ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-7380/09 от 07.09.2009 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е 

  г. Воронеж Дело № А14-7380-2009

Резолютивная часть решения оглашена 07 сентября 2009 г. 214/26

Решение в полном объеме изготовлено 14 сентября 2009 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Федосеевой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кристо Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Евросеть Центр», г. Воронеж,

к Государственному учреждению – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, г. Воронеж,

о признании недействительным решения,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности б/н от 25.08.2008 г., паспорт <...> выдан 03.03.2008 г.,

от ответчика:ФИО2, представитель по доверенности № 55 от 01.09.2008 г., паспорт <...> выдан 18.09.1998 г.,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Евросеть Центр» (далее – заявитель, Общество, ООО «Евросеть Центр») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения  Государственного учреждения – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее – ГУ ВРОФСС, ответчик) о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем – плательщиком ЕНВД на цели обязательного страхования № 1251 от 19.03.2009 г. в сумме 141 652 рублей 37 копеек; а также обязать ГУ ВРОФСС устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Евросеть Центр» путем принятия решения о возмещении расходов Общества по обязательному социальному страхованию в сумме 141 652 рубля 37 копеек.

Ответчик требования заявителя не признает по основаниям, изложенным в отзыве.

Из материалов дела следует:

16.02.2009 г. ООО «Евросеть Центр» обратилось в ГУ ВРОФСС с заявлением о возмещении расходов в части ЕНВД на выплату пособий по уходу за детьми до достижения им возраста полутора лет на сумму 3 662 558 рублей 83 коп.

В период с 18.02.2009 г. по 24.02.2009 г. ГУ ВРОФСС была проведена камеральная проверка. По результатам камеральной проверки составлен акт №1251р от 24.02.2009 г., которым установлено, что из общей суммы обращения 3 662 558 рублей 83 коп. - 141 652 рублей 37 коп. составили сверхнормативные выплаты пособия по уходу за детьми до достижения им возраста 1,5 лет лицам, проживающим в зоне, имеющей льготно-экономический статус.

Указанная сумма ГУ ВРОФСС не была принята к возмещению. В обоснование отказа в возмещении расходов ГУ ВРОФСС сослалось в акте на то, что обязательства по финансированию расходов, связанных с выплатой пособий по обязательному социальному страхованию в размерах сверх установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании подлежат исполнению только в текущем финансовом году.

19.03.2009 г. ГУ ВРОФСС принято решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем плательщиком ЕНВД на цели обязательного социального страхования №1251 в сумме 173 693 рублей 09 коп.

Считая, указанное решение в части непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем – плательщиком ЕНВД на цели обязательного страхования в сумме 141 652 рублей 37 копеек не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Общества, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Изучив представленные в судебное заседание материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доказательства по делу, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 9 ФЗ РФ от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 12, п. 1 ст. 22 Закона № 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

В силу ст. ст. 7, 8 Закона № 165-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности, материнства.

Размер пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет установлен Федеральным законом № 81-ФЗ от 09.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Закон № 81-ФЗ).

В соответствии со ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, установлен повышенный размер пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в двойном размере.

Согласно ст. 4 Закона № 81-ФЗ выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно п. 3.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств социального страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ № 22 от 09.03.2004 г., выделение вышеуказанных средств страхователям-работодателям осуществляется отделением ФСС на основании письменного заявления страхователя, расчетной ведомости за отчетный период или промежуточной расчетной ведомости, копий платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий период ЕНВД, а также заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию.

Как следует из материалов дела, и не оспаривается ответчиком, Обществом в ГУ ВРОФСС были предоставлены заявление, промежуточная расчетная ведомость, а также документы, обосновывающие произведенные расходы, а именно документы, подтверждающие права лиц на получение пособия по уходу за детьми до 1,5 лет в двойном размере, а также обосновывающие правильность начисления указанных пособий.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ, абзацу 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. № 101, страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства РФ.

Представленные Обществом в отделение ФСС РФ документы подтверждают, что расходы по оплате пособий по уходу за детьми до достижения им возраста 1,5 лет лицам, проживающим в зоне, имеющей льготный социально-экономический статус, в сумме 141 652 рублей 37 копеек, были произведены заявителем без нарушения законодательства РФ. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Довод ответчика, что расходы, которые фактически произведены заявителем на указанные цели в 2008 г., а заявлены к возмещению в 2009 г., являются произведенными с нарушением законодательства РФ, не принимается судом в связи с несостоятельностью.

Кроме того, как следует из материалов дела и подтверждается ответчиком в своем отзыве, Общество обратилось с заявлением о возмещении вышеуказанных расходов в 2008 г., однако в виду отсутствия справок с места жительства застрахованных лиц, подтверждающих право на выплату пособия в двойном размере, расходы не были возмещены. В 2009 г. ООО «Евросеть Центр» повторно обратилось за возмещением этих расходов, представив дополнительные документы.

С учетом изложенного суд считает, что решение  Государственного учреждения – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ № 1251 от 19.03.2009 г. о непринятии к зачету указанных расходов, произведенных Обществом на цели обязательного страхования в сумме 141 652 рублей 37 копеек, не соответствует действующему законодательством и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ с учетом результатов рассмотрения дела расходы по уплате заявителем государственной пошлины подлежат отнесению на ГУ ВРОФСС.

При этом суд исходит из следующего.

По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд.

Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком — лицом, обращающимся в суд, и государством.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора.

При этом, взыскивая с ответчика уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, суд возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 ст. 333.37 НК РФ, не может повлечь отказ заявителю в возмещении его судебных расходов.

Также положениями ст.333.40 Налогового кодекса РФ не предусмотрена возможность возврата уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц.

Таким образом, законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.

На основании вышеизложенного, судебные расходы, понесенные заявителем при обращении в суд, подлежат взысканию с ГУ ВРОФСС в пользу ООО «Евросеть Центр».

Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным решение  Государственного учреждения – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем – плательщиком ЕНВД на цели обязательного страхования № 1251 от 19.03.2009 г. в сумме 141 652 рублей 37 копеек.

Обязать Государственное учреждение – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Евросеть Центр» путем принятия решения о возмещении расходов Общества по обязательному социальному страхованию в сумме 141 652 рубля 37 копеек.

Взыскать с Государственного учреждения – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в пользу общества с ограниченной ответственностью «Евросеть Центр» судебные расходы в сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение месяца со дня принятия.

Судья И.В. Федосеева.