ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-7392/16 от 10.04.2017 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Воронеж Дело № А14-7392/2016

« 11 » апреля 2017 г.

Резолютивная часть оглашена 10.04.2017 г.

Мотивированное решение изготовлено 11.04.2017 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Пименовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудиковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» (ОГРН <***> ИНН <***>) г. Воронеж к Управлению по государственному регулированию тарифов Воронежской области (ОГРН <***> ИНН <***>) г. Воронеж о признании недействительным приказа от 25.02.2016 года № 7/1 «Об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения Общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» для ГБУ ВО «Спортсооружения» и обязании установить и ввести в действие индивидуальную плату на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения для ГБУ ВО «Спортсооружения» в сумме 16 497,21 тыс. рублей с учетом налога на прибыль (без НДС),

при участии

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 28.10.2016 года №200 (сроком до 31.12.2017 года копия в деле), паспорт,

от заинтересованного лица: ФИО2, ведущего советника отдела организационной и правовой работы по доверенности № 55-11/42 от 13.01.2017 года (сроком на 3 года копия в деле), паспорт, ФИО3, советника отдела тарифов по доверенности от 13.09.2016 года № 55-11/1616 (сроком на 1 год копия в деле), паспорт,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» (далее – ООО «РВК-Воронеж», Общество или заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее –Управление, УРТ или заинтересованное лицо) о признании недействительным приказа от 25.02.2016 года № 7/1 «Об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения ООО «РВК-Воронеж» для ГБУ ВО «Спортсооружения», и обязании установить и ввести в действие индивидуальную плату на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения для ГБУ ВО «Спортсооружения» в сумме 16 497,21 тыс. рублей с учетом налога на прибыль (без НДС).

Определением от 03.06.2016 года заявление принято к производству.

Рассмотрение неоднократно откладывалось по ходатайству участвующих в деле лиц.

В судебном заседании 03.04.2016 года ООО «РВК-Воронеж» поддержало доводы своего заявления, просит его удовлетворить.

УРТ не согласно с доводами заявителя, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании объявлялся перерыв на пять дней с 03 по 10 апреля 2017 года (без учета выходных дней 08 и 09 апреля).

Из материалов дела установлено.

Государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Спортсооружения» (Заказчик) обратилось к Обществу с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» с заявлением о подключении (технологическом присоединении) его объекта к централизованным системам холодного водоснабжения в соответствии с техническими условиями на подключение.

ООО «РВК-Воронеж», в свою очередь, 15.01.2016 года обратилось в Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области с заявлением об установлении индивидуальной платы за технологическое подключение (присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения спортивного комплекса ГБУ ВО «Спортсооружения», расположенного по адресу: <...> площадью 145 101 кв.м. Подключаемая нагрузка по холодному водоснабжению (водоотведению) 241,13 куб м в сутки, в том числе увеличение нагрузки по холодному водоснабжению (водоотведению) 241,13 куб. м в сутки.

К заявлению были приложены необходимые документы в количестве 34 согласно Приложению.

Указанное заявление Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области было рассмотрено.

Приказом от 25.02.2016 года №7/1 «Об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения ООО «РВК-Воронеж» для ГБУ ВО «Спортсооружения» установлена в индивидуальном порядке плата за подключение (технологическое присоединение) к водоснабжению и плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения ООО «РВК-Воронеж» объектов капитального строительства ГБУ ВО «Спортсооружения», расположенных по адресу: <...> с подключаемой (присоединяемой) нагрузкой 241,13 куб м/час, в размере 10 219 тыс. рублей (без НДС), в том числе по водоснабжению в размере 5 536,79 тыс. руб. (без НДС), по водоотведению в размере 4 682,21 тыс. руб. (без НДС).

Полагая, что установленная Управлением индивидуальная плата за подключение (технологическое присоединение) значительно снижена по сравнению с их расчетами и не включает налог на прибыль регулируемой организации, ООО «РВК-Воронеж» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 25.02.2016 года №7/1 незаконным, подлежащим отмене.

Управление в своих возражениях ссылается на следующие обстоятельства.

Расчет индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) сделан для заявителя на основании локальных и сводных сметных расчетов и с учетом норм пункта 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - Основы ценообразования), и не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, и оценив на основании ст. 71 АПК РФ все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо наличие одновременно указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановлением Правительства Воронежской области от 18.05.2009 № 397 утверждено Положение об управлении по государственному регулированию тарифов Воронежской области» (далее - Положение об УРТ).

В соответствии с закрепленными указанным Положением полномочиями УРТ приказом от 25.02.2016 года № 7/1 установило Обществу с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» для ГУ ВО «Спортсооружения» в индивидуальном порядке плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 85 Основ ценообразования, пункту 121 Методических указаний в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 10 куб. метров в час (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей 300 кв. сантиметров (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Подключаемая (присоединяемая) нагрузка объекта капитального строительства ГБУ ВО «Спортсооружения», расположенного по адресу: <...>, составляет 241,13 куб.м в сутки или 10,05 куб.м в час, что превышает 10 куб.м. в час и соответствует установленному Правилами регулирования тарифов критерию.

В соответствии с представленными в УРТ документами для подключения объекта ГБУ ВО «Спортсооружения» Обществу с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» необходимо выполнить следующие мероприятия:

1. мероприятия в сфере водоснабжения:

- строительство двух ниток водопровода Д=160 мм с устройством дюкеров под водохранилищем от площадки застройки до водопроводной линии Д=500 мм в районе жилого дома № 2 по ул. Димитрова, протяженностью 870 м (далее - Мероприятие 1);

- демонтаж водопроводной линии Д=100 мм протяженностью 104 м (далее - Мероприятие 2);

3. мероприятия в сфере водоотведения:

- строительство двух ниток напорного канализационного трубопровода Д=160 мм от площадки застройки со строительством камеры гашения и
 самотечной линии Д=200 мм от камеры гашения до канализационного
 коллектора Д=1500 мм, общей протяженностью 302 м (далее - Мероприятие 3)

Позиция УРТ по Мероприятию 1.

В соответствии с пунктом 85 Основ ценообразования расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов этих систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.

В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1038, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.

Минстрой России осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской   Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе согласно подпункту 5.2.12 пункта 5.2 акта об утверждении укрупненных сметных нормативов для объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры.

Приказом Минстроя России от 28.08.2014 года № 506/пр приняты укрупненные нормативы цены строительства «Сети водоснабжения и канализации» (НЦС 81-02-14-2014) (далее - НЦС), подлежащие применению   при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, что соответствует федеральным нормативным правовым актам.

Пунктом 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения установлено, что расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов этих систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного, назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.

Расчет платы за подключение выполнен заявителем на основании локальных сметных расчетов. В расчете сметной стоимости работ по Мероприятию 1 ООО «РВК-Воронеж» применило Территориальные сметные  нормативы Воронежской области. Способ выполнения мероприятий - метод горизонтально-направленного бурения. Стоимость Мероприятия 1 в соответствии с представленным Обществом локальным сметным расчетом определена в размере 6 847,42 тыс. руб.

Управлением при регулировании платы за подключение в индивидуальном порядке объектов ГБУ ВО «Спортсооружения» в расчете применены укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденные приказом уполномоченного федерального органа исполнительной власти Минстроя России от 28.08.2014 года № 506/пр. (далее - НЦС),  а также представленный Обществом локальный сметный расчет.

Примененные укрупненные нормативы строительства рассчитаны и представляют собой объем денежных средств, необходимый и достаточный для строительства 1 километра наружных инженерных сетей водоснабжения и водоотведения, при этом источник финансирования на стоимость строительства не влияет.

Стоимость мероприятий по подключению, выполняемых открытом   способом производства работ, протяженностью 316 м, произведено УРТ в соответствии с НЦС 14-14-003-07 наружные инженерные водоводы, разработка сухого грунта в отвал, трубы полиэтиленовые диаметром 150 мм и глубиной 2 м (в соответствии с техническими условиями ООО «РВК-Воронеж»).

При этом в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанным Минэкономразвития России от 26.10.2015 года, а также руководствуясь приказом Минрегиона РФ № 481 и экспертным заключением, к укрупненному нормативу цены строительства Управлением применен индекс-дефлятор - 1,1387, при прокладке трубопроводов в 2 и более рядов в одной траншее применен поправочный коэффициент - 1,87, в соответствии с таблицей № 1 приказа Минстроя России от 28.08.2014 № 506/пр, коэффициент перехода от цен базового района к уровню цен Воронежской области, который составляет 0,74 в соответствии с приложением № 17 приказа Минстроя России от 28.08.2014 № 506/пр, а также коэффициент при прокладке сетей в стесненных условиях застроенной части города - 1,06 в соответствии с приложением № 17 приказа Минстроя России от 28.08.2014 года № 506/пр. Стоимость мероприятий по водоснабжению по расчету УРТ с учетом НЦС составила 732,06 тыс. руб.

Кроме того, УРТ включены в расчет платы за подключение работы по вскрытию и восстановлению асфальтового покрытия в соответствии с локальным сметным расчетом, представленным Обществом, в размере 245,18 тыс. руб.

ООО «РВК-Воронеж» в основу сметного расчета включило также
 мероприятия по прокладке двух ниток водопровода (дюкера) под
  водохранилищем методом горизонтально-направленного бурения (бестраншейный способ прокладки труб, далее - метод ГНБ).

Так как на данный вид работ отсутствует утвержденный укрупненный норматив цены строительства, УРТ после проведенного анализа выполненного Обществом локального сметного расчета приняло стоимость мероприятия по прокладке двух ниток водопровода (дюкера) под водохранилищем методом горизонтально-направленного бурения по предложению Общества в размере 4 559,55 тыс. руб.

В результате по расчету УРТ стоимость Мероприятия 1 составила 536,79 тыс. руб.

По результатам выполненного УРТ расчета платы расходы регулируемой организации не превышают величину, рассчитанную на основе НЦС, что соответствует Правилам регулирования тарифов.

Так как технологические и технические решения при строительстве (реконструкции) определяются проектной документацией и проектом организации строительства (не разработаны и не представлены в УРТ в составе материалов на установление платы за подключение), то утверждение заявителя о включении (исключении) того или иного вида работ безосновательно.

В соответствии с пунктом 3 Приказа Минрегиона РФ № 481 показатели НЦС включают в себя:

- затраты на строительство объектов капитального строительства, отвечающих градостроительным и объемно-планировочным требованиям, предъявляемым к современным объектам повторно применяемого: проектирования (типовая проектная документация), а также затраты на
  строительство индивидуальных зданий и сооружений, запроектированных с применением типовых (повторно применяемых) конструктивных решений;

- затраты, предусмотренные действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения работ при строительстве объекта в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами;

- затраты на приобретение строительных материалов и оборудования, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные расходы и сметную прибыль, затраты на строительство временных зданий и сооружений, дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование, проведение необходимых согласований по проектным решениям, расходы на страхование (в том числе строительных рисков);

- затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, содержание службы заказчика строительства и строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

В соответствии с пунктом 17 Общих указаний НЦС основные виды работ по устройству сетей водоснабжения и канализации включают:

- земляные работы по устройству траншеи;

- при устройстве траншей глубиной 4 и 5 м предусмотрено устройство и разборка креплений траншей инвентарными щитами;

- устройство основания под трубопроводы:

- в сухих грунтах - песчаного,

- в мокрых грунтах - щебеночного с водоотливом из траншей при производстве земляных работ;

- прокладка трубопроводов;

- устройство изоляции трубопроводов;

- установка фасонных частей;

- установка запорной арматуры;

- установка компенсаторов;

- для сетей и водоводов водоснабжения предусмотрена промывка трубопроводов с дезинфекцией;

  - устройство колодцев и камер в соответствии с требованиями нормативных документов, а также при производстве работ в сухих грунтах их обмазочная гидроизоляция, в мокрых грунтах - оклеенная гидроизоляция;

- для сетей водоснабжения диаметром до 400 мм включительно - устройство колодцев с установкой пожарных гидрантов;

- устройство камер для трубопроводов диаметром более 400 мм.

С учетом изложенного претензии ООО «РВК-Воронеж» к расчету Управления в части Мероприятия 1 несостоятельны.

По Мероприятию 2.

Затраты на демонтаж части существующей водопроводной линии Д-100 мм, протяженностью 104 м, в размере 41,60 тыс. руб., отклонены Управлением полностью по следующим основаниям.

В соответствии с п. 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг).

В соответствии с п. 82 Основ ценообразования размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам колодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Существующая водопроводная линия Д-100 мм расположена вне зоны, строительства дюкера и на него не влияет, техническое и экономическое обоснование необходимости демонтажа существующего водопровода отсутствует. В представленных Обществом документах отсутствуют какие-либо пояснения и обоснования необходимости проведения данного мероприятия.

Поскольку указанное мероприятие не имеет прямого отношения к рассматриваемому технологическому присоединению объекта капитального строительства, затраты на его выполнение отклонены УРТ.

По Мероприятию 3.

Обществом расчет платы за подключение к централизованной системе водоотведения осуществлен на основании локальных сметных расчетов. В расчете сметной стоимости работ по Мероприятию 3 ООО «РВК-Воронеж» применило Территориальные сметные нормативы Воронежской области.

Стоимость Мероприятия 3 в соответствии с представленным Обществом локальным сметным расчетом составляет 5 108,95 тыс. руб., способ прокладки   трубопровода - метод горизонтально-направленного бурения (бестраншейный способ прокладки труб, далее - метод ГНБ).

Расчет платы за подключение к централизованной системе водоотведения выполнен УРТ по аналогии с Мероприятием 1.

Работы по вскрытию и восстановлению асфальтового покрытия приняты УРТ в соответствии с локальным сметным расчетом, представленным Обществом, в размере 80,52 тыс. руб.

Стоимость мероприятий по прокладке двух ниток напорного канализационного трубопровода (дюкера) под водохранилищем методом ГНБ принята УРТ по предложению Общества и составила 4 521,76 тыс. руб.

Стоимость мероприятий по подключению, выполняемых открытом способом производства работ по прокладке канализации в две нитки   протяженностью 27 м, рассчитана УРТ в соответствии с НЦС 14-14-003-07 наружные инженерные водоводы, разработка сухого грунта в отвал, трубы полиэтиленовые диаметром 150 мм и глубиной 2 м (в соответствии техническими условиями ООО «РВК-Воронеж») и определена в размере 62,55 тыс. руб.

Стоимость мероприятий по подключению, выполняемых открытом способом производства работ по прокладке напорного канализационного коллектора протяженностью 12 м, рассчитана УРТ в соответствии с НЦС 14-15-003-05 наружные инженерные сети канализации, разработка сухого грунта в отвал, трубы полиэтиленовые диаметром 200 мм и глубиной 2 м (в соответствии с техническими условиями ООО «РВК-Воронеж») и определена в размере 17,38 тыс. руб.

В результате по расчету УРТ стоимость Мероприятия 3 определена в размере 4 682,21 тыс. руб.

С учетом изложенного претензии ООО «РВК-Воронеж» к расчету УРТ в этой части также несостоятельны.

По налогу на прибыль.

Заявителем представлен в УРТ расчет платы за подключение к централизованной системе водоснабжения, выполненный на основе сметной стоимости работ, включающей в себя сметную прибыль. При этом к сумме расходов на выполнение мероприятий (сметной стоимости работ, включающей в себя сметную прибыль) Обществом применен налог на прибыль.

В результате анализа представленных Обществом документов Управлением установлено, что Обществом не ведется за прошлые регулируемые периоды бухгалтерского учета расходов по подключениям. По указанной причине провести  сравнительный анализ фактических затрат за предыдущие периоды, связанных с подключениями заявителей Обществом, в том числе фактических расходов на уплату налога на прибыль, отнесенных на деятельность по подключению к системам водоснабжения и водоотведения по данным раздельного учета по видам регулируемой деятельности в предшествующем расчетном периоде регулирования, УРТ не представилось возможным.

Представленный Обществом в УРТ расчет платы за подключение к
централизованной системе холодного водоснабжения в индивидуальном
порядке основывается на сметных расчетах на строительство (реконструкцию) сетей.

При этом в размер платы за подключение, рассчитанной Обществом исходя из сметного расчета, включающего в себя сметную прибыль, в том числе, налог на прибыль, Обществом повторно включены расходы по налогу на прибыль.

Таким образом, расходы на оплату налога на прибыль в расчете
принимаются дважды, что недопустимо.

В соответствии с пунктом 8 Общих указаний части 14 «Сети водоснабжения и канализации» НЦС, показатели стоимости 1 км сетей предусматривают стоимость строительных материалов, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные, расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство временных титульных зданий и сооружений и дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование и проведение необходимых согласований по проектным решениям, расходы на страхование строительных рисков, затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, содержание службы заказчика строительства и строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 28.02.2001 № 15, в составе норматива сметной прибыли учтены затраты на:

- отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в том числе, налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов;

- расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов);

- материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе);

- организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям.

Так как ставка налога на прибыль уже включена в стоимость мероприятий по строительству (реконструкции) инженерных сетей, то исходя из принципов тарифного регулирования, применение в формуле расчета ставки тарифов на покрытие расходов организации, связанных со строительством (реконструкцией) водопроводных и (или) канализационных сетей, ставки налога на прибыль дважды недопустимо.

Данная позиция поддержана ФСТ России в письме от 02.07.2015 № СЗ-7649/5 на запрос УРТ (исх. № 5-11/758 от 30.04.2015 г.), в котором предусмотрено, что одним из принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является установление тарифов, исходя из экономически обоснованных расходов организации, и органом регулирования должны приниматься меры, направленные на исключение двойного учета одних и тех же расходов, в том числе налога на прибыль.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенными в письме от 10.12.2015 № 2156-23624/фц, сметная прибыль является нормативной частью строительной продукции, в состав которой учтен, в том числе, налог на прибыль.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

При этом в силу положений пункта 2 части 1 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится, в том числе, подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.

В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона № 416-ФЗ регулированию подлежит также плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке. Порядок расчета такой платы определяется Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования, Основы) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).

В силу пункта 4 Основ тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения входит в систему регулируемых тарифов в сфере водоотведения.

Согласно подпункту 3.2.8 Раздела 3 Положения об УРТ, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 18.05.2009 № 397 «Об утверждении Положения об управлении по государственному регулированию тарифов Воронежской области», Управление является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное регулирование цен (тарифов), в том числе устанавливает в индивидуальном порядке плату за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения.

В силу пункта 81 Основ плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены Основами.

Пунктом 86 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения установлено, что при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей, иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов   для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ  .

Установление регулируемых тарифов производится по предложению регулируемой организации. Согласно пункту 16 Правил предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил.

В силу пункта 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

В соответствии с п. 26 Правил регулирования тарифов экспертное заключение органа регулирования тарифов должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере
 водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В материалах дела имеется такое экспертное заключение от 20.02.2016 года.

При проведении данной экспертизы учитывались нормы Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон №416), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - Правила регулирования № 406), постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила водоснабжения и водоотведения №644), постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее - Положение о составе разделов проектной документации №87), постановления Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (далее – Методика №№ 15/1), приказа Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 781 «Об утверждении свода правил «СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», приказа ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - Методические указания № 1746-э), приказа УРТ от 09.10.2014 № 42/3 «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления в индивидуальном порядке платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения».

Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета тарифа.

При рассмотрении представленных Обществом с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» расчетных материалов и подготовке экспертного заключения по установлению размера платы за подключение объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения в индивидуальном порядке, были учтены при расчете тарифа расходы регулируемой организации в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.08.2014 № 506/пр.

Доводы заявителя о том, что органом госрегулирования при установлении платы за подключение применены укрупненные нормативы цены строительства (НЦС 81-02-14-2014), подлежащие применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета  , не противоречит пункту 86 Основ ценообразования.

Примененные укрупненные нормативы строительства рассчитаны и представляют собой объем денежных средств, рассчитанный на единицу измерения, при этом источник финансирования на стоимость строительства не влияет.

Таким образом, органом госрегулирования при установлении размера платы за подключение объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения для ГБУ ВО «Спортсооружения» в индивидуальном порядке были соблюдены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, направленные, в том числе на обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности регулируемой организации (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона № 416-ФЗ).

Ссылку ООО «РВК-Воронеж» на представленные им результаты государственной экспертизы, подтверждающие правильность сметных расчетов, суд считает несостоятельной по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия   сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.

Проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства не является заключением государственной экспертизы проектной документации, как указывает заявитель. В соответствии с п. 3.9, п. 4.1 МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» локальные сметные расчеты (сметы) на отдельные виды строительных и монтажных работ, а также на стоимость оборудования составляются исходя из проектных материалов, т.е. без рассмотрения проектной документации невозможно достоверно оценить стоимость работ.

Ведомости объемов работ, составленные Обществом, не соответствуют п. 4.1 МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», так как объемы работ, принятые в ведомостях строительных и монтажных работ, определяются по проектным материалам, которые отсутствуют.

Предпроектная проработка не является проектной документацией.

Предпроектные проработки выполняются с целью градостроительного обоснования размещения объекта нового строительства, определения архитектурного облика, основных планировочных решений, предварительных технико-экономических показателей и параметров инженерных систем проектируемого объекта, проведения работ по реконструкции существующего объекта, устанавливают инвестиционную привлекательность, возможность строительства или реконструкции объекта на данном участке с учетом градостроительных, историко-культурных, социально-экономических, санитарно-гигиенических и экологических требований. Результаты предпроектной проработки требуются для согласования места размещения объекта, получения технических условий.

Корректировка прохождения трасс может производиться в том случае, если имеются технические условия (ТУ) и согласования на их прохождение, оформленные в установленном порядке. Технические условия и соответствующие согласования на прокладку коллектора отсутствуют.

Кроме того, в предпроектной проработке отсутствует информация о соответствии предварительных решений Схеме водоснабжения и водоотведения, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж. Требования к содержанию Схем водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782. Выполненные в данном случае Закрытым акционерным обществом ПИ «Гипрокоммундортранс» предпроектные проработки носят формальный характер, сети нанесены схематично, привязка к   местности отсутствует.

Таким образом, проектная документация, выполненная в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, Обществом не представлена.

Доводы заявителя о том, что Управление не учло при установлении платы за подключение стоимость работ по перевозке грунта, несостоятельны и противоречат материалам дела. Управлением учтены указанные затраты в полном объеме там, где предусмотрен открытый способ работ.

При таких обстоятельствах правовых оснований для признания приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 25.02.2016 года № 7/1 «Об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения Общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» для ГБУ ВО «Спортсооружения» недействительным и установления индивидуальной платы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения для ГБУ ВО «Спортсооружения» в сумме 16 497,21 тыс. рублей с учетом налога на прибыль (без НДС) не имеется.

На основании ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по настоящему делу относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 27, 65, 69, 71, 110, 197-201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

отказать Обществу с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» в удовлетворении заявления к Управлению по государственному регулированию тарифов Воронежской области о признании недействительным приказа от 25.02.2016 года № 7/1 «Об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения Общества с ограниченной ответственностью «РВК-Воронеж» для ГБУ ВО «Спортсооружения».

Решение может обжаловано в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения в 19-й Арбитражный Апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья Т.В. Пименова