ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-7202/11 от 28.12.2011 АС Воронежской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Воронеж Дело №А14-7202/11

«12» января 2012г.

Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2011г.

В полном объеме решение изготовлено 12 января 2012г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Т.Н.Максимович

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Мещеряковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» г. Воронеж

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России ЮЗР) г. Орел

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 54-11-0111/пн от 19.07.2011

при  участии в заседании:

от заявителя – И.В. Красавина по доверенности от 01.07.2011, сроком на один год, Г.В. Верхошанской по доверенности от 22.07.2011,

от административного органа   Т.А. Семиниченко по доверенности № 51 от 27.12.2010г., на срок до 31.12.2011,

установил:

Открытое акционерное общество «Воронежская кондитерская фабрика» (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России ЮЗР) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 54-11-0111/пн от 19.07.2011 за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.17 КоАП РФ (недобросовестная эмиссия ценных бумаг).

Производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Орловской области по делу № А48-3416/11 по заявлению ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе о признании недействительным приказа от 14.04.2011 № 54-11-275/пз об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Заявитель поддерживает требования, ссылаясь на отсутствие события правонарушения.

Административный орган возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании 26.12.2011 объявлялся перерыв до 28.12.2011.

Из материалов дела следует.

09.11.2010 на общем собрании акционеров Открытого акционерного общества «Воронежская кондитерская фабрика» принято решение увеличить уставный капитал Общества путем размещения привилегированных именных бездокументарных акций, определив следующие условия их размещения:

1. количество размещаемых акций: 26288 привилегированных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 10 рублей каждая,

2. способ размещения акций: закрытая подписка,

3. цена размещения акций: 600 рублей 00 копеек за одну акцию,

4. цена размещения акций лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых: 600 рублей 00 копеек за одну акцию,

5. круг лиц, среди которых предполагается осуществить размещение акций: Общество с ограниченной ответственностью «Объединенные кондитеры»,

6. порядок оплаты размещаемых акций: оплата акций осуществляется только денежными средствами в валюте Российской Федерации путем безналичного перечисления на счет Общества.

25.11.2010 Совет директоров ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» утвердил решение о выпуске ценных бумаг (протокол от 26.11.2010 № б/н) на основании решения об увеличении уставного капитала Общества путем размещения акций, принятого внеочередным общим собранием акционеров ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» 09.11.2010, протокол от 12.11.2010 № б/н.

В указанном решении содержатся сведения, в том числе о категории акций (привилегированные), о количестве ценных бумаг (26288), а также о порядке осуществления преимущественного права приобретения размещаемых ценных бумаг (при размещении ценных бумаг преимущественное право приобретения ценных бумаг не предоставляется).

Приказом руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе от 14.04.2011 № 54-11-275/пз отказано в государственной регистрации выпуска акций привилегированных именных бездокументарных ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» в связи с выявленными нарушениями законодательства о ценных бумагах, а именно:

Решение общего собрания акционеров ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» об увеличении уставного капитала путем размещения привилегированных именных бездокументарных акций, принятое 09.11.2010 (протокол от 12.11.2010), на основании которого Советом директоров 25.11.2010 (протокол от 26.11.2010) утверждено Решение о выпуске ценных бумаг, содержит информацию, вводящую в заблуждение, касающуюся преимущественного права приобретения акций, предусмотренного статьей 40 Федерального закона от 26.12.1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (решением о выпуске ценных бумаг предусмотрено, что преимущественное право приобретения ценных бумаг не предоставляется, а в решении об увеличении уставного капитала предусмотрена цена размещения ценных бумаг лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право);

состав сведений содержащихся в решении о выпуске ценных бумаг в отношении преимущественного права приобретения ценных бумаг не соответствует требованиям п.2.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007, согласно которым решение о выпуске ценных бумаг утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении;

принимая решение об установлении цены размещения ценных бумаг лицам, имеющим преимущественное право их приобретения, общее собрание акционеров подтверждает наличие преимущественного права при размещении ценных бумаг путем закрытой подписки. В случае выпуска привилегированных именных бездокументарных акций ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» у владельцев обыкновенных именных бездокументарных акций в соответствии со статьей 40 ФЗ «Об акционерных обществах» преимущественное право приобретения дополнительных акций иной категории привилегированные) согласно действующему законодательству не возникает;

дата проведения заседания Совета директоров, указанная в пункте 2.2.2 Сообщения о существенном факте «Сведения об этапах процедуры эмиссии ценных бумаг (26.11.2010), не соответствует дате заседания, указанной в копии протокола заседания Совета директоров (25.11.2010);

количество размещенных акций выпуска № 31-1н-197 от 29.12.1992г., указанное в пункте 11 анкеты эмитента (284300 штук), не соответствует количеству, указанному в документах, подтверждающих государственную регистрацию этого выпуска, находящихся в распоряжении РО ФСФР России в ЮЗР (400420 штук).

14.04.2011 в адрес заявителя направлено уведомление (исх. № 54-11-ЮР-06/2175) об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

На основании поручения руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе от 02.03.2011 должностным лицом административного органа проведена камеральная проверка деятельности ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» на предмет соблюдения требований законодательства о ценных бумагах, об акционерных обществах, регламентирующих процедуру эмиссии эмиссионных ценных бумаг по фактам, содержащимся в обращении акционеров Общества - Компании «Просперити Рассвет Лимитед» и Компании «Фаэндо Лимитед».

В ходе проведения проверки, а также при рассмотрении документов, представленных Обществом для государственной регистрации выпуска ценных бумаг выявлено нарушение Обществом процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, установленной статьей 19 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», пунктом 6.1.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 № 07-4/пз-н, а именно: сведения, содержащиеся в Решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг ОАО «Воронежская кондитерская фабрика», утвержденном Советом директоров Общества 26.11.2010, не соответствует решению об увеличении уставного капитала Общества путем размещения привилегированных именных бездокументарных акций, принятому общим собранием акционеров 09.11.2010.

Административный орган, посчитав, что Общество совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.17 КоАП РФ, 05.07.2011г. в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного надлежащим образом, составил протокол об административном правонарушении № 54-11-02169/пр-ап по делу об административном правонарушении № 54-11-0219/ап.

Рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 19.07.2011г. в 10 час.00 мин. по адресу: г.Орел, ул.Московская, 159, РО ФСФР России в ЮЗР, о чем Общество также извещено надлежащим образом.

19.07.2011г. административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания № 54-11-0111/пн по делу № 54-11-0219/ап, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.17 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 000 руб.

Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд находит заявленные требования подлежащими  удовлетворению по следующим основаниям.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ (статья 4 АПК РФ).

В силу статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

Согласно статье 15.17 КоАП РФ нарушение эмитентом установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц эмитента в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы:

принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

размещение эмиссионных ценных бумаг;

государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Согласно пункту 3 статьи 39 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" размещение акций (эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции) посредством закрытой подписки осуществляется только по решению общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (о размещении эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции), принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества.

Согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ решением об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций должны быть определены количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций и привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа), способ размещения, цена размещения дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций лицам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых акций, форма оплаты дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, а также могут быть определены иные условия размещения.

Статьей 40 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ предусмотрено, что акционеры общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа).

Акционеры общества, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу о размещении посредством закрытой подписки акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых посредством закрытой подписки, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа). Указанное право не распространяется на размещение акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, осуществляемое посредством закрытой подписки только среди акционеров, если при этом акционеры имеют возможность приобрести целое число размещаемых акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, пропорционально количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа).

Настоящий пункт не распространяется на общества с одним акционером.

Если решение, являющееся основанием для размещения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается общим собранием акционеров общества, список лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, составляется на основании данных реестра акционеров на дату составления списка лиц, имеющих право на участие в таком общем собрании акционеров. В иных случаях список лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, составляется на основании данных реестра акционеров на дату принятия решения, являющегося основанием для размещения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. Для составления списка лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, номинальный держатель акций представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет акциями.

В силу пункта 6.1.2. Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР РФ от 25.01.2007 № 07-4/пз-н, решением об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций должны быть определены количество размещаемых дополнительных обыкновенных акций и привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа), способ размещения дополнительных акций - открытая или закрытая подписка, цена размещения дополнительных акций или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых дополнительных акций, форма оплаты размещаемых дополнительных акций, а также могут быть определены иные условия размещения дополнительных акций, включая срок размещения дополнительных акций или порядок его определения, порядок и срок оплаты размещаемых дополнительных акций, порядок заключения договоров в ходе размещения дополнительных акций. Решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций посредством закрытой подписки, предусматривающее оплату размещаемых дополнительных акций денежными средствами, может содержать указание на возможность такой оплаты путем зачета денежных требований к акционерному обществу. При отсутствии такого указания оплата размещаемых дополнительных акций путем зачета денежных требований к акционерному обществу не допускается.

Согласно пункту 6.1.2. стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг 2.3.1. решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящими Стандартами, утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении.

Из приведенных норм законодательства следует, что вопрос об определении цены размещения дополнительных акций, приобретаемых по преимущественному праву выносится на рассмотрение общего собрания акционеров в случае, если исходя из условий размещения такое право предоставляется и формируется список лиц, имеющих преимущественное право приобретения.

Таким образом, довод Общества о том, что оно в силу закона обязано было указать условие о преимущественном праве приобретения размещаемых акций и о цене таких акций даже при отсутствии лиц, обладающих таким преимущественным правом, не соответствует указанным выше нормам действующего законодательства.

При таких обстоятельствах включение в решение об увеличении уставного капитала условия о цене размещения акций лицам, включенным в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых дополнительных акций (600 руб. за одну акцию), по мнению суда, вводит в заблуждение акционеров – владельцев обыкновенных акций, поскольку предполагает наличие таких лиц (имеющих преимущественное право) и формирование списка лиц, имеющих преимущественное право.

Доводы Общества о том, что аналогичные решения о выпуске акций ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» и ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» были зарегистрированы РО ФСФР в Приволжском федеральном округе и РО ФСФР в Юго-Восточном регионе, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не имеют правового значения при рассмотрении данного спора и не означают законности (либо незаконности) регистрации.

При этом судом учтено, что производство по делу № А48-3416/11 по заявлению ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе о признании недействительным приказа от 14.04.2011 № 54-11-275/пз об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг прекращено определением Арбитражного суда Орловской области от 11.11.2011 в связи с отказом ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» от заявленных требований.

На основании изложенного суд установил, что условия размещения эмиссионных ценных бумаг, содержащиеся в Решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг ОАО «Воронежская кондитерская фабрика», утвержденном Советом директоров Общества 25.11.2010, не соответствует условиям размещения акций Общества, определенным на общем собрании акционеров 09.11.2010, что является нарушением установленного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, т.е. административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.17 КоАП РФ.

Вместе с тем, согласно статье 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер. Пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 ноября 2008 года N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

При применении статьи 2.9 КоАП РФ суд учитывает, что законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Оценив представленные в дело доказательства, характер и степень общественной опасности, учитывая отсутствие доказательств того, что в результате совершенного Обществом деяния государство, акционеры Общества претерпели какие-либо лишения, суд считает, что совершенное деяние не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой значительного нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства, поэтому может быть расценено в качестве малозначительного.

На основании изложенного, заявленные требования следует удовлетворить, постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России ЮЗР) № 54-11-0111/пн от 19.07.2011 следует признать незаконным и отменить полностью.

Руководствуясь ст.ст. 65, 71, 180, 181, 207, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе (РО ФСФР России ЮЗР) г. Орел о назначении административного наказания ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» № 54-11-0111/пн от 19.07.2011 по статье 15.17 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, ограничиться устным замечанием в отношении ОАО «Воронежская кондитерская фабрика».

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через суд, вынесший решение.

Судья Т.Н. Максимович