R60 О905НУ48. Путевые листы № 001182 от 07.04.2021, № 001183 от 08.04.2021, № 100695 от 05.04.201, № 100696 от 06.04.2021, № 002130 от 05.04.2021,            № 002131 от 06.04.2021. Отсутствует дата и время проведения предрейсового контроля транспортных средств.

2. В путевых листах не отражены сведения о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Отсутствуют сведения о факте проведения контроля технического состояния транспортного средства. Водитель: Секачев Валерий Юрьевич. Путевые листы № 100695 от 05.04.2021, № 100696 от 06.04.2021, № 20611 от 01.04.2021.

3. Выявлены факты нарушения продолжительности рабочего времени водителей. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей превышает 10 часов. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации, графики сменности составляются с учетом настоящих особенностей. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю. Согласно табеля учета рабочего времени за март 2021 года, водители Артемов В.А. отработал 165 часов, при норме 152 часа, Базарнов А.Н. отработал 176 часов, при норм 152 часа. 

4. Выявлены факты нарушения режима отдыха водителей. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха менее 11 часов. При суммированном учете рабочего времени и продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода. Согласно путевым листам № 001182 от 07.04.2021, № 001183 от 08.04.2021, межсменный отдых водителя Базарнова А.Н. составил 8 часов 35 минут, № 001184 от 09.04.2021, № 001185 от 10.04.2021 отдых водителя Артемова В.А. составил 90 часов 00 мин.

5. Нарушены требования обязательного прохождения предрейсового технического осмотра транспортных средств. Непроведение предрейсового контроля технического состояния ТС перед выездом на линию. ТС: КАМАЗ 65115 О704АН48, путевые листы № 10695 от 05.04.2021, № 100696 от 06.04.2021, отсутствуют дата, время проведения предрейсового технического осмотра ТС, а также фактическое время выезда (возвращения) в гараж.

6. Выявлены нарушения в порядке проведения планового технического обслуживания транспортных средств. ТС: ПАЗ О757АЕ48, ТО -2 проведено при пробеге 22079 км., при нормативе 15000 км. пробега.

7. Выявлены факты нарушения требований к тахографам. ТС: МАН ИНТЕРСИТИ R60 О905У48. Тахограф при работе с картами должен обеспечивать: взаимную аутентификацию карты и блока СКЗИ тахографа с использованием шифровальных (криптографических) средств. Оснащению тахографами подлежат: транспортные средства категорий М2<10> и М3<10> (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями: транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР от 01.07.1970) <12>, и эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, допущенными к международным автомобильным перевозкам в соответствии с удостоверением допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок.

На основании изложенного, заинтересованным лицом, выявлены нарушения          ст. 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона РФ от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», Приказа Министерства транспорта РФ от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», Трудового кодекса Российской Федерации.

На основании акта проверки выдано предписание от 23.03.2020 № 117/04/2021 об устранении ряда выявленных нарушений.

Ссылаясь на то, что указанное предписание в части пунктов 3 (организовать рабочий процесс в соответствии с требованиями законодательства по продолжительности рабочего времени; установить нормальную продолжительность ежедневной работы (смены) водителей при суммированном учете рабочего времени не более 10 часов), 4 (организовать рабочий процесс в соответствии с требованиями законодательства по соблюдению режима отдыха водителей; установить продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей не менее 12 часов) и 6 (организовать проведение технического обслуживания транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией изготовителей транспортных средств) является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, арбитражный суд приходит к следующему.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Особенностью предписания является то, что данный вид ненормативных правовых актов направлен на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверки, путем совершения лицом, в адрес которого выносится предписание, определенных действий. Соответственно, вынесение предписания порождает обязанность лица, которому оно адресовано, совершить определенные действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.

В обжалуемом предписании не имеется изложений выявленных нарушений, однако в акте проверки юридического лица от 16.04.2021 № 117/04/2021 контролирующим органом сделаны выводы о наличии таковых:

- выявлены факты нарушения продолжительности рабочего времени водителей. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей превышает 10 часов. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации, графики сменности составляются с учетом настоящих особенностей. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю. Согласно табеля учета рабочего времени за март 2021 года, водители Артемов В.А. отработал 165 часов, при норме 152 часа, Базарнов А.Н. отработал 176 часов, при норм 152 часа;

- выявлены факты нарушения режима отдыха водителей. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха менее 11 часов. При суммированном учете рабочего времени и продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода. Согласно путевым листам № 001182 от 07.04.2021, № 001183 от 08.04.2021, межсменный отдых водителя Базарнова А.Н. составил 8 часов 35 минут, № 001184 от 09.04.2021, № 001185 от 10.04.2021 отдых водителя Артемова В.А. составил 90 часов 00 мин.;

- выявлены нарушения в порядке проведения планового технического обслуживания транспортных средств. ТС: ПАЗ О757АЕ48, ТО -2 проведено при пробеге 22079 км., при нормативе 15000 км. пробега.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения).

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность (пункт 6.1).

Порядок осуществления федерального государственного транспортного надзора определен Постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 № 1051 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого предписания). Федеральный государственный транспортный надзор включает в себя: государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Приказом Ространснадзора от 27.06.2017 № ВБ-544фс утверждено Положение о Юго-Восточном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения управление в установленном порядке имеет территориальные структурные подразделения на территории Белгородской области, Липецкой области и Тамбовской области.

В соответствии с пунктом 27.2 Положения управление уполномочено выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим дорожную, перевозочную и иную деятельность, связанную с осуществлением транспортного процесса, предписания об устранении выявленных нарушений.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ).

Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу статьи 5 данного Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по регулированию деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, осуществлению контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

- организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;

- обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов - изготовителей данных транспортных средств;

- оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

По эпизоду 3, изложенному в акте проверки от 16.04.2021 № 117/04/2021 и предписании от 16.04.2021 № 117/04/2021 суд приходит к следующим выводам.

В силу абзаца 2 статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 6 Приказа Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 утверждены Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» (далее – Особенности) при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10-12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

В пункте 10 Особенностей указано, что время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее – ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки. Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей (пункт 11).

В силу пункта 12 Особенностей, время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель - 90 часов.

Как указано в пункте 17 Особенностей, время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

Юридическим лицом ООО «ЛЗТК» составлено Дополнительное соглашение              № 23/21 от 20.02.2021г. к трудовому договору от 15.01.2020г. с водителем Базарновым А.Н., подписано обеими сторонами, в котором установлена продолжительность рабочей смены 11 час. 00 мин. Начало работы 05 час. 30 мин., окончание работы 20 час. 30 мин.

Работодатель установил время для отдыха и питания, перерыва на обед общей продолжительностью 4 часа (с 09:00 до 10:00), (с 17:00 до 18:00) и ( с 12:00 до 14:00). На основании данного соглашения работодателем установлена рабочая смена, которая начинается в 5 час. 30 мин и заканчивается 20 час. 30 мин, что составляет 15 час. 00 мин. Периоды времени, не включенные работодателем в рабочее время составляют 4 час. 00 мин.

Заинтересованным лицом выявлено нарушение ООО «ЛЗТК» пунктов 6, 17 приказа Минтранса №424, поскольку установленное локальным нормативным актом продолжительность рабочей смены более 10 час., а именно 11 час. и совокупное время для перерыва для отдыха и питания более 2 час., а именно 4 час.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 8 раздела IIIПостановления Правительства РФ от 7 октября 2020 г. №1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования, в том числе, соблюдать установленные Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей.

В связи с чем, ООО «ЛЗТК» допустило нарушений лицензионных требований.

В соответствии с пунктом 3 Особенностей, в случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее - локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя  осуществляется  по  согласованию  с  представительным органом работников.

Как указано в пункте 7 Особенностей, с согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

В период проверки локальный акт работодателя не представлен. В путевых листах № 001182 от 07.04.2021г., № 001183 от 08.04.2021г., № 001186 от 11.04.2021г. отсутствует подтверждение нахождения автобуса в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению в период, не включенный в рабочее время водителя.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 15 Особенностей рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя: время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно.

Согласно путевого листа № 001182 от 07.04.2021 предрейсовый медицинский осмотр водителя Базарнова А.Н проведен в 05 час. 12 мин., послерейсовый медицинский осмотр в 20 часов 30 мин., с учётом исключения из рабочего времени перерывов, установленных локальным нормативным актом работодателя (4 часа), рабочая смена составила 11 часов 18 минут. Путевой лист № 001183 от 08.04.2021г. рабочая смена составила 11 часов 25 минут, путевой лист № 001186 от 11 04.2021г. рабочая смена составила 11 часов 25 минут.

Согласно табеля учета рабочего времени водитель Базарнов А.Н. отработал 07.04.2021 - 11 часов (по факту 11 час. 18 мин), 08.04.2021 - по факту рабочее время составило 11 час. 25 мин., 11.04.2021 -11 часов (по факту 11 час. 25 мин.).

Согласно табеля учета рабочего времени за март 2021 года водитель Артемов В.А. отработал 165 часов, при норме 152 часа, Базарнов А.Н. отработал 176 часов при норме 152 час.

Таким образом, ООО «ЛЗТК» допустило нарушение пунктов 3,6,7,17 Приказа Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей», а именно установило продолжительность рабочей смены 11 часов (при 10 ч. установленных законодательством), установило время для отдыха и питания 4 часа (при нормативе не более 2 часов законодательно определенных), не составило локальный нормативный акт о разделении рабочего дня на части, не обеспечило водителю условия, обеспечивающие возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению при разделении рабочего дня на части, организовало проведение медицинских осмотров водителей в период времени, фактически выходящий за продолжительность рабочего времени, что привело к фактическому увеличению продолжительности рабочей смены водителя.

С учетом приведенных выводов, выявленные нарушения по эпизоду 3, суд признает, как событие имевшее место быть.

По 4 эпизоду суд отмечает следующие обстоятельства.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 18 Особенностей, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода. Допускается:

- сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;

- разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая in которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.

Согласно путевым листам № 001182 от 07.04.2021г., № 001183 от 08.04.2021г. ежедневный период составляет 23 час. 53 мин. (с 05 час. 12 мин. 07.04.2021 до 05 час. 05 мин. 08.04.2021).

Отработано в указанном периоде, с учетом перерыва для отдыха и питания 11 час. 18 мин., межсменный отдых составил 8 час. 35 мин. (с 23 час. 53 мин до 11 час. 18 мин.), при этом последняя часть ежедневного отдыха менее 9 часов: составила 8 час 35 мин (с 20 час. 30 мин. до 05 час.05 мин).

Таким образом, ООО «ЛЗТК» допустило нарушение пункта 18 Особенностей, а именно не организовало водителю время ежедневного отдыха.

В предоставленной информации о времени управления ТС водителем Базарновым А.Н. за период 01.03.2021 по 31.03.2021г. указано общее время управления за сутки. Данная информация не даёт детальных четких сведений о точном времени начала эксплуатации и времени окончания эксплуатации ТС, а для объективного рассмотрения необходима информация о конкретном времени управления ТС с детализацией точного времени начала управления, периода управления и окончания управления ТС.

Таким образом, выявленные нарушения по эпизоду 3, суд признает, как событие имевшее место быть.

По 6 эпизоду судом установлено следующее.

Периодичность и объем работ по техническому обслуживанию автобуса ПАЗ 320405-04 указаны в руководстве по эксплуатации автобуса ПАЗ 320405­3902010 РЭ, Раздел 4 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОБУСА, где плановое техническое обслуживание (ТО) - через каждые 20000 км пробега, допускается отклонение в пределах ±500 км от пробега автобуса, указанного в "Перечне работ планового технического обслуживания" или рекомендованного сервисным предприятием.

ООО «ЛЗТК» нарушило порядок проведения планового технического обслуживания транспортных средств. ТО-2 проведено при пробеге 22079км, при нормативе 20000 км пробега с учетом допустимого отклонения в пределах ±500 км от пробега автобуса, перепробег между ТО-2 составил 1579 км.

Кроме того, мировым судьей Грязинского судебного участка №4 Грязинского судебного района Липецкой области вынесено постановление 5-281/2021 от 17.06.2021 о наказании административным штрафом в размере 15000 рублей должностное лицо ООО «ЛЗТК» Мещерякова О.В., постановление вступило в законную силу

В связи с чем, нарушения по эпизоду 6, также признаются установленными.

Поскольку ООО «ЛЗТК» имеет лицензию по осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, то оно обязано соблюдать, в том числе требования Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» и Трудового кодекса Российской Федерации.

Исходя из всех вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что предписание МУГАДН по ЦФО от 16.04.2021 № 117/04/2021 в оспариваемой части, по своему содержанию соответствует характеру выявленных нарушений и направлено на их устранение, а также является реально исполнимым, что свидетельствует о его законности и обоснованности.

При таких обстоятельствах оснований для признания недействительным предписания не имеется.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая, изложенные обстоятельства, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В силу части 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

Принимая во внимание положения указанной нормы, обеспечительные меры, принятые определением суда от 02.06.2021 по делу № А14-7160/2021, подлежат отмене после вступления в законную силу настоящего судебного акта.

Расходы по уплате госпошлины в силу статьи 110 АПК РФ и с учетом результатов рассмотрения спора относятся на заявителя в размере 3000 руб.

Руководствуясь статьями 65, 71, 96, 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявленного требования.

Обеспечительные меры, принятые определением суда от 02.06.2021 по делу             № А14-7160/2021, подлежат отмене после вступления в законную силу настоящего судебного акта.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, в месячный срок со дня принятия, путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                                               Д.В. Ливенцева