ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-7328/13 от 14.02.2014 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Воронеж Дело № А14-7328/2013

«14» февраля 2014 г.

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено 14 февраля 2014 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе: судьи Ловчиковой Н.В. единолично при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ненашевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Объединенная Воронежская Строительная Компания», г.Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>),

к Администрации городского округа – город Нововоронеж, г.Нововоронеж Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

при участии третьего лица Закрытое акционерное общество «Ипотечная компания атомной отрасли», г.Москва

о признании недействительным разрешения на производство земляных работ от 23.05.2012, выданного Администрацией городского округа г. Нововоронеж ЗАО «Ипотечной компании атомной отрасли»,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 представитель по доверенности от 09.08.2013, паспорт;

от Администрации – ФИО2 представитель по доверенности № 22 от 28.05.2013, паспорт;

от третьего лица – ФИО3 представитель по доверенности № 176/13 от 12.08.2013;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Объединенная Воронежская Строительная Компания», г. Воронеж (далее – заявитель, ООО «ОВСК»), с учетом уточненных в порядке ст. 49 АПК РФ требований, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации городского округа город Нововоронеж, г. Нововоронеж, Воронежская область (далее – ответчик, Администрация) о признании недействительным разрешения на производство земляных работ № 469 от 23.05.2012, выданного Администрацией городского округа г. Нововоронеж ЗАО «Ипотечной компании атомной отрасли», в части разрешающей проведение земляных работ и прокладку внеплощадочных сетей объекта капитального строительства по ул.Аленовской, на территории земельного участка заявителя, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 36:33:0002104:214. При участии в деле третьего лица - Закрытого акционерного общества «Ипотечная компания атомной отрасли», г. Москва (далее – ЗАО «Ипотечная компания атомной отрасли»).

Заявитель поддержал требования.

Администрация городского округа - город Нововоронеж не согласна с заявленными с требованиями по основаниям, изложенным в отзыве. Указывает на правомерность выдаче разрешения № 469 от 23.05.2012 г. Считает, что заявителем пропущен срок на обращение в суд, установленный ст. 198 АПК РФ.

Третье лицо пояснило, что строительство многоквартирных жилых домов ведется по утвержденной проектной документации и выданным разрешением на строительство, в связи с чем просит в удовлетворении требований отказать.

В судебном заседании объявлен перерыв до 14.02.2014 до 14 час. 30 мин.

Как следует из материалов дела, ООО «ОВСК», на основании договора купли-продажи земельного участка от 16.11.2010 № 05-16-11-2010 и свидетельства о государственной регистрации права 36-АГ № 110227, на праве собственности принадлежит земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, земли гаражей и автостоянок, общей площадью 2550 кв.м., расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 36:33:0002104:214.

Договор купли-продажи земельного участка от 16.11.2010 № 05-16-11-2010 заключен Муниципальным образованием городской округ город Нововоронеж Воронежской области с ООО «ОВСК» по результатам аукциона по продаже земельного участка для строительства, на основании постановления № 15.11.2010 № 2189 «О предоставлении в собственность земельного участка».

В соответствии с документацией об аукционе спорный земельный участок продавался без обременений и ограничений его использования (л.д. 1-2 том 3).

В пункте 6 договора купли-продажи земельного участка от 16.11.2010 № 05-16-11-2010 отражено, что до заключения Договора Земельный участок, указанный в пункте 1 Договора никому не продан, не заложен, не обременен правами третьих лиц, в споре и под арестом (запрещением) не состоит.

Подготовка материалов по выделение данного земельного участка для строительства охраняемой автостоянки в соответствии с публикацией в средствах массовой информации началось 10.06.2009 г. (л.д.122 том 2), схема размещения утверждена постановлением администрации г.о.г. Нововоронеж № 2489 от 02.10.2009 г. В соответствии с данной схемой (приложение к постановлению (л.д. 123 том 2) на спорном земельном участке отсутствовали какие-либо линейные объекты и обременения. Постановление администрации № 3220 от 07.12.2009 г. об утверждении схемы расположения спорного земельного участка, присвоении ему адреса и внесении изменений в земельно-кадастровую документацию также не содержит информации о наличии каких-либо линейных объектов и обременений (л.д. 124-125 том 2).

Земельный участок по адресу <...> поставлен на кадастровый учет 05.02.2010 с присвоением ему кадастрового номера 36:33:0002104:214. Сведения кадастрового паспорта земельного участка от 05.02.2010 г. (л.д. 149-150 том 2) о наличие линейных объектов и каких-либо обременений и ограничений не содержит.

После приобретения земельного участка в собственность, в целях использования земельного участка по назначению и в соответствии с видом разрешенного использования, в 2011 г. ООО «ОВСК» приступило к проектным и изыскательским работам, необходимым для строительства многоуровневой автомобильной стоянки. Так заявителем в 2011 году разработан эскизный проект многоуровневой автостоянки, в 2012 году проведена топографическая съемка земельного участка для проектирования стоянки по адресу: <...>, что подтверждается отчетом ООО «Восток-5», ООО «СК Прогресс» разработана рабочая документация «Технический отчет по результатам инженерно-геологических изысканий». Проектные и изыскательские работы проведены заявителем в 2011-2012 году на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности, который не содержал каких-либо ограничений и обременений.

Однако 23 мая 2012 г. Администрацией городского округа город Нововоронеж выдано разрешение на производство земляных работ № 469 ЗАО «ИКАО» на земельном участке, расположенном по адресу: <...> принадлежащего заявителю и предназначенного для строительства охраняемой многоярусной автомобильной стоянки, с разрешенным использованием - земли гаражей и автостоянок. В соответствии с данным разрешением ЗАО «ИКАО» проложило на территории земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности линейный объект.

Заявитель, полагая, что данное разрешение на производство земляных работ выдано администрацией незаконно, без согласия заявителя, что нарушает его права как собственника земельного участка, а также прокладка линейного объекта препятствует строительству многоярусной автостоянки и соответственно использованию земельного участка по его назначений, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

В обосновании своих возражений администрация городского округа город Нововоронеж ссылается на постановлением администрации городского округа город Нововоронеж от 17.09.2010 № 1822 которым был утвержден Проект застройки территории Северного жилого района (I и II ГСК) в г. Нововоронеже, и в соответствии с которым, в том числе, и по ул. Аленовская, проходят инженерные коммуникации (теплосеть, канализация, водовод). Указанные сети входят в состав комплексного проекта. Строительство магистральных инженерных сетей, обеспечивающих энергоснабжение жилой застройки Северного района г. Нововоронежа. По утверждению администрации в обход земельного участка, находящегося в собственности ООО «ОВСК» невозможно, что подтверждается письмом ОАО ВПИ «Гипропром» от 21.01.2011 № 02/02131б. Договор купли-продажи земельного участка заключен после утверждения проекта застройки, а именно 16.11.2010.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

При этом, право оценки наличия либо отсутствия уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, принадлежит суду.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Одновременно с подачей заявления о признании незаконным разрешение на производство земляных работ от 23.05.2012, заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного процессуального срока на его обжалование, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ. В обоснование заявленного ходатайства заявитель указывает на попытки с его стороны урегулировать спор мирным путем с администрацией города Нововоронежа и с третьим лицом, а также на попытку защиты своих прав путем подачи жалобы в прокуратуру города Нововоронежа. В качестве доказательств к ходатайству приложена переписка заявителя с администрацией и ответ прокуратуры города Нововоронежа (л.д. 10-16 том 1). Заявитель также просит учесть, что обжалуемое разрешение на производство земляных работ представлено администрацией только по запросу суда, запрос заявителя оставлен администрацией без исполнения.

Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока, учитывая то обстоятельство, что им предпринимались активные попытки урегулировать спор мирным путем, при этом проверка прокуратуры закончилась 01.02.2013 г. (л.д.13 том 1), а переписка с администрацией по спорному вопросу – 27.05.2013 г. (письмо администрации № 3577, л.д. 16 том 1), факт обращения в суд с настоящим заявлением последовал 09.07.2013 (спустя месяц с момента получения последнего письма администрации), суд признает причину пропуска срока на обжалование спорного разрешения на производство земляных работ уважительной и в порядке п.4 ст. 198 АПК РФ восстанавливает процессуальный срок на обжалование ненормативного правового акта. При этом суд также учитывает то обстоятельство, что копию оспариваемого разрешения администрация заявителю по его запросу № 797 от 16.07.2013 не выдала (ответ от 22.07.2013 № 4977), разрешение на производство земляных работ № 469 от 23.05.2012, выданного ЗАО «ИКАО» было представлено суду 19.08.2013 во исполнение определения об истребовании доказательств.

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику.

Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

В соответствии с ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к объектам капитального строительства относится - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено.

Согласно ч. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса к красным линиям относятся - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Исходя из статей 1, 48 Градостроительного кодекса трубопроводы относятся к линейным объектам и являются объектами капитального строительства.

В силу статьи 51 Градостроительного кодекса строительство этих объектов осуществляется на основании разрешения на строительство.

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 этого Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 этого Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 этого Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

Согласно ч. 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.

В порядке п.7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование также предусматривает наличие технических условий, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий.

Из содержания данных норм Градостроительного кодекса РФ следует, что застройщик имеет право планировать строительство капитальных объектов в границах, принадлежащей застройщику территории, при наличии разрешения на строительство и технических условий технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Как следует из материалов дела, ЗАО «ИКАО» получены разрешения на строительство 10.11.2011 года в целях строительства объекта капитального строительства – девятиэтажного (кирпичного) многоквартирного жилого дома с инженерными коммуникациями и благоустройством прилегающей территории в пределах земельного участка с кадастровым номером 36:33:0002104:0151. Строительство объектов на других участках, в том числе на земельном участке заявителя, представленные третьим лицом разрешения на строительство не содержат (л.д. 76-83 том 3). При этом суд учитывает то обстоятельство, что третье лицо получило разрешения на строительство дома в октябре – ноябре 2011, т.е. спустя год после регистрации заявителем права собственности на спорный земельный участок. Согласно представленной третьим лицом рабочей документации «Внеплощадочная тепловая сеть», «Внеплощадочные сети водопровода и канализации», внеплощадочный коллектор дождевой канализации» проектировка данных сетей осуществлена застройщиком в 2011-2012 году, т.е. также после приобретения заявителем прав на спорный земельный участок.

Согласие на прокладку спорных сетей на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 36:33:0002104:214 ООО «ОВСК» третьему лицу не предоставило. Доказательства обратного в деле отсутствуют.

Земельный участок с кадастровым номером 36:33:0002104:214, принадлежащий заявителю не содержит каких-либо ограничений и обременений (в том числе сервитутов), красных линий и не ограничен в обороте. Доказательств введения в отношении данного земельного участка обременений администрация в порядке п.5 ст. 200 АПК РФ суду не представила.

Как поясняет представитель администрации, на территории г.о.г.Нововоронеж действуют правила производства земляных работ на территории г.Нововоронежа, утвержденные постановлением главы администрации г.Нововоронежа № 298 от 26.04.1995 (с изменениями) (копии в материалах дела).

В соответствии с п. 2.2 данных Правил, разрешение на производство земляных работ выдается застройщику, в том числе, при предоставлении заявителем согласия собственников земельных участков или землепользователей.

Из представленного администрацией заявления ЗАО «ИКАО» на выдачу разрешения на производство земляных работ на прокладку внеплощадочных сетей от 09.04.2012 № 46/2 и приложенному к нему пакету документов не усматривается наличие документов, подтверждающих получение ЗАО «ИКАО» согласия ООО «ОВСК» на прокладку данных сетей вдоль принадлежащего последнему на праве собственности земельному участку. Следует отметить, что заявление третьего лица от 09.04.2012 № 46/2 не подписано (данный экземпляр заявления находится в делах администрации, заверенная копия которого представлена представителем администрации суду, подпись на документе отсутствует).

При указанных обстоятельствах у администрации г.о.г.Нововоронеж отсутствовали основания для выдаче ЗАО «ИКАО» разрешения на производство земляных работ № 469 от 23.05.2012 года на территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности заявителя и расположенного в <...>.

В результате выдачи Администрацией городского округа город Нововоронеж спорного разрешения на производство земляных работ ЗАО «ИКАО» безусловно нарушены права и законные интересы заявителя, в том числе, права собственника земельного участка, созданы препятствия для использования земельного участка по его назначению и в соответствии с видом разрешенного использования – строительство многоярусной автомобильной стоянки, так как после прокладки сетей спорный участок фактически обременен сетями канализации, которые не дают возможности осуществлять застройку земельного участка принадлежащего заявителю, поскольку после введения в эксплуатацию построенных сетей будет установлена охранная зона, нанесены красные линии, что приведет к невозможности осуществления строительства запланированной автостоянки.

Ссылку администрация городского округа город Нововоронеж на постановление от 17.09.2010 № 1822, которым был утвержден Проект застройки территории Северного жилого района (I и II ГСК) в г. Нововоронеже, и в соответствии с которым, в том числе, и по ул. Аленовская, 40, проходят инженерные коммуникации (теплосеть, канализация, водовод) суд во внимание не принимает, поскольку спорный земельный участок заявителя формировался и предоставлялся на торгах в 2009-2010 годы, т.е. ранее, чем было вынесено указанное постановление.

Доводы администрации и ОАО ВПИ «Гипропром» изложенные в письме от 21.01.2011 № 02/02131б о том, что прокладка канализационного коллектора в обход земельного участка, находящегося в собственности ООО «ОВСК» невозможно, документально необоснован, в связи с чем, судом также не принят.

Ответчиком и третьим лицом также не представлены доказательства невозможности прокладки канализационных сетей в других точках подключения.

Каких-либо иных доказательств, подтверждающих правомерность выдачи третьему лицу спорного разрешения на производство земляных работ, в том числе, указанных судом в определениях от 24.12.2013, от 27.01.2014 администрацией городского округа город Нововоронеж в порядке п.5 ст.200 АПК РФ не представлено.

Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Расходы по государственной пошлине в соответствии со ст.110 АПК РФ относятся на ответчика.

Руководствуясь ст.ст.65,110,156,167,170,198-201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным разрешение на производство земляных работ № 469 от 23.05.2012, выданное Администрацией городского округа г. Нововоронеж ЗАО «Ипотечной компании атомной отрасли», в части разрешающей проведение земляных работ и прокладку внеплощадочных сетей объекта капитального строительства по ул.Аленовской, на территории земельного участка Общества с ограниченной ответственностью «Объединенная Воронежская Строительная Компания», расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 36:33:0002104:214 как несоответствующее Градостроительному Кодексу Российской Федерации.

Обязать Администрацию городского округа – город Нововоронеж Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Объединенная Воронежская Строительная Компания» г.Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Взыскать с Администрации городского округа – город Нововоронеж Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Объединенная Воронежская Строительная Компания», г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>) 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия через арбитражный суд Воронежской области.

Судья Н.В. Ловчикова